Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Программа кружковой работы по художественно- эстетическому направлению «Музыкальный фольклор» для детей 5-7 лет

МБДОУ «Детский сад № 30» Шатурский муниципальный район Московская область

 

Программа кружковой работы по художественно- эстетическому направлению «Музыкальный фольклор» для детей 5-7 лет

 

Шепетко Татьяна Николаевна

музыкальный руководитель

 

 

Пояснительная записка

Фольклор уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о Красоте и Любви, об извечных проблемах борьбы Добра и Зла. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения и продления жизни на Земле. Они содержат понятия о необходимости вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, о творческой активности, позволяющей сохранить имеющиеся духовно-эстетические ценности, и на их основе непрерывно созидать новые.

Актуальность.Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов. Освоение фольклорного материала формирует представления воспитанниково народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей. Естественность звуковой палитры народныхпопевок даёт возможность достаточно быстро наладить координацию голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, чётком, эмоционально ярком произнесении и пропевании музыкально-поэтических текстов развивают голос. Повышают речевую и певческую культуру, постепенно формируют культуру чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать и в конечном счёте освоить национальный характер самовыражения.

В современных условиях жизни основное время дети проводят среди сверстников и за компьютерными играми. Уходит из жизни детей «живой» фольклор, передаваемый «из уст в уста»: колыбельные, «сказки на ночь», традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.

К изучению традиционной народной культуры в рамках программы «Музыкальный фольклор» применяется комплексный подход, который позволяет выявить неразрывное единство всех её составляющих:

  • комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского народа;
  • духовно-нравственные ценности, народные идеалы;
  • опыт традиционного воспитания и народную этику;
  • народно-прикладное искусство (традиционный костюм, народная игрушка);
  • систему празднично-обрядовой деятельности;
  • фольклорно-этнографические тексты.

Содержаниеучебного курса максимально приближено к реальной жизни – определяется годовым календарным кругом, который не только диктует человеку вид занятий в тот или иной календарный период, но и связан с биологическими процессами, изменениями, происходящими в каждом живом организме при смене времён года.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и является образовательной в области «Искусство». Основывается на совокупности учебных программ по предметам: «Народный календарь» (К.В. Орлова, О.А. Федотовская), «Народные игры» (О.А. Федотовская), «Народная игрушка» (О.А. Федотовская), «Фольклор и этнография» (С.В. Балуевская, О.А. Федотовская), «Народная хореография» (О.А. Федотовская), «Класс фольклорного ансамбля» (О.А. Федотовская).

Новизна настоящей программы состоит в концептуальном подходе к охвату осваиваемых дисциплин, разработке тем занятий и подборе репертуара. В течение двух лет дети изучают и проживают одни и те же праздники народного календаря и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Цель программы – художественно-эстетическое развитие детей средствами традиционной народной культуры.

Для достижения поставленной цели решается ряд задачвоспитательной, образовательной и развивающей направленности.

Обучающая задача – знакомить обучающихся с основными календарными, семейно-бытовыми обрядами и праздниками; разучивать музыкально-поэтические тексты; способствовать формированию у обучающихся знаний основ народной традиционной культуры.

Развивающая задача – развивать личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое развитие).

Воспитательная задача – воспитывать основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, доброжелательность, вежливость и культуру поведения.

Определение цели, задач и содержания изучаемого курса по данной программе строится на основе следующих важнейших принципов:

  • учёт возрастных психолого-физиологических особенностей детей;
  • доступности;
  • межпредметных связей;
  • наглядности;
  • системности и преемственности, обеспечивающей взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющей соблюдение установок «от простого – к сложному», «от частного – к общему»;
  • дифференциации и индивидуализации, предусматривающих создание условий для максимального развития способностей и задатков каждого ребёнка, предполагающих реализацию индивидуальности воспитанников.

Дополнительная образовательная программа разработана для занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5-7 лет).

Срок реализации программы два года. Кружок проводится 1 раз в неделю, в вечернее время. Длительность кружковых занятий 30 минут.

Психолого-педагогические особенности развития детей, участвующих в реализации программы.

Дошкольный возраст (5-7 лет)

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В игровой деятельности ярко проявляются взаимоотношения детей. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Развитиевоображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. Основные достижения дошкольного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, обладают высоким уровнем по­знавательного и личностного развития.

Условия реализации программы

Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, межгрупповые.

По способу организации занятий можно выделить следующие:

  • тематические (традиционные) занятия;
  • комбинированные занятия;
  • занятия – театрализованные представления;
  • репетиции;
  • праздники (вечоры), по возможности вместе с родителями;
  • экскурсии (выставки, музеи);
  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

Структурные компоненты тематического (традиционного) занятия:

  1. Беседа по изучаемой теме;
  2. Ритмические упражнения, выполняемые руками и/или ногами (в зависимости от используемого репертуара);
  3. Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой (приведение дыхательного аппарата в рабочее состояние, для готовности пения «на опоре»);
  4. Дикционные упражнения (скороговорки);
  5. Распевание (настройка общего звучания по интонированию, тембру, характеру и темпу);
  6. Разучивание, повторение, исполнение музыкального материала;
  7. Подведение итогов, обобщение.

Очерёдность видов деятельности может меняться в зависимости от тематики и поставленных задач на занятии.

Оценка уровня обученности осуществляется посредством проведения диагностики. При этом используются следующие формы проведения диагностики:

- творческие зачёты;

- тестирование;

- анкетирование;

- отчетные концерты.

Участники реализации программы: педагог – обучающиеся – родители.

Обязательным для всех является участие в праздниках и вечёрках, которые наполняются традиционным содержанием и проводятся в строго определённые сроки (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Масленица, Пасха и др.). Здесь происходит практическая реализация и закрепление полученных на занятиях знаний. Важно то, что таким образом дети участвуют в сохранении и восстановлении народных обычаев и праздников, становятся носителями своей родной культуры. Родители также принимают непосредственное участие и в подготовке: шьют народные костюмы, готовят традиционные угощения для чаепитий и атрибуты праздника. Также с родителями осуществляется постоянный контактнародительских собраниях и индивидуальных консультациях говорится о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны.Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит поддержке и развитию эмоциональной и духовной близости.

Примерный учебно-тематический план

Первый год обучения

Цель:ознакомить с народным календарём, дать элементарные навыки образования по фольклору.

Задачи:

- обучающая: выявить индивидуальные особенности ребенка; показать результат ближней и дальней перспективы; освоить репертуар, предусмотренный программой.

- развивающая: развить интерес к народным традициям; развить и закрепить мотивацию к заинтересовавшей деятельности.

- воспитательная: воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам, доброжелательность, вежливость и культуру поведения;привитие уважительного отношения к народным традициям своего народа.

 

Название темы

Количество занятий

Время, затраченное на занятия

Общее количество затраченного времени

 

Вводное занятие

1

30 минут

30 минут

1.

«Осень, осень, гости недель восемь»

8

30 минут

4 часа

2.

«Зазимье пришло, засидки принесло»

6

30 минут

3 часа

3.

Подготовка к зимним Святкам

3

30 минут

1 час

30 минут

4.

«Зимняя сказка»

2

30 минут

1 час

5.

«А мы Масленку дожидали»

3

30 минут

1 час

30 минут

6.

Великий Пост. Подготовка к Пасхе

7

30 минут

3 часа

30 минут

7.

«Весна красна, тёплоелетечко»

3

30 минут

1 час

30 минут

 

Экскурсии

2

30 минут

1 час

 

Итоговое занятие

1

30 минут

30 минут

 

ИТОГО:

36

 

18 часов

Содержание программы

Первый год обучения

Вводное занятие

Теория: правила поведения на занятиях. Режим работы. Ознакомление с программой двух лет обучения. Знакомство с историей предмета.

Практика:знакомство с детьми и детей друг с другом (игры с названием имени).

Тема 1. «Осень, осень, гости недель восемь»

Теория:Осенние праздники народного календаря:

- Семён-летопроводец 14 сентября;

- Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. Переход от осени к зиме. Взаимосвязь природы и человека.

Пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени.

Практика:Открытое занятие для родителей «Батюшка Покров, покрой земельку снежком, дом теплом, нас добром».Считалки, заклички и хороводные игры.

Тема 2. «Зазимье пришло, засидки принесло»

Теория:

- «На что и клад, коли в семье лад»: семейные традиции, уклад семейной жизни, рождение детей.

- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»: женский труд и рукоделия, русский традиционный народный костюм.

- «Кузьминки – об осени поминки» 14 ноября день Кузьмы и Демьяна.

Практика:игры, пестушки, потешки, колыбельные.

Тема 3. Подготовка к зимним Святкам

Теория:

- 25 декабря Спиридон-солнцеворот;

- 7 января Рождество Христово. 

Традиции и обычаи  этих праздников; «ряженые», колядовщики.

Практика:разучивание колядок, святочных игр, хороводов, гаданий; изготовление атрибутики, колядование по творческим объединениям Центра.

Тема 4.«Зимняя сказка»

Теория: пословицы, загадки про зиму, снег, вьюгу, метель. Сказки о животных и волшебные сказки.

Практика: обыгрывание сказки на выбор..

Тема 5. «А мы Масленку дожидали»

Теория: название дней масленичной недели;

- 15 февраля Сретенье. Зима с весной встретится, перелом зимы.

Практика: масленичные песни, игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями «Масленицу провожаем, Христова дня дожидаем».

Тема 6. Великий Пост. Подготовка к Пасхе

Теория: значение Поста, особенности постового времени, постная еда, поступки хорошие и плохие (грехи), рукоделия и ремёсла.

- Середокрестье – середина поста(на четвёртой неделе Великого поста).

- 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.

- «Верба хлёст,бьёт до слёз». Вербное воскресенье и его традиции.

- Страстная седмица.

- «Дорого яичко ко Христову дню». Значение праздника Пасхи, традиции пасхального столования.

Практика:заклички, духовные стихи, Пасхальный тропарь.

Тема 7. «Весна красна, тёплоелетечко»

Теория:

- Красная горка – первый весенний праздник.

- 6 мая Егорьев день. День Георгия Победоносца. Духовные стихи о «Егории Храбром», выгон скота, начало пахоты.

- Беседа о предстоящих  летних праздниках.

Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов. Отчётный концерт «Ой, весна-красна!».

Экскурсии:

- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела «Осень, осень, гости недель восемь»;

- Шатурский краеведческий музей. Экспозиция  «Народный быт»;

Итоговое занятие-праздник для родителей «Потеха – делу не помеха».

Прогнозируемые результаты первого года обучения

Знания

Умения

- основные праздники народного календаря;

- несколько образцов загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок, закличек, считалок, плясовых песен

 

- организовать жеребьёвку и игру без помощи взрослых;

- выполнять ритмические, дикционные, дыхательные упражнения;

- слушатьпри пении другого поющего;

- выполнять плясовой шаг «с притопом»;

- исполнять освоенные игровые,  песенные и плясовые формы.

 

Примерный учебно-тематический план

Второй год обучения

Цель:сформировать у учащихся представление о традиционной народной культуре (система календарного земледельческого круга и праздников народного  календаря), основы исполнительских навыков.

Задачи:

- образовательная: освоить знанияпо народной культуре в целом (интенсивное освоение народных традиций);

- развивающая: развивать музыкальные способности детей, исполнительскую деятельность.

- воспитательная: воспитывать патриотизм и уважительное отношение к традициям русского народа;

 

 

 

 

Название темы

Количество занятий

Время, затраченное на занятия

Общее количество затраченного времени

 

Вводное занятие

1

30 минут

30 минут

1.

«Осень – перемен восемь»

8

30 минут

4 часа

2.

«Зимушка-зима»

9

30 минут

4 часа

30 минут

3.

«Скоро сказка сказывается…»

2

30 минут

1 час

4.

«Дорогая наша Масленица»

3

30 минут

1 час 30 минут

5.

Великий пост. Пасха Христова.

7

30 минут

3 часа

30 минут

6.

«Весна-красна, что нам принесла?»

3

30 минут

1 час 30 минут

 

Экскурсии

2

30 минут

1 час

 

 

Итоговое занятие

1

30 минут

30 минут

 

 

ИТОГО:

36

 

18

 

             

Содержание программы

Второй год обучения

Вводное занятие

Теория:Правила поведения на занятиях. Режим работы. Ознакомление с программой  второго года обучения.

Практика:повторение изученного материала за первый год обучения. Календарный круг.

Тема 1. «Осень – перемен восемь»

Теория: пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени.

- Семён-летопроводец 14 сентября;

- Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября;

- Покров Пресвятой Богородицы 14 октября.

Практика: считалки, заклички и хороводные игры.

Тема 2. «Зимушка-зима»

Теория:- «Не красна изба углами, а красна пирогами»: уклад семейной жизни, семейные традиции.

- «Не скучай работой, а скучай заботой»: народные промыслы; элементы русского традиционного народного костюма, их значение и функции.

- 14 ноября день Кузьмы и Демьяна.

Практика:хороводные игры, плясовые песни. Занятие - вечерина с родителями «Кузьминки – об осени поминки».Подготовка к Святкам.

Тема 3. «Скоро сказка сказывается…»

Теория: ознакомление с повествовательными жанрами фольклора: сказка, духовный стих, поучительная быль.

Практика:колядки, обыгрывание сказки на выбор.

Тема 4. «Дорогая наша Масленица»

Теория: название и обычаи каждого дня.

Практика: подготовка и проведение масленичной недели. Масленичные песни, игры и хороводы. Занятие-праздник с родителями «Ты прощай, прощай, Масленка».

Тема 5. Великий Пост. Пасха Христова

Теория:  традиции Поста и празднования Пасхи, нормы и правила нравственного поведения.

- Середокрестье – середина поста(на четвёртой неделе Великого поста).

- 22 марта Сороки, день весеннего равноденствия. Закликание жаворонков.

- Вербное воскресенье и его традиции.

- Страстная седмица.

- Пасха Христова.

Практика:былины, духовные стихи, пасхальный тропарь.

Тема 6. «Весна-красна, что нам принесла?»

Теория: приметы весны, весенние праздники

- Красная горка – первый весенний праздник.

- 6 мая Егорьев день. День Георгия Победоносца. Духовные стихи о «Егории Храбром», выгон скота, начало пахоты.

- Беседа о предстоящих  летних праздниках.

Практика: весенние хороводы, игры; разучивание летних песен и хороводов. Отчётный концерт «Загануть ли семь загадок?».

Экскурсии:

- занятие-экскурсия на природе в рамках раздела «Осень – перемен восемь»;

 - Шатурский краеведческий музей. Крестьянский зал;

Итоговое занятие-праздник для родителей«Разгар весны - предлетье».

Прогнозируемые результаты второго года обучения

Знания

Умения

- знать содержание и назначение праздников народного календаря;

- большое количество загадок, пословиц, скороговорок, частушек, сказок,закличек, считалок, плясовых песен.

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах;

- правильно петь «на опоре»;

- петь в унисон и с элементами двухголосия без сопровождения;

- исполнять более сложные игровые, песенные и плясовые формы.

Методическое обеспечение программы

Первый год обучения

п/п

Раздел программы

 

Форма организации

Форма проведения

Способы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие

Лекции, игровые занятия

коллективная

Рассказ о занятиях кружка, рассматривание фотографий, знакомство с детьми – игры с названием имени

Входящая диагностика

2.

«Осень, осень, гости недель восемь»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия,открытое занятие для родителей

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ о праздниках народного календаря данного периода; пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени; считалки, заклички и хороводные игры

Открытое занятие для родителей

3.

«Зазимье пришло, засидки принесло»

Занятия тематические,лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа о семейных традициях, женском труде, русском традиционном народном костюме; пестушки, потешки, колыбельные, игры

Устный опрос

4.

Подготовка к зимним Святкам

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, праздник

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ о традициях и обычаях святочного периода; разучивание колядок, святочных игр, хороводов; изготовление атрибутики; колядование

Устный опрос

5.

«Зимняя сказка»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции,

театральное представление

Коллективная, индивидуальная, групповая

Разучивание пословиц, загадок  про зиму, снег, вьюгу, метель; сказки о животных и волшебные сказки; обыгрывание сказки на выбор

Устный опрос

6.

«А мы Масленку дожидали»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-праздник с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ о традициях каждого дня масленицы, его название; масленичные песни, игры, хороводы

Занятие- праздник

7.

Великий Пост. Подготовка к Пасхе

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ об особенностях постового времени, хороших и плохих поступках, рукоделиях и ремёслах; заклички; знакомство с духовными стихами, Пасхальным тропарём

Тематическая диагностика (Пасхальный кроссворд)

8.

«Весна красна,тёплоелетечко»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Рассказ о весенних  и предстоящих летних праздниках; весенние игры и хороводы; разучивание летних песен и хороводов

Тематический опрос

9.

Экскурсии

Экскурсии

коллективная

Слушание рассказа экскурсовода, наблюдение, обсуждение увиденного и услышанного; составление коллективного сочинения

Коллективное

сочинение

10.

Итоговое занятие

Занятие-праздник для родителей

коллективная

Концертное исполнение освоенного материала

Концерт для родителей

Второй год обучения

п/п

Раздел программы

 

Форма организации

Форма проведения

Методы и приёмы

Форма подведения итогов по теме

1.

Вводное занятие

Лекции, игровые занятия

коллективная

Беседа о земледельческом календарном круге; повторение ранее освоенного материала

Входящая диагностика

2.

«Осень – перемен восемь»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа об осенних праздниках народного календаря; пословицы и загадки о хлебе, урожае, осени; считалки, заклички и хороводные игры

Открытое занятие для родителей

3.

«Зимушка-зима»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, занятие-вечерина с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа об укладе семейной жизни; рассказ об элементах русского костюма; рассматривание иллюстраций; хороводные игры, плясовые песни

Устный опрос

4.

«Скоро сказка сказывается..»

Занятия тематические, репетиции, театральное представление

Коллективная, индивидуальная, групповая

Слушание повествовательных жанров фольклора; разучивание колядок, обыгрывание сказки на выбор

Устный опрос

5.

«Дорогая наша Масленица»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, репетиции, занятие-праздник с родителями

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа об обычаях и названии каждого дня масленичной недели; подготовка к ней  и проведение; масленичные песни, игры, хороводы

Занятие- праздник

6.

Великий пост. Пасха Христова.

Занятия тематические, лекции, игровые занятия

Коллективная, индивидуальнаягрупповая

Беседа о постовом времени, нравственном поведении; былины, духовные стихи, Пасхальный тропарь

Тематическая диагностика

 

 

«Весна-красна, что нам принесла?»

Занятия тематические, лекции, игровые занятия, отчётный концерт

Коллективная, индивидуальная, групповая

Беседа о весенних праздниках и  приметах, о предстоящих летних праздниках; весенние хороводы, игры, летние песни и хороводы

Тематический опрос

8.

Экскурсии

Экскурсии

коллективная

Слушание рассказа экскурсовода, наблюдение, обсуждение увиденного и услышанного; составление коллективного сочинения

Коллективное

сочинение

9.

Итоговое занятие

Занятие-праздник для родителей

коллективная

Концертное исполнение освоенного материала

Концерт для родителей

Методическое сопровождение программы

Программно-методическое сопровождение программы включает в себя следующее:

  • Авторские методики:

- разработка тем программы;

- составление конспектов занятий.

  • Диагностические материалы для проверки усвоения дополнительной образовательной программы.
  • Образно-иллюстративный материал:

- наглядные пособия;

- тематические слайды;

- дидактический и иллюстративный материал по темам занятий.

  • Методическая литература по предмету.
  • Литература для детей и родителей.
  • Дидактический материал:

- Анкеты, тесты, кроссворды и творческие задания;

- Примерный репертуар;

- Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой;

- Работа с родителями;

- Конспекты занятий;

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимо иметь:

- музыкальный зал;

- музыкальные инструменты: балалайка, трещотки, бубен, свистульки;

- аудио (cd) магнитофон, аудиокассеты, cd диски с записями фольклорного материала;

-dvdпроигрыватель и dvd  диски с записями фольклорного материала;

- соответствующий реквизит для проведения праздников;

- народные костюмы для выступлений.

Список литературы

Для педагога

  1. Гилярова Н.Н. Детский фольклор Рязанской области. // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 1994
  2. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М., 1996
  3. Добрынин В.М., Бобрихин А.А. Этнокультурное образование. / Школа народной культуры. – Екатеринбург, 1999
  4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М., 2003
  5. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста. – М., 2006
  6. Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000
  7. Куприянова Л.В. Русский фольклор. – М., 2002
  8. На пути к возрождению: опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. – Вологда, 2001
  9.  Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  10. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. – М., НИИ школьных технологий, 2006
  11. Федотовская О.А. Фольклорно-этнографическое направление в системе школьного образования. – Вологда, 2002
  12. Фольклорно-этнографическое отделение в музыкальной школе: практика регионального дополнительного образования детей. – Вологда, 2009

Список литературы рекомендуемой для обучающихся и родителей

  1. Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей  / Сост. Е.И.  Якубовская / № 1,2. – М., 1997
  2. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. – М., 2001
  3. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды / Ростов н/Д: Феникс, 2008
  4. Ланетина Л.А. Книжки для Ульянушки. – Вологда, 2009
  5. Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. – М., 1994
  6. Народный костюм Вологодской области. – Вологда, 1990
  7. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М., 2001
  8. Петрова Т.А. Про свирель, гудок и бубен: Детская энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта. – Калининград, 1995
  9. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – Санкт-Петербург, 1994
  10. При солнышке тепло, при матери добро. – М., 1979
  11. Протасова Т.Н. На-ко, дитятко, поиграйся. Добрая, весёлая, ситцевая игрушка: методическое пособие по традиционной игрушке. – Вологда, 2009
  12. Святочные игрища Белозерья (Колядки.Подблюдные песни) /Сост. Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда, 1996
  13. Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1995
  14. Твой русский костюм /Этноклуб «Параскева», Шангина И.И. – Санкт-Петербург, 1997
  15. Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов // Рязанский этнографический вестник. – Рязань, 2001
  16. Шашуков Н.Л. Цвет ума народного. – Сокол, 1995
  17. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2004

Приложение 1:

Вопросы к пасхальному кроссворду:

  1. Что является символом Пасхи? (Яйцо)
  2. Как называется сладкая пасхальная выпечка? (Кулич)
  3. Как называется праздник, во время которого освящаются в церкви куличи и крашенные яйца? (Пасха)
  4. Из какого молочного продукта приготовлена пасха? (Творог)
  5. Как называют человека, ведущего в церкви пасхальную службу? (Батюшка)
  6. Что звонит в пасхальные дни, создавая торжественное праздничное настроение у прихожан в церкви? (Колокола).

Приложение 2:

Примерный репертуар

Репертуар опубликован, см.:

  • Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М., 1996
  • Г. Парадовская От Рождества до Святой Пасхи.  – М., 2002
  • Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей  / Сост. Е.И.  Якубовская / № 1,2. – М., 1997
  • Кулёв А.В. Основы народной культуры. – Вологда, 2000
  • Святочные игрища Белозерья (Колядки.Подблюдные песни) /Сост. Алексеева М.В., Парадовская И.В. – Вологда, 1996
  • Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1995

Приложение 3:

Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой

См. публикацию: Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М., 2004

Приложение 4:

Конспект занятия-праздника «Масленица»

Цель: воссоздать целостную картину традиционного народного празднования Масленицы.

Задачи:

- обучающая: изучить народные традиции праздника Масленицы, показать возможные формы досуга на основе фольклорных традиций;

- развивающая: развивать творческие способности, мыслительную деятельность, быстроту реакции, воображение, артистичность.

- воспитательная: воспитывать у детей нравственные черты – правдивость, товарищество, доброту, культуру  поведения;

Оборудование: две шапки, снежки, тексты загадок, таблички с названиями продуктов, балалайка, блины и сладости для чаепития.

Ход занятия

Вот и закончилась зима. Отгуляли в январе Святки, встретили Рождество, Старый Новый год, Крещение, ещё были праздники. А сейчас пришло время Масленицу встречать.

Что вы знаете о празднике Масленица? (ответы детей)

Масленицу отмечают целую неделю – с понедельника по воскресенье – и неделя называется «Масленичная». В каждый день Масленицы пекут блины и каждый день Мю недели имеет своё название:

*первый день – понедельник- «встреча». Само слово говорит за себя - Масленицу встречают. Заливают водой горки. М. называют «катальницей», потому что в этот праздник нужно кататься с гор, кататься на лошадях. А ещё звать, закликать солнышко, чтобы стало тепло, таял снег… Давайте вместе позовём солнышко

Закличка «Солнышко-вёдрышко»

*вторник – «заигрыш» - начинается веселье. Ходят друг к другу в гости, семья – к семье, родственники – к родственникам. Устраивают праздничный пир в «складчину», где каждый приносит своё угощение на общий стол (как мы с вами).

*среда – «лакомка». Также готовят всяческие лакомства, блины, пироги. Даже поговорка есть такая «Не бывает М. без блинов, как именин без пирогов». А не хотите ли конфеточек покушать да сказочку послушать?

Докучные сказки:

  1. Жили-были два гуся… Вот и сказка вся!
  2. Пришёл медведь к броду, бултых в воду. Уж он кис, кис, кис

Уж он мок, мок, мок. Выкис, вымок, вылез, высох. Встал на колоду, бултых в воду…

  1. Плавал и плавал у плотины карась. Сказка моя уже началась…

*четверг – «широкий» (разгул) – праздник в самом разгаре. Поют, пляшут, играют. А я вам загадки загадаю.

Загадки.

Девочки наши споют частушки:

  1. Балалаечка-гитара                         4. Я  иду, они стоят,

Утешеньице моё.                                    Четыре ёлочки подряд.

Балалайке сделать ножки,                     Ёлочка за ёлочкой,

Балалаечка пойдёт.                         Люблю мальчишку с      чёлочкой                                                         

  1. Я ходила на базар,               5. Скоро Масленка проходит

Видела Мирона.                                    Впереди Великий пост.

У Мирона на носу                        Сидит кошка на окошке,

Каркала ворона.                                    Вышивает себе хвост.

     3. На столе лежит арбуз,                           6. Если б не было  воды,

         На арбузе муха.                                     Не было бы кружки.

  Муха злится на арбуз,                         Если б не было девчат,

Что не лезет в брюхо.                            Кто бы пел частушки.

*пятница «тёщины блины» - едут в гости к тёще ( родственникам мамы, к бабушке, маминой маме). Проверим, какие хозяйки наши девочки, как помогают дома мамам. Нужны для конкурса две девочки.

Конкурс «Испеки блины» (отобрать набор продуктов, из которых затваривают тесто для блинов:

Картофель, молоко, перец, мука, блины, соль, масло, морковь, сахар, яйцо, лук ).

*суббота – «золовкины посиделки». Едут в гости к папиным родственникам. Проверим на ловкость наших мальчиков.

Конкурс «Шапочки». Выбираем двух мальчиков. Задача: сорвать шапку у своего соперника, стоя на правой ноге, левую держать рукой. Три раза.

*воскресенье – проводы Масленицы. Прощёное воскресенье.

Гуляют, поют песни, водят хороводы, веселятся. М.- проводы зимы, встреча весны. Строят снежную крепость. Делятся на две команды. Команда в крепости – зима, нападающая команда – весна. Взятие снежного городка, снежной крепости. Обязательно должна победить команда?... Весна! Проводят кулачные бои. Участвуют в них только мужчины.

Состязание «Стенка на стенку». Мальчики делятся на две команды. Зацепляемся под локти и по команде пытаемся грудью перетолкать противника на его сторону. Три попытки.

Игра в снежки типа «Взятие снежного городка». Все делимся на две команды, за 15 секунд перекидать снежки на противоположную сторону (за черту). У кого снежков осталось меньше – та команда победила.

На Масленицу  играют в «Горелки».

Вечером символично прощаются с зимой – сжигают чучело М., поют длинные лирические песни и прощальные песенки:

Поём «Масленицу провожаем»

Такие слова в песне, потому, что назавтра – с понедельника после М. начинается Великий пост. Что вы знаете про это особое время? (ответы детей)

Великий пост длится 7 недель, в это время не едят продукты животного происхождения. Но основная цель поста – думать о душе, делать добрые дела, не ругаться, не обижать  друг друга… Закончится Великий пост и будет другой великий праздник Пасха.

Когда масленичный костёр горит, кричат:

«Масленица, прощай, Христов день посылай!»

«Молоко горит, масло горит!»

«Масленица прокаталась, через год она обещалась!»

Прогорит масленичный  костёр, и все друг у друга прощенья просят, так как воскресенье называется «Прощёное»: «Прости меня, пожалуйста, если в чём виновата перед тобой». А в ответ нужно сказать: «Бог простит». И тоже попросить прощения, потом три раза поцеловаться в щёку.

Вот так и проходит масленичная неделя. Сегодня среда – «лакомка». Давайте поиграем и пойдём за праздничный стол.

Игры на выбор: «Растяпа», «Золотые ворота», «Кот и мышь», «У дядюшки Трифона».

Чаепитие с родителями.

Конспект занятия «Народные игры»

Цель: практическое обучение народным играм, правилам игры.

Задачи:

- обучающая: разучить несколько народных игр, считалок;

- развивающая: многостороннее личностное развитие ребёнка (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки; музыкальное, образное, творческое и т. д.)

- воспитательная: воспитывать у детей нравственные черты – правдивость, товарищество, доброту, культуру  поведения;

Оборудование: необходимое количество стульев для участников игр, колечко.

Ход занятия

  1. Беседа о народных играх:

- Мы с вами сегодня разучим игры русского народа, в которые играли наши бабушки и  дедушки, прабабушки и прадедушки.

В русских народных играх существуют правила игры. Как вы думаете, каковы эти правила?

- …

- Одно из правил – выбор водящего не по назначению, а по считалке. Другое правило – лежачего не бьют. И ещё одно правило – борьба или битва до первой крови.

- Существуют различные типы игр: игры с предметами;   приуроченные к определённому этапу народного календаря (святочные,  масленичные); уличные игры и игры в помещении; ролевые игры…

2.  Разучивание поэтических текстов и напевов считалок:

«Соломинка, ярёминка», «Конь ретивый».

  1. Разучивание игры «Мигалки»: ставим стулья по кругу (по количеству вдвое меньше, чем количество игроков); распределяемся парами: один садится на стул, другой встаёт за ним; один из стульев свободен от сидящего, но стоящий за ним есть; он мигает одному из сидящих; сидящий, заметив это, перебегает к нему на свободный стул. Задача стоящего сзади – задержать руками своего убегающего. 
  2. Разучивание игры «Прянишна доска»: все сидят на стульях спина к спине, водящий ходит вокруг игроков, пока поётся песенка. Песенка закончилась, он касается коленки игрока, напротив которого остановился. Оба бегут в разные стороны(водящий – куда шёл, туда и бежит; другой – в противоположную сторону), чтобы занять освободившееся место. Кто занял, тот остаётся, кому не хватило места – тот водящий.
  3. Разучивание игры «Хороню я золото»: по считалке выбираем водящего – раздавать колечко, и того, кто смотрит – кому положили колечко. Пока поётся песенка, колечко нужно положить одному из игроков. Другой водящий наблюдает – кому положили колечко. Если угадал – он раскладывает колечко, если не угадал – водит ещё раз  (до тех пор, пока не угадает); а раскладывает тот, у кого было колечко.
  4. Подводим итог занятия: какие народные игры и считалки  разучили; повторяем поэтические и музыкальные тексты данных образцов.