Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
30.06.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Проект «Сказочные фонари для новогоднего праздника»

МБОУ Школа №124 г Самара

 

Всероссийский конкурс профессионального мастерства

«Методическая копилка»

 

 

Проект «Сказочные фонари для новогоднего праздника»

 

 

Выполнила : Околева Вероника Викторовна,

                                                                  учитель  изобразительного искусства

                                   

                  

 г.о.Самара 2021г.

 

  Проект реализуется с обучающимися 4 класса. На реализацию отводится 6 часов.  Материалы для создания макетов фонарей: плотная бумага для пастели контрастных цветов, ножницы, клей, линейка.

 

                               Содержание:

I. Введение. 

II. Основная часть.

2.1История возникновения фонарей.

2.2 Праздники фонарей в Китае, в Германии, во Флоренции.

2.3 Прошлое и настоящее фонарей в г. Самара.

2.4 Технологический процесс изготовления фонарей.

III. Заключение .

IV. Источники и литература.

V. Приложение.

I Введение.

         Фонари привлекают нас своим ярким светом. Красота вечерней улицы с весело горящими фонарями создает впечатление, что мы попали в сказку. Вспоминая сказки, можно создать красивые фонари и украсить ими новогодний  праздник. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный  в начальном образовании выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, конструирование.

Тема проекта: « Сказочные фонари для новогоднего праздника».

         Цель проекта - привлечь внимание к объемно-пространственному конструированию, дизайну сказочных фонарей для детей, показать способы изготовления этих фонарей.

         Задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения фонарей, в том числе в г. Самара.
  2. Научиться создавать сказочные образы, используя силуэт.
  3. Изучить способы работы с бумагой.
  4. Рассмотреть этапы изготовления макета сказочного фонаря
  5. Уметь выбирать материалы для изготовления фонаря.
  6. Научиться декорировать изделие.

         Проектный продукт — макет сказочного фонаря для детей.

 

II Основная часть

2.1 История возникновения фонарей в прошлом

         Люди предприняли попытку осветить улицы еще в начале XV века. Первым с этой инициативой выступил мэр Лондона Генри Бартон. По его распоряжению на улицах Британской столицы в зимний период появились фонари, помогающие ориентироваться в непроглядной тьме. Спустя некоторое время французы также предприняли попытку осветить городские улицы. В начале XVI века для освещения улиц Парижа жителей обязали ставить на окна осветительные лампы. В 1667 году вышел указ Людовика XIV об уличном освещении. В результате парижские улицы осветились множеством фонарей, а царствование Людовика XIV назвали блестящим Приложение рис.1

         Что касается России, то здесь уличное освещение появилось благодаря Петру I. В 1706 году император, празднуя победу над шведами под Калишем, распорядился вывесить фонари на фасадах домов вокруг Петропавловской крепости. Спустя двенадцать лет фонари осветили улицы Петербурга. На московских улицах они были установлены по инициативе императрицы Анны Иоанновны [2].

2.2 Праздники фонарей в Китае, в Германии, во Флоренции.

        Вместе с тем во многих странах отмечают Праздник «Фонарей». История этого праздника в каждой стране своя, но в эти дни и взрослые, и дети сами делают и любуются фонариками.    В Древнем Китае по некоторым сведениям праздник Фонарей  начали отмечать 180 лет до нашей эры. Фонари некоторых видов зажигаются в самый день Нового года, но большинство изготовляется в течение первых десяти дней года. Начинается великий праздник фонарей, который еще более привлекателен, по крайней мере, для посторонних, чем празднество в день Нового года. Ночью тринадцатого, четырнадцатого, пятнадцатого и в некоторых местах даже семнадцатого дня каждый выходит на улицу, выставляя напоказ свои фонари и сравнивая их с другими. Дети надевают маскарадные костюмы, часто с ужасающими масками, и бегают по улицам, забавляясь сами и развлекая взрослых своими пантомимами. Множество людей приходит на выставку полюбоваться фонарями различных конструкций. Улицы городов украшены фонариками, люди желают друг другу здоровья и счастья. ( Приложение рис.2)

         11 ноября в Германии отмечают праздник фонариков. День святого Мартина празднуют католики. Святителя Мартина почитает  как католическая церковь, так и православная. Он помогал нищим и обездоленным. Фонарики в праздник святого Мартина призваны помочь людям пережить холод и темноту наступающей зимы. В то время как природа засыпает и мир становится все темнее, приходит время людям нести свет миру и осветить мир самим. ( Приложение рис.3)

            Праздник Фонариков празднуется и в Италии в городе Флоренция. Исторический праздник фонариков (Festa della Rificolona) проходит во Флоренции ежегодно 7–8 сентября и приурочен к празднику Рождества Божией Матери Девы Марии. Поэтому канун рождения Девы Марии постепенно превратился в одну из важнейших городских ярмарок. Флоренцию в эти дни наводняли толпы крестьянок, нарядившихся по случаю праздника в лучшие платья. Городские жители, считавшие, что селянки одевались не в меру пышно, называли их «фонариками» — Rificolona. В память о тех временах в наши дни в ночь с 7 на 8 сентября — после традиционной ярмарки, которая проходит 6 и 7 сентября, — по городу проходит многолюдная процессия с красочными бумажными фонариками, в которых горят свечи.

          2.2. Прошлое и настоящее фонарей в г. Самара.

         В нашем городе Самара фонари появились в 19 веке, когда население города увеличилось, а вместе с тем увеличилось и количество домов, дворов в городе. Многие жители выходили по вечерам на центральные улицы, где начинались народные гуляния. При свете фонарей располагались лоточники, которые продавали пирожные, конфеты, напитки, газеты и др. Фонарей с каждым годом становилось всё больше и больше. ( Приложение рис.5,6)

         В конце 19 века в больших городах России стало появляться электрическое освещение. Самара не стала отставать от технического прогресса. В 1876 году в честь празднования 300-летнего юбилея Самары в Струковском саду зажглись первые электрические фонари. 90 электро-дуговых светильников стояли вдоль линии движения трамвая. Для снижения себестоимости городского освещения губернатор распорядился, чтобы все владельцы частных мелких электростанций ставили электрический фонарь около своих домов и учреждений. Электричество начинает помогать торговле. На главных улицах города появляются ярко освещенные витрины магазинов. Магазины начинают работать дольше, чем раньше, привлекая горожан своим светом.      

         В наше время фонари украшают практически каждый уголок города Самара. (Приложение рис.7).

         Украшена красивыми фонарями Самарская набережная, Железнодорожный вокзал, храмы, ул. Ленинградская … (Приложение рис.8).

         Особенно красиво становится в пору Новогодних праздников, когда весь город украшен разноцветными фонариками (Приложение рис.9,10).

         Декоративные сказочные фонари обычно делают  для Новогодних праздников.

          Как изготовить сказочный фонарь?

 2.3 Технологический процесс.

         Этапы работы над созданием сказочного фонаря.

1.Поиск информации.

        Рассматриваем  иллюстрации художников к сказкам «Царевна-Лягушка», «Красавица и Чудовище», «Дюймовочка», «Спящая Красавица», «Белоснежка». Очень интересны иллюстрации художника О. Васильева.  В книге с его иллюстрациями, сказочные герои  изображены силуэтами. (Приложение рис.11).

       Силуэт - выразительное средство для создания сказочного образа. Силуэт, показывая движение, позы героев, выражает характеры сказочных персонажей.

 2. Рисуем несколько эскизов, в которых стараемся передать разные 

интересные образы сказочных героев.

 3.Создаем вместе с учителем из бумаги для пастели основу самого фонаря. Складываем полосу бумаги два раза, и у нас получается форма коробки, состоящая из четырех сторон.

  4.Изображаем героев выбранных сказок на бумаге темного или контрастного цвета. Размер героев должен быть чуть меньше сторон самого фонаря. Перед нами стоит задача: выделить фигурки на фоне яркого света фонаря. Вечерние фонари излучают свет, поэтому сначала вырезаем из светлой бумаги для пастели (желтой, оранжевой внутреннюю часть арок (4 шт).        

Детали желтого цвета приклеиваем с каждой стороны фонаря. Затем вырезаем силуэты героев сказок из темной (фиолетовой) бумаги для пастели, и приклеиваем на светлый фон. (Приложение рис.12,13).

         Со стороны фонарь выглядит так, словно зажжен, а из окошек фонарей видны силуэты сказочных персонажей. (Приложение рис.14,15).

 5. Затем приступаем к  изготовлению крыши фонаря. Сказка «Дюймовочка», например,  может натолкнуть на идею сделать крышу в виде бутона с листиками. (Приложение рис.16,17).

 На уроках объемно-пространственного макетирования мы учимся создавать объем из бумаги. Для крыши используем полоску пастельной бумаги яркого цвета. Складываем полоску два раза пополам и делаем таким образом четыре стороны. Нижний край полосы красиво вырезаем, придав ему форму лепестков, на верхней части делаем четыре надреза, затем их склеиваем, придав  форме объем,  изготавливаем листья, применив метод скручивания бумаги.  (Приложение рис.18,19).

    Декорируем фонарь мелкими элементами: звездочками, листиками. Фонарь получается ярким, красивым, праздничным.

                                                       III Заключение.

         Полученная работа нравится ученикам, они с удовольствием работают над созданием  сказочных образов.  Таким образом, достигаем своей цели – привлекаем внимание детей к дизайну сказочных фонарей.

Наша работа имеет практическую направленность: используем фонари для украшения новогоднего праздника.

                   Возможно на улицах нашего города появятся сказочные фонари в местах, где часто бывают дети: в парках, около Самарского театра юного зрителя (САМАРТ), кукольного театра, музея-усадьбы А.Н. Толстого, на улице им. Фрунзе, рядом с Детской Картинной Галереей на ул. им. Куйбышева. Конечно, такие фонари должны быть выполнены из соответствующих материалов, которые используют для изготовления уличных фонарей.

         Фонари, огонь всегда завораживают. А глядя на фонарь, можно ещё и вспомнить любимые сказки, счастливые минуты детства. Такой фонарь может быть украшением любого уголка города, двора или квартиры, в которой живут дети!

                        IV. Источники и литература

  1. Арнольд Н.В., Самароведение: учебное пособие по Самарскому краеведению. Самарский Региональный Общественный Благотворительный Фонд «Культурное наследие», издательство ООО «Книга», - Самара, 2011, 184с.
  2. Интернет ресурсы:

http://история-вещей.рф/konstruktsii/istoriya-ulichnyih- 

fonarey.html

http://www.megatavr.com/art-lantern-history.html

http://www.happy-giraffe.ru/user/434274/blog/post404914/

https://ru.wiki.ng/wiki/Фонарщик

 

СМОТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ