Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Программа диагностики личносто-профессиональных компетенций педагога-психолога КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, им. А.П. Калабина»

КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени Александра Павловича Калабина»

Алтайский край г. Заринск

 

Программа диагностики личносто-профессиональных компетенций педагога-психолога КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, им. А.П. Калабина»

 

Солодовникова Елена Олеговна

педагог-психолог первой квалификационной категории

 

Основная цель: оценка текущего уровня личностно-профессионального развития кандидатов на должность педагога-психолога,  являющихся претендентами на включение в кадровый резерв Краевого государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающего социальные услуги, «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей имени Александра Павловича Калабина».
Задачи:
  1. Проанализировать ключевые показатели профессионального потенциала – основные интегративные показатели, отражающие способности, умения и навыки, определяющие эффективность кандидата в психолого-педагогической, социально-психологической деятельности.
  2. Выявить индивидуальный стиль  деятельности, отражающий особенности поведения кандидата в контексте взаимодействия с другими людьми.
  3. Оценить личностный потенциал – основные особенности личности кандидата, определяющие его самоэффективность, в том числе в профессиональной деятельности.
  4. Выявить основные мотивы и ресурсы  кандидата, на которые он опирается в настоящий момент, и основные ограничения, которые являются точками роста в развитии профессиональных компетенций.
Продолжительность диагностики: 20 часов на группу.
Количество участников: 6 человек.
Основные процедуры:
- введение, знакомство, целеполагание (знакомство, установка на работу, введение основных правил работы);
- самопрезентация участников (представление перед другими членами группы; проявление навыков публичного выступления, самоорганизации, стрессоустойчивости и т.п.);
- групповая дискуссия (формулирование качеств, необходимых для эффективной работы педагога-психолога  и их групповое обсуждение; диагностика коммуникативных умений, личностно-деловых качеств, использование приёмов активизации в совместной деятельности);
Психодиагностическое тестирование:
1.Методика исследования профессиональной идентичности, МИПИ
2.Методика исследования личностной идентичности, МИЛИ
3.Опросник стилей деятельности, LSQ
4.Диагностика типа коммуникативной установки
5.Субъективная оценка межличностных отношений, СОМО
6.Опросник казуальной ориентации, РОКО
7.Тест Кеттелла, 16PF
8.Методики оценки мотивационно-ценностной сферы
9.Тест эмоционального интеллекта (Холл)
- Индивидуальное стресс-интервью (выявление слабых сторон кандидата; понимание того, как соискатель отреагирует на подобные проблемы в процессе профессиональной деятельности; анализ “сочетаемости” слабых сторон кандидата с требованиями учреждения).
- Групповое обсуждение проблемы. Просмотр фильма Ролана Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь», групповое обсуждение проблемы «Методы нивелирования и проработки последствий травматического опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Ролевая игра «Консультация» (Предлагается реально существующая проблема и реальный запрос из опыта работы педагога-психолога учреждения. Оценивается четкость и преемственность этапов консультации, применение навыков активного слушания, помощь в формулировании запроса, поведение в ситуациях нестандартного поведения клиента, заданные вопросы в контексте предложенной ситуации, проверка гипотез, оказание воздействия , подведение итогов,   предоставленные рекомендации).
-Индивидуально-групповая работа по самооценке личностно-профессиональных компетенций и анализу системы ценностей (с использование конструктора личных и профессиональных качеств, конструктора ценностей)
- Анализ конкретной ситуации, связанной с планированием дальнейшей коррекционно-развивающей работы с воспитанником. Составление примерного плана работы.
- Проведение занятия с целевой группой воспитанников центра помощи, по заранее подготовленному плану.
-Составление психологического заключения по результатам психодиагностического обследования воспитателя учреждения, с целью выявления уровня развития его личностно-профессиональных компетенций.
- Организационно-деятельностная игра, связанная с оценкой командного взаимодействия (диагностика навыков планирования и организации совместной деятельности, умений ведения переговоров, использование креативных подходов в достижении цели).
- Заполнение образцов рабочей документации, форм отчетности педагога-психолога.
- Субъективный мотивационный тест (индивидуальное определение источников мотивации: внутренние процессы, инструментальная мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, интернализация (присвоение) целей).
Методы оценивания:
- экспертное наблюдение;
- результаты работы группы;
- мнения участников;
- оценочные суждения экспертов;
- оценочные суждения участников;
- тестовые баллы.
Модель компетенций педагога-психолога
Краевого государственного бюджетного учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающего социальные услуги, «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, им. А.П. Калабина»
   Модель профессиональных компетенций – это структурированный набор характеристик, включающий в себя деловые, личностные качества, умения, знания и навыки, помогающие успешно справляться с трудовыми обязанностями, соответствующими  должности.
Необходимость разработки модели профессиональных компетенций педагога-психолога (в т.ч. психолога в социальной сфере)   обоснована  необходимостью обозначения критериев оценки профессиональной деятельности  специалиста этой области.
Основой для разработки данной модели компетенций послужили профессиональный стандарт педагога-психолога в образовании, профессиональный стандарт психолога в социальной сфере, должностная инструкция педагога-психолога КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, им. А.П. Калабина», постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,  этический кодекс психолога.  
Исходя из основных целей деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования), психолога в социальной сфере обозначенных в профессиональном стандарте:
  1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
  2. Профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы).
Были выделены и  сформулированы следующие ключевые блоки компетенций психолога (в социальной сфере и в сфере образования):
- Профессиональный блок компетенций
- Личностный блок компетенций 
- Коммуникативный блок компетенций
-  Мотивационный блок компетенций
Каждый блок более широко представлен уникальным набором соответствующих ему компетенций:
1. Профессиональный блок компетенций включает в себя профессионально теоретические знания и владение психодиагностическим инструментарием, наличие практических навыков психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, знание основных подходов и методов  коррекционно-развивающей  работы с детьми ( в том числе работа по восстановлению и реабилитации), владение навыками психолого-педагогического и методического сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ, осуществление психологическое сопровождение замещающих семей и обучение граждан , желающих взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2.Личностный блок компетенций включает в себя саморегуляцию, самооценку результатов деятельности, рефлексию, лабильность.
3.Коммуникативный блок компетенций включает в себя межличностное взаимодействие, умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; умение управлять своими эмоциями;  социальную перцепцию.
4.Мотивационный блок включает в себя самостоятельность, гуманистические установки,  саморазвитие и планирование.
Вышеперечисленные компетенции были выделены исходя из особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога и специфики работы в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — государственное учреждение, предназначенное для оказания помощи и социальной, психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность центра направлена на:
 1.Сохранение, поддержание и восстановление  психического, соматического  и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания;
2.Определение и устранения факторов, оказание различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной);
3.Профилактику возникновения социальной дезадаптации,   препятствующих развитию личности ребенка;
4.Устройство детей-сирот в семью;
5.Подготовку кандидатов в замещающие родители;
5.Профилактику  повторного сиротства (через психолог-педагогическое   сопровождение замещающих семей).
 Специфика работы педагога-психолога: оказание консультативной помощи воспитанникам, педагогическому коллективу, кандидатам в замещающие родители, родителям и детям замещающих семей, выпускникам учреждения  в решении конкретных проблем; проведение диагностической, коррекционно-реабилитационной, развивающей, психопрофилактической работы. Осуществляет разработку плана  мероприятий для различных  клиентских групп,  координирует и осуществляет   их выполнение.
Содержательное обоснование модели компетенций педагога-психолога
На основе практико-теоретических данных и знаний о специфики работы педагога-психолога была разработана модель компетенций. Были выделены 4 блока компетенций, необходимых для эффективной работы в данной организации:
 1. Профессиональный блок отвечает умению ориентироваться в практико-теоретических аспектах профессии, уместно апеллировать знаниями и применять их в профессиональной деятельности.
2.Личностный блок отвечает умению выполнять задачи эффективно, с высокой степенью саморегулирования, с адекватным уровнем самооценки, с быстротой, гибкостью и адаптивностью на изменение соответствующих обстоятельств внешней среды.
3.Коммуникативный блок отвечает умению поддерживать межличностное взаимодействие, уточнять, побуждать, убеждать, повествовать, участвовать в речевой деятельности в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках избранной сферы деятельности.
4. Мотивационный блок включает в себя самостоятельность, мотивацию, саморазвитие и планирование.
Каждый из блоков подразумевает набор частных уникальных компетенций, необходимых педагогу-психологу.
Профессиональный блок включает в себя следующие компетенции: Обладание общей и специальной психологической культурой, включающей знание и понимание специальных психологических понятий, теоретических подходов к психологическим явлениям и фактам, а также пользование инструментами и техниками оценки и коррекции, сформированность ценностей и норм, регулирующих профессиональную деятельность.
Умение решать психодиагностические задачи в соответствии с планом работы учреждения образования, запросами участников образовательного процесса, потребностями организации индивидуальной коррекционной работы (формулирование задач и гипотез психодиагностического исследования, подбор и обоснование пакета психодиагностических методик; организация и проведение исследования, статистическая обработка и интерпретация результатов).
Умение ставить конкретные, последовательные и выполнимые задачи психологической коррекции и развивающей работы, составлять программы, модифицировать программы в ходе реализации, рефлексировать результаты, проводить  индивидуальную и групповую коррекционную работу с воспитанниками, по регуляции эмоционального состояния, реабилитации Я и картины мира.
Умение проводить индивидуальные и групповые психолого-педагогические консультации, консультировать по результатам диагностики, разрешать конфликты в детском и педагогическом коллективах.
Личностный блок включает в себя следующие компетенции:
Саморегуляция – это способность личности осознанно управлять своей активностью в практической деятельности в изменяющихся условиях, обеспечивающая ей положительный результат, успешность и уверенность во взаимодействии с окружающей действительностью.
Самооценка результатов деятельности – это способность адекватно оценивать факты рассогласования полученных результатов с целью деятельности, анализировать причины полученных результатов.
Саморефлексия – это профессиональный навык личности, проявляющийся в эффективном осуществлении осознанных процессов своей внутренней деятельности.
Лабильность – это способность перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий.
Коммуникативный блок включает в себя следующие компетенции: Межличностное взаимодействие – это способность эффективно взаимодействовать, навык речевого общения, адекватный целям, сферам и ситуациям общения.
Умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
Умение управлять своими эмоциями;
 Социальная перцепция - это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. 
Мотивационный блок включает в себя следующие компетенции: Самостоятельность – это способность автономности в организации собственной активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности, способность к индивидуальной работе.
Самомотивация – способность личности мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий.
Саморазвитие – способность человека реализовать на практике свой субъектный опыт в области профессионального самоопределения и самореализации на основе осознанной саморегуляции своей профессиональной деятельности, способность выделить точки собственной некомпетентности и направлять ресурсы на устранение профессиональных пробелов.
Планирование – это способность осознанно планировать собственную деятельность, ставить себе реалистичные, детализированные, иерархичные и устойчивые задачи и цели.
Модель компетенций педагога-психолога Краевого государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , оказывающего социальные услуги «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Блок
Компетенции
Профессиональный
Обладание общей и специальной психологической культурой
Умение решать психодиагностические задачи
Умение ставить конкретные, последовательные и выполнимые задачи психологической коррекции и развивающей работы
Умение проводить индивидуальные и групповые психолого-педагогические консультации
Личностный
Саморегуляция
Самооценка результатов деятельности
Саморефлексия
Лабильность
Коммуникативный
Межличностное взаимодействие
Умение устанавливать эмоциональный контакт
Умение управлять своими эмоциями
Социальная перцепция
Мотивационный
Самостоятельность
Самомотивация
Саморазвитие
Планирование
***-ключевые компетенции
***-дополнительные компетенции
 
Матрица Ассессмент-центра.
Компетенции
 
Процедуры
Псих.
культура
Псих.
Диагност.
Псих.
коррекц
Консульт.
Личностно-деловые качества.
Коммуникативные навыки
Устойчивость мотивов
самопрезентация
ХХХХ
 
 
 
ххххххх
ххххххх
хххххххххххххх
групповая дискуссия
ХХХХ
 
 
ХХХХХХ
ХХХХХ
ХХХХ
ххххххххххххх
психодиагнстическое тестирование
 
 
 
 
хххххх
ххххххх
хххххххххххххх
стресс-интервью
ХХХХ
 
 
 
ХХХХХ
ХХХХХ
ХХХХХХХХХ
групповое осуждение проблемы
хххххх
ХХХХХХ
ХХХХХ
ХХХХХХ
ХХХХХ
ХХХХХ
ХХХХХХХХ
ролевая игра
ХХХХ
 
хххххх
ХХХХХ
 
ХХХХХ
 
Индивидуально-групповая работа
 
 
 
 
ХХХХХ
 
 
Анализ конкретной ситуации
ХХХХ
хххххххх
ХХХХХ
 
 
 
 
Проведение занятия
ХХХХ
 
ХХХХХ
ХХХХХХ
ХХХХХ
ХХХХХ
ххххххххххх
Составление психологического заключения
ХХХХ
ХХХХХ
 
 
ХХХХХ
 
 
Организационно-деятельностная  игра
 
 
 
 
 
ХХХХХ
 
Заполнение образцов документации
ХХХХ
 
 
 
ХХХХХ
 
 
Субъективный мотивационный тест
 
 
 
 
ХХХХХ
 
ХХХХХХХХХХ
Литература
  1. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя [Текст] // Высшее образование сегодня. – 2000. – № 11. – c. 14-20.
  2. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2009. − 240 с.
  3. Кошель, Н. Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования / Н.Н. Кошель [Текст] // Адукацыя i выхаванне. − 2005. − № 9, с.8-15.
  4. Педагог-психолог в сфере образования: профессиональный стандарт [Электронный доступ] // http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/15/prof_standart_psychologist.pdf. – 49 с.