Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Программа дополнительногообразования "Веселый язычок"

Программа
дополнительного образования
«Веселый язычок»
для  детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Срок реализации программы – 2 года

Автор-составитель: О.А. Корецкая, старший воспитатель МБДОУ № 58 г. Ростов-на-Дону 2015-2017 уч. г.

Пояснительная записка.

 Данная программа разработана в соответствии с Законом об образовании РФ ст. №26 «Дополнительное образование», СанПиН  2.4.1. 1249-03,  приложением  к письму департамента молодёжной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; Инструктивно-методического письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Приказом Минобразования России от 02.08.1996 года №448 «О временных (примерных) требованиях к методам и содержанию обучения и воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ».
Мы живем в эпоху перемен. Глобальные перемены происходят в настоящее время в системе дошкольного образования. Прежде всего, они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой образовательной ступенью системы образования России, что гарантирует единство образовательного пространства, обеспечивает единые условия и качество образования, преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Новые изменения в системе дошкольного образования повлекло принятие федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для ее реализации.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи.
Поэтому, данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
Таким образом, целями данной программы являются:

1. Построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи).
2. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Задачи программы:

 Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка и элементами грамоты.
А также:
- выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие
слухового восприятия;
- подготовке и обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.

Программа  «Веселый язычок» позволит развить свободное общение детей, овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, а также стимулирует развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирует словарь, воспитывает звуковую культуру речи.
Содержание программы рассчитано на постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано не только на развитие речевой среды, но и на формирование словаря, упражнении в звуковой культуре речи и развитии связной речи в игровом и деловом общении.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей  с  ОНР, то есть одним из основных принципов Программы  является принцип природосообразности.  Программа учитывает общность  развития нормально развивающихся детей  и детей  с  ОНР  и  основывается  на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

• Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
•   принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
•  принцип поддержки детской инициативы  и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принципы интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
•  принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты  подключаются к работе  и планируют  образовательную деятельность  в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по  образовательной области  «Познавательное развитие»  участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию,  развитию высших психических функций,  становлению сознания, развитию воображения  и творческой активности,  совершенствованию эмоционально-волевой сферы,  а воспитатели  работают над развитием любознательности и
познавательной мотивации, формированием познавательных действий,  первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях  объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.  Учитель-логопед подключается  к этой деятельности и  помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей  и возможностей  каждого ребенка с
ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области  «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед  при условии, что остальные специалисты  и родители дошкольников подключаются к их работе.
В образовательной области  «Художественно-эстетическое  развитие»  принимают участие  воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.
Работу в образовательных области  «Физическое развитие»  осуществляют
инструктор  по физическому  воспитанию  и инструктор по лечебной физкультуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Таким образом,  целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий  специалистов и родителей дошкольников.

Данная программа рассчитана на работу с детьми 5-7 лет.
Обязательным условием при этом является проведение входной диагностики.
Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Объем работы занятий (индивидуальные и подгрупповые) по звукопроизношению по усмотрению логопеда.
Из расчета 2 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые.
Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.
Образовательная нагрузка рассчитана на 9 месяцев, с учетом трех летних месяцев.
Программа рассчитана на 72 часа, периодичность занятий 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Форма работы (организации) – подгрупповая, в миниподгруппах и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения.
Специфика образовательной среды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:                —  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);—  двигательную активность,  в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
—  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная  развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для  успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть
сбалансированное чередование специально организованной образовательной и
нерегламентированной деятельности  детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете  учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность  —  одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
В оформлении группового помещения и логопедического кабинета психологи советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме,  —  именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать дополнительное  освещение каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.
В логопедической группе, которую посещают моторно  неловкие, плохо координированные дети,  следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить. В связи с тем, что в разных возрастных группах решаются разные коррекционно-развивающие задачи,  названия некоторых  центров  активности  меняются. Например, в средней группе оборудуется центр «Мы познаем мир»,  такой же центр в старшей группе называется «Центр науки и природы». В подготовительной группе к этому названию добавляется уточнение  —  «Групповая лаборатория». Можно считать названия центров условными. Главное  —  их оснащенность и наполненность необходимым оборудованием и материалами.
Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что  пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Особое внимание должно быть уделено оформлению  предметно-пространственной среды на прогулочном участке логопедической группы. Предметно-пространственная среда прогулочного участка должна обеспечивать возможности для развития, познавательной, игровой, двигательной активности детей.

Планируемые результаты освоения программы.
 (Целевые ориентиры)

Как уже отмечалось, главной идеей  Программы является реализация
общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с  ОНР.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. 
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации,  особенностей развития детей.  Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической  и/или психологической  диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.  Целевые ориентиры, представленные
во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной  Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной  Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования)  в соответствии с данной  Программой  относятся следующие  социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью,  может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении,  умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке;  у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен,  склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен  в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности. Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам,  способен к волевым усилиям.
У  ребенка развиты крупная и мелкая моторика,  он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования.

СМОТРЕТЬ ПРОГРАММУ ПОЛНОСТЬЮ