ПРОЕКТ «Совет отцов» как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»
МБДОУ детский сад №27 «Сэсэг»
ПРОЕКТ
«Совет отцов» как форма организации взаимодействия детского сада и семьи»
Выполнила: воспитатель МБДОУ
Детский сад №27 «Сэсэг»
Жамсаранова О.М.
г. Улан-Удэ
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно - практико – ориентируемый, исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный, 2021 – 2024г.г.
Участники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность
В ФГОС ДОодним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребенка, обозначено «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Взаимодействие с семьями воспитанников всегда было важным аспектом в работе детского сада. При этом всегда стояла проблема выбора таких форм сотрудничества, которые были бы эффективными и интересными для родителей. Для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка необходимо одновременное и грамотное участие его и мамы, и папы.
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний, но и к уровню воспитанности подрастающего поколения. Негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации семьи.
Мужчина в современной семье перестает быть ее главой. Эта роль переходит к женщине. Родительские собрания, мероприятия в детском саду посещают в основном матери. Но мать не может заменить отца, роль которого в воспитании уникальна.
Сегодня, когда проблеме отцовства недостаточно уделяется внимание, воспитателю группыдетскогосада предоставляется возможность при содействии отцов и при участии дошкольного учреждения организовать совместную деятельность для достижения эффективности воспитательного процесса. В этом будет заключаться новизна и педагогическая целесообразность проекта. Дети должны осознавать значимость роли отца в семье, в социуме. Отец – это моральная сила, «высший суд», глава семьи, родитель и воспитатель.
Сегодня ученые констатируют рост безотцовщины: частое отсутствие отца в семье; незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими; педагогическую некомпетентность, неумелость отцов; их независимость и неспособность осуществлять воспитательные функции. Одни авторы полагают, что имеет место ослабление отцовского начала. В тоже время другие склонны думать, что так было всегда, что отцы никогда не играли важной роли в воспитании детей.
Однако, на мой взгляд, роль отца в семье и в нашем обществе является слишком важной, чтобы не обращать внимания на проблему отцовства, которая является неотъемлемой частью общей проблемы института семьи в России. Слово Отечество происходит от слова отец. Следовательно, отцы будут сильно влиять на то, как молодые люди впоследствии будут относиться к своей Родине, Отчизне, к своей семье.
Цель проекта:создать условия для активного участия отцов в воспитательно-образовательном процессе через организацию деятельности Совета отцов группы «Одуванчик».
Задачи проекта:
- повышать педагогическую компетентность родителей;
- раскрывать у отцов потенциальные возможности в воспитании детей;
- пропагандировать положительный опыт взаимодействия с родителями в воспитании детей в совместных мероприятиях.
Методическая обоснованность проекта:
- способствует повышению педагогической культуры родителей;
- помогает в организации совместной деятельности отцов и детей;
- предполагает социальную защиту и охрану.
Помогает:
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- установить неиспользованный резерв семейного воспитания;
- найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (детский сад-семья);
- предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня педагогической компетентности отцовв вопросах воспитания и развития дошкольников посредством вовлечения их в педагогический процесс;
- знакомство родителей на практике с педагогическими методами и приёмами;
- формирование мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ;
- накопление опыта работы по взаимодействию с родителями с использованием современных инновационных форм (разработка методического материала).
Риски: трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей, участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности: рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий, согласованность действий педагогов и родителей; соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта; заинтересованность родителей; положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
Направления деятельности «Совета отцов»:
1. Организационная деятельность
Задачи:
- Раскрыть неиспользованный резерв семейного воспитания.
- Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия семьи и детского сада.
- Демонстрировать и поощрять личную инициативу отцов, которые участвуютв жизни группы и детского сада.
Формы работы:создание и работа группового родительского комитета; включение отцов в воспитательно-образовательный процесс.
Ожидаемые результаты:
- создание приоритета родительского воспитания;
- установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей.
2. Информационно-просветительская деятельность
Задачи:
- Организовывать психолого-педагогическое просвещение отцов через систему родительских собраний, тематических и индивидуальныхконсультаций, собеседований.
- Вовлечение в различные виды досуговой деятельности отцов совместно с детьми;
Формы работы:родительские лектории;родительские собрания;лекции и беседы для родителей (по запросу);выпуск информационных буклетов в помощь родителям.
Ожидаемые результаты:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- вовлечение отцов в педагогическое самообразование;
3. Психолого – педагогическая деятельность
Задачи:
- изучить образ жизни семьи;
- выяснить особенности семейного воспитания;
- выявить взаимоотношения семьи и детского сада;
- выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
Методы изучения семей:
Информация о семье необходима детскому саду для решения оперативных педагогических задач:
- для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи;
- для понимания истоков и причин сценария развития личности воспитанников, в том числе и отклоняющегося развития;
- для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с отцами.
- Наблюдение.
- Индивидуальные беседы.
- Тестирование.
- Анкетирование.
- Диагностика.
- Деловые игры.
- Анализ детских рассказов и рисунков.
Формы работы:
- исследование родительско - детских отношений в рамках психолого-педагогического мониторинга;
- проблемное и тематическое консультирование;
- ролевые и деловые игры для детей и родителей;
- психолого-педагогический всеобуч отцов.
Ожидаемые результаты:
- получение характеристики микроклимата семьи, что обеспечит поиск взаимодействия отцов идетского сада, необходимого для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
4. Работа с семьями , требующими особого внимания
Задачи:
- Оказывать психологическую помощь и поддержку детям и родителям в стрессовых ситуациях.
- Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Формы работы:
- наблюдение и консультации;
- проведение бесед и семинаров на тему воспитания;
- вовлечение детей в воспитательно-образовательную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям.
5. Деятельность по пропаганде ЗОЖ
Задачи:
- Пропагандировать ЗОЖ.
- Организовывать активные формы развития и сохранения физического здоровья детей.
Форма работы:
- спортивные соревнования.
- кухня правильного питания
Ожидаемые результаты:
- Пропаганда ЗОЖ;
- Внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующихпозитивные установки на ЗОЖ;
- Организация активных форм развитияи сохранения физического здоровья детей.
6. Досуговая деятельность
Задачи:
- Включать семью и общественность в воспитательный процесс.
- Организовывать совместное проведение досуга детей и родителей.
Формы работы:
- совместный досуг: праздники, конкурсы, деловые игры, семейные гостиные и др.
- совместные походы и экскурсии;
- открытые занятия для родителей;
- социальные проекты.
Ожидаемые результаты:
- Включение семьи в воспитательный процесс;
- Привлечение отцов к досуговой деятельности;
- Организация совместного досуга детей и отцов.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный
- Предложено создать группу отцов-активистов для организации Совета отцов.
- Выборы Председателя Совета отцов.
- Разработка и принятие Положения о Советеотцов (функции, формы работы, принципы сотрудничества и содержание сотрудничества).
2. Реализация проекта
План мероприятийпо реализации проекта«Совет Отцов»
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
11 |
Разработка и обсуждение на родительском собранииПоложения о Совете отцов, его функционала; избрание членов и председателя Совета отцов |
Май 2021 |
Воспитатель группы |
32 |
Организация и проведение семинаров, круглых столов по актуальным вопросам семейного воспитания для участников образовательного процесса |
Весь период |
Администрация ДОУ, воспитатель группы, члены Совета отцов |
33 |
Организация и совершенствование деятельности органов родительского самоуправления, активизация работы Совета отцов |
Весь период |
Администрация ДОУ, воспитатель группы, члены Совета отцов |
34 |
Организация и проведение родительских собраний, родительского всеобуча по формированию и развитию педагогической культуры современных родителей |
Весь период |
Воспитатель группы |
35 |
Составление социального паспорта группы |
ежегодно (сентябрь) |
Воспитатель группы |
36 |
Проведение мероприятий, отражающих роль семейного воспитания: День пожилого человека; День матери; «Сагаалган»; Международный день семьи; Международный день защиты детей; День отцов; Международный женский день День семьи, любви и верности |
ежегодно
октябрь ноябрь май июнь июнь март июль |
Родительский комитет, воспитатель группы, члены Совета отцов |
37 |
Организация и проведение мероприятий, способствующих повышению авторитета и социального статуса семьи: Участие в мероприятиях: - «Декада семьи» - конкурс презентаций опыта семейного воспитания -фотоконкурс «Моя семья» -конкурс видеороликов «Мир моей семьи» |
Весь период
|
Родительский комитет, воспитатель группы, члены Совета отцов
|
38 |
Организация и проведение мероприятий, способствующих повышению авторитета и социального статуса семьи, отцовства: -совместные праздники: «Осенняя ярмарка», «Новогодняя Ёлка», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «Праздник детства». - конкурсы: «Семья года», «День творчества». - участие родителей в спортивных мероприятиях, в т.ч. спортивных праздниках выходного дня, Днях здоровья - участие родителей в реализации социальных проектов - семейная гостиная - совместные экскурсии -участие родителей в благоустройстве помещений ДОУ. |
Ежегодно
|
Администрация ДОУ, родительский комитет, воспитатель группы, члены Совета отцов
|
3. Заключительный этап
Подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Итог работы:
Для отцов – родителей:
- их личная заинтересованность в жизни детского сада,
- проявление инициативы,
- повышение активности.
Для коллектива:
- осознание взаимодействия ДОУ и семьи как важного двустороннего процесса,
- наполнение взаимодействия с родителями новым содержанием: использование семейных традиций для развития возможностей и способностей ребёнка, защита семейных проектов, участие в творческих конкурсах
Для руководителя:
- отношение к взаимодействию с семьёй как к стратегическому направлению деятельности дошкольного учреждения.