Проект «Пальцы помогают говорить»
МКДОУ «Сузунский детский сад №1»
Сузунского района Новосибирской области
Проект
«Пальцы помогают говорить»
Разработчик: учитель-логопед высшей категории
Корниенко О.Н.
Актуальность проекта:
Все движения организма и речевая моторика имеют единый механизм,
Поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие речи ребенка. Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями в речевом развитии в старшем возрасте, необходима профилактическая работа с детьми раннего возраста.
Развивая мелкую моторику, развивается речь ребенка, умение слушать и приводить в движение механизмы мыслительной деятельности.
Поэтому возникла идея создать проект « Пальцы помогают говорить» с младшего дошкольного возраста.
Цель:
Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопункта.
Задачи проекта:
1. Развитие межанализаторных связей.
2. Развитие межполушарного взаимодействия.
3. Выработка усидчивости.
4. Формирование общих речевых навыков: правильного звукопроизношения, словаря.
Подготовительный этап ( сентябрь)
1.Постановка целей, задач, прогнозирование результатов.
2.Создание наглядного - практического, дидактического материала.
3..Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
4.Информирование родителей.
Практический этап (октябрь-апрель).
1. Провидение пассивной и активной гимнастики для развития мелко моторики рук.
2. Игры и занятия с предметами.
3. Упражнения без речевого сопровождения.
4. Стихи и потешки для развития мелкой моторики.
5. Взаимосвязь в отработке лексических тем.
6. Использование в работе разные по фактуре материалы.
7. Бумажная пластика.
8. Создание предметно пространственной среды для развития мелкой моторики.
Обобщающий этап.
1. Подготовка фотоотчета о проделанной работе.
2. Презентация проекта (педсовет ДОУ).
3. Соотношение целей и результатов проекта.
Предполагаемый результат.
- развитие мелкой моторики.
- координирование речи и движений.
- формирование правильного произношения, общих речевых навыков, словаря, связной речи.
План работы на 2016-17 г.
Месяц. |
Неделя. |
Формы проведения. |
Октябрь |
1. « Профессии» |
- «Строители»- выкладывание дома из цветной мозаики. - «Фармацевт»- заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть кусочек пластилина и придавить его на бумажную полоску). - «Скульптор»- лепка медведя из пластилина. -« Врач окулист» - выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения. |
|
2. «От куда хлеб пришел». |
- « Маленький художник» - обводка трафаретов хлебобулочных изделий и раскрашивание их. - « Продавец – покупатель» - продажа хлебобулочных изделий из пластилина. - « Пекарня» - лепка хлебобулочных изделий. |
|
3-4 « Я вырасту здоровым».
« Русские народные сказки» |
- «Кто это» - обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека ( выкладывание и наклеивание. - Коллективная работа « Большая семья на отдыхе» - обрывание по контуру фигур с последующим размещением на большом листе бумаги. (отдых на природе).
- « Собери сказку» - составление разрезных картинок из 3-4 частей. -«Иллюстрация к сказке «Три медведя» - выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки. |
Ноябрь |
1-2 «Осень».
« Домашние животные».
|
- « Что выросло на грядке и в саду?» - .выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру. - « Сложи лист» - складывание листа ( кленового, дубового…), разрезанного на шесть частей. - - « Маленький конструктор»- выкладывание из готовых (из цветной бумаги) геометрических фигур животного. - «Разрезные картинки» - собери картинки с изображением домашних животных из 6-8 частей. -« Собака»- правую ладонь развернуть к себе ребром. Поднять большой палец вверх. Указательный , средний и безымянный прижать друг к другу. Мизинец движется вверх- вниз. - « Кошка»- Соединить средний и безымянный пальцы с большим. Указательный и мизинец поднять вверх. |
|
3-4. « Скоро зима»
«Мамочка любимая» |
-«Ловкие ручки»- шнуровка, застегивание пуговиц. -«Разрезные картинки»- зимняя одежда, обувь. -« Угостим птиц рябиной»- бумажный прямоугольник намазать клеем и заполнить его поверхность красными кружочками, заготовленными с помощью дырокола. кружочки брать пинцетом с подноса по одному и переносить в «кормушку».
-« Сарафан для мамы» - трафареты сарафанов раскрасить: в полоску или в горох ( право выбора). -« Рисуем цветы» - рисование цветов на песке. |
Декабрь. |
1-2. «Природа зимой». |
- « Нарисуй дерево ниткой»- выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу. - « В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки, штриховка слева на право, справа налево. |
|
3-4. « Самый веселый праздник». |
- « Снеговик, друг Дедушки Мороза» - заготовить кружки из квадратов разной величина методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика. |
Январь |
3-4. « Вспомним зиму». |
« Чудесный мешочек» - определи на ощупь фигурки диких и домашних животных. - « Картинки из яичной скорлупы» - измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежонка |
Февраль. |
1-2 «Транспорт» |
« Автобус» - сложи картинку 6-8 частей. -« Автомобиль» - обводка трафарета машины и раскраска. -«Сборка грузовика» - собрать грузовик из геометрических фигур (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка) выкладывание, наклеивание. |
|
3-4 «Дикие животные» |
- « Семья ежей» - туловище лепим из пластилина, иголки - из семечек. - «Животные хотят пить» - « мамам» наливаем воду из стакана в тарелку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой. -«Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем (медведь с медвежонком, заяц с зайчонком). |
Март |
1-2 « Посуда»,
« Мамин день». |
-« Чайная пара» - обводка трафарета чашки с последующим вырезыванием и раскрашиванием. - -« Склеим чашку» - собрать картинку чашки из 6-8 частей. (любую посуду).
Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).
|
|
3-4 « Начало весны»
« Игрушки». |
- «Волшебная капель»- пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи. - « Солнце светит ярко, ярко»- обрываем из геометрических фигур кружка и длинные полоски и наклеиваем.
- «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 6-8 частей. - « Мастерская» - изготовление игрушек из природного материала. (работа с родителями, конкурс). |
Апрель |
1-2 « Вода –волшебница»,
« Весна, цветы ,деревья». |
-« Потекли ручейки» - метод размазывания пластилиновых комочков заполняем пространство « ручейки». -«Заплакали сосульки» - работа с водой и пипеткой.
- «Коллективная работа. «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист. -«Деревья» - выкладывание деревьев из палочек двух размеров (1палочка длинная - ствол, несколько тонких, коротких ветки). |