Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Проект по развитию речи "Юные пожарные"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39 «Юбилейный»

Проект по развитию речи

«Юные пожарные»

Автор:

Воспитатель первой квалификационной

категории Буренкова Лиана Вадимовна

Смоленск

2017-2018 уч. год

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Актуальность.
  3. Содержание проблемы основ безопасности жизнедеятельности (в частности пожарной безопасности дошкольников) в условиях детского сада.
  4. Цель и задачи программы.
  5. Интеграция образовательных областей.
  6. Система программных мероприятий.
  7. Ожидаемые результаты.
  8. Список литературы.

Пояснительная записка

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ пожарной безопасности.

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Актуальность

 Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи гибели детей на пожарах  и анализ причин их возникновения, убеждают в организации систематической работы с педагогами, детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия.

Большинство детей не знают, что им нужно делать во время пожара, чтобы уцелеть. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать тогда, когда это можно сделать. Опрос детей показывает: многие из них не знают номер "01".

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.

Проект разработан для детей в возрасте от 6 до 7 лет, включает в себя перспективное планирование для детей дошкольного возраста.

При написании проекта  воспитатель опиралась на следующие нормативные документы:

  1. Закон "Об образовании РФ"
  2. Концепция дошкольного воспитания
  3. Конвенция ООН и Всемирная декларация по проблемам детства.
  4. Федеральный закон "О пожарной безопасности"

В основу проекта положены следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • сочетание научности и доступности материала;
  • наглядность;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • профессиональная компетентность педагога;
  • систематичность и последовательность (воспитание эффективно, если оно системно);
  • принцип от близкого к далекому;
  • принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
  • принцип учета региональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Проект предусматривает распределение работы по изучению правил пожарной безопасности в детском саду подвум  направлениям:

  1. Профилактическая работа с детьми
  2. Разъяснительная работа с родителями.

Профилактическая работа с детьми ведется в средних, старших и подготовительных к школе группах, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка, так как обучение навыкам пожарной безопасности не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 направление Профилактическая работа с детьми.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказ воспитателя, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала и многое другое. Для закрепления знаний, полученных детьми, можно организовать экскурсию в ближайшую пожарную часть. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами, читают им стихотворения, рассказы.

Знания детей о правилах противопожарной безопасности расширит и углубит использование в ходе бесед и рассказов наглядно-иллюстративного материала: диафильмов, наборов картинок и фотографий с изображением пожарных во время тушения пожара, энциклопедии.

В дошкольном учреждении не рекомендуется проводить игры, а также давать практические советы, задания, связанные с использованием спичечных коробков и спичек. Недопустимо использовать спички в качестве счётного материала.

2 направление. Разъяснительная работа с родителями .

Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.

Практика работы показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами противопожарной безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями.

Педагоги используют самые разнообразные формы работы с родителями: консультации, проведение совместных с детьми досугов, оформление наглядной агитации.

Срок реализации проекта: один год

Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:

  • Беседы
  • Рассказ воспитателя
  •  Чтение художественной литературы
  • Рассматривание наглядно-иллюстративного материала

Систему работы можно представить следующим образом:

знакомство дошкольников с профессией пожарного

 -> знакомство с причинами возникновения пожаров

-> знакомство с правилами пожарной безопасности

 -> знакомство со средствами пожаротушения

-> учить набирать телефонный номер пожарной службы

 -> формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации

-> формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.

Содержание проблемы основ безопасности жизнедеятельности

(в частности пожарной безопасности дошкольников) в условиях детского сада

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильного поведения в экстремальных ситуациях, например при пожаре, что является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными личностями. Воспитывать в детях стремление к самостоятельной познавательной активности можно вне зависимости от реализуемой в детском саду программы.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду строится на наглядных методах. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении интеллектуального развития детей.

Развитие знаний и умений по пожарной безопасности, навыков самостоятельности, воспитания ответственного поведения в жизни человека в условиях дошкольного учреждения можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

  • в программах, по которым работает коллектив детского сада, определены вопросы по ознакомлению с окружающим, развитию мышления. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
  • методической литературы по данному вопросу выходит недостаточно, в каждой освещаются лишь отдельные стороны работы с дошкольниками в данном направлении.
  • особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере понимания социальных явлений, познавательный интерес и исследовательская активность (любопытство -> любознательность -> наблюдательность => прочные знания).

Цель и задачи проекта

Цель: 

  • обобщать представления о пожарной безопасности,
  • формировать навыки безопасного поведения в быту,
  • учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях,
  • отрабатывание правил поведения при пожаре.

Задачи:

  • формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
  • познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
  • развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
  • углублять и расширять знания об охране жизни людей;
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Учебно-тематический план.

Особенности проекта: На занятиях  дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Интеграция образовательных областей

в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности

 «Познавательное развитие»

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на противопожарную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов) .

«Социально-коммуникативное развитие»

Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

«Речевое развитие»

Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.

 «Физическое развитие»

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях.

 «Художественно-эстетическое развитие»

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование)

Система программных мероприятий

Материально-техническое обеспечение.

1. Стенды по правилам пожарной безопасности.

2. Методические материалы по правилам пожарной безопасности (статьи, информационные письма, листовки и т.д.)

3. ТСО: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, проектор,  компьютер.

4. Сценарии проведения воспитательных мероприятий.

5. Наглядные пособия:

                   - комплект плакатов по пожарной безопасности;

                   - учебные видеофильмы.

 Организационное обеспечение.

- Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей.

- Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.

- Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения, реализация творческих проектов дошкольников.

- Разработка конкретных рекомендаций по обучению пожарной безопасности дошкольников.

- Привлечение родителей воспитанников к участию в детско-родительских проектах.

Механизм реализации проекта

Обучение пожарной безопасности дошкольников в условия ДОУ длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Оценка эффективности реализации проекта 

- использование творческого потенциала педагогов;

- активизация работы детей, придав ей творческий характер;

- соответствие материала тематике, эффективность использования материала в  

  воспитательно-образовательном процессе;

- проведение конкурсов по данной тематике;

- формирование творческих связей между детскими садами района;

Ожидаемые результаты

• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.

• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.

• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.

• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.

• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

• Ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.

Диагностика  детей по пожарной безопасности

Заключение

      Таким образом, формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит то того насколько у ребёнка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.

           Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных в жизненных ситуациях. Ведущем фактором познавательном развитие ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ним – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им.  Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическая манипулирование с ними.

          Исходя из этого мы видим, что формирования основы безопасности в жизни лучше проводить в комплексе, что благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т.д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке, и его взаимоотношение  с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами ( как вести себя в опасных ситуациях и др), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Список литературы.

  1. Потапова Т.В, « Беседы с дошкольниками о профессиях»// Т.В. Потапова Т.Ц. Москва «Просвещение – 2005-62.
  2. Волочкова В.Н.,  Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»// Н.В.Степанова – Воронеж «Учитель» - 2004-207
  3. Кузина В.М. «Огонь – друг и огонь – враг»// отделом противопожарной службы  М Ч С. «Ребёнок в детском саду.» №15 2003 № 6-40-44.
  4. Кузина В.М «огонь - наш друг, огонь – наш враг»// С. Придручная «Дошкольное воспитание» № 5 2006 -44-46
  5.  Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»// Б.Жидков-М. Фламинго»-2000-50
  6. Прохорова А.Ф. «Правила противопожарной безопасности.»// Прохорова А.Ф. «Основы безопасности жизни» №8,9 -05г.-20 – 22,40-43.
  7. Л.А Ганина, «Сказка о том, как мальчики победили табачный дом»//Л.А.Галина-М. «Фламинго» -2005 – 12.
  8. Маршак С.Я «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», « Кошкин дом»//С.Я Маршак-М. «фламинго» -2000- 62.
  9. Петина М.М. « О работе с детьми по предупреждению пожаров»// М.М. Петина, М.Н Салдеева. Оренбург- 2006-200.
  10. К.Ю Белая, В.Н, Зимоника « Как обеспечить безопасность дошкольников»// К.Ю. Белая, « Пожар» и « Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96.
  11. Цветкова Т.В..Захарова Т.А. «Формирование у дошкольникав знаний по пожарной безопасности»/Т.А. Захарова// Управление ДОУ._2009 №2-С-18=29.
  12. Литвинова Е,Н, Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В. «ОБЖ  ( основы безопасности жизнедеятельности)» Хочу всё знать автор статьи С.Н Зигуненко; - м. 2005 – 398 с.
  13. В.В.Гербова, Т.И. Гризик, Л.Д Гусарова, Е.В. Соловьёва, Н.Ф.Тарловская, Л.А. Топоркова, С.Г. Якобсон. Т.Н. Дронова, Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 5-6 лет в детском саду «радуга»// М. «Просвещение» 2003-с270.
  14. Зубченко В.А., Башкатова Т.А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В.А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с.65.
  15. Степанов В.А. «Азбука в загадках».// В,А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15
  16. Толстой Л.Н. « Пожарные собаки».// Толстой Л.Н.М.- «Фламинго»-2000-с.20.
  17. Чуковский К.И «Путаница».// Чуковский-М. «Самовар»-2003-с-50.