Программа «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – СЕМЬЯ - ШКОЛА»
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 13 имени А.С.Пушкина»
П Р О Г Р А М М А
( управления системой психолого-педагогического просвещения родителей системой мероприятий по воспитанию одаренного ребенка и привлечению родительской общественности к решению проблем
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – СЕМЬЯ - ШКОЛА»
Автор программы:
учитель биологии высшей категории,
Курмаз Людмила Михайловна
Омск – 2016
1. Пояснительная записка.
Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности - каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается и в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Когда в школе им сообщают, что их сын или дочь прошли тестирование и с пятого класса могут обучаться по программе для одаренных детей, это вызывает удивление. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом. Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все». Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать такого ребенка?» - они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задаваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности. Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть талантливым - значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству; такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым. Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка. Возвращаясь к изначальному заявлению о том, что первооткрывателями одаренных детей являются родители, уместно вспомнить, каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и упоминаемые родителями. Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство («Она задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память («Он все запоминает в таких деталях»). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с острым восприятием («Она все на лету схватывает») и воображением («Он играет с воображаемыми друзьями» или «Она рассказывает мне такие фантастические истории»), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать. Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также общение с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне обычному ребенку справиться с теми или иными задачами. Ученые отметили явление, характерное для семей среднего достатка. В центре внимания их исследования оказались 1200 одаренных детей и их семьи, причем родители ничего не подозревали об одаренности своих отпрысков. Как раз это им и предстояло определить. Только 3/4 родителей сумели обнаружить интеллектуальную одаренность своих детей. Мерилом одаренности, согласно результатам этого исследования, послужила речь и словарный запас. Несмотря на всю важность исследования для понимания феномена одаренности, следует отметить, что оно проводилось лишь среди населения среднего достатка. В то время как родители, принадлежащие к другим культурным традициям, в воспитании детей делают акцент на иных чертах поведения, так что характеристики, предложенные учеными для раннего выявления одаренности, пригодны для разных культурных и социальных слоев далеко не всегда. Одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Отнюдь не все исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие условия. Одна моя знакомая, молодая женщина, до 3 лет не говорила вообще, а потом начала говорить целыми предложениями. Первые годы пребывания в школе она также отказывалась говорить, потому что учителя обращались к ней не по тому имени, которое она предпочитала. Ни мать, ни учитель не замечали каких-то особых способностей у девочки. В колледже ее средний балл был 3: получала пятерки по математике и другим точным наукам, которые ей нравились, и двойки по нелюбимым предметам. Сейчас она успешно работает в области компьютерной техники. Преподавая естествознание в пятых классах, я сама не раз замечала, что мальчики по сравнению с девочками отличаются лучшей речью, опровергая, таким образом, общее представление о том, что девочки в «среднем звене» имеют в этом преимущество. Аналогичный опыт привел многих ученых к необходимости пересмотреть общепринятые критерии в определении детской одаренности и тщательно изучать среду, в которой развивается тот или иной ребенок. Упоминание о том, как важно обращаться к ребенку по имени, приводит на ум один пример, характерный для талантливых детей. Мама отправила Юру в первый класс, заранее радуясь тому, как много хорошего и интересного мальчик там увидит и узнает. Спустя всего три недели она была немало удивлена и насторожена звонком от учительницы. Та начала разговор с того, что она пытается приучить детей обращаться к ней не «учительница», а Светлана Ивановна. Все дети это быстро усвоили, но Юра, несмотря на постоянные напоминания, продолжал называть ее «учительница». Однажды она в отчаянии отрезала: «Молодой человек, сколько раз я тебе говорила не называть меня «учительницей»? Меня зовут Светлана Ивановна!» На это Юра тихо ответил: «Я знаю. Извините, но я об этом забываю каждый раз, когда вы называете меня молодым человеком». К счастью, учительница оказалась достаточно деликатным человеком и позвонила не с тем, чтобы отчитать родителей, а просто рассказать об этом опыте и поговорить о собственном возросшем понимании того, как важно уважать детей и их право называться тем именем, которое они предпочитают. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи - связи между родителями и детьми. Говорится это не для того, чтобы приуменьшить проблемы воспитания ребенка, который меньше спит, больше изучает и воспринимает, больше говорит, а для того, чтобы помочь разобраться в этих проблемах.
2. Цели и задачи программы.
Целью программы является создание системы психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей. Положительного взаимоотношения одаренных детей и родителей, сотрудничества между семьей и школой для решения проблем.
Задачи программы:
- Повышение уровня родительской компетентности по выявлению и поддержке одаренных детей в семье;
- расширение содержания и направлений совместной деятельности школы с семьей;
- изучение и распространение положительного опыта семейного опыта в школе;
- вовлечение родителей в организацию образовательно-развивающей деятельности с одаренными учащимися:
1. Разработать диагностические методики выявления уровня родительской компетентности по организации семейного воспитания одаренных детей.
2. Провести социально-педагогический анализ стилей взаимоотношения в семьях одаренных учащихся.
3. Организовать семейный клуб для родителей одаренных учащихся.
4. Подготовить методические рекомендации родителям по развитию и поддержке творческих способностей в семье.
5. Подготовить методические рекомендации педагогам по работе с родителями одаренных детей.
6. Расширить направления психологической диагностики и психологического просвещения и консультирования родителей одаренных учащихся.
7. Разработать банк данных о работе с родителями одаренных учащихся.
8. Разработать критерии и методики выявления удовлетворенности родителей организацией работы с одаренными детьми в школе.
3. Основные направления деятельности по реализации программы
« ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – СЕМЬЯ - ШКОЛА».
1. Организация родительского всеобуча в ходе проведения родительских собраний, родительских лекториев, семинаров - практикумов, конференций, индивидуальных консультаций, по воспитанию одаренного ребенка в семье.
2. Разработка мероприятий, направленных на создание и функционирование в школе семейного клуба для родителей одаренных учащихся.
3. Планирование внеклассной и внеурочной совместной досуговой деятельности одаренных детей, родителей и педагогов школы как условие развития традиций воспитания будущего семьянина, формирования духовно- нравственных ценностей семьи.
4.План мероприятий по реализации программы
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – СЕМЬЯ - ШКОЛА».
Первое направление: организация родительского всеобуча «Наши дети» в ходе проведения классных и общешкольных родительских лекториев совместно с классными руководителями.
Этапы и сроки реализации родительского всеобуча «Наши дети»
- Этап становления 1 год
Просвещение классных руководителей школы: формирование у них представления и чувства ответственности в решении проблемы психолого-педагогического просвещения родителей. Разработка психологом, социальным педагогом и руководителями МО программы психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей.
- Этап функционирования 4 года
Реализация школьной программы психолого-педагогического просвещения родителей одаренных детей.
Итоги реализации программы каждые 2 года
Итоговые показательные мероприятия школьного уровня. Распространение положительного опыта семейного воспитания.
Этапы и сроки реализации школьной программы психолого-педагогического просвещения родителей одаренных школьников
Подготовительный этап
1. Выявление классным руководителем (совместно с привлечением специалиста)
социального портрета семей своего класса, исследование взаимоотношений и уровня информированности родителей о воспитания своего одаренного ребенка.
2. Разработка на основе выявленных результатов классной программы.
Основной этап.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей класса через реализацию классной программы.
- Формирование у родителей, как воспитателей своих детей, духовно - нравственных качеств.
Заключительный этап
1.Итоговая диагностика микроклимата в семье, способов взаимодействия одаренных детей и родителей.
2. Корректировка осуществляемой деятельности по результатам реализации
классной программы просвещения родителей в условиях перехода на новый этап.
Основными направлениями деятельности классного руководителя в работе с родителями одаренных детей являются:
-создание условий для свободного развития физических, психических и духовных сил учеников;
- решение проблемы общения и взаимодействия между детьми и родителями, приобщение к культурным общечеловеческим ценностям;
- ознакомление родителей с познавательной сферой жизни ребенка, с его индивидуальными психолого - физиологическими особенностями.
Основными формами работы с родителями являются:
- родительские собрания, лектории;
- переписка с родителями;
- индивидуальные консультации специалистов;
- анкетирование (диагностика) и собеседование с родителями по их результатам;
- совместная досуговая деятельность педагогов, родителей и детей (выставки творчества, концерты, интеллектуальные марафоны, спортивные соревнования и др.);
- посещение родителями внеклассных мероприятий и уроков;
- посещения мест проживания семей учащихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ТЕМАТИКА
РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 1-11 КЛАССАХ
1 класс
1. Знакомство с родителями учеников- первоклассников.
2. Семейный климат.
3. Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
4. Психологический кризис первоклассника.
2 класс
1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2. Режим дня – основа его благополучия в школьной жизни.
3. Эмоции положительные и отрицательные.
4. Роль личности взрослого в развитии ребенка младшего школьного возраста.
3 класс
1. Роль общения со сверстниками в процессе развития его личности.
2. Как помочь детям хорошо учиться.
3. Послушание – основа дисциплинированности.
4. Значение формирования компонентов учебной деятельности школьника.
4 класс
1. Формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2. Воображение и его роль в жизни ребенка.
3. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьника.
4. Культурные ценности семьи.
5 класс
1. Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-м классе.
2. Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.
3. «Общаться с ребенком. Как?»
4. Социальная занятость подростка: интересы, способности, возможности.
6 класс
1. Книга и ее роль в жизни семьи.
2. Одаренный ребенок в семье.
3. Восприятие ребенком окружающего мира.
4. Результативность школьного урока.
7 класс
1. Половое различие и половое созревание. Проблемы и решения.
2. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.
3. Реализация социальной позиции и активности подростков.
4. Дружба. Товарищество. Взаимопомощь.
8 класс
1. Психологические и возрастные особенности старшего подростка.
2. Профессию выбрали дети.
3. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.
4. Способности и роль семьи в их развитии.
9 класс
1. Выбор профессиональной направленности старшеклассника.
2. Моральные качества родителей в воспитании старшего подростка.
3.Особенности социальной самореализации и самоутверждения старшеклассников.
4. Значение профессионального выбора в жизни человека»
10 класс
1. Дети: их интересы и досуг – что мы об этом знаем.
2. Компьютер в жизни школьника «За и против».
3. Здоровый образ жизни семьи.
4. Трудный диалог.
11 класс
1. Особенности организации учебного труда школьников.
2. Поговорим о воспитании ума.
3. Вопросы, которые нас волнуют.
4. О выпускных экзаменах
Система мероприятий по управлению программой « Наши дети»
Программа предполагает конкретные мероприятия, указанные по срокам и исполнителям реализации цели Программы.
№ |
Мероприятия |
Цели |
Сроки |
Ответствен. |
Финансы. |
1. |
Семинар для классных руководителей |
Уточнение представлений и формирование чувства ответственности за психолого-педагогическое просвещение родителей |
Январь |
Психолог, социальный педагог, руководители МО |
- |
2. |
Семинар по разработке классной программы психолого-педагогического просвещения родителей |
Оказание методической помощи в написании программы |
Февраль |
Зам.директора по ВР, психолог, социальный педагог |
- |
3. |
Представление и защита программ |
Распространение положительного опыта работы с родителями одаренных детей |
Март |
руководители МО, зам. директора по ВР, зам. директора по УР |
- |
4. |
Творческие отчеты классных руководителей по работе с родителями и реализации данных программ (конференции, фестивали, педагогические чтения и т.д.) |
Стимулирование педагогов по обобщению и распространению положительного опыта работы с родителями одаренного ребенка |
Ежегодно апрель- май |
Администрация школы, руководители МО |
1000р. |
5. |
Мероприятия по возрождению семейных традиций в условиях семейного воспитания |
Формирование духовно-нравственных качеств родителей, как воспитателей своих детей |
Ежегодно сентябрь- октябрь |
Руководители МО, классные руководители |
1500р. |
6. |
Показательные мероприятия с участием родителей школьного и муниципального уровня |
Распространение положительного опыта семейного воспитания на школьных и районных фестивалях и конференциях |
Один раз в два года ноябрь- декабрь |
Зам. директора по ВР, руководители МО, классные руководители |
2000р. |
Ожидаемые результаты реализации первого направления программы.
В результате реализации программы «Наши дети», будет создана система психолого-педагогического просвещения родителей и распространения положительного опыта семейного воспитания одаренного ребенка, актуализируется вопрос формирования духовно-нравственного благополучия семьи. Положительного взаимоотношения одаренных детей и их родителей.
Второе направление: разработка мероприятий, направленных на создание в учреждении общественного органа, оказывающего влияние на развитие школы и систему работы с одаренными учащимися (родительский комитет) предполагает систему мероприятий в образовательном учреждении по созданию родительского комитета. Этот орган необходим для решения основных проблем, с которыми в сегодняшней деятельности сталкивается школа: вопросы улучшения материально-технической базы учреждения, вопросы основной деятельности школы, вопросы взаимодействия школы с микро и макросоциумом.
Алгоритм создания Родительского Комитета:
- На педагогическом совете школы принять решение о создании Родительского Комитета
- Разработать нормативно-правовую базу.
- Провести классные собрания по вопросам выдвижения кандидатов, взаимодействия родителей с общественностью с целью выдвижения кандидатур.
- Провести общешкольное родительское собрание, утвердить предложенных кандидатур.
- Распределение обязанностей
- Составление плана работы.
Третье направление: планирование внеклассной и внеурочной совместной досуговой деятельности талантливых и одаренных школьников, их родителей и коллектива школы как условие развития традиций воспитания будущего семьянина и взаимоотношений между школой, семьей, одаренным ребенком предполагает ряд обязательных ежегодных мероприятий:
- Проведение конкурсов для одаренных детей и родителей, праздников, совместных творческих дел и проектов.
- Спортивная совместная деятельность
Необходимо проведение плановой работы не только с семьями, где воспитываются одаренные дети, но и с семьями, где воспитываются дети не выделяющиеся особыми способностями. Все дети и родители должны чувствовать свою взаимную нужность и необходимость. Коллектив школы в этом может сыграть ведущую роль.
План мероприятий по третьему направлению программы:
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные за исполнение |
1. |
Школьный очно - заочный конкурс программ «Одаренный ребенок- Семья- Школа» |
Сентябрь 2016г. |
Администрация ОУ, рук-ли МО |
2.
|
Составление банка данных о семьях, в которых воспитываются одаренные дети |
Октябрь ежегодно |
Соц.педагог, психолог, классные рук-ли |
3. |
Обновление информационного банка данных об одаренных учащихся из неполных семей и их родителей (опекаемых детях и их опекунов)
|
Ноябрь ежегодно |
Соц.педагог, классные рук-ли |
4. |
Обновление информационного банка данных об одаренных детях инвалидах |
Декабрь ежегодно |
Соц.педагог, медики |
5. |
Разработка рекомендаций для ведения факультатива по теме «Семейные ценности» |
2016-17г.г. |
Соц.педагог, психолог |
6. |
Организация работы школьного психолога по теме «Семейные ценности» |
2016-17г.г. |
Зам. директора по ВР |
7. |
Разработка и проведение цикла классных часов для старшеклассников «Гражданин. Семьянин. Труженик» |
2016-17г.г. |
Рук-ли МО, классные рук-ли |
8. |
Введение в учебные планы по ОБЖ курса «Этика и психология семейной жизни» |
2016-17г.г. |
Зам. директора по УР, рук-ли МО, учитель ОБЖ |
9. |
Школьная исследовательская конференция «Семейный альбом» |
Март 2017г. |
Рук-ли МО, классные рук-ли |
10 |
Мероприятия, посвященные Дню матери |
Ноябрь ежегодно |
Зам. директора по ВР, рук-ли МО, классные рук-ли |
11 |
Привлечение одаренных детей-инвалидов к занятиям в кружках и секциях |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР, классные рук-ли |
12 |
Проведение праздничных мероприятий, посвященных Дню семьи |
Май ежегодно |
Зам. директора по ВР, классные рук-ли |
13 |
Проведение культурно- спортивного школьного праздника «Мама, папа, я - спортивная семья» |
Апрель ежегодно |
Зам. директора по ВР, учитель физ-ры, классные рук-ли |
14 |
Школьный конкурс рисунков, фотографий «Моя семья» |
Ежегодно в рамках празднования Дня семьи |
Зам. директора по ВР, рук-ли МО |
15 |
Организация оздоровительных мероприятий для одаренных детей- инвалидов |
ежегодно |
Медики, администрация |
16 |
Школьный конкурс «Семья года» |
Май ежегодно |
Администрация |
17 |
Регулярно в СМИ освещать многодетные семьи и семьи, имеющие опекаемых одаренных детей. Цель- создание положительного образа семьи |
Ежегодно |
Администрация |
5. Ожидаемые результаты и эффективность реализации программы
« Одаренный ребенок – семья – школа».
В результате осуществления программы ожидается
1.Высокий уровень психолого–педагогической компетентности родителей талантливого и одаренного ребенка:
-правильное понимание целей и задач воспитания;
-хорошая подготовка по вопросам педагогики и психологии;
-осознание ответственности перед обществом в воспитании одаренного ребенка;
-создание в семье необходимых условий для успешного воспитания талантливого ребенка;
-наличие взаимопониманий между членами семьи;
-согласование своих воспитательных воздействий с требованиями школы и современного общества:
- отзывчивость, инициативность, активность в воспитании.
2. Создание системы партнерских отношений между семьей и школой.
6. Финансирование и ресурсы
Финансирование программных мероприятий осуществляется из средств школьного бюджета согласно ежегодно утверждаемой смете.
Ресурсы:
1.Человеческие: педагоги, специалисты, сотрудники смежных служб, родители.
2.Методические: конференции, семинары.
3.Материально-технические: медиатеки, помещения, техническое оборудование, видео- и телеаппаратура.
7. Критерии реализации программы.
1.Проведение тематических проверок зам. директора по ВР учреждения.
2.Сбор и анализ отчетов руководителей МО о деятельности классных руководителей по выполнению программы.
3.Проведение школьного конкурса программ по работе с родителями.
4.Выбор и утверждение лучшей программы школы «Одаренный ребенок – семья- школа»
8. Литература
1. Мартынов С. «Хочу,чтобы мой ребенок был вундеркиндом». Ж. «Дошкольное воспитание». № 8. 1994.
2. Белова Е.«Одаренные дети».Ж.«Дошкольное воспитание».№4.1991.
3. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. «Одаренные дети». М., Прогресс, 2011.
4. Лейтес Н. «Легко ли быть одаренным?». Ж. «Семья и школа».№ 2015
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 2001.\
6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
7. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.
8. Аннастази А.Психологическое тестирование.Кн.2.М.,Педагогика,1982.
9. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж. “Семья и школа”. № 12, 1990.
10.Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - М.,1990.
11. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям.
12. Солодухин В.З. Книга для родителей.
Воспитание школьника
13. «Мой дом – моя семья»//2002.№ 1.с. 44
14. Родителям о правах ребенка//2013.№ 9. с.56
15. Педагогическое просвещение родителей//2011.№ 1.с.18
16. Детей воспитываем вместе//2011.№ 7.с.4
17. Педагогическое просвещение родителей//2011.№ 1.с.18
Народное образование
19. Девять заповедей семейного воспитания//2012.№ 6