Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

05.10.2024 г.
VII Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская»
04.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню отца «Папочка, папуля, папа!»
03.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню школьных библиотек «Школа. Библиотека. Книга»
01.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню пожилых людей «Мудрой осени счастливые мгновения…»
30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
29.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»

Проект "По сказочным дорожкам"

МБДОУ - "ДС №8 "Нухрат" города Мамадыш" РТ

 

Проект "По сказочным дорожкам" 

 

воспитатель

Мухутдинова Диляра Мухаметзяновна

 

Содержание
1.Введение
2. Актуальность проекта………………………………………………...
3. Цель и задачи проекта ………………………………………………..
4. Этапы проекта…………………………………………………………
5. План реализации проекта……………………………………………..
6. Список литературы……………………………………………………
 
ВВЕДЕНИЕ
Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку”, писал К.Д.Ушинский.
Язык - это такой символ культуры, который ничем не заменить. Это богатство. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! А для этого нам нужно уметь искать, собирать знания по крупицам и быть упорными в приобретении знаний. Признание и уважение всех языков, является ключом к сохранению мира. Каждый язык неповторим. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа.
Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Поэтому, процесс речевого развития в современном дошкольном образовании, рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
 Отсюда вытекает важная проблема, как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа. Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес. Как привлечь родителей к данной проблеме.
Каждый народ – это своя  неповторимая культура, древняя и яркая история, религиозные традиции, образ жизни. У каждого народа свой родной язык. Язык, на котором человек произносит свои первые слова: мама, папа, Родина; который навсегда оставит отпечаток в сердце. Сберечь его,  важная задача каждого человека любой национальности.
Основное содержание программы воспитания в детском учреждении составляет этно - культурный  региональный компонент. Дети дошкольного возраста воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся со сказками, стихами, загадками слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы. И весь этот народный фольклор играет  огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям, своими пословицами и поговорками, колыбельными и народными сказками.
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.  Народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом татарской и русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно родной речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает  язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
 
Развитие связной родной татарской и русской речи у детей 2-3 лет через проект  «По сказочным дорогам – Әкияти юл белән»
 
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Возраст от 2 до3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь. Создать объективные условий для расширения функционирования татарского  и русского языка,  повысить интерес к истории, культуре, традициям и обычаям народа, а также сделать возможным наиболее полное раскрытие психологических и личностных качеств ребенка в процессе изучения родного языка.
 
ПРОБЛЕМА
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если использовать народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
 
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. Определить уровень развития речевого умения детей через сказки разных народов (русские и татарские сказки в основном, и использовать фрагменты сказок - иллюстрации других народов Поволжья).
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
  1. Расширить знания о сказочных героях народных сказок.
  2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
  3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
  4. Содействовать развитию родной татарской и русской речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
  5. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
  6. Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
  7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
  8. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
  9. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
  10. Привлекать внимание детей и родителей к элементарным узорам народов Поволжья через сказки, творческую деятельность, в повседневной жизни.
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.
По содержанию: социально — педагогический.
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь-май 2020г)
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатель группы, родители.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
 
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
  • Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы), с укладом жизни и быта татарского и русского народа в основном, также других народов Поволжья;
  • Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
  •  Повысить интерес детей к народной сказке и народным узорам народов Поволжья;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность;
  • У успешное овладение грамотной и связной речью;
  • Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
  • Использование образных выражений при пересказе сказок;
  • Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
  • Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
  • Совершенствование звуковой стороны речи;
  • Усиление интереса к ОД;
  • Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу;
  • Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
  • У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
  • Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
  • Повысится культурный уровень дошкольников.
 
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
 
Этапы проекта
Сроки:
Деятельность педагога
Подготовительный (подготовка к проведению проекта)
01.09.2019 - 01.10.2019г.
Подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству.
 
Основной (внедрение и реализация проекта)
01.10.2019- 29.05.2020г.
Выполнение основных мероприятий по плану, предусмотренных проектом. 
 
Заключительный
(анализ и оценка результативности реализации проекта)
29.05.2020г.
Изготовление брошюры «По сказочным дорогам – Әкияти юл белән», проведение итогового мероприятия,  презентация проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «По сказочным дорожкам – Әкияти юл белән»
 
Этапы
Месяц
Вид образовательной деятельности
Работа с родителями
Результат
1 этап.
Подготовительный
 
 
 
 
Сентябрь- 2019
1. Определение целей и задач проекта
2. Создание необходимых условий для реализации проекта «По сказочным дорогам – Әкияти юл белән».
- подбор материала для дидактических игр;
-подготовка атрибутов к сказкам:
«Колобок –Йомры икмәк»
«Репка – Шалкан»
«Теремок – Теремкәй»
«Курочка Ряба – Чуар тавык»
«Чукмар белән Тукмар»
«Куян кызы»
«Заюшкина избушка – Куян белән төлке»;
- оформлят книжки на 2х языках с картинками ко всем вышеперечисленным сказкам;
- подготовить материал для  палочковой сказки;
 
1. Анкета для родителей на тему: «Сказка в жизни вашего ребенка», «Сезнең балагыз тормышында әкият».
2.Беседа с родителями о проекте «По сказочным дорогам – Әкияти юл белән».
3. Оформление уголка «Туган телдә сөйләшәбез».
4.Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2-3 лет» с освещением темы проекта.
 
 
2 этап.
Основной
 
Октябрь
2019
Сказка «Теремок»
Образовательная область «Познавательное развитие»
ОД «Сказка в гости к нам пришла»
Экспериментальная работа «Вода растворитель»
 
Образовательная область «Речевое развитие»
Индивидуальная работа «Расскажем сказку по картинке вместе»
Дидактическая игра «Кто что ест?»
Художественное слово «Мишка косолапый…»
«Аю килә лап, лап…»
 
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Зайчик- Куянкай» (Русские узоры)
Лепка «Баранки –Келиндерләр»
 
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие»
Дид.игра «Сравни разные зверята»
 
Образовательная область
«Физическое развитие»
Подвижная игра «Волк – волчок»
  Консультация для родителей   «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
 
Организация выставки книг для родителей  «Народные сказки»
 
 
Ноябрь
2019
Сказка «Репка»
Образовательная область «Познавательное развитие»
ОД «Репка»
Экс.работа « Вода прозрачная и непрозрачная»
 
Образовательная область «Речевое развитие»
Дид.игра «Кого не хватает?»
Пальчиковая игра «Бу бармак…»
 
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Угощаем яблоками – Алма белән сыйлыйбыз»
Лепка «Зернышки для мышки – Тычкан өчен ярмалар» (Башкирские узоры на домике)
 
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие»
Дид.игра  «Выложи по порядку»
 
Образовательная область
«Физическое развитие»
Под.игра «Собачка Жучка»
Консультация для родителей «Какие сказки читать ребенку до 3х лет?»
 
Помощь при изготовлении атрибутов к сказкм.
 
 
 
 
Декабрь
2019
Сказка «Колобок»
Образовательная область «Познавательное развитие»
ОД «Путешествие с Колобком» (Марийские узоры)
Экс.работа «Делаем дорожку из песка»
 
Образовательная область «Речевое развитие»
Дид. игра  «Расскажем сказку вместе»
Худ.слово «Я колобок, колобок…» песенка колобка.
«Йомры икмәк җыры»
 
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Колобок» Лепка «Колобок»
 
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие»
Дид.игра «Чудесный мешочек»
 
Образовательная область
«Физическое развитие»
Под.игра «1 2 3 – колобка догони»
Консультация для родителей « Сказка – это важно» «Сказкотерапия для детей»
 
Выставка рисунков «По дорогам сказки»
 
 
Январь
2020
«Чукмар белән Тукмар»
Образовательная область «Познавательное развитие»
ОД «К бабушке в гости»
Экс.работа «Перебираем крупу»
 
Образовательная область «Речевое развитие»
Дид.игра «Чудесный мешочек»
Худ.слово «Петушок, петушок…» «Әтәч»
 
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Тарелочка –Тәлинкә»
Лепка «Корм для птиц – Кошлар өчен җим»  (Удмуртские узоры на тарелочках)
 
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие»
Дид.игра « Кто лишний?»
 
Образовательная область
«Физическое развитие»
Под.игра «Петушок, петушок…»
Консультация для родителей «Какие сказки читать детям на ночь?»
 
Проведение совместного мероприятия с родителями (видеосказки в исполнении родителей)
 
 
 
 
Февраль
2020
Сказка «Курочка Ряба»
Образовательная область «Познавательное развитие»
ОД «Петушок и его семья»
Экс. работа «Проращивание семян»
 
Образовательная область «Речевое развитие»
Дид.игра «курочка рябушечка»
Худ.слово «Ваышла курочка гулять…» детская песенка.
«Чеп-чеп-чебиләрем…»
 
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Украсим тарелку» (Мордовские узоры на тарелочках)
Лепка «Тарелочки»
 
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие»
Дид.игра «Сложи картинку»
 
Образовательная область
«Физическое развитие»
Под.игра «Вышла курочка гулять»
Консультация для родителей «Зачем читать детям сказки?»
 
Выставки фоторабот родителей на тему: «Пропаганда здорового питания через сказки»
 
 
Март
2020
Сказка «Заяюшкина избушка»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Дид.игра «Найди детёныша»
Экс.работа «Таяние льда в воде»
 
Образовательная область «Речевое развитие»
Индив.работа «Узнай сказку по картинкам и расскажи»
Паль.игра «Жили-юыли зайчики»
 
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Рисуем зонтик для мышки-норушки» (Татарские узоры на зонтике)
Лепка «Корзинка»
 
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие»
Дид.игра «Едет, едет … (зайчик) едет» игра «Паровозик» из тарелочек.
 
Образовательная область
«Физическое развитие»
Под.игра «Догони зайчика»
Консультация для родителей «Любим сказки мы читать»
 
Помощь при создании атрибутов к сказкам «Пальчиковые сказки»
 
 
апрель
20120
Сказка «Куян кызы»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Дид.игра «Кто как кричит?»
Экс.работа «Солнечные зайчики»
Итоговое ОД «Путишествие по сказкам» с экспериментальной работой.
 
Образовательная область «Речевое развитие»
Дид.игра «Шкатулка со сказками»
Худ.слово «Зайку бросила…»
«Куянка»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Украсим платье»(фрагменты Чувашских узоров)
Лепка «Красивое платье»
 
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие»
Дид.игра «Найди домик»
 
Образовательная область
«Физическое развитие»
Под.игра «Солнечные зайчики»
Выставка работ родителей на тему «Сказка на тарелочках»
 
 
 
3 этап Заключительный
апрель
2020
Подведение итогов в реализации проекта
«По сказочным дорогам – Әкияти юл белән».
 
Родительское собрание «Очень многое мы можем, очень многое умеем» с итогами проекта.