Проект «по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Воспитываем патриотов»
Проект «по нравственно- патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Воспитываем патриотов»
Автор программы:
Воспитатель Пухлякова Е.А.
2022- 2023г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1.Название проекта: «Воспитываем патриотов».
2.Вид проекта: тематический.
3.Продолжительность: долгосрочный. (1 год). Проводятся 1 раз в неделю по четвергам, во вторую половину дня, в 15-35 – 15-55.
Длительность - 20 минут.
4. Участники проекта: воспитатели – Лупоносова Н.С., Глобина О.В., дети, родители.
5. Цель проекта: формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране.
6. Актуальность проекта:
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
7.Задачи проекта:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку через все виды детской деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной поселок, село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
8. Формы работы:
с детьми:
беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; сочинение рассказов и о семье.
с родителями:
беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
План проведения мероприятий по проекту «Воспитываем патриотов»
Сентябрь
«Моя семья»
1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2 .Рисование на тему «Я и моя семья».
3.Работа с родителями: изготовление генеалогического древа семьи .
4.Игры эстафеты «Веселые старты.
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и поселок, где я живу».
1. Физкультурный досуг «Путешествие в деревню»
2. «Наши добрые дела» (сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории).
3. Составление коллективного рассказа детьми о родном поселке.
4 .Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»
Ноябрь
«Наша Родина – Россия»
1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»
2. «Государственная символика России» (прослушивание гимна России, раскрашивание нарисованного флага)
4.Рисование «Национальный костюм»
Декабрь
« Москва –главный город нашей Родины»
1. Экскурсия по Красной площади (по иллюстрациям)
2. Заучивание стихотворений о Москве. ,Физкультурное занятие(сюжетное)»Моя Москва»
3. Аппликация «Башня московского Кремля»
4. Работа с родителями: консультация « Зимние забавы на каникулах»
Январь
«Богатыри славной Руси». Спортивное развлечение.
1.Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова. Составление рассказа по картине.
2.Слушание в записи былин об Илье Муромце, Микуле Селяновиче, Никите Кожемяке. Беседа « О характере богатырей Руси».
3.Лепка « Конь богатыря»
4.Консультация для родителей « Воспитание трудом»
Февраль
1Спортивный праздник. «День защитника Отечества»
2 рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3 подвижная игра «Защита границы»
4 ручной труд : «Танк»(подарок папе)
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1 беседа на тему «Мама, нет на свете дороже тебя»
2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3 рисование «Портрет моей мамы»
4 Заучивание пословиц о маме. Продуктивная деятельность «Подарок маме»
5. Досуг «Мы у мамы ловкие и смелые
Апрель
«Краса ненаглядная»
1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2. Физкультурное развлечение «Ярмарка»
3. Аппликация «Гжельская роза»
4. Лепка дымковской игрушки «Индюк»
5.Консультация для родителей « Народное искусство и детское творчество»
Май
«Этот день Победы»
1. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
2. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
3.Конкурс чтецов: «Этих дней не смолкнет слава»
4.Праздник «День Победы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.