Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Проект «Ремесла Рязанского края: пропаганда и изучение»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества «Приокский»

 

 

Проект

«Ремесла Рязанского края: пропаганда и изучение»

 

 

Автор: педагог дополнительного образования

Шаглина Екатерина Александровна

 

 

Рязань, 2019

 

Проект «Ремесла Рязанского края: пропаганда и изучение» разработан педагогом дополнительного образования «Центр детского творчества «Приокский» Шаглиной Екатериной Александровной и реализуется на его базе.

В настоящее время разные социальные слои населения увлекаются различными видами прикладного творчества, пользуясь информации из интернета, но при этом испытывают недостаток общения, возможности поделиться своими наработками в непосредственных встречах. Следует отметить, что при этом забываются традиции, виды ремесел, народного искусства, которые были развиты и существуют до сих пор в той местности, где живет человек. Даже в школах на уроках технологии учитель часто предлагает к изготовлению те предметы, которыми владеет сам, забывая о региональном компоненте.

Рязанский край богат ремеслами, которые характерны только для нашей местности: Михайловское цветное коклюшечное кружево, Рязанская вышивка (белая строчка, цветная перевить), игольное кружево – Кадомский вениз, Касимовская роспись по дереву и др. Эти виды искусства мало используются в практической жизни, закрываются производства и мастерские,  изделия выполняются только отдельными мастерами. Бывает, что люди даже не могут отличить один вид искусства от другого. Например: Рязанская белая строчка и Горьковский гипюр, Хохлома и Касимовская роспись.

Для того чтобы традиции нашего края не были утеряны, необходимо начинать  рассказывать детям, прежде всего об истории родного края, той местности, где они живут. Воспитывать в детях чувство гордости за мастеров, сохраняющих обычаи, традиции, возрождающие старинные народные ремесла из небытия.

Педагоги Центра детского творчества «Приокский» за всю свою историю существования накопили большой опыт по изучению, пропаганде и передаче знаний детям, педагогам образовательных учреждений и родителям о ремеслах Рязанского края. Многие годы в учреждении реализовывались программы по вышивке, кружевоплетению на коклюшках, вязанию, изготовлению кукол из различных материалов, плетению из лозы и других. В результате работы собран богатый методический, дидактический материал. Создан фонд изделий, выполненных в традициях рязанских ремесел в различных техниках. Лучшие образцы стали экспонатами музея этнографии «Берегиня».

Педагоги МБУДО «ЦДТ «Приокский» разрабатывают мастер-классы, методические разработки по декоративно-прикладному искусству. В прошлом являясь воспитанницей ЦДТ «Приокский», освоила такие виды декоративно-прикладного творчества как: Михайловское цветное коклюшечное кружево, Рязанскую вышивку, бисероплетение, получила до профессиональную подготовку. В настоящее время, будучи педагогом дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Приокский» передаю знания и опыт подрастающему поколению. Мной была разработана программа по бисероплетению «Ступени мастерства», где большое внимание уделяется изучению истории и традиций Рязанского края.

В настоящее время многие занимаются вышивкой крестом, а исконно рязанские виды ремесел  забыли. Мы своим краем гордимся, поэтому стала необходимость привлечения внимания детей и родителей к данной проблеме.   

Актуальность темы моего проекта объясняется тем, что народные промыслы - это история страны, города, семьи. Нельзя забывать истоки народных промыслов и труд народных мастеров. Сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи. Проблема возрождения, сохранения и развития народных ремесел является одной из наиболее актуальных.

Сохранение  и  развитие  традиционной  народной  культуры, в частности

Михайловского кружева и Рязанской вышивки  является  приоритетным  направлением  в Центре детского творчества «Приокский».

Знакомство  с традиционными ремеслами родного края побудило меня к разработке программы для детей мотивированных к обучению (одаренные дети) по изучению и пропаганде таких видов ремесел как Михайловское кружево и Рязанская вышивка. Среди обучающихся выявлены дети и родители, которые знакомы с основами и техникой рязанской вышивки и кружевоплетения на коклюшках. Они являются активными участниками проекта.

Работа ведется в каникулярное время. Это позволяет привлечь более широкий круг учащихся, которые не занимаются по программе «Ступени мастерства», работать со школьными лагерями.

Цель: разработка программы по изучению и пропаганде ремесел Рязанского края для детей мотивированных к обучению.

В рамках реализации проекта решаются задачи:

  • воспитание у детей чувство гордости за родной край;
  • ознакомление обучающихся с ремеслами Рязанского края;
  • умение работать с документальными материалами;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • привлечение внимания детей и взрослых к истории родного города;
  • развитие мотивации  к познанию традиций родного края;
  • участие с творческими работами в конкурсах различного уровня;
  • расширение форм работы по пропаганде ремесел Рязанского края.

Руководитель проекта: педагог дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Приокский» Шаглина Екатерина Александровна.

Участники проекта: педагоги МБУДО «ЦДТ «Приокский», педагогические работники, общественность.

Целевая группа: дети и подростки, мотивированные к обучению.

Время реализации: долгосрочный.

Место реализации: город Рязань.

Содержание работы.

Этапы:

1 этап: подготовительный. (Август-сентябрь).

  • Сбор материалов о рязанских ремеслах.
  • Формирование рабочей группы из числа педагогов ЦДТ «Приокский», занимающихся декоративно-прикладным творчеством, общественности и родителей.
  • Определение приоритетных тем, конкретизация плана работы.
  • Подготовка презентации по ознакомлению детей с ремеслами Рязанского края.

2 этап: основной.

Работа с детьми и родителями.

Октябрь.

  • Знакомство с ремеслами Рязанского края. Презентация «Ремесла Рязанского края».
  • Посещение этнографического музея «Берегиня» в МБУДО «ЦДТ «Приокский»
  • Участие в фестивале народных ремесел.
  • Участие в Национальном фестивале-конкурсе традиционного народного творчества «Есенинская Русь.

        Декабрь-январь.

  • Организация творческого вечера для одноклассников с целью пропаганды одного из ремесел Рязанского края.
  • Представление проекта «Поют кленовые коклюшки» (см. приложение 1).
  • Изучение традиций Михайловского кружева.

Март-апрель.

  • Посещение Краеведческого музея с целью знакомства со старинными образцами Михайловского кружева и Рязанской вышивки.
  • Проведение интерактивной игры «Моя Рязань» (см. приложение 2).
  • Проведение мастер – класса для детей и родителей «Михайловское кружево»

Май-июнь.

  • Посещение этнографического музея «Берегиня» в МБУДО «ЦДТ «Приокский».
  • Изучение основ кружевоплетения.
  • Составление композиции практической работы (салфетки).

Методическая работа.

  • Встреча с мастерами.
  • Консультации.
  • Разработка  и организация экскурсий.
  • Разработка игр, презентаций, подготовка дидактических и наглядных материалов.
  • Составление текстов бесед для мероприятий.
  • Разработка программы по кружевоплетению и вышивке.

3 этап: заключительный.

  • Анализ работы по проекту.
  • Определение ситуации для продолжения работы.
  • Корректировка плана работы на следующий год.
  • Формирование группы детей, мотивированных к обучению (одаренные).
  • Разработка и утверждение программы.

Необходимые ресурсы

ресурсы

необходимые

имеющиеся

привлеченные

Кадры

Администрация образовательного учреждения.

 

Директор МБУДО «ЦДТ «Приокский» Орлова С.И.

Педагог дополнительного образования Шаглина Е.А.

Педагоги дополнительного образования МБУДО «ЦДТ «Приокский», руководитель этнографического музея «Берегиня» Богомолова Л.В., сотрудники краеведческого музея, мастера по Михайловскому кружеву и Рязанской вышивке, общественность.

Дидактический и наглядный материал

Образцы ремесел Рязанского края

Изделия народного творчества, технологические карты, фотоматериалы, исследовательские работы учащихся.

Экспонаты музея

Технические средства

 

Ноутбук, проектор, экран

МБУДО «ЦДТ

«Приокский»

Мультимедийное оборудование образовательных учреждений.

Ожидаемые результаты:

  • Сформируется чувство гордости за родной край.
  • У детей расширится представление о ремеслах родного края.
  • Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию творческих способностей обучающихся.
  • Родители будут больше внимания уделять совместному творчеству с детьми, с уважением относится к образцам народного творчества.
  • Создание творческой группы для дальнейшей работы.
  • Расширение форм работы по пропаганде ремесел Рязанского края.

Итоги работы:

  • Проведена экскурсия «Ремесла Рязанского края».
  • Проведено мероприятие «История и традиции Михайловского кружева».
  • Участие в фестивале народной культуры (МБУДО «ЦДТ «Приокский»), в открытом фестивале национальных культур «Дружба Народов» (Префектура Московского района г. Рязани), в Национальном фестивале-конкурсе традиционного народного творчества «Есенинская Русь, в областном конкурсе детского художественного и декоративно-прикладного творчества «Мой кремль».
  • Создание творческой группы и разработка проекта «Поют кленовые коклюшки»
  • Участие в мастер-классе «Михайловское кружево».
  • Методическая разработка
  • Разработка интерактивной игры «Моя Рязань».
  • Разработка и утверждение программы по  изучению и пропаганде ремесел Рязанского края.

Список использованной литературы

1. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. Собрание

Государственного  Исторического  музея.  Альбом. "Изобразительное

искусство", Москва, 1982, 272 с.

2. Журнал. Коклюшечное кружево. Учебно-методическое пособие.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры. – СПб.:1997. – 123 с.

4. Луиза Де Гаспери Равера. Плетение на коклюшках. -АРТ РОДНИК, 2010. -

64 с.

5. Лукашева Р.А. Стильные штучки из кружева. -М.: АСТ_ПРЕСС КНИГА,

2006. -144 с.: ил. -(Ручная работа)

6. Рожкова А.И. Сцепное кружево на

коклюшках от А до Я. -Ростов н / Д: Феникс, 2006. -219 с.: ил. -(Город мастеров).

7.Рожкова А.И. Мерное кружево на коклюшках.-Ростов н / Д: Феникс, 2006. -

235 с.

8. Рожкова А.И. Кружево на коклюшках в одежде. -Ростов н / Д: Феникс, 2006. -234 с.

9. Челнокова В.Н. Кружево -искусство хитросплетения. -Ростовн / Д: Феникс,

2006. -256 с.

 

Приложение 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества «Приокский»

Поют кленовые коклюшки

О творчестве Дианы Алексеевны Смирновой

Авторы:

Рыльская Софья, 7 класс,

Шарова Дарья, 5 класс

Руководитель:

Педагог дополнительного образования

 Шаглина Екатерина Александровна

Рязань, 2019

Оглавление

  1. Проект «Поют кленовые коклюшки».
  2. Творческая работа «О жизни Заслуженного художника России, лауреата Государственной премии Дианы Алексеевны Смирновой».
  3. Основные даты жизни и творчества Смирновой Д.А.
  4. Участие в выставках.
  5. Литература.

Введение

В рамках программы «Ступени мастерства» воспитанниками под руководством педагога дополнительного образования Шаглиной Екатериной Александровной ведется большая работа по изучению истории и традиций Рязанского края. Посещение музея этнографии «Берегиня» ЦДТ «Приокский», знакомство с традиционными ремеслами родного края побудило детей к разработке проекта «Поют кленовые коклюшки», направленного на организацию и проведение творческого вечера встречи с мастерами кружевоплетения на коклюшках.

Актуальность проекта состоит в том, что и дети, и взрослые хорошо знают о существовании в Рязанском крае традиционного народного промысла  кружевоплетения на коклюшках. Но мало кто может рассказать о его особенностях, развитии, назвать мастеров кружевоплетения, сохранивших это уникальное творчество до наших дней.

Цель:

познакомить учащихся школы и их родителей с биографией человека, возродившего цветное Михайловское коклюшечное кружево.

Задачи:

  1.  привлечение внимания детей и подростков к старинным ремеслам Рязанского края,
  2.  распространение информации о мастерах кружевоплетения, проживающих в нашем городе,
  3.  приобщение детей и подростков к современному искусству кружевоплетения.

Содержание работы включает все этапы проектной деятельности – от формирования рабочей группы, подготовки мероприятия, его непосредственного проведения до анализа результатов.

В настоящее время собран теоретический материал об истории развития кружевоплетения на коклюшках в Рязанском крае, о творческом пути Д.А. Смирновой. Большой фотоматериал дает визуальное представление об искусстве художницы. Мы познакомились с мастерами кружевоплетения, ученицами и продолжательницами начинаний Дианы Алексеевны. Вниманию участников встречи они представят свои воспоминания о знаменитой художнице.

Мы считаем, что учащихся школы в эти дни не оставит равнодушными выставка изделий в технике кружевоплетения на коклюшках. Желающие смогут попробовать себя в практическом освоении плетения на коклюшках.

Творческая работа о жизни Заслуженного художника России, лауреата Государственной премии Дианы Алексеевны Смирновой составляет основную часть в подготовке творческого вечера и предлагается вниманию участников конкурса мультимедийных презентаций «Да святится имя твое, Рязаночка».

Заключение

Планирование, распределение работы по этапам, проведенная предварительная подготовка, показывают, что обучающиеся, имеющие опыт проектной деятельности, способны провести мероприятие на достаточно высоком уровне.

Несмотря на то, что на данном этапе идет в основном работа с литературными источниками, активность воспитанников постоянно привлекает новых участников. Ребята постоянно делятся своими находками, впечатлениями.

Все собранные подростками информационные, фото, видеоматериалы составят методический фонд краеведческой литературы и наглядных пособий.

Литература

  1. Алпатова Е.А. Чудо с берегов Прони. – Рязань, 1985.
  2. Баранцев Е. Народный художник Диана Смирнова. // Газета «Комсомольская Правда – Рязань». 26 сентября 2013 г.
  3. Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии Диана Алексеевна Смирнова. Кружево: Каталог выставки. – Рязань, 1995.
  4. Киселева Э. Кружевница.  // Мир женщины. 1993. № 5. с. 34-37.
  5. Киселева Э. Рязанская краса.  // Берегиня. 1993. № 1(3). с. 2.
  6. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. – М., 1993.
  7. Климова Н.Т. Цветное михайловское кружево и творчество Заслуженного художника РСФСР Д.А. Смирновой. Искусство художественных промыслов на современном этапе. – М., 1984.
  8. www.koklkru.ru. Сорокина М.А. Королева русского кружева. Творчество Д.А. Смирновой.
  9. cnt-ryazan.ru. Рязанский областной научно-методический центр народного творчества.
  10. www.trugenica. ryazan.ru.

 

СМТРЕТЬ РАБОТУ ПОЛНОСТЬЮ