Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.02.2025 г.
Всероссийская викторина по истории Специальной военной операции «Правда, совесть, честь…»
12.02.2025 г.
VIII Всероссийский социально-патриотический конкурс, посвящённый истории войны в Афганистане 1979-...
11.02.2025 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши») «Самый лучший папа...
11.02.2025 г.
Всероссийская историческая викторина «Русь сотрясали годы смуты...»
11.02.2025 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
11.02.2025 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая образу отца в классической литературе и отцам,...
11.02.2025 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова «Поэт...

Проект «Рождество Христово»

МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области

 

Проект «Рождество Христово»

 

Коваль Елена Сергеевна

Учитель начальных классов

 

Тема проекта: «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»
Характеристика проекта
По содержанию: межпредметный и внеурочный
По уровню усвоения: итоговый
По формам организации: групповой
По срокам выполнения: среднесрочный
По предметной области: межпредметный (ОРКСЭ, литературное чтение – чтение художественных произведений, исторических, научно-популярных текстов; технология и изобразительное искусство – выставка рисунков, поделок, подарков – сувениров; музыка – разучивание песен, колядок).
Участники проекта: учащиеся 4 классов, учитель, родители, библиотекари детской районной библиотеки.
Руководитель проекта: Коваль Елена Сергеевна, учитель начальных классов.
Актуальность проекта: Мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен. Невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Участие в проекте «Рождество Христово» позволит максимально обогатить представление детей о народной культурной традиции.
Цель проекта: духовно-нравственное воспитание детей через знакомство с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника Рождества Христова.
Задачи проекта, направленные на достижение предметных результатов:
• пробудить интерес младших школьников к изучению русских традиций празднования Рождества Христова;
• создать условия для расширения знаний о Рождестве Христовом;
• познакомить с разнообразием Рождественских подарков и приемами их изготовления.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
• развитие умения работать с информацией, соединять теоретический материал с практической деятельностью;
• формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формировать умение слушать и слышать собеседника;
• умение работать в группе.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
• развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт, формирование эстетических потребностей;
• обогащать впечатления детей за счет различных форм работы;
• воспитывать благоговейное отношение к православным праздникам и традициям.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
- Что такое Рождество?
Проблемный вопрос
- Какова история праздника Рождества?
Учебные вопросы
- Каковы символы Рождества?
- Как отмечали Рождество на Руси? Как отмечают в современное время?
Планируемые результаты:
• усвоение детьми главных ценностей: милосердие, стремление к добру;
• повышение духовной нравственности;
• повышение речевой активности детей.
Этапы работы над проектом
I. Подготовка.
1. Создание проблемы «Все ли нам известно о Рождестве Христовом?».
2. Осознание детьми важности знания и укрепления традиций русского народа.
3. Формирование интереса.
4. Создание условий для развития творческих инициатив учащихся.
- Чтение отрывков библейской истории Рождества Христова, из текстов о Рождестве, рассматривание иллюстраций к ним. Предание « Вифлеемский Младенец», стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда», А. Веретенникова «Светлый праздник – Рождество Христово» и др.
- Чтение и заучивание стихотворений, песенок, колядок,
- Просмотр мультфильмов. «Рождественская история», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Метель».
- Беседы: «Ваши дары младенцу», «Ожидание торжества»
- Рассказ преподавателя "Рождество Христово».
- Рассматривание икон, репродукций картин, иллюстраций, и др.
Мотивация деятельности учащихся – значимость знаний исторических истоков своего Отечества и укрепление традиций русского народа.
II. Планирование.
1.Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и источников информации.
3. Планирование формы представления результата работы групп:
«Следопыты» - сообщение о библейском сюжете Рождества Христова;
«Музыканты» - подбор рождественских песен для коллективного исполнения;
«Актёры» - театральное представление (все учащиеся);
«Умельцы» - поделка «Рождественская ёлочка» (все учащиеся);
«Художники – декораторы» - декорации и костюмы. (родители, учитель, уч-ся)
4.Распределение обязанностей среди членов команды.
5. Определяют сроки выполнения заданий:
– подбор материалов;
– изготовление подарков и эскизов декораций;
– разучивание ролей инсценировки, изготовление рождественского вертепа;
-- генеральная репетиция и проведение праздника.
6. Вырабатывают критерии оценки работы:
- соответствие материала теме;
- ораторское мастерство;
- оригинальность и эстетичность оформления.
Учитель помогает разбиться на группы, предлагает включить в группу «Художники-костюмеры» родителей, выдвигает идеи, советует источники информации, готовит презентацию к театральному представлению.
III. Принятие решения.
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Основные формы работы:
- опросы;
- посещение библиотеки;
- работа с интернетом;
- прослушивание музыкального материала.
В каждой группе учащиеся работают с информацией и анализируют ее.
Учитель ведет наблюдение, дает советы, организует совместное составление и обсуждение сценария праздника
IV. Выполнение проекта
- выставка детских творческих работ;
- украшение рождественской ёлки;
- изготовление рождественских подарков «Рождественская ёлочка»;
- выставка рисунков «Рождество в моей семье»;
- репетиция рождественского праздника.
V. Защита проекта.
1. Праздник «Рождество Христово».
2. Совместное чаепитие.
3. Вручение подарков «Рождественская ёлочка» родителям и нуждающимся во внимании людям.
Вывод: празднование Рождества объединяет миллионы людей, верящих в добро и готовых совершать добрые поступки. Рождество называют днем примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на Земле, радости, света. Много ярких впечатлений, удивлений и радости принесло Рождество учащимся начальной школы, родителям, преподавателям.
Праздник «Рождество Христово»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости! С праздником всех вас! С Рождеством Христовым! Рождество… Самый таинственный, самый красивый, самый любимый праздник. Сколько желаний исполняется в эту прекрасную зимнюю ночь!
Звучит вальс из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». Выбегают девочки-снежинки и кружатся в танце.
Входит Метелица.
Под покровом мягким, снежным
Дремлет русское село,
Все дороги, все тропинки
Белым снегом замело.
Снег под солнцем серебрится,
Ясный свет над ним струится,
Снежинки:
«Здравствуй, праздник
Светлый, ясный,
Величавый и прекрасный,
Праздник Рождества!»
Снежинка
Всё так таинственно, красиво:
Сиянье  звёзд и свет луны,
Пророчеств колдовская сила,
И сны виденьями полны.
Снежинка
Рождественский волшебный вечер.
Снежок кружится за окном,
Мерцают восковые свечи…
Сочельник входит в каждый дом.
Снежинка
Ах, Рождество, любви творенье
Ты даришь нам из века в век.
Христа Спасителя рожденье
Сегодня славит человек!
Метелица
Целый день метель кружила,
Над землей всю ночь мела.
Всё в лесу она укрыла,
Замела, запорошила —
И сюда пришла.
Много было у меня работы в последние дни перед Рождеством: нарядить всё в лесу, укрыть его потеплее — ведь впереди рождественские морозы, суровые, трескучие. А к вам я заглянула вот зачем. Показалось мне, что к вам сюда впорхнули несколько моих внучек — белых снежинок. Наверное, елочка их своими огнями сюда завлекла. Не понимают, что здесь, в тепле, они уснут и растают. Помогите мне спасти их, ребята! Споем им песенку про елочку в снежном лесу, они снова оживут, почувствовав дыхание холода. Вставайте в круг!
Поют песню «Про ёлочку». Снежинки постепенно оживают и встают в общий хоровод.
В лесу родилась ёлочка,                          Мечтала Богу ёлочка                         Теперь она нарядная
В лесу она росла,                                       Хоть чем-то послужить,                     На праздник к нам пришла
И вечной жизни символом                     И плакала, что нечем ей                   И много-много радости
Та ёлочка была.                                          Младенца одарить.                            Детишкам принесла!
 
Благословил Бог ёлочку                              Христос Спаситель ёлочку
С небесной высоты,                                      За скромность полюбил.
Как образ целомудрия                                Сияющими звёздами
И скромной красоты.                                    Её он одарил.
Метелица.
Спасибо песенке про елочку и, конечно, спасибо вам, ребята, что оживили своей песенкой моих внучек-снежинок. (Снежинкам). А вы, дорогие, улетайте скорее на волю, а то растаете.
Снежинки подбегают сначала к елке, а затем, прошептав что-то на ушко Метелице, «улетают».
Метелица
Ребята, вы хотите узнать, что шепнули мне снежинки? Елочка рассказала им одну свою тайну — очень интересную, почти сказочную историю о том, что произошло с ней, со всеми людьми, со всем миром почти две тысячи лет тому назад, когда впервые на земле праздновали великий праздник Рождества. И теперь снежинки хотят поведать эту историю вам.
Сценка
Иосиф
Хозяин
Мария
Пастух 1
Пастух 2
Пастух 3
Мудрец 1
Мудрец 2
Мудрец 3
Ангел
 Звёзды
Пальма
Олива
Ёлка
 
Иосиф.
Добрый вечер, хозяин! Нет ли у вас в гостинице свободной комнаты, чтобы переночевать бедным путникам?
Мария.
Мы пешком шли сюда из далекого города Назарета, и так устали.
Хозяин.
Нет у меня ни одной свободной комнаты, путники. Из-за приказа кесаря переписать весь народ страны в наш Вифлеем прибыло столько людей, что и не сосчитать.
Иосиф.
Нам бы хоть чуланчик какой.
Хозяин.
Я уже и чулан последний сдал купцу. Осталась только пещера для скота, да вы ведь туда не пойдете. Там ничего нет, кроме соломы.
Мария.
Пойдем, найдем эту пещеру. Переночуем на соломе.
Уходят. Музыка звучит вновь. Ночь, долина.
1-й пастух.
Ночь темна, не растерять бы нам наши стада.
2-й пастух.
Посмотри, какой сильный, яркий свет полился вдруг с небес! Что это? Как страшно!
Ангел.
Не бойтесь. Я возвещаю вам и всем людям радость великую. В эту минуту в Вифлееме Иудейском родился младенец. Это будущий Спаситель мира — Иисус Христос. Идите в город и там в пещере найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях для скота.
Музыка. Пещера с младенцем в яслях и Девой Марией возле него. У входа растут пальма, маслина и елка.
Ангел.
Ясная ночь. Тихо кругом,
Ярко горит звезда над пещерой.
Ангелов хор смолк за холмом,
Свет голубой тихо льется из щелей.
В яслях младенец Спаситель лежит,
Тысячи лет его ждали прихода.
Счастье тому, кто к нему поспешит.
Счастливы люди! Ликует природа!
3-й пастух.
Мы пришли поклониться Божественному младенцу.
1-й пастух.
Вот он, наш хлев! Неужели мы, бедные вифлеемские пастухи, найдем здесь Спасителя Мира?
2-й пастух.
 Так оповестили нас ангелы. Они ведь сказали, что мы увидим в кормушке для скота Младенца, который и есть родившийся Спаситель всем людям!
3-й пастух.
 Смотри! (Указывает на Звезду). Эта необычная Звезда над хлевом сияет еще ярче, чем там, в поле.
1-пастух.
 Ты прав! Зайдем же скорее.
Заходят в хлев.
Пальма (к Ели и Оливе).
 Вы слышали? Слышали, что сказали пастухи? В хлеву Дитя, родившееся спасти мир!
Олива.
 Давайте осторожненько заглянем в окно. Так хочется посмотреть на Него.
Олива, Пальма и Ель приближаются к окну, заглядывают внутрь хлева.
Ель.
 Какой чудесный Малыш! Его родители счастливы! Они зовут Его Иисусом!
На сцене появляются Мудрецы. В руках у них подарки: золотая шкатулка и амфоры. Ель это замечает.
Ель.
 Смотрите! Смотрите, какие знатные люди идут сюда.
Пальма.
 Похоже, это восточные мудрецы.
Олива.
 Или сами цари!
Мудрецы подходят к хлеву.
1-й мудрец.
 Звезда привела нас не к дворцу, а к этому жалкому хлеву!
2-й мудрец.
 И все же именно здесь мы найдем будущего Царя Мессию.
3-й мудрец.
 Да! Так сказано у пророков. Что ж, мудрейшие, поспешим внутрь.
Заходят в хлев. Мудрецы обмениваются приветствием с Марией и Иосифом, низко кланяются Младенцу.
Ель.
 С каким почтением кланяются мудрецы Младенцу!
Мудрецы кладут подарки и усаживаются возле яслей, чтобы любоваться Иисусом.
Пальма.
 Они подарили ему чудесные вещи!
Олива (увлекая Пальму и Ель от окна).
 Мы тоже должны одарить Маленького!
Ель.
 Мысль чудесная! Но что деревца могут Ему подарить?
Несколько секунд деревца раздумывают.
Олива.
 Я придумала! Я подарю Младенцу свои золотистые оливы! А взрослым, Он всегда найдет^ отдых в моих рощах.
Пальма.
 И мои финики, понравятся Младенцу! Он и его семья смогут кормиться моими плодами всю жизнь. А своими ветвями я буду славить Его!
Ель.
 Почему же я такая несчастная? Мои шишки горькие, а хвоя такая колючая! Мне нечем одарить Младенца. Я умру от огорчения!
Олива.
 Погоди, Елочка, не печалься! Мы сейчас что-нибудь придумаем.
Пальма.
 Есть идея! Мы попросим звездочек украсить твои ветви.
Олива.
 Верно! Ты засверкаешь и понравишься Маленькому не меньше дорогого подарка!
Ель, Пальма, Олива (к небесам).
 Звездочки, звездочки! Спуститесь к нам!
Появляются Звезды.
1-я звезда.
 Мы все видели и слышали.
2-я звезда (к Ели).
 Прими наш звездный наряд!
Звезды набрасывают на Ель золотой и серебряный дождик.
3-я звезда.
 А это украшение тебе вон от той прекрасной Звезды (показывает на Звезду в небе). Это она возвестила миру о рождении Младенца Иисуса.
Звезды надевают на Ель верхушку - золотистую корону в виде той звезды, что сияет на небе.
Ель.
 Какой бесценный дар! (Кричит в окошко хлева) Идите все скорее сюда! Пусть Младенец полюбуется на мою красоту!
Мария с Младенцем на руках, Иосиф, пастухи, мудрецы выходят из хлева и окружают Ель.
Все.
 Как красиво!
 Какое чудо!
 Какая дивная елка!
1-я звезда.
 Жаль расставаться, но мы должны возвращаться на небеса.
2-я звезда.
 А тебя, Елочка, теперь наряжать станут люди.
3-я звезда.
 Каждый год в честь рождения Младенца  Иисуса они будут украшать тебя, зажигать на твоих ветвях огоньки — звездочки.
Ель.
 Как я счастлива! Я стану возвещать всему миру светлый праздник Рождества Христова!
Мария (Ели).
 И люди назовут тебя Рождественской елкой!
Иосиф.
 Возле тебя будут счастливы и детвора, и взрослые.
Мария.
 Самые черствые сердца смягчатся у Рождественской елочки. Люди забудут обиды, вспомнят о милосердии, будут с радостью помогать и одаривать друг друга.
Ель.
 И все вместе, счастливые, мы станем славить рождение Великого Младенца!
 
Все участники сцены поют рождественскую песню и приглашают присоединиться к своему хору зрителей.
Стихотворение «Рождество»
Под свечами трепещут иголки,
Словно пылью светясь золотой,
И увенчана славная ёлка
Голубой  Вифлеемской звездой.
 
О, звезда Иисуса! Не гасни!
К нам иди за верстою верста:
Православное сердце как ясли
Ждёт рожденья Младенца Христа.
 
Веселится за окнами вьюга,
И, подняв кружевные крыла,
Возвещают снежинки друг другу,
Что Мария Христа родила.
 
Игра для детей и родителей. Загадки написаны на снежинках, а они прикреплены на доске.
Участники делятся на две команды. Подходят по очереди срывают любую снежинку, на обратной стороне читают загадку и отгадывают. Выигрывает команда отгадавшая наибольшее число загадок.
  • Мать Святого Младенца носила имя … (Мария).
  • Спутником Матери Иисуса Христа был праведный … (Иосиф)
  • Первым глашатаем, возвестившим о рождении спасителя, стал … (Ангел)
  • Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Первосвященник, называется … (Ладан)
  • Восточные мудрецы, узнавшие о рождении Мессии по небесному светилу, именовались…(Волхвы)
  • Подарок, который получил Спаситель от мудрецов как Царь, называется … (Золото)
  • Благовонное вещество, которое мудрецы вручили Спасителю как Человеку, называлось …(Смирна)
  • Первыми услышали радостную весть о Рождестве … (Пастухи)
  • Город, в котором родился Христос, назывался … (Вифлеем)
  • В тёмном небе сияла тогда, путь освещая, святая … (Звезда)
  • Страна, в которой родился Христос, называлась …
 
Стихотворение
Светлый праздник Рождества
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом
Поздравляем с Рождеством!
 
Дети танцуют вальс
 
Стихотворение
Праздник великий настал уже снова,
Всюду веселье, пиры, торжество…
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чьё справляем сейчас Рождество.
 
Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным
Тем, кто имеет, поделится с бедным
И назовёт его братом своим!
 
Так окажите же, други, участье:
Многие встретят в нужде Рождество!
Доброе  дело – великое счастье,
Это святое души торжество!
 
Стихотворение
В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Тёплые слова.
 
Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжёт сердца.
 
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
 
Вьются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
 
Игра «Музыкальные ворота»
 
Дети поют песню «Ангел прилетел».
 
На сцене выстроились чтецы для переклички. (Из славословия преподобного Ефрема Сирина на Рождество Христово)
-- Начало Христово! – Начало всех праздников!
-- В Рождественскую ночь явился Чистый, пришедший очистить нас!
-- Рождественская ночь – есть ночь примирения! Никто не гневайся на брата!
-- Рождественская ночь – ночь Кротчайшего – никто не будь жесток!
-- Рождественская ночь – ночь Смиренного – никто не гордись!
-- Ныне день радости – не будем мстить за обиды!
-- Ныне Бог пришёл к грешникам – не превозносись же праведник пред грешным!
-- Ныне мы получили дар, коего не просили; будем же подавать милостыню тем, которые взывают к нам и просят.
-- Пусть же слух наш будет чист, взор очей целомудрен, сердечное чувство свято и слово уст искренно.
 -- Ныне Божество положило на себя печать человечества, чтобы человечество украсилось печатию Божества.
 
Пожелания
Вифлеемская звезда
Взойдёт на чистом небе…
Случится чудо из чудес
В пастушеском Вертепе.
 
Младенец Иисус Христос
Придёт на радость людям.
Пусть добрый праздник  рождества
Для Вас приятным будет!
 
Пусть живётся вам на свете
С Божьей помощью на радость,
Каждый день приносит сердцу
Благодарность и отраду!
 
Пусть в семье друг друга любят,
Будут счастливы и дружат!
Рождество подарит праздник
И добром согреет душу!
 
Пусть улыбка Богоматери,
Обращённая к младенцу,
Вносит в душу  чувство радости
И волнует ваше сердце!
 
Ведущий: Вот и подошёл наш праздник к концу. Вспомним, какое поведал нам слово Тот, чьё справляем теперь Рождество. «Каждый, да будет всегда милосердным, к слабым, к сиротам, убогим, больным. Доброе дело – великое дело – это святое души торжество!»
 
 
Вручение подарков «Рождественская ёлочка» родителям и забирают ёлочки, чтобы поздравить с праздником одиноких, пожилых, нуждающихся во внимании людей.
 
Совместное чаепитие.