Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Проектно-исследовательская работа «Наш аквариум»

КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени Александра Павловича Калабина» г. Заринск Алтайский край

 

Проектно-исследовательская работа

«Наш аквариум»

 

Парчагина Ирина Юрьевна  

Воспитатель

 

Содержание
Введение
2
Основная часть
5
Глава 1. Мой аквариум
5
Глава 2. Первые аквариумисты
5
Глава 3. Практическая часть
5
3.1.Становление системы (этап первый)
5
3.2.Биологическое равновесие (этап второй)
6
3.3.Разрушение экосистемы (этап третий)
6
3.4.Анкетирование
7
3.5.Влияние аквариума на человека (польза или вред)
7
Заключение
9
Список используемой литературы
10
Приложение 1
11
 
Введение
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»
Ф.И. Тютчев
 
Каждый из нас способен создать кусочек экосистемы, в котором есть душа, свобода и любовь. Для этого не надо быть волшебником. Аквариум является такой моделью водной экосистемы. И, несмотря на множество различий между природным водоёмом и аквариумом, основные законы развития у них общие, во многом сходны и протекающие процессы. Обычно аквариум считают изолированной системой. Однако это далеко не так. Человек постоянно вмешивается в его жизнь.
В данной работе представлено значение аквариума и его обитателей для воспитанников нашего центра. Аквариум – не просто красивая вещь, удовлетворяющая эстетические потребности человека, и не только средство заполнить свой досуг, но и действующая модель природного водоёма. А аквариумные рыбки – это фантастическое богатство красок и форм. Благодаря своим грациозным движениям они позволяют отдыхать после трудного дня, забывать о невзгодах и тревогах. В своей работе мы хотим рассказать  о периодах развития экосистемы в аквариуме.
 
Актуальность темы
Актуальность можно выразить всего лишь одной фразой:
 И. Соколова-Микитова: «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства».
Данный проект учит нас с самого детства жить в согласии с собой, с другими людьми и в гармонии с природой, что является необходимым условием для счастливой и успешной жизни человека во всем мире.
Любовь к природе – чувство, без которого не может существовать жизни на земле, оно помогает человеку стать великодушнее, ответственнее, справедливее. Человек, любящий природу, никогда не обидит ближнего, не будет издеваться над нашими меньшими братьями, над теми, кого он приручил, ведь он за них в ответе. И наверняка в нем проснется такая черта, как милосердие и сострадание к живой природе, ведь она беззащитна по отношению к человеку.
 
           Цель нашей исследовательской деятельности: научиться обустраивать аквариум, ухаживать и наблюдать за жизнью аквариумных обитателей и поделиться своими знаниями и наблюдениями с воспитанниками и педагогами нашего центра. А также, выяснить, какое значение для человека имеет аквариум.
 
Объект исследования: аквариум и его обитатели и растения.
 
Предмет исследования: влияние человека на аквариум, жизнь его обитателей и растений.
 
Гипотеза: предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека. Так это или нет, мы и выясним, работая по теме данного исследования.
 
Задачи:
- изучить историю развития аквариумистов;
- организовать жизненное пространство для обитателей аквариума и  его растительного мира;
- определить значение аквариума в жизни человека.
 
Методы исследования: поиск, наблюдение, систематизация, сравнительный  анализ, анкетирование, опрос.
 
 
Практическая значимость исследования: дети должны не только восторгаться  разнообразием и красотой подводного мира, но обязаны приложить все усилия, чтобы сохранить это достояние нашей планеты: охранять моря и  океаны, реки и озера от загрязнения,  защищать рыб от истребления и неразумного отлова.
          Важность нашей работы заключается в том, что многие наши  сверстники хотят завести или уже завели  аквариум дома, а как за ним ухаживать, каких рыбок разводить, какие растения могут жить в аквариуме,  не знают. Либо, не воспринимают важность и ответственность за организацию добросовестного отношения к тому, что нужно ухаживать за аквариумом постоянно.
 
Обзор изученной литературы
 
В нашей работе нам помогли разного рода энциклопедии, в том числе электронные. Множество книг посвящено непосредственно аквариумистике. Много информации мы почерпнули  из источников сети Интернета. А также большое количество фотографий с различных сайтов помогли наглядно представить то, о чём мы хотели узнать.
 
Основная часть
Глава 1.
Наш аквариум
 
       В 2017 году ребята нашей воспитательной группы решили создать свой долгосрочный проект и заняться его реализацией. К этому времени в нашем центре появился  подаренный ранее замечательный аквариум. И с тех пор мы решили  взять ответственность за содержание аквариума. Для того, чтобы аквариум функционировал по назначению, необходимо было приобрести рыбок. В этом нам помогли бывшие воспитанники нашей группы, теперь уже выпускники. Таким образом, у нас появилось 25 аквариумных рыбок.    Воспитанники первой воспитательной группы являются  главными хранителями экосистемы. Аквариум довольно больших  размеров, объёмом на  150 литров, со встроенным освещением и специальным фильтром для очистки и обогащением  воды.
Кроме ежедневного кормления, мы следим за очисткой воды, 1 раз  в месяц совершаем  подмену  до одной трети части воды в аквариуме, за функционированием освещения , примерно 1 раз в месяц чистим стенки аквариума от нечистот и остатков корма  изнутри, меняем грязную воду на отстоявшуюся чистую. Наши питомцы очень разнообразны по размеру, окраске и поведению. Есть в аквариуме  очень  активные,  игривые гурами. Здесь же обитают усатые сомики (анциструс темный и  сомик крапчатый), разноцветные и шаловливые барбусы, с разноцветными переливами неоны простые, важные скалярии горбатые.
Каждый день мы их кормим специальным универсальным сухим кормом, который тоже закупаем самостоятельно в зоомагазине.
Кроме рыбок в аквариуме находятся улитки, а также водоросли для питания и переработки углекислого газа. Основную массу мелких водорослей, растущих на стенках аквариума, съедают улитки.
Мы очень любим наш аквариум и, конечно же, нас заинтересовал вопрос, кто и когда придумал его.
 
Глава 2.
Первые аквариумисты
 
Первые шаги в аквариумистике сделали китайцы. Это произошло почти четыре тысячи лет назад. И всё это время они содержат и разводят различных рыб (сначала в искусственных водоёмах, впоследствии в сосудах), почти две тысячи лет продолжается селекция знаменитых золотых рыбок, для жизнедеятельности которых в аквариуме необходимо регулировать температуру и химический состав воды, газообмен, определять по своему вкусу количественный и качественный состав обитателей.
В этой маленькой экосистеме есть свои производители. Это растения. Потребители - рыбки, разрушители – улитки и некоторые виды рыбок. Вот только мусорщиков не может быть в аквариуме, потому что за чистотой следит человек.
 
Глава 3.
Практическая часть
 
3.1.Становление системы (этап первый)
 
Сейчас нет никаких проблем  с наличием  необходимой литературы. Существует огромное количество разнообразных книг по аквариумистике.  Много интересного нам удается узнать на уроках окружающего мира и биологии в школе. На наши постоянные вопросы «как», «почему» мы находим  ответы в детских энциклопедиях и в сети «Интернет».
Как оказалось, в аквариуме происходит три периода развития экосистемы. Первый этап – это становление системы. В это время в аквариум помещается грунт, заливается вода. Обычно наблюдается интенсивное развитие микроорганизмов.
С одной стороны, свежая вода богата питательными веществами, а с другой – первые поселенцы не имеют врагов и конкурентов. Воде необходимо постоять. Обычно через 2-3 дня вода приобретает молочный цвет из-за активного размножения бактерий.
Ещё через несколько дней её прозрачность восстанавливается. Через 5-6 дней сажают растения, а на следующий день запускают рыб. В первое время в аквариуме следует держать максимально возможное число рыб.
После накопления достаточного количества органических веществ, число рыб можно сократить. Этим мы поддерживаем энергетический баланс, потому что всё большее количество энергии будет выделяться в результате разложения накопившихся органических частиц.
При избытке органических веществ в аквариуме убирают гниющие листья, мусор и регулярно меняют воду. Важным источником энергии является также освещение.
 
3.2. Биологическое равновесие (этап второй)
 
Ну вот, наконец, всё в порядке: освещение выбрано правильно, растения прижились и активно развиваются, рыбы адаптировались к новым условиям, происходит переход ко второму этапу развития экосистемы. Его часто называют «биологическое равновесие». В этот период аквариум обладает способностью к саморегуляции.  Например, подмена до одной трети части воды проходит практически незаметно и без отрицательных последствий.
Все организмы всегда тесно связаны друг с другом и окружающей средой. Так, растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Он расходуется при дыхании и гниении. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух. Для данной процедуры в нашем аквариуме установлен специальный фильтр, который насыщает воду кислородом, необходимым для жизнедеятельности нашего аквариума.
 
3.3. Разрушение экосистемы (этап третий)
 
В аквариуме постоянно происходит накопление продуктов жизнедеятельности растений, рыб и других животных. Те виды водных организмов, которые наиболее требовательны к чистоте воды, перестают расти, а другие растения, предпочитающие заиленные грунты, интенсивно разрастаются, заполняя аквариум.
Со дна начинают подниматься пузырьки с характерным неприятным запахом. Это означает, что экосистема переходит в третий этап развития – разрушение. Необходимо проводить обновление и основательную чистку аквариума.
При правильном распределении сил, балансе между теми, кто производит, потребляет и разрушает энергию, экосистема аквариума способна поддерживать сама себя как любой организм.
 

3.4. Анкетирование
 
Воспитанникам нашей первой группы  и нашим гостям нравится наблюдать за поведением рыбок, но во время работы в проекте,  у детей  возник вопрос, какую пользу могут принести аквариумные рыбки человеку? Этот вопрос   задавали   дети своим  сверстникам,  одноклассникам,  друзьям, воспитателям и педагогам, спрашивали о том,  что все они думают на эту тему и, вообще, как относятся к аквариумам. Оказалось, что людей, которые содержат аквариум дома, не так и много. И, в принципе, поверхностно  знакомы   с тем, как правильно следует содержать аквариум и ухаживать за его обитателями.  Многие  высказали мнение, что аквариумы с рыбками нужны людям, так как наблюдение за ними поднимает настроение, успокаивает, также аквариум украшает интерьер квартиры, а рыбки красивые, удивительные, смешные, дивные, интересные, милые. Но ухаживать за ними никто не умеет, поэтому мы обязательно поделимся  с ними своими знаниями. Приобрести необходимую информацию и нужные знания нам поможет наша исследовательская работа и наблюдение за рыбками в нашем центре.
 
3.5. Влияние аквариума на человека (польза или вред)
 
В процессе изучения информации, нас заинтересовал вопрос: какое влияние оказывает аквариум на человека. С этим вопросом, конечно, мы обратились к нашим воспитателям. От них узнали, что даже кратковременный отдых возле аквариума позволяет полностью восстановить работоспособность усталого человека. Наблюдение за аквариумными рыбками снимает стресс, позволяет на время расслабиться. 
Испаряющаяся вода увлажняет воздух. Настроение людей преклонного возраста значительно улучшается, если они имеют возможность любоваться декоративными аквариумными рыбками.  Наличие аквариума дома положительно влияет на детей, побуждая их к творчеству, помогая развивать в них чувство ответственности. Занятие аквариумистикой вызывает интерес к приобретению новых знаний, особенно в таких областях, как биология, химия, физика, география. При наблюдении за подводным миром у человека улучшается настроение и появляется больше сил для решения различных повседневных проблем. 
Все, кто держит или когда-либо держал аквариумных рыбок дома, в один голос скажут о том, что пользы гораздо больше, чем вреда. Кроме того, разговоры о вреде аквариумных рыбок довольно беспочвенны и зачастую сводятся к единичным случаям. Конечно, если речь не идет о домашней акуле, к примеру, или стайке пираний, которые могут обрадоваться, если хозяин решит их покормить с руки.
Чаще всего владельцы домашних аквариумов жалуются на то, что после появления в доме рыбок, их начинает мучить аллергия. Однако, как может преследовать человека аллергия, если его и питомцев разделяет вода, которая отнюдь не способствует распространению аллергенов в воздухе? Чаще всего причина кроется именно в сухом корме, который продается в магазинах и на птичьих рынках. Мелкие ракообразные, такие как дафния и гаммарус, в своем панцире имеют хитин, который и провоцирует возникновение аллергии. Чтобы не возникло и у нас таких  проблем, мы выяснили, что  для своих питомцев следует выбирать комбинированный корм, продающийся в виде хлопьев или чипсов.
Некоторые жалуются на то, что стены стали отсыревать после того, как в комнате появился сосуд, наполненный до краев водой. Правда, такие жалобы чаще исходят от обладателей объемных аквариумов, от 50 до 100 литров. Стоит отметить, что увеличение влажности в помещении не так уж и плохо для здоровья. Ведь достаточно влажный воздух в помещении благоприятен для дыхательной системы. Особенно если в комнате часто находятся дети (наш аквариум занимает почетное место в комнате отдыха, где всегда присутствует много людей). Но это при условии поддержания надлежащего температурного баланса в комнате.
В итоге мы пришли к выводу, что оформленный со вкусом аквариум, который ежедневно вызывает у находящихся в помещении людей радость и восхищение, очень благотворно влияет на их состояние здоровья. 
 
 
Заключение
Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляет человека от стресса, снижает кровяное давление. Несмотря на то, что рыбы, растения, беспозвоночные существуют в аквариуме автономно, мы считаем себя неотъемлемой частью экосистемы аквариума. Наше плохое или хорошее настроение передаётся обитателям подводного мира. А рыбки и растения, в свою очередь, помогают нам и наполняют нашу душу новыми светлыми ощущениями, дают заряд энергии и бодрости.
Эта работа помогла понять, что рыбки – это домашние любимцы, которые не только радуют нас своей красотой, но и успокаивают нашу нервную систему. Они нуждаются в заботе и внимании.
         Аквариум предназначен для содержания и развития водных животных и растений, а также для наблюдения за их жизнью и развитием.
Аквариум – это экосистема, а так как на каждом этапе необходимо участие человека, то она искусственная. Наш аквариум создан по всем правилам.
Главное условие долгого существования аквариума – присутствие всех компонентов экосистемы, создание оптимальных условий для поддержания биологического равновесия.
Мы пополняем свои знания, узнаем  много интересного. Работать по данной теме мы продолжаем дальше, но в данный момент можем сделать такие выводы:
  • люди должны не только восхищаться красотой подводного мира, но и стараться сохранить это достояние нашей планеты;
  • охранять от загрязнения моря и океаны, реки и озера;
  • защищать рыб от неразумного отлова.
Разведение аквариумных рыбок – одно из наиболее распространённых увлечений не только детей, но и взрослых. Есть много причин, по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб и водные растения. И, тем не менее, всех аквариумистов, в большей или меньшей степени объединяет одно: любовь к живой природе, а также удовольствие, получаемое от наблюдений за подводным миром.
Содержание рыбок оказывает благоприятное влияние на формирование характера человека, прививает любовь к природе, улучшает настроение.
Создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно, но еще труднее сохранить ее. Рыбки нуждаются в   заботе и внимании, а для этого мы должны правильно использовать полученные знания.
 
Список использованной литературы
 
1.Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. Москва, «Махаон», 2012.
 
2. Доз Д. «Ваш аквариум». Москва, «Аквариум», 2008.
 
3. Михайлов С. Аквариум. Практические советы. Москва, 2006.
 
4. Плешаков А. А. «От земли до неба». Атлас-определитель. Москва «Просвещение», 2008.
5.Романишин Г.Ф., Мишин В.Н. Мир аквариума. Москва, 2007.
 
Интернет-ресурс
Электронное издание
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2010 (РС)