Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Проект по организации духовно-нравственного воспитания на тему «Знакомство с народной культурой и бытом»

Подготовила: Карпухина Наталья Владимировна,

музыкальный руководитель 1 квалификационной категории 

МБДОУ «Детский сад №2» Орловская область, г. Болхов

Проект по организации духовно-нравственного воспитания на тему

«Знакомство с народной культурой и бытом»

Творческо - информационный проект для детей 5-7 лет.

Вид проекта: долгосрочный.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, родители воспитанников (законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель.

Пояснительная записка.

Цели проекта: создать мини-музей «Русская изба» для развития у детей представления о русской культуре народного быта;выявить возможности фольклорных праздников как средства приобщения старших дошкольников к народной культуре; воспитание у детей желания познавать культуру своего народа на основе сказок, пословиц, поговорок, песен, танцев, игр, обрядов, народного декоративного творчества.

Задачи проекта.

1. Расширять представление детей о традициях и обычаях русского народа, учить использовать полученные знания и навыки в жизни.

2. Побуждать интересоваться предметами русского быта. Совершенствовать умение детей соотносить знания о предметах, представленных в мини-музее «Русская изба», со знанием сказок, в которых они упоминаются.

3. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

4. Создавать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованной деятельности кружка.

5. Привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

6. Продолжать работу по обогащению словаря детей новыми словами, новыми терминами, загадками.

7. Познакомить с русским женским костюмом.
8. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных песен, игр, плясок. Закреплять умение петь дружно, слушать друг друга, передавать при исполнении песни её шутливый характер.

9. Развивать у детей ловкость, быстроту реакции, музыкальную память и слух, умение петь. Продолжать учить петь без музыкального сопровождения.

10. Закреплять умение создавать композиции хохломского, городецкого, дымковского  узоров. Рисовать уже известные элементы узоров.
11. Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.

Область применения, возраст воспитанников. Активное использование фольклорного материала в кружковой  и непосредственно образовательной деятельности  у старших дошкольников 5-7 лет.

Ожидаемые результаты.

1. Знать названия предметов русского быта.
        2. Уметь правильно применять их в своих играх.
        3. Уметь составлять композиции дымковских, хохломских и городецких узоров.
        4. Уметь играть в русские народные игры.
        5. Знать русские народные сказки, пословицы, скороговорки, загадки о предметах русского быта.

6. Знать названия и особенности фольклорных праздников как части народной культуры.

Формы и методы реализации.

1. Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

- экскурсии.

2. Словесно-образный метод: 

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

-  чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

-  ответы на вопросы педагога, детей;

-  проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,  игры-драматизации);

-  сообщения дополнительного материала воспитателем;

3. Практический метод:

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка;

- проведение музыкальных и подвижных  игр;

- организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;

- проведение  экскурсий различной направленности;

- организация  вечеров с родителями, для родителей;

- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда,  Пасхальный сувенир.)

Кроме того, в своей работе я применяла имитационный, вариативно-игровой методы и метод «погружения» в народно-культурную среду. Имитационный метод основан на особенностях процесса человеческого познания и подражания, включающего в себя образное восприятие (аудиальное, визуальное) предметов и явлений окружающей действительности. Данный метод используется преимущественно на начальном эмоционально-познавательном этапе обучения календарно-обрядовому фольклору. Вариативный метод исходит из особенностей фольклорного творчества - его устной формы, коллективности и импровизационности, вследствие чего наиболее интересные и яркие находки остаются в памяти и закрепляются. Вариативно-игровой метод я применяю в создании сценических образов, в работе над элементами народного танца, в музицировании на народных инструментах, в творческой работе с фольклорным материалом. Метод «погружения» в народно-культурную средупредполагает использование разных форм фольклорного исполнительства и коммуникации в организованном пространстве народно-культурной среды, с тем, чтобы родная культура стала неотъемлемой частью личности ребёнка. Этот метод позволяет пробудить душу ребёнка, воспитать в нём чувство красоты и гордости за свою Родину, привить чувство причастности к великому русскому народу.

В работе с детьми я использую различные формы: занятия, игровые ситуации, игры-драматизации, беседы, инсценировки. Также использую экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок – это «посиделки в светёлке», где дети становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали. Во время занятий старалась активизировать мыслительную  деятельность детей методом сравнения (например, каким был утюг раньше и каким стал сейчас), вопросами, моделированием ситуаций. Например, представьте, что вы попали в прошлое. Что бы вы делали? Чем занимались? Какую одежду носили? Во что играли? Дети анализировали увиденное и услышанное, делали выводы, искали ответы в иллюстрациях.

Этапы проекта.

I Подготовительный этап (5 сентября-5 октября 2016г.).

1.  Изучение литературы по музейной педагогике.

2.  Проведение консультации для воспитателей «Народная игра как средство формирования у ребёнка чувства уважения к традициям и духовным ценностям Родины».

3. Проведение бесед с детьми о русском народном творчестве.

4. Проведение диагностики с целью выявления знаний детей о русской культуре.

5. Анкетирование родителей с целью изучения степени знакомства детей с традиционной народной культурой в семье.

6. Сотрудничество с краеведческим музеем.

7. Совместные с воспитателями экскурсии в музей.

8. Знакомство с экспонатами музея из соседних областей по материалам фотографий, представленных вниманию детей.

9. Вовлечение родителей в создание мини-музея в ДОУ.

II. Практический этап или этап реализации проекта (6 октября-9 ноября 2016 г.).

  1. Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.
  2. Создание мини-музея «Русская изба».
  3. Сбор экспонатов для мини-музея.
  4. Привлечение родителей и педагогов к пополнению мини-музея этнографическими экспонатами.
  5. Экскурсии в мини-музей, рассматривание предметов быта, развлечения, посиделки в соответствии с планом работы.
  6. Игровая, театрализованная деятельность кружка «Русские традиции» 1 раз в неделю в соответствии с планом и расписанием работы кружка, интересами и желанием детей и их родителей.
  7. Изготовление костюмов для детей.
  8. Взаимодействие с воспитателями: проведение занятий по декоративному рисованию, лепке. Рисование элементов дымковских, хохломских и городецких узоров.
  9. Чтение литературных произведений: русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Пузырь, соломинка и лапоть».
  10. Загадывание загадок, словотворчество.
  11. Проговаривание скороговорок «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок».
  12. Выставки детских рисунков.
  13. Встречи с интересными людьми.

III. Заключительный этап или презентация результатов проекта

(10 ноября-30 ноября 2016 г.).

  1. Открытые игры-занятия с детьми в мини-музее.
  2. Приглашение родителей на организуемые развлечения и праздники в мини-музее.
  3. Представление итогового интегрированного занятия «Весёлая ярмарка».

Тематическое содержание.По завершении проекта знакомство детей с фольклорными  праздниками продолжается до конца года.

СМОТРЕТЬ РАБОТУ