Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Программа ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ШИК» (Школа Интересных Каникул)

МБОУ «Ордена Дружбы народов гимназия 3 им.А.М.Горького» городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

 

Программа ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ШИК» (Школа Интересных Каникул)

 

Ермолаева Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

 

 

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа лагеря дневного пребывания «ШИК» (Школа Интересных Каникул) при МБОУ « Гимназия №3» ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся  в летний период.

Направление деятельности

Физическое, духовное, эстетическое, патриотическое, экологическое  развитие детей.

Краткое содержание программы

Программа содержит: цели и задачи; механизмы реализации программы; ожидаемые результаты и условия реализации; план мероприятий, реализующих программу; приложения.

Адрес, телефон

Уфа, ул.Пушкина 108, 272-29-44, mariinka-ufa.ru

Место реализации

Лагерь дневного пребывания при МБОУ гимназия №3 Кировского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан

Количество, возраст учащихся

210 учащихся  с 7 до 14 лет

Сроки проведения, количество смен

С 1 по 21 июня 2016г., 1 смена

Содержание

1. Введение.

2. Целевой блок.

3. Содержание.

4. Механизмы реализации программы.

5. Ожидаемые результаты.

6. Учебно-методическое оснащение программой.

7. Приложение.

1. Введение

          Каникулярное время - это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово - оздоровительных форм работы. Во время каникул происходит разрядка накопившейся напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Лето – это постоянная смена впечатлений, время, когда дети имеют возможность внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Эти функции выполняет школьный лагерь с дневным пребыванием детей.

       Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.

Следовательно, в каникулярный период перед педагогическим коллективом стоит проблема наиболее рациональной и эффективной жизнедеятельности пришкольного лагеря, а также организации здорового питания, пропаганда здорового образа жизни.

 В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в пришкольных лагерях. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, а коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

     Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, оздоровления. Лагерь - это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето - это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям, и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения. Это период свободного общения детей.

      Одной из основных предпосылок создания программы является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей детей и реализации их посредством участия в организации жизнедеятельности отряда, лагеря. Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне отряда и лагеря - формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства.

     Самоуправление - это способ жизнедеятельности коллектива, обеспечивающий активное участие в решении важных вопросов жизнедеятельности каждого члена коллектива. Это означает раскрытие перед ребенком мира человеческих взаимоотношений во всей его сложности и противоречивости, выделение тех видов взаимодействия, которые ведут к успеху, к самоутверждению.

Программа «Школа Интересных Каникул» отличается разнообразием видов деятельности, тем самым учитываются возрастные особенности и потребности детей в самореализации, которые способствуют развитию личностного, лидерского, творческого, интеллектуального потенциала, а также помогают проявить свои скрытые таланты.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

          - между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее  поколение  и  неудовлетворительным  состоянием  здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий.

Почему именно «Школа»? Летние каникулы - это возможность отдохнуть, развлечься, заняться любимым делом, интересно и с пользой проводить свой досуг. Но далеко не все знают и умеют делать своё свободное времяпрепровождение увлекательным и полезным. К сожалению, у современных детей самыми популярными занятиями в часы досуга являются: просмотр телевизора, компьютерные игры или просто «ничегонеделанье».

Именно поэтому, разрабатывая программу, важно исходить из необходимости показать детям формы и способы организации собственного досуга, научить ребят организовывать свой досуг и досуг окружающих. В переводе с русского языка на древнегреческий досуг – «схан, схола, или школа ». Действительно, раньше школой считалось не учебное заведение, а свободные от обязанностей занятия. Эти занятия помогали человеку познать себя, найти своё «Я», обрести опыт.

«Школа Интересных Каникул» позволяет детям получить опыт организации культурно - досуговой деятельности и определить перспективу развития полученного опыта у себя дома. Этот результат достигается с разными категориями детей.

Лагерь размещается на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ордена Дружбы народов гимназия №3 им.А.М. Горького Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

          Участниками данной программы являются дети в возрасте от 6 до 14 лет различных социальных групп. Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Основная идея программы ЛДП - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:

  1. Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития. Вместе с тем «установка на постоянное добротворчество, привычку заботиться  о близких и далеких людях и быть удовлетворенным этой заботой» обеспечивает социальную направленность  деятельности, учит ребят сочетать интересы своего развития с общими интересами, способствует развитию у воспитанников социального самоопределения, социальной активности, формированию ценностно-смысловой позиции.
  2.  Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка. Самоанализ деятельности своей и своих друзей; качеств, проявившихся в этой деятельности; изменений, произошедших в себе и окружающих; изменения своего места в коллективе развивает самосознание и расширяет горизонты самопознания обучающихся. Целенаправленное сознательное самовоспитание приводит к самосовершенствованию личности, а совершенствование навыков самоорганизации, проявление самостоятельности способствует самореализации.
  3. Принцип «Каждое дело - творчески, а иначе - зачем?» Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе  приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному развитию коммуникативного потенциала личности воспитанников.
  4.  Отношения со взрослыми на основе сотрудничества. Отношения со взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества. Объединение взрослых и детей в социальной деятельности дает возможность первым организовать со своими воспитанниками эффективное сотрудничество, являющееся непременным условием воздействия на самоопределение воспитанников, а вторым - самоутвердиться в деятельности наравне со взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.
  5.  Самоуправление с дальнейшим расширением его прав и полномочий побуждает ребенка ответственно подходить к выбору своей позиции, ощутить всю меру ответственности за принятое решение, сделанный выбор, самоутвердиться в личностно значимой среде.
  6. Коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, самореализации личности, для осуществления самостоятельного нравственного выбора. Кроме того, она является средством:

-  осознания детьми своего «Я»;

          - осознание своего «Я» как отличного от других «Я»;

         - осознание того, как их «Я» воспринимается другим;

         - осознание себя в коллективном деле;

         - приобретения навыков высказывать свое мнение, понимать и

           принимать чужую точку зрения и отстаивать свою.

  1. Принцип педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой  дети чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что воспитатели используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и т.д.),  верят в возможность роста личности ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, которое создает особый образ жизни: мир гуманности, взаимного уважения и доверия.                                             

2. Целевой блок

Цель:

создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей, воспитание лучших черт гражданина.

Задачи:

1.     Создание условий для организованного отдыха детей.

2.     Пропаганда здорового образа жизни, создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей.

3.     Формирование интереса к различным видам деятельности.

4.     Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.

5.     Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации.

  1. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
  2. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

3. Содержание

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Эффективное управление в современном лагере - это главная основа его существования и непременное условие развития.

          Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛДП включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

          Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в смене направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов: беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии, кружковая работа.  Кроме того, используются   методы интерактивного обучения: социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии, в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления - самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации. Используются следующие приемы организации деятельности: театрализация; соревнования; коллективная творческая деятельность (КТД).

Проводится воспитательно-профилактическая работа с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье; беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

Итак, нами выделяются основные направления программы:

1. психолого-педагогическое;

2. физкультурно-оздоровительное;

3. духовно-нравственное;

4. эстетическое;

5. экологическое;

6. патриотическое;

7. досуговое.

       Психолого-педагогическое направление ориентировано на  создание комфортных условий в период пребывания де­тей в детском оздоровительном лагере; формирование психологической культуры участников про­цесса оздоровления.

Формы работы:  адаптивные игры; развивающие игры; тренинги; беседы; релаксационные упражнения.

      Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на повышение оценки значимости    собственного здоровья для успешности в жизни,  формирование твердых убеждений в необходимости ЗОЖ,  вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы,  выработка и укрепление гигиенических навыков, расширение знаний об охране здоровья.

Формы работы: утренняя зарядка, физкультминутки, спортивные игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, посещение бассейна.

Духовно-нравственное направление ориентировано на раскрытие творческого потенциала и самореализацию, формирование у детей навыков работы в коллективе, умения брать ответственность на себя, уважительного отношения к мнению других, умения проявлять заботу об окружающей природе, развитие креативности.

Формы работы: организация работы творческих мастерских; конкурсы рисунков, газет, презентаций; выставки декоративно-прикладного творчества; фестивали; викторины; праздники, посещение театров, музеев, экскурсии.

      Эстетическое направление ориентировано на развитие умения видеть, чувствовать и понимать прекрасное и  в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми; формирование  навыков культурного поведения и общения, привитие  детям эстетического вкуса.

Формы работы: посещение театров, кинотеатров, музеев; беседы; фестиваль талантов; творческие конкурсы; оформление отрядных уголков, конкурсы рисунков, презентаций.

     Экологическое направление ориентировано на воспитание бережного отношения к окружающей среде;  повышение уровня экологической культуры детей.

Формы работы: беседы; конкурсы плакатов; экологический десант; участие в экологических акциях.

        Патриотическое направление ориентировано на воспитание в детях чувства любви и уважения к родине, семье; формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края; формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений; возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Формы работы: военно-патриотическая игра; беседы; викторины; конкурсы рисунков; экскурсии по памятным местам города.

 

         Досуговое направление ориентировано на  вовлечение детей в различные формы организации досуга; организацию деятельности творческих мастерских; создание условий для духовно-нравственного общения; закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Формы работы: посещение концертов, кинотеатров, участие в спортивных соревнований, представлениях; прогулки; конкурсные программы.

 

         Профориентационное направление ориентировано на привлечение внимания к педагогической работе, вовлечение детей 14 лет в процесс организации и проведения досуга детей в роли организаторов и волонтеров.

                            4. Механизмы реализации программы.

          Сроки реализации программы: лето 2016 года.                    

Этапы реализации программы:

1 .Подготовительный (май)

Одной из основных задач подготовительного периода,  обеспечения деятельности программы, является профессиональная подготовка специалистов.

В мае для педагогов и вожатых проводится стажерская площадка «Организация летнего отдыха детей в условиях лагеря дневного пребывания»:

·        подбор кадров;

·        проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников  лагеря;

·        подготовка методических материалов;

·        подготовка материально-технической базы.

 

          2. Организационный (2-3 дня)

          Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основная цель этого периода – адаптация ребёнка к условиям и особенностям  лагеря. Дети знакомятся друг с другом. Педагоги и воспитатели узнают об их интересах.

      Основной деятельностью этого этапа является:

·        формирование отрядов;

·        знакомство с режимом работы лагеря и правилами поведения; знакомство с воспитателями, вожатыми, детьми на «Огоньках знакомств»;

·        придумывание названия отряда, девиза, выбор отрядной песни;

·        оформление отрядных уголков;

·        открытие смены.

         3. Основной ( 17-18 дней)

      Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;
  • вовлечение участников программы в различные виды коллективно- творческих дел;
  • корректировка межличностных и коллективных отношений;
  • работа творческих мастерских.

 

         4. Заключительный (1 день)

·        закрытие смены (последний день смены);

·        сбор отчетного материала;

·        анализ реализации программы и выработка рекомендаций.

 

         Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

·        образовательная деятельность;

·        оздоровительная деятельность;

·        культурно-досуговая деятельность;

·        методическая работа с воспитателями, вожатыми.

 

Образовательная деятельность предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно-нравственных традиций и истории родного края. Кроме того, знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

 

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

 

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение театров и музеев.

 

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

         Для организации работы по реализации программы смены:

·        проводятся ежедневные планерки воспитателей и вожатых;

·        составляются планы работы отрядных вожатых, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

·        проводятся анкетирование и тестирование  воспитанников  на различных этапах смены («Экран настроения»);

·        оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;

·        сотрудники   обеспечиваются   методической   литературой;

·        инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;

·        проводятся инструктажи с педагогами и детьми по правилам дорожного движения, по охране жизни и здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

В основе воспитательной системы - активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров. Обязанности командира отряда:

·        посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;

·        планировать совместно с вожатыми работу своего отряда;

·        следить за выполнением режимных моментов;

·        отвечать за одно из направлений работы.

             

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12г.
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Устав МБОУ Гимназия №3 Кировского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан
  • Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Приказы Управления образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Акт приемки лагеря.
  • Планы работы.

 

Материально-технические условия предусматривают:

 

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

1

2

3

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты.

Материальная база школы.

Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,  линейка

(в случае плохой погоды)

Материальная база школы

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база школы

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база школы

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Школьная столовая

Завтрак, обед.

Городской бюджет

Методический кабинет

Творческая  мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Комнаты гигиены

Туалеты, места для мытья рук.

Материальная база школы

Финансовое обеспечение программы.

     Финансовое обеспечение деятельности лагеря осуществляется за счет бюджетных средств (питание) и родительских средств (оплата призов, питьевой воды, посещение бассейна, театров, кинотеатров)

 

                                             Кадровые условия.

      Педагогический коллектив представлен учителями  МБОУ  Гимназия № 3 - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания, прошедшими  инструктаж СанПина, медосмотр для доступа к работе в ЛДП.

Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры, для медицинского контроля -  врач, для обеспечения питания в школьной столовой – поварской состав, для соблюдения чистоты в помещениях – технический персонал.

          Методические условия предусматривают:

  • наличие необходимой документации, программы, плана;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • коллективные творческие дела;
  • творческие мастерские.

Согласно программе, плану работы, утвержденному директором МБОУ Гимназия № 3.

          Активно на протяжении нескольких лет к работе в ДОУ «Шик » привлекаются студенты  выпускных курсов БГПУ. Прохождение педагогической практики организуется при МБОУ «Гимназия № 3». По итогам практики проводится мониторинг эффективной работы каждого студента согласно проектной работы.

                            Ожидаемые результаты работы лагеря

          В ходе реализации данной программы ожидается:

·        укрепление  здоровья  детей через соблюдение режима, режима питания; организацию игр и проведения мероприятий на свежем воздухе;

·        развитие творческих способностей, инициативы, активности каждого ребенка;

·        развитие у  школьников  интереса к занятиям  физкультурой  и спортом;

·        расширение  социального  опыта;

·        формирование коммуникативных умений, основы  правильного поведения,  общения,  культуры, досуга;

·        вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

·        формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира;

·        привитие навыков самообслуживания;

·        воспитание чувства патриотизма; формирование национального самоопределения;

·        воспитание бережного отношения к окружающему миру;

·        профориентация

·        Формирование привычки эффективного проведения досуга

·        Использование социальных сетей для пропаганды здорового образа жизни детей, привлечение родителей к воспитанию детей.              

Учебно-методическое оснащение программы

  1. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
  2. Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.-М.:ВАКО,2008г.
  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
  5. Соколова Н.  В.  Лето,  каникулы  - путь  к успеху: сборник программ и  игр для  детей  и  подростков  в  условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

 

                                                                                                              Приложение.

Отрядные дела:

№ дня

Мероприятия

1 день

«Мы такие разные, но мы вместе»

Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня. Оформление уголка лагеря. Деление на отряды. Отрядные огоньки «Давайте познакомимся». Вводный инструктаж. День защиты детей.

2 день

«Все мы родом из детства»

Диагностика здоровья. Спортивные состязания. Оформление уголка лагеря. Гиннес шоу «Кто во что горазд». Инструктаж по охране труда при занятиях на воде  в бассейне.

3 день

«День хороших манер»

Культура поведения в общественных местах. Беседа о правилах этикета. Подготовка к конкурсу презентаций «Паспорт отряда». Инструктаж по охране труда при проведении спортивных соревнований.

4 день

«Мы и дорога»

Беседа по ПДД «Школа безопасности». Конкурс рисунков «Безопасная дорога». Дорожная азбука в загадках. Игры на свежем воздухе. Инструктаж по правилам поведения учащихся на дорогах и на транспорте.

5 день

«В кругу своих друзей»

Единый день экскурсий. Экскурсия в парк Аксакова. Конкурс «Я рисую на асфальте». Инструктаж по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах.

6 день

«Пушкинский день»

Году литературы посвящается. Пушкинский день в России. Литературное кафе «Тебя же, как первую любовь, Россия сердце не забудет». Инструктаж о правилах поведения в театре, музее, кинотеатре.

7 день

«День героев ВОВ»

К 71годовщине  Великой Победы. Беседа «Никто не забыт - ничто не забыто». Экскурсия в парк Матросова.

8  день 

«Страна Здоровячков»

Конкурс рисунков «Здоровое питание – здоровые дети». Игры на сплочение коллектива. Отрядные олимпийские игры «Быстрее, выше, сильнее»

9  день

«Ярмарка чудес»

Фестиваль «Зажги свою звезду». Игровая площадка «Кубок дружбы». Инструктаж по охране труда при поведении массовых мероприятий.

10 день

«О, спорт, ты - жизнь!»

Шахматно-шашечный турнир. Подготовка презентации «Наши рекорды». Инструктаж по правилам безопасного поведения на водоемах в летний период.

11 день

«Удивительный мир»

Игра «Фестиваль приключений». Конкурс рисунков «Жители Земли». Инструктаж по охране труда при поведении прогулок, туристических походов, экскурсий.

12 день

«День города Уфа»

День России, день города Уфы, Салавата Юлаева. Беседа. Прогулка к памятнику С.Юлаева. Посещение Национального музея. Конкурс фантазийных рисунков «Мой любимый город», «Салават Юлаев – герой башкирского народа». Инструктаж по ПДД.

13 день

«Знаешь ли ты себя?»

Анкета «Я и мы». Отрядные спевки «Песни Артека». Командная игра «Вот тебе моя рука». Инструктаж по электробезопасности.

14 день

«Листая прошлого страницы»

Национальные игры башкирского народа. В мире танцев и песен. История моего города.  Игра-соревнование «Морской бой». Инструктаж по правилам поведения при пожаре.

15 день

«День пожарной безопасности»

Беседа о правилах пожарной безопасности. Экскурсия в пожарную часть. Инструктаж по пожарной безопасности учащихся.

16 день

«В гостях у сказки»

«Сказка – ложь, да в ней намёк…». Инсценирование отрывков из народных сказок. Викторина «Любимые сказочные герои»

17 день

«День именинника»

Праздничная  программа «День именинника». Коллективная творческая работа.

18 день

«В объективе - МЫ!»

Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». Подготовка к конкурсу презентаций, видеороликов «Из жизни моего отряда».

19 день

«Зеленая аптека»

Знакомство с лекарственными травами. Конкурс-выставка «Дары лета». Сюжетно-ролевая игра «В поисках клада».

20 день

«Исполнение желаний»

Игра-путешествие «Все нам лето подарило!»

Конкурс «Слабо». Флэшмоб «Танец Дружбы». Подготовка к закрытию смены.

21 день

«День Солнца»

День памяти и скорби. Зажжение памятной свечи. Конкурс плакатов «Мы за мир!». Отрядный огонёк «Солнечные лучики». Закрытие лагерной смены.

 

Рецензия на Программу  летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «ШИК (Школа Интересных Каникул)» МБОУ ордена Дружбы народов гимназия № 3 им.А.М. Горького Городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Авторы программы:

Н.А.Ермолаева – учитель начальных классов, учитель высшей категории МБОУ Гимназия № 3, Отличник образования Республики Башкортостан

 

Каникулярное время-это смена деятельности обучающихся, которая позволяет организовать разнообразные досугово-оздоровительные формы работы. Педагогическим коллективом разработана и внедрена программа, целью которой была: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина. Программа реализовывалась по следующим направлениям: психолого-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, духовно-нравственное. Педагогическим коллективом создавались комфортные условия в период пребывания детей в оздоровительном лагере, формирование культуры общения, поведения, расширение кругозора детей, раскрепощение, развитие творческих способностей, развитие каждого обучающегося, его способности к заполнению досугового пространства общественно-полезной, музыкальной деятельностью, формированию вкуса к активному отдыху. Воспитателями была обеспечена полная занятость детей с целью развития личности ребёнка, его духовно-нравственных, интеллектуальных и физических качеств, заполнение досугового пространства, активный творческий отдых в сочетании со спортивной деятельностью, а также обеспечено безопасное пребывание детей в пришкольном лагере.

Летний лагерь дневного пребывания «ШИК» при  МБОУ «Гимназия № 3» действовал в течение 21 дня. Лагерь посещали 210 детей в возрасте от 7 до 12 лет. На протяжении смены начальником лагеря была Ермолаева Наталья Анатольевна, 18 воспитателей, чей педагогический опыт превышает 15 лет. В МБОУ «Гимназия № 3» создана для реализации программы материально-техническая база: комната отдыха, игровые комнаты, спортивный зал, спортивная площадка,  библиотека, медицинский кабинет, столовая, кабинеты для творческих мастерских, комнаты для гигиены.

 В лагере было 7 отрядов, все отряды были разновозрастные, у каждого отряда было свое название, девиз и презентация. Для каждого отряда была оборудована игровая комната, где было большое количество настольных игр, наборов для рукоделия и рисования.

Уникальность программы лагеря заключается в том, что в лагере дневного пребывания активно принимали участие студенты Башкирского Государственного педагогического университета. Их педагогическая практика была направлена на реализацию индивидуальных педагогических проектов, опытные вожатые организовали мастер-классы для студентов.

Были организованы следующие мероприятия: проекты «У правил каникул не бывает», «Наше культурное наследие», «Как зовут тебя улица?», « В объективе –мы!», экологический проект «Мой зелёный город».

За время работы в лагере было организовано соревнование между отрядами, отряды награждались грамотами, призами, вручались грамоты и призы за личное первенство. Каждый из детей был привлечен к театральным постановкам, которые демонстрировались на сцене гимназии.

На протяжении всей смены большое внимание уделялось здоровому время препровождению детей. В начале и в конце смены был проведен медицинский осмотр. Каждое утро дети проводили оздоровительную физическую зарядку, чередуя ее с танцевальными  упражнениями. Постоянно осуществлялся контроль над соблюдением личной гигиены детьми до и после приема пищи. Ни одного дня не проходило без подвижных игр на свежем воздухе. Проводились как командные игры, так и игры на личное первенство: «Веселые старты», «О, спорт, ты – жизнь!», «Шахматный турнир», «Тропа испытаний», спортивная игра «Страна Здоровячков».

Регулярное посещение бассейна Динамо пошло на пользу здоровью и настроению. Профессиональные занятия йогой вызвали большой интерес среди отдыхающих лагеря.

Каждый день дети играли в командные виды спорта: «Футбол», «Пионербол», «Снайпер» и др. Незабываемы  прогулки в парковой зоне нашего города. Организованные воспитателями  подвижные игры стали для детей настоящим открытием, вызвали неподдельный интерес и желание организовывать игры самостоятельно.

К памятной  дате 22  июня было организовано и проведено совместное мероприятие с Комитетом ветеранов Республики Башкортостан «Я помню, я горжусь».

Большое внимание оказывалось формированию у детей здорового образа жизни и закреплению знаний по ПДД и ОБЖ: просмотр спектакля «Игра в прятки», спортивно-оздоровительная игра «Знатоки ПДД», конкурс рисунков на асфальте «Переходи дорогу по пешеходному переходу», беседа  с инспектором по делам несовершеннолетних.

За время работы лагеря было проведено 5 музыкальных часов, на которых отдыхающие ребята разучивали веселые детские песни, «кричалки».

Ежедневно обновлялся информационный стенд. На нем вывешивался план работы на день, фотографии прошедшего дня, обозначена игра дня, поздравления именинников, победителей конкурсов и проектов.

За время работы смены дети посетили театральные  спектакли, Башкирский государственный театр оперы и балета, Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури,  ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан».

Посмотрели кинофильмы в к/т «Родина. Приняли участие в общегородском празднике у памятника  Салавата Юлаева, посвященном  Дню защиты детей. Ветеран педагогического труда гимназии,  известный краевед, профессионал своего дела – Барышева Нина Иосифовна, подготовила для детей ряд экскурсий под общим названием «Мой край родной», с посещением музеев Геологии и Национального краеведческого музея. За время пребывания в пришкольном лагере каждый научился играть в национальные башкирские игры, своими руками изготовил поделки в кружках:«Оригами», «Скрапбукинг», «Затейники», «Чудесные ладошки», «Волшебная бумага», «Подводный мир». В проводимых мероприятиях все дети принимали активное участие. За время пребывания в лагере ребята сдружились, лучше узнали друг друга, а многие приобрели новых друзей. Каждый день, проведенный вместе, надолго останется в памяти мальчишек и девчонок. На память о проведенных днях у каждого ребенка останутся фотографии, поделки и, что особенно важно, приобретенные знания, умения и правильное отношение к организации отдыха – активность и творчество! На период работы городского оздоровительного лагеря воспитателями была создана группа в соц. сетях для родителей. Ежедневно на странице размещались фотографии детей во время мероприятий и игр, была возможность разместить и комментарии. От родителей было получено много слов благодарности за организацию детского досуга, дана была высокая оценка профессионализму воспитателей и администрации Гимназии. Команда вожатых и команда воспитателей награждены почетными грамотами Администрации МБОУ «Гимназия № 3» за активную жизненную позицию и профессионализм. Отмечены были наиболее успешные индивидуальные проекты вожатых, отсутствие травматизма и жалоб.

Заключительным мажорным аккордом стал совместный концерт учащихся и вожатых – студентов, ставшими настоящими друзьями и единомышленниками.

            Благодаря комплексному подходу к развитию и воспитанию детей воспитательная работа в лагере открыла огромный простор для творческой инициативы и самодеятельности всего детского коллектива, способствовало всестороннему развитию современной личности с    учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

                    В ходе реализации данной программы оправдались ожидания всех участников городского оздоровительного лагеря «ШИК»:

  • укрепление  здоровья  детей через соблюдение режима, режима питания; организацию игр и проведения мероприятий на свежем воздухе;
  • развитие творческих способностей, инициативы, активности каждого ребенка;
  • развитие у  школьников  интереса к занятиям  физкультурой  и спортом;
  • расширение  социального  опыта;
  • формирование коммуникативных умений, основы  правильного поведения,  общения,  культуры, досуга;
  • вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
  • формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира;
  • привитие навыков самообслуживания;
  • воспитание чувства патриотизма; формирование национального самоопределения;
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру;
  • профориентация
  • формирование привычки эффективного проведения досуга
  • использование социальных сетей для пропаганды здорового образа жизни детей, привлечение родителей к воспитанию детей.

 

Учреждение, реализующее программу:

 МБОУ ордена Дружбы народов гимназия № 3 им.А.М. Горького Городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Общая характеристика программы:

Направленность, в рамках которой реализуется программа : воспитательно-развивающая.
Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: возрастные игровые группы по 25 человек.
Возраст детей: 7-17 лет, учащиеся гимназии № 3

Срок реализации программы: 21 день.

Содержание данной программы способствует целостному развитию личности при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. В программе большое внимание уделяется ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.

Программа «Школа Интересных Каникул» отличается разнообразием видов деятельности, тем самым учитываются возрастные особенности и потребности детей в самореализации, которые способствуют развитию личностного, лидерского, творческого, интеллектуального потенциала, а также помогают проявить свои скрытые таланты.

Программа учит детей выбирать правильные формы и способы организации собственного досуга.

Принципы организации педагогического процесса в рамках программы: опора на интересы детей и их желание действовать, самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, отношения со взрослыми на основе сотрудничества, самоуправление, коллективно-творческая деятельность, принцип педагогического взаимодействия.

Программа содержит целевой блок, содержательный, механизмы реализации программы .В целевом блоке описаны цели и задачи программы. В содержательном блоке описаны следующие направления: психолого-педагогическое;  физкультурно-оздоровительное;  духовно-нравственное; эстетическое; экологическое;  патриотическое; досуговое. Механизмы реализации программы представлены согласно этапам: подготовительный, организационный, основной, заключительный.  Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей: образовательная деятельность; оздоровительная деятельность; культурно-досуговая деятельность; методическая работа с воспитателями, вожатыми.                             В программе определены следующие ожидаемые результаты работы лагеря   : укрепление  здоровья  детей через соблюдение режима, режима питания; организацию игр и проведения мероприятий на свежем воздухе; развитие творческих способностей, инициативы, активности каждого ребенка; развитие у  школьников  интереса к занятиям  физкультурой  и спортом; расширение  социального  опыта; формирование коммуникативных умений, основы  правильного поведения,  общения,  культуры, досуга; вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда; формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира; привитие навыков самообслуживания; воспитание чувства патриотизма;  воспитание бережного отношения к окружающему миру.

          Уникальной особенность данной программы является сотрудничество педагогического коллектива учителей начальной школы МБОУ Гимназия № 3 с Башкирским государственным педагогическим университетом. К работе в лагере привлечены студенты БГПУ различных факультетов, используется творческий потенциал студентов и педагогов, позволяет организовать работу в малых группах. Программа отличается модернизацией старых форм работы и введением новых; необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

         В материалах программы обобщен опыт работы за последние 3 года.

Рекомендовано коллективу составителей обобщить имеющийся опыт, расширить возможности сотрудничества с профильными ВУЗами, обобщить опыт работы по использованию исторического наследия города Уфы.