Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера дошкольных...
16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Проводим лето в парке»
16.09.2019 г.
Всероссийский фестиваль поделок из овощей, цветов и фруктов «Щедрого лета прощальные дары…»
10.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Вспоминая ушедшее лето…»
09.09.2019 г.
 

Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню Государственного флага Российской...
09.09.2019 г.
Всероссийский конкурс «Мой Город отмечает праздник свой!»
05.09.2019 г.
IV Всероссийский конкурс «Овощной переполох»

Программа кружка "Наш край"

  • Название материала: программа кружка (направление: духовно-нравственное) «Наш край»
  • Номинация, вид методической продукции: образовательные программы, элективные курсы
  • Наименование образовательной организации: МБОУ «Медведская ООШ»
  • Фамилия, имя, отчество автора: Веснина Елена Владимировна
  •  Место работы: МБОУ «Медведская ООШ»
  •  Должность: учитель начальных классов
  •  Квалификационная категория: высшая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Наш край» духовно-нравственного направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и авторской программы «Приобщение младших школьников к краеведению и истории России» Маханёвой М. Д. Князевой О. Л.

С сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения России, в том числе и Курганской области, перешли к реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно новому стандарту предполагается, что итогом обучения в школе станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах. Среди личностных характеристик школьника на первое место в стандарте ставится следующая - «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.

Под краеведением понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к родному краю. Важным средством реализации этой задачи является знакомство с миром растений и животных, населяющих малую родину; изучение природы и природных богатств края, хозяйственной деятельности, исторических событий, происходящих на её территории, знакомство с жителями села, известными людьми края.

Программа кружка «Наш край» рассчитана на 4 года: материал 1-ого и 2-ого годов направлен на изучение природы родного края, материал 3-го и 4-го годов обучения - на изучение истории края.

Особая значимость программы кружка состоит в формировании у школьников целостной картины окружающей его природы и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Программа кружка «Наш край» изучается с 1 по 4 класс, состоит из 135 часов, из расчета 1 час в неделю. На изучение программного материала в первом классе отведено 33 часа, со 2 по 4 – по 34 часа в год.

Для реализации программы используется учебно-методическое пособие:

  • Маханёва М. Д. Князева О. Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.-72 с. (Развитие и воспитание).

Содержание программы носит обучающий и развивающий характер. При проведении занятий используются работа в группах, практические работы, экскурсии, проведение тематических праздников, викторин, встреч с жителями села.

Актуальность программы Сегодня, в связи с изменениями, происходящими в обществе, требуются новые подходы к разработке теории и практики патриотического воспитания, которые позволили бы осознать, какого гражданина следует воспитывать, какие качества у него необходимо формировать. Вместе с тем, практика не может оказаться бесполезной, поэтому обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию младших школьников средствами краеведения, проверка новых идей приобретает особую значимость в современной системе школьного обучения.

Цель программы:

Формирование ценностного отношения к своей малой родине, истории, культуре, природе родного края.

Задачи:

- развитие познавательного интереса к истории, культуре, природе родного края;

- формирование гуманного отношения к природе;

            - формирование  чувства гордости за свою малую родину и историю России;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Методом контроля и управления образовательным процессом является: анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных олимпиадах, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками мероприятий и участия (выступления) в них.

Принципы программирования материала:

  1. Краеведческий – изучение природы и истории родного края.
  2. Экологическая направленность – интерес и бережное отношение к живым существам, знакомство с растительным и животным миром Зауралья.
  3. Практическая направленность – предусматривается практическая деятельность обучающихся по мониторингу окружающей среды, оздоровлению её состояния.
  4. Деятельный подход – наблюдение в природе, выполнение творческих работ.

Возможные критерии качества реализации программы:

-сохранение основного контингента воспитанников в течение всей программы;

-если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

-будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

-будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса.

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов  – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний.

Третий уровень результатов  – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов  за пределами школы, в открытой общественной среде.

Разработаны итоговые занятия в конце каждого года обучения:

  1. Первый уровень  (1-2 класс): итоговое занятие  «Родной край. Родина», конкурс  «Знатоки  родного края»;
  2. Второй уровень (3 класс): создание проекта «Зауральские ремёсла»;
  3. Третий уровень (4 класс): работа и защита проекта «Наша малая родина – село Медведское».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

КРУЖКА «НАШ КРАЙ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик

  • овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоит способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • сформирует умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; научится определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоит начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • научится активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • научится использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • научится слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • научится следовать общей цели; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • определять значение леса в жизни человека;
  • характеризовать значение животных в природе и жизни людей;
  • называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах;
  • видеть отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе;
  • различать основные деревья, кустарники, травы, произрастающие в нашей местности;
  • различать наиболее распространённые лекарственные растения края;
  • правилам сбора лекарственных растений;
  • распознавать основные ягоды края, определять места их произрастания;
  • различать основных диких животных Курганской области; распознавать их по внешнему виду, по их повадкам;
  • узнавать редких животных края; животных, занесённых в Красную книгу;
  • называть и находить на карте области главные реки и озёра Зауралья;
  • называть целебное озеро района;
  • узнавать и называть растительный и животный мир местных водоёмов;
  • различать основные полезные ископаемые края;
  • указывать название областного, районного центров;
  • называть свой населённый пункт, название улиц села;
  • называть важнейшие предприятия г. Щучье, с. Медведского; указывать их значение для жителей страны, района, села;
  • называть известных людей Зауралья, родного села; определять их вклад в развитие родного края;
  • узнавать умельцев села;
  • знанию истории возникновения г. Кургана, г. Щучье, с. Медведского.

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, ресурсы сети Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • соблюдать правила экологического поведения в природе;
  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами;
  • бережному отношению к природе, желанию любоваться красотой родного края;
  • использовать в повседневной жизни знания о творчестве поэтов нашего края.
  • проводить посильную исследовательскую работу по краеведению под руководством учителя и с помощью родителей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1-й год обучения)

Наименование разделов

Кол-во

часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вижу чудное раздолье…

8

4

4

2.

Растительный мир родного края

16

3

13

3.

Животный мир родного края

6

2

4

4

Водоёмы Зауралья

3

 

3

Всего:

33

9

24

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                    

КРУЖКА «НАШ КРАЙ»

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

2

3

4

5

Вижу чудное раздолье…

1

Вводное занятие. Что такое экология

1

1

 

2

Мой край, моя родина

1

1

 

3

Природа Зауралья

1

1

 

4

Значение леса в природе и жизни человека

1

1

 

5-8

Конкурс рисунков «Времена года»

4

 

4

Растительный мир родного края

9-10

Заготовка зёрен, семян растений, плодов для подкормки птиц в зимнее время

2

 

2

11-13

Изготовление поделок из природного материала

3

 

3

14-15

Подготовка к празднику «Золотая осень»

2

1

1

16-17

Праздник «Золотая осень»

2

 

2

18

Конкурс «Яблочный денёк»

1

 

1

19

Ягодные адреса

1

 

1

20

Лекарственные растения края

1

1

 

21

Правила сбора лекарственных растений

1

 

1

22

Многообразие растительного мира родного края

1

1

 

23-24

Оформление папки «Лекарственные растения края»

2

 

2

Животный мир родного края

25-26

Десять заповедей друзей леса

2

1

1

27-28

Изготовление кормушки для птиц

2

 

2

29-30

Многообразие животного мира родного края                                                 Диагностика

2

1

1

Водоёмы Зауралья

31

Экскурсия к озеру с. Медведского

1

 

1

32

Экскурсия в школьный краеведческий музей.

1

 

1

33

Итоговое занятие. Родной край. Родина (Приложение 1)

1

 

1

 

Всего:

33

9

24

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вижу чудное раздолье…

8 часов

Дидактические единицы:

Что такое экология. Природа Зауралья. Значение леса в природе и жизни человека

Практические работы:

Устные ответы, рисунки, подбор пословиц и поговорок к теме                      

Конкурсы:

Конкурс рисунков «Времена года»                                                                

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • определять значение леса в жизни человека;
  • видеть отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе;
  • заботливому отношению к природе.

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • соблюдать правила экологического поведения в природе.

Растительный мир родного края

16 часов

Дидактические единицы:

Изготовление поделок из природного материала. Праздник «Золотая осень» Лекарственные растения края. Правила сбора лекарственных растений Многообразие растительного мира родного края

Практические работы:

Устные ответы, рисунки, подбор пословиц и поговорок к теме

Оформление папки «Лекарственные растения края»                           

Изготовление поделок из природного материала

Конкурсы:

Конкурс «Яблочный денёк»

Праздники:

Праздник «Золотая осень»

Викторины:

Викторина «Десять заповедей друзей леса»

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • видеть отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе;
  • различать основные деревья, кустарники, травы, произрастающие в нашей местности;
  • различать наиболее распространённые лекарственные растения края;
  • правилам сбора лекарственных растений;
  • распознавать ягоды края, определять места их произрастания.

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей растительного мира своего края;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • соблюдать правила экологического поведения в природе.

Животный мир родного края

6 часов

Дидактические единицы:

Многообразие животного мира родного края. Посильная охранная деятельность детей

Практические работы:

Изготовление кормушек для птиц                                                                                  

Устные ответы, рисунки по теме                   

Викторины:

Викторина «Десять заповедей друзей леса»

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • характеризовать значение животных в природе и жизни людей;
  • видеть отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе;
  • распознавать основных диких животных Курганской области;

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного мира своего края;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • соблюдать правила экологического поведения в природе.

Водоёмы Зауралья

3 часа

Дидактические единицы:

Водоёмы Зауралья. Озеро с. Медведского. Школьный краеведческий музей.

Практические работы:

Устные ответы, подбор загадок по теме

Экскурсии:

Экскурсия к озеру с. Медведского «Кто здесь живёт? Что здесь растёт?»                                                                                                           

   Экскурсия в школьный краеведческий музей

Конкурсы:

Конкурс рисунков «Времена года»                                                               

Конкурс «Яблочный денёк»

Праздники:

Праздник «Золотая осень»

Итоговое занятие. Родной край. Родина

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • видеть отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе;
  • находить на карте главные водоёмы района.
  • узнавать растительный и животный мир местного озера.

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • соблюдать правила экологического поведения в природе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2-й год обучения)

Наименование разделов

Кол-во

часов

В том числе

 

 

 

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вижу чудное раздолье…

8

3

5

2.

Растительный мир родного края

15

3

12

3.

Животный мир родного края

7

2

5

4

Водоёмы Зауралья

4

2

2

Всего:

34

10

24

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА «НАШ КРАЙ»

п/п

Тема занятий

Общее

кол-во

часов

Из них

теория

практика

1

2

3

4

5

Вижу чудное раздолье…

1

Вводное занятие. Наши летние наблюдения.

1

1

 

2

Что имеем, как храним (природные ресурсы Зауралья)

1

1

 

3

Понятие о рельефе, формах поверхности края

1

1

 

4-7

Конкурс рисунков «Времена года»

4

 

4

8

Экскурсия «Наблюдение за экологическим состоянием с. Медведского и его окрестностей»

1

 

1

Растительный мир родного края

9

Конкурс «Капустница»

1

 

1

10-11

Заготовка зёрен, семян растений, плодов для подкормки птиц в зимнее время

2

1

1

12

В гости к рябинке

1

 

1

13-15

Изготовление поделок из природного материала

3

 

3

16

Редкие и исчезающие растения Курганской области

1

1

 

17-20

Работа по озеленению школы, пришкольного участка

4

 

4

21

Многообразие растительного мира родного края

1

1

 

22-23

Составление гербария «Растительный мир края»

2

 

2

Животный мир родного края

24

Редкие и исчезающие виды животных Курганской области

1

1

 

25-26

Подготовка к празднику «День птиц»

2

 

2

27-28

День птиц

2

 

2

29-30

Многообразие животного мира родного края

2

1

1

Водоёмы Зауралья

31

Водоёмы края

1

1

 

32

Экскурсия к озеру с. Медведского «Что имеем? Как храним?»

1

 

1

33

Итоговое занятие. Конкурс знатоков природы родного края (Приложение 2)

1

1

 

34

Диагностика

1

 

1

Всего:

34

10

24

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
 

Вижу чудное раздолье…

8 часов

Дидактические единицы:

Понятие о рельефе, формах поверхности края. Природные ресурсы Зауралья. Экологическое состояние с. Медведского и его окрестностей.

Практические работы:

Устные ответы, рисунки, подбор пословиц и поговорок к теме.

Конкурсы:

Конкурс рисунков «Времена года» 

Экскурсии:

Экскурсия «Наблюдение за экологическим состоянием с. Медведского и его окрестностей»

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • видеть отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе;
  • различать основные полезные ископаемые края;

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;

Растительный мир родного края

15 часов

Дидактические единицы:

Многообразие растительного мира родного края. Редкие и исчезающие растения Курганской области. Озеленение школы, пришкольного участка.

Практические работы:

Устные ответы                                                                                                    

Заготовка зёрен, семян растений, плодов для подкормки птиц в зимнее время

Изготовление поделок из природного материала                                                                   

Работа по озеленению школы, пришкольного участка                                     

Составление гербария «Растительный мир края»

Конкурсы:

Конкурс «Капустница»

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • видеть отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе;
  • различать основные деревья, кустарники, травы, произрастающие в нашей местности;

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей растительного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • бережному отношению к природе, желанию любоваться красотой родного края.

Животный мир родного края

7 часов

Дидактические единицы:

Многообразие животного мира родного края. Редкие и исчезающие виды животных Курганской области.

Практические работы:

Устные ответы, рисунки по теме                                                                

Составление кроссворда «Животный мир края»

Праздники:

Праздник «День птиц»

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • характеризовать значение животных в природе и жизни людей;
  • видеть отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе;
  • различать основных диких животных Курганской области; распознавать их по внешнему виду, по их повадкам;
  • узнавать редких животных края; животных, занесённых в Красную книгу;

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • бережному отношению к природе, желанию любоваться красотой родного края.

Водоёмы Зауралья

4 часа

Дидактические единицы:

Водоёмы Зауралья.

Практические работы:

Устные ответы.

Экскурсии:

Экскурсия к озеру с. Медведского «Что имеем? Как храним?»

Итоговое занятие. Конкурс знатоков природы родного края

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • видеть отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе;
  • называть и находить на карте области главные реки и озёра Зауралья;
  • называть целебное озеро района;
  • узнавать и называть растительный и животный мир местных водоёмов;

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
  • соблюдать правила экологического поведения в природе;
  • бережному отношению к природе, желанию любоваться красотой родного края.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(3-й год обучения)

Наименование разделов

Кол-во

часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

С чего начинается Родина…

22

5

17

2.

Литературное Зауралье

4

2

2

3.

Богат наш край талантами

8

1

7

Всего:

34

8

26

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                     КРУЖКА «НАШ КРАЙ»

Тема занятия

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика

С чего начинается Родина…

1

Откуда пошла земля Курганская Анкетирование

1

1

 

2

Откуда пошла земля Щучанская

1

1

 

3

Население, его занятия, быт, ремёсла

1

1

 

4

Наш край на  Google-картах. Россия

1

 

1

5

Экскурсия в школьный краеведческий музей «История села»

1

 

1

6-7

История одной фотографии

2

 

2

8

Экскурсия на местные предприятия. ЖКХ «Медведское»

1

 

1

9-10

Экскурсия на местные предприятия. Нефтеперекачивающая станция ЛПДС «Медведское»

2

 

2

11

Все работы хороши, выбирай на вкус…

1

 

1

12

Профессии наших родителей

1

 

1

33

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

1

 

44

Акция «Ветеран живёт рядом»

1

 

1

15

Чествование ветеранов Праздник «День Победы»

1

 

1

66

Всё для фронта, всё для победы. Встреча с односельчанами – тружениками тыла

1

 

1

17- 18

Исследовательский проект «Моя улица»

2

 

2

19

Наше село глазами поэтов, художников, фотографов

1

1

 

20- 22

Исследовательский проект «Наша малая родина – село Медведское». Изготовление папки – раскладушки

3

 

3

Литературное Зауралье

23

Литературное Зауралье. Л. Куликов

1

1

 

24

Поэты земли Щучанской - Т. Г. Рогозин

1

1

 

25- 26

Изготовление книжки – малышки по творчеству местных поэтов

2

 

2

Богат наш край талантами

27

Деревянное кружево села. Народный умелец В. И. Чувилин

1

 

1

28

Дом, словно терем расписной… Народный умелец села Ю. П. Пашнин

1

1

 

29

Игла – мастерица. Знакомство с вышивкой односельчанки Е. Малковой

1

 

1

30

Спицы – мастерицы. Знакомство с работами народных умельцев села Е. Белых, П. Чудиновой

1

 

1

31

Приключенческая игра - веб-квест «Зауральские ремёсла»

1

 

1

32- 34

Диагностика (Проект «Зауральские ремёсла») (Приложение 3)

3

 

3

Всего:

34

8

26

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

С чего начинается Родина…

22 часа

Дидактические единицы:

История возникновения области, района. Население, его занятия, быт, ремёсла. Экскурсия на местные предприятия. Профессии наших родителей. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Односельчане – труженики тыла. Наше село глазами поэтов, художников, фотографов.

Практические работы:

Исследовательский проект «Моя улица»                                       

Исследовательский проект «Наша малая родина – село Медведское». Изготовление папки – раскладушки

Экскурсии:

Экскурсия в школьный краеведческий музей «История села»                          

Экскурсия на местные предприятия. ЖКХ «Медведское»                                

Экскурсия на местные предприятия. Нефтеперекачивающая станция ЛПДС «Медведское»

Праздники:

Праздник «День Победы».

Встречи с жителями села:

Встреча с односельчанами – тружениками тыла

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах;
  • указывать название областного, районного центров;
  • называть свой населённый пункт, название улиц села;
  • называть важнейшие предприятия г. Щучье, с. Медведского; указывать их значение для жителей страны, района, села;
  • знанию истории возникновения г. Кургана, г. Щучье, с. Медведского.

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами;
  • проводить посильную исследовательскую работу по краеведению под руководством учителя и с помощью родителей.

Литературное Зауралье

4 часа

Дидактические единицы:

Литературное Зауралье. Л. Куликов. Поэты земли Щучанской - Т. Г. Рогозин.

Практические работы:

Изготовление книжки – малышки по творчеству местных поэтов

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; обсуждать полученные сведения;
  • использовать в повседневной жизни знания о творчестве поэтов нашего края.

Богат наш край талантами

8 часов

Дидактические единицы:

Народные умельцы села.

Практические работы:

Устные ответы, рисунки, подбор пословиц и поговорок к теме                      

Обучающие игры:

Приключенческая игра веб-квест «Зауральские ремёсла»

Итоговое занятие. Проект «Зауральские ремёсла»

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • называть свой населённый пункт, название улиц села;
  • узнавать умельцев села;

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; обсуждать полученные сведения;
  • проводить посильную краеведческую работу по краеведению под руководством учителя и с помощью родителей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(4-й год обучения)

Наименование разделов

Кол-во

часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

С чего начинается Родина…

28

6

22

2.

Литературное Зауралье

2

2

 

3.

Богат наш край талантами

4

3

1

Всего:

34

13

21

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА «НАШ КРАЙ»

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

С чего начинается Родина…

1-2

Исследовательский проект «Я и моё имя»

2

 

2

3-4

Экскурсия в школьный краеведческий музей д. Козино.

2

 

2

5-6

Исследовательский проект «История моего рода»

2

 

2

7-9

Составление генеалогического древа своего рода

3

1

2

10

Промышленность края

1

1

 

11

Жизнь в нашем селе до октябрьского переворота

1

1

 

12

Наш край в годы октябрьского переворота

1

1

 

13- 14

Экскурсия в церковь Святой Троицы с. Медведского

2

 

2

15

Сельское хозяйство края

1

1

 

16

Заочная экскурсия в краеведческий музей г. Кургана

1

 

1

17- 18

По дорогам Афганистана. Литературная гостиная

2

1

1

19

Встреча с воинами-интернационалистами Голдобеевым И., Галичиным Д.

1

 

1

20

Археология Щучанского района

1

 

1

21- 22

Акция «Ветеран живёт рядом»

2

 

2

23- 24

Чествование ветеранов Праздник «День Победы»

2

 

2

25- 27

Исследовательский проект «Наша малая родина – село Медведское». Изготовление папки – раскладушки

3

 

3

Литературное Зауралье

28

Поэты земли Щучанской

1

1

 

29

Поэты земли Щучанской. А. Гусева

1

1

 

Богат наш край талантами

30

Зауральский хлебороб Т. С. Мальцев

1

1

 

31

Хлеборобы села. Династии Чмуневичей, Яковлевых

1

1

 

32

Гордость зауральской земли. Илизаров, Капанина, Вяземский

1

1

 

33

Просмотр видеофильма о Курганской области

1

1

 

34

Диагностика

1

1

 

Всего:

34

13

21

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4-ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

С чего начинается Родина…

28 часов

Дидактические единицы:

Составление генеалогического древа своего рода. Жизнь в нашем селе до октябрьского переворота. Наш край в годы октябрьского переворота. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Сельское хозяйство края. Воины-интернационалисты села. Археология Щучанского района.

Практические работы:

Исследовательский проект «Я и моё имя»                                                    

Исследовательский проект «История моего рода»                                                  

Составление генеалогического древа своего рода.                                                                 

Акция «Ветеран живёт рядом»                                                                                

Изготовление папки – раскладушки «Наша малая родина – село Медведское»

Экскурсии:

Экскурсия в школьный краеведческий музей д. Козино                                              

Экскурсия в церковь Святой Троицы с. Медведского                                                         

Заочная экскурсия в краеведческий музей г. Кургана

Встречи с жителями села:

Встреча с воинами-интернационалистами

Праздники:

Праздник «День Победы»

Итоговое занятие.  Исследовательский проект «Наша малая родина – село Медведское»

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • называть свой населённый пункт, название улиц села;
  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах;
  • называть известных людей Зауралья, определять их вклад в развитие родного края;

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами;
  • проводить посильную исследовательскую работу по краеведению под руководством учителя и с помощью родителей;
  • составлять генеалогическое древо своего рода.

Литературное Зауралье

2 часа

Дидактические единицы:

Поэты земли Щучанской.

Практические работы:

Чтение стихотворений местных поэтов

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • использовать в повседневной жизни знания о творчестве поэтов нашего края.

Богат наш край талантами

8 часов

Дидактические единицы:

Люди, прославившие Зауралье. 

Практические работы:

Устные ответы, рисунки, подбор пословиц и поговорок к теме                

Просмотр видеофильма о Курганской области                 

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик научится:

  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах;
  • называть известных людей Зауралья, определять их вклад в развитие родного края;

В результате изучения программы кружка «Наш край» ученик получит возможность научиться:

  • использовать хрестоматии, Интернет для поиска нужной информации; готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.  С целью успешного патриотического становления личности младших школьников практиковать использование на занятиях кружка ситуации самостоятельного, активного выбора определенной линии поведения.                                                                                

2. Привлекать к формированию составляющих патриотизма родителей, родственников детей, жителей села.                                                                                                                   

3. Включать в учебный материал сведения о природе, истории края.                                 

 4. Использовать раздаточный материал, современные компьютерные технологии, для тог, чтобы обучающиеся имели  представление о предмете рассказа.                                                                         

  5. Организовывать экскурсии на местные предприятия села, встречи с интересными людьми, умельцами села.                                                                                                                  6. Выбирать наиболее яркие события, позволяющие решать поставленные задачи. Избегать   чрезмерной подчеркнутости  значения чего-либо, так как это может вызвать реакцию отторжения информации.                                                                                                                                      7. Не допускать  нарушения логики событий прошлой и настоящей жизни при изучении истории Отечества и истории села.                                                                                                 8. Учить анализировать современные события и делать соответствующие выводы.                                 

9. Ответственно подходить к освещению прошлого и его критике.                                

10. Тема Родины должна звучать при изучении всех основных курсов истории.             

 11. Поощрять инициативу детей в самостоятельном изучении материала.                 

12. Стремиться использовать разнообразные виды заданий, предоставлять каждому учащемуся возможность проявлять себя, использовать похвалу в качестве стимулятора деятельности, планомерно увеличивать сложность выполняемых работ.                                                                            

13. Формировать у ребёнка позицию на события и явления жизни через работу с первоисточниками, с  различными видами литературы.                                        

14. Быть предельно честным в освещении фактов прошлого, не сгущать краски, а уважение ко всему предшествующему сделать ведущим принципом своей педагогической работы.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА  «НАШ КРАЙ»

Инструкция

Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить личностные, метапредметные и предметные результаты. Каждый  пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявления каждого из результатов. Оценки по разным шкалам не суммируются. Пожалуйста, внимательно прочтите каждый пункт и поставьте Х в соответствующем месте согласно следующему описанию:

1 – если Вы никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.

Шкала I. Личностные результаты

 

 

1

2

3

4

1

Уважает и принимает ценности семьи и общества

 

 

 

 

2

Любознательный, активно и заинтересованно познаёт мир

 

 

 

 

3

Способен организовать собственную деятельность

 

 

 

 

4

Способен самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

 

 

 

 

5

Умеет слушать и слышать собеседника

 

 

 

 

6

Умеет обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

                                                                      

 

 

 

Подсчитайте число Х по каждой колонке

-

-

-

-

Умножьте на соответствующую цифру

1

2

3

4

Сложите полученные числа

-

-

-

-

Общий показатель

-----------------------------------------

Вычислите процентное соотношение полученного результата к максимально возможному количеству баллов по данной шкале

% выполнения

Такая же процедура проводится по каждой шкале

Шкала II. Метапредметные результаты

 

 

1

2

3

4

1

Владеет способами решения проблем творческого и поискового характера

 

 

 

 

2

Умеет слушать собеседника и вести диалог

 

 

 

 

3

Умеет излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

 

 

 

 

4

Умеет следовать общей цели; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

 

 

 

 

5

Использует различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

 

 

 

 

6

Умеет планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

                                                                      

 

 

 

Шкала III. Предметные результаты

 

 

1

2

3

4

1

Приводит  примеры взаимосвязей между живой и неживой природой

 

 

 

 

2

Характеризует значение животных в природе и жизни людей

 

 

 

 

3

Видит отрицательную и положительную деятельность человека по отношению к природе

 

 

 

 

4

Различает основные деревья, кустарники, травы, произрастающие в нашей местности

 

 

 

 

5

Различает основных диких животных Курганской области; распознаёт их по внешнему виду, по их повадкам

 

 

 

 

6

Называет и находит на карте области главные реки и озёра Зауралья

                                                                     

 

 

 

7

Различает основные полезные ископаемые края

 

 

 

 

8

Перечисляет название своего населённого пункта, название улиц села

 

 

 

 

9

Называет важнейшие предприятия г. Щучье, с. Медведского

 

 

 

 

10

Называет и находит на карте областной, районные центры

 

 

 

 

11

Называет известных людей Зауралья, родного села

 

 

 

 

12

Перечисляет умельцев села

 

 

 

 

13

Использует хрестоматии, ресурсы сети Интернет для поиска нужной информации

 

 

 

 

14

Различает прошлое, настоящее и будущее, соотносит исторические события с датами

 

 

 

 

15

Проводит посильную исследовательскую работу по краеведению под руководством учителя и с помощью родителей.

 

 

 

 

Уровни  освоения программы кружка «Наш край»:

-высокий уровень - характеризуется не только наличием системных глубоких знаний по краеведению, но и осознанием их значимости для каждой личности, общества в целом; (81 – 100% выполнения)                                                                                  

-выше среднего - хорошие теоретические знания по краеведению, а так же представления о природе родного края, патриотических поступках своих односельчан; (61 – 80%)                                       

-средний уровень - характеризуется недостаточно точными знаниями по краеведению; (50 - 60%)                                                                                                                  

-ниже среднего - приблизительные знания о природе и истории родного края; (25 – 49%)                 

изкий уровень - характеризуется нежеланием получить знания и наличием примитивных представлений о родном крае (0 – 24%).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции) // КонсультантПлюс-надёжная правовая поддержка URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации // Федеральный государственный образовательный стандарт  URL: http://standart.edu.ru/.
  3. Абросимова Г. Н.Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо – туристской деятельности.:  Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» / Под ред.  Абросимовой Г. Н., Трубачёвой М. Е. М.: АРКТИ, 2004. – 208 с. (Развитие и воспитание).
  4. Агапова И. А. Тематические праздники по истории России/  Агапова И. А., Давыдова М. А.: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.
  5. Анашкина Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах. / Художники Янаев В. Х., Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
  6. Ахметджанов М. С. Книга Памяти 1941 – 1945. Курганская область. Т. 5/ Составители: Ахметджанов М. С., Белобородова Г. З. и др. -  Курган, Парус – М, ОАО полиграфический комбинат «Зауралье», 2004 г. – 599 с.
  7. Беспятова Н. К. Военно – патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации /  Беспятова Н. К., Яковлев Д. Н. - М.: Айрис – пресс, 2006. – 1ё92 с. – (Методика).
  8. Бухтояров А. П. Что имеем, как храним. Сборник экологических очерков о состоянии и использовании природных ресурсов Курганской области/ Авторский коллектив Бухтояров А. П., Васильченко Н. К. и др. Курган. Зауралье, 1993. – 173 с.
  9. Вишневская В. Н.  Программа духовно – патриотического воспитания детей 5 – 7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004. – 112 с. (Развитие и воспитание).
  10. Волков В. Ф.  Наша малая родина/  Составитель – редактор Волков В. Ф.  Совместная редакционно – издательская фирма ТОО «Фрегат» и администрация Щучанского района, 1999. – Т. I, II
  11. Волков В. Ф. Песни и стихи земляков (коллективный сборник)/ Составитель-редактор Волков В. Ф. Технический редактор Волкова В. А. Совместная редакционно – издательская фирма ТОО «Фрегат» и администрация Щучанского района, Курганской области, 2002. – 290 с.
  12. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – 3 – е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  13. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: «АРКТИ», 2000. – 128 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  14. Завьялова О. Г. География Курганской области. Учебное пособие для средней школы/ Составители Завьялова О. Г., Устюжанин Г. П. Шумихинская Межрайонная типография комитета информпечати администрации Курганской области. Шумиха, 1993. – 159 с.
  15. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно – методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. – 56 с.
  16. Козлова Ю. В. Туристский клуб школьников/  Козлова Ю. В., Ярошенко В. В.: Пособие для руководителя. - М.: ТЦ Сфера, 2004 г. – 224 с. – (Библиотека вожатого).
  17. Корнева Т. А. Уроки истории в 3 классе/ Корнева Т. А., Шмидт Е. А. : Поурочные разработки. Методическое пособие для учителей начальных классов. Ч. 1, 2, 3. – Волгоград: Учитель, 2005.
  18. Ланкова Н. М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб. – метод, пособие/ Под ред. Ланковой Н. М. -  М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей).
  19. Маханёва М. Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России/ Маханёва М. Д. Князева О. Л.: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. – 72 с. (Развитие и воспитание).
  20. Несговорова Н. П. Экологическая азбука здоровья: Учебное пособие для младших школьников / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2003. – 102 с.
  21. Усманов В. Книга Памяти. Солдатские вдовы Зауралья/ Составители: Усманов В., Устюжанин Г. -  Курган, Парус – М, ОАО полиграфический комбинат «Зауралье», 2005 г. – 807 с.
  22. Устюжанин Г. П. Курганская область/ Авторы – составители Устюжанин Г. П., Елагин В. С.  М.: Издательство «Советская Россия», 1983. 124 с.
  23. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1 – 6 классов. /  Сост. Фадеева Г. А.  – Волгоград: Учитель, 2003. – 57 с.
  24. Чернышев С. Ф. Наш край. Шатровская типография Шадринского производственного объединения «Исеть» администрации Курганской области, 1993. – 43 с.
  25. Шуйская Ю. В. Наша Родина – Россия. Научно – популярное издание для младшего школьного возраста. М.: ООО «Издательство «ЭКСМО», 2009. – 104 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Анашкина Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах. / Художники Янаев В. Х., Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»).
  2. Ахметджанов М. С. Книга Памяти 1941 – 1945. Курганская область. Т. 5/ Составители: Ахметджанов М. С., Белобородова Г. З. и др. -  Курган, Парус – М, ОАО полиграфический комбинат «Зауралье», 2004 г. – 599 с.
  3. Волков В. Ф. Песни и стихи земляков (коллективный сборник)/ Составитель-редактор Волков В. Ф. Технический редактор Волкова В. А. Совместная редакционно – издательская фирма ТОО «Фрегат» и администрация Щучанского района, Курганской области, 2002. – 290 с.
  4. Устюжанин Г. П. Курганская область/ Авторы – составители Устюжанин Г. П., Елагин В. С.  М.: Издательство «Советская Россия», 1983. 124 с.
  5. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1 – 6 классов. /  Сост. Фадеева Г. А.  – Волгоград: Учитель, 2003. – 57 с.
  6. Чернышев С. Ф. Наш край. Шатровская типография Шадринского производственного объединения «Исеть» администрации Курганской области, 1993. – 43 с.
  7. Шуйская Ю. В. Наша Родина – Россия. Научно – популярное издание для младшего школьного возраста. М.: ООО «Издательство «ЭКСМО», 2009. – 104 с.