Проект: «Русские богатыри» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» Пермский край, г. Соликамск
Проект "Русские богатыри"
Хвостанцева Надежда Ивановна
Авдеева Людмила Васильевна
воспитатели
Проект: «Русские богатыри»
(старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Проект: «Русские богатыри»
Тип: информационно – творческий
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Масштаб: краткосрочный (1 неделя)
Проблема: Узнать, кто такие богатыри.
Цель: Формирование патриотических чувств детей, знакомство с историей России, ее защитниками – богатырями.
Задачи:
- Развивать интерес к нашим героическим предкам – защитникам земли русской.
- Познакомить с былинными и сказочными богатырями; рассказать о том, что объединяет их с людьми военных профессий.
- Сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины.
- Воспитание гордости и уважения к героическим поступкам предков.
- Помочь в создании определенного продукта: раскрашивание иллюстрации оружия, доспехов; сшить шлемы для сюжетно – ролевых игр, сделать щиты; пополнить развивающую предметно – пространственную среду мечами, луками.
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
I Моделирование ситуации. Выявление проблемы. Определение продукта деятельности. |
1.Игровая ситуация: До прихода детей в группе вывешивание иллюстрации богатырей, репродукция В.М. Васнецова «Три богатыря». 2.Проблема: узнать кто наши богатыри, их занятия. 3.Задача: создать макет старинного селения, охраняемого богатырями. |
1.Осознание и принятие проблемы 2.Вхождение в игровую ситуацию 3.Уточняют задачу |
II Организация работ по решению проблемы |
1.Помогает детям определить, где можно узнать о богатырях сбор информации: рассматривание энциклопедий, книг, подбор иллюстрации, просмотр мультфильмов. 2.Организует развивающую предметно – пространственную среду (выставка книг о богатырях, иллюстрации о доспехах и оружии, просмотр мультфильмов). 3.Организует родителей для помощи детям в сборе информации и пополнении развивающей предметно – пространственной среды:- изготовление щитов разных размеров; - шитье шлемов – шапок для обыгрывания; - пополнение РППС мечами, луками со стрелами; - участие в выставке книг о богатырях; -раскрашивание силуэтов богатырей для макета. |
1.Рассматривание иллюстрации о богатырях, их доспехах, оружии. 2.Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей разбойник» 3.Рассматривание книг о богатырях. |
III Практическая деятельность по решению проблемы |
1.Оказывает практическую помощь: -беседа – рассказ «Богатыри земли русской»; -раскрашивание силуэтов богатырей; -рассматривание выставки книг о богатырях, иллюстрации о доспехах и оружии; -аппликация «Укрась щит богатыря»; - Лепка «Доспехи и оружие богатыря»; - Образовательная деятельность «Знакомство с картиной В.М. Васнецова «Три богатыря»»; - Просмотр мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; -Конструирование из бумаги, конструирование элементов макета по подгруппам (изготовление из бумаги забора; из природного материала …; из строительного материала домов, деревьев; раскрашивание и вырезание силуэтов богатырей). -Совместная деятельность «На заставе» макет |
Проводят деятельность в соответствии с задачей. Делятся информацией о просмотренных мультфильмах, рассказывают о понравившихся героях. Выполняют лепку, аппликацию, составляют рассказы по картине В.М.Васнецова «Три богатыря». Дети распределяются по подгруппам для изготовления элементов макета (забора, дома, силуэты богатырей, раскрашивание деревьев). |
IV Презентация продукта деятельности |
Развлечение «Богатырские забавы» Обыгрывание макета |
Обыгрывание макета. Участие детей в соревнованиях. |
Приложение
Конспект образовательной деятельности «Наши предки - славяне»
Задачи:
- Расширять знания детей о первых исторических фактах зарождения Руси.
- Познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Три богатыря».
- Упражнять детей в умение составлять рассказ по картине, обогащая словарный запас детей.
- Учить подбирать слова близкие по значению, узнавать значение новых слов.
- Продолжать развивать связную речь, мышление.
- Воспитывать интерес к истории Родины, патриотические чувства, уважение к защитникам отечества, интерес к изобразительному искусству.
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря», иллюстрации реки, леса, карта Руси.
Словарная работа: славяне, древляне, племена, кольчуга, булава, доспехи, вороной конь.
Предварительная работа: чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей»
Рассматривание иллюстрации на тему: «Оружие и доспехи богатырей».
Ход:
Звучит спокойная музыка
IИгровая ситуация
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь к музыке, какой музыкальный инструмент вы услышали?
Это старинный русский народный инструмент – гусли. На нем играли гусляры и пели песни, рассказывали легенды о подвигах героев защитников земли Русской. А вы хотите узнать, о ком и каких подвигах рассказывали они?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем с вами беседовать о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто такие предки?
Дети: Это люди, которые жили много лет назад.
Воспитатель: Наши предки называли себя славянами, от них идет начало русского народа. Почему же их называли славянами?
Подумайте, на какое слово оно похоже?
Дети: Славяне похоже на слово «слава».
Воспитатель: А это означает, что славяне – славный народ, а еще они называли себя словенами, то есть понимающие слово, понятную речь. Слились славяне по берегам рек и озер, рядом с лесом. Есть такая пословица: «У леса жить – голодным не быть!» Почему так говорят?
Дети: В лесу много грибов, ягод, животных.
Воспитатель: Где еще могли селиться славяне?
Дети: В лесу, на поляне. (показ иллюстрации)
Воспитатель: Жили славяне племенами, то есть несколько семей объединялись вместе. Назывались они по – разному. Например, те кто селились на поляне назывались поляне.
А если селились в лесу среди деревьев, как думаете они назывались?
Дети:
Воспитатель: Древляне. А как вы думаете, к какому племени могли относиться люди, которые жили в нашей местности.
Дети: древляне, поляне
Воспитатель: Наши предки относились к пленам славян или древлян, но тяжело было жить каждому племени отдельно, тяжело давать отпор врагам и решили племена объединиться. Так более 1000 лет назад образовалось русское государство Русь.
Посмотрите на карту (показ карты). Она была с начало маленькая, но для наших предков – славян, это была Родина и ее надо было защищать.
Вспомните, как назывались наши – предки защитники земли Русской?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: кто такие богатыри?
Дети: Войны, борцы, защитники.
Воспитатель: А какие они были?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, умные, ловкие.
Воспитатель: А что они делали?
Дети: Защищали, охраняли Русь.
Воспитатель: Они были защитниками, войнами имели доспехи и оружие.
Сейчас я вам загадаю загадки про оружие и доспехи.
- Рубашку такую не вяжут не шьют, ее из колечек железных плетут. (кольчуга)
- Железная шапка с железным концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем)
- Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну что, догадались? Конечно же … (меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка.
На левой руке у героя висит
Тяжелый блестящий и кругленький (щит)
Физминутка: «Богатыри»
Воспитатель: а вы хотите быть такими же сильными, как богатыри?
Дети: Да
Богатырь - он каков:
Он силен, он здоров Показывает силача
Он из лука стрелял-
Метко палицу бросал. Имитирует движения
Подрастем мы и смотри Поднимаем руки вверх
Станем, как богатыри.
Воспитатель: назовите каких богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель демонстрирует репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Написал эту картину Виктор Михайлович Васнецов
Кто изображен на картине, как она называется?
Дети: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Воспитатель: Это самые известные и любимые богатыри. Они стоят у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь, не проскользнет, ни птица не пролетит.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Составление рассказа по картине
Воспитатель: Посмотрите внимательно на богатыря в центре картины. Расскажите о нем. Кто это?
Дети: Это богатырь Илья Муромец
Воспитатель: Какой он?
Дети: Он сильный, храбрый, смелый.
Воспитатель: Какие у него доспехи?
Дети: У Илья Муромца есть кольчуга, щит, шлем.
Воспитатель: Какой у него конь?
Дети: у него черный большой конь (вороной)
Воспитатель: Расскажите, как вооружен Илья
Дети: В руках у него копье и палица
Воспитатель: Чем отличается от других богатырей?
Дети: Он старше всех богатырей
Воспитатель: Кто справа от Ильи Муромца?
Дети: Добрыня Никитич
Воспитатель: А теперь попробуем рассказать о Добрыне Никитиче. Что мы можем сказать о нем. Какой он?
Дети: Добрыня Никитич очень хорошо владел мячом.
Воспитатель: Как он одет?
Дети: Он одет богато и нарядно
Воспитатель: Какое у него оружие?
Дети: Щит, меч
Воспитатель: Какой конь у богатыря?
Дети: Белый, длинногривый
Воспитатель: что делает конь?
Дети: Конь стоит, наклонил голову.
Воспитатель: А кто стоит слева от Ильи Муромца?
Дети: Алеша Попович
Воспитатель: А что вы можете о нем рассказать.
Кто хочет рассказать?
Воспитатель: Какой он?
Дети: Алеша Попович тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья Муромец и Добрыня Никитич. Он ловкий, быстрый, хитрый, самый умный, смелый.
Воспитатель: Какие доспехи у Алеши Поповича.
Дети: У Алеши лук со стрелами.
Воспитатель: А что интересного заметили у него?
Дети: У Алеши Поповича – гусли, он умеет на них играть и песни петь рассказывая о своих подвигах.
Воспитатель: А какой конь у богатыря?
Дети: У богатыря конь рыжий, низко опустил голову, чтобы пощипать траву.
В ходе рассказа воспитатель помогает, дает указания, поощряет, оценивать.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, как называется картина? Кто ее написал? Кто из богатырей вам понравился? В следующий раз мы с вами нарисуем богатыря, который вам больше понравился и вы расскажите друг другу почему именно этот богатырь вам понравился.