Проект "Большие права -маленьким детям!"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №57» ГОРОДА БИЙСКА
Духовно-нравственное воспитание
Проект по теме:
«Большие права - маленьким детям!»
Автор проекта: старший воспитатель Лойко Е.В.
«…Только в соответствии с тем,
как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, и
змеряется его гуманность и складывается его будущее»
Джеймс Грант
Актуальность проекта: Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Наиболее актуальной эта работа будет в период исполнения указа президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявления в Российской Федерации Десятилетия детства» с 2018-2027 гг. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Цель проекта: Создание условий для формирования правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с соци-ально-правовыми нормами и правилами поведения;
формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих лю-дей;
воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принад-лежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков;
содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; воспитание уважения к достоинству и мнению другого;
создание в ДОУ правового пространства;
повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей;
создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в право воспитательный процесс;
повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье;
формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители. Новизна проекта: заключается в использовании новых подходов в организации работы с детьми по формированию правового сознания.
Принципы:
Системный подход;
Планомерность и непрерывность;
Развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных потребностей ребенка;
Целостность подхода педагогов и родителей к формированию правового сознания детей дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта заключается в создании единого воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Продукты реализации проекта могут быть использованы педагогами в работе с детьми по воспитанию правовой культуры.
Основные виды детской деятельности:
Игровая;
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская;
Восприятие художественной литературы и фольклора;
Самообслуживание и элементарный бытовой труд;
Конструирование
Изобразительная
Музыкальная
Двигательная
Методы, приемы и формы работы с детьми.
Словесные: беседы, рассказ, чтение.
Наглядные: Наблюдение, демонстрация, использование ТСО.
Практические: Творческий метод (рисование, аппликация, лепка); Игровой (дидактические игры, игры-ситуации)
Приемы упражнения, наблюдения, повторения, разъяснения.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы;
Консультации
Анкетирование
Рекомендации
Семейные презентации.
Результативность проектной деятельности:
Предполагаемый результат проекта для детей:
осознание ребенком того, что он обладает теми же правами, что все люди;
обогатились представления дошкольников о Конвенции ООН и её содержании;
повысился уровень знаний у детей о социальных нормах;
сформировалось положительное отношение к окружающим людям, желание помогать и заботиться о тех, кто в этом нуждается;
дети познакомились с художественной литературой, в которой отражены права детей, научились анализировать, рассуждать и делать выводы.
Родители:
убедились в важнейшем значении правового воспитания для формирования социально-нравственных качеств личности ребенка;
восполнили знания о правах своих детей.
Педагоги:
мотивация к использованию метода проектов в педагогической деятельности;
повышение профессионального мастерства;
обогащение предметно-пространственной развивающей среды обеспечивающей знакомство детей с основами правового воспитания.
Ресурсное обеспечение
Специальная литература
Методическое и технологическое оборудование
Исполнители проекта: педагоги, дети, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: По составу участников – групповой По продолжительности – долгосрочный сентябрь 2017-май 2018г.
Содержание технологической фазы реализации проекта
Этап |
Срок |
Тема |
Вид деятельности |
Цель |
1 этап Информационно-аналитический этап |
Сентябрь 2016 |
«Что такое право» |
1.Подбор необходимого материала для реализации проекта. |
Определение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста в данной области посредством бесед; составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы. |
2.Чтение стихотворений на правовую тематику (З.К. Шнекендорф «Младшим школьникам о правах ребенка», О. Крынина «Стихотворение о правах ребёнка», О. Емельянова «У ребёнка есть права!»). |
Способствовать знакомству детей со стихотворениями на правовую тематику; побуждать детей рассуждать и анализировать услышанные стихи. |
|||
3.Дидактические игры «Разрешено-запрешено», «Придумай правовой конец сказки», «Права детей и взрослых», «Обязанности в вашей семье»
|
Закреплять нравственно-правовые понятия детей, совершенствовать навыки классификации, выражать четко и ясно свою мысль. |
|||
4. Анкетирование родителей: «Я и мой ребёнок».
|
Выявить уровень знаний у родителей о правах ребёнка в семье и в детском саду. |
|||
5.Оформление информационного уголка для родителей по правовому воспитанию |
Способствовать повышению правовой культуры педагогов ДОУ. |
|||
6. С/Д по рисованию Оформление панно «Наши права». Изготовление значков, эмблем. |
Создавать условия для знакомства детей с правами, научить применять эти знания в жизни, способство-вать социально-нравственному развитию. |
|||
7. ООД «Как важно быть грамотным» |
Познакомить детей с понятиями «права» и «Обязанности» |
|||
2 этап Основной |
октябрь 2016 – апрель 2018
|
Право на имя |
1.С/Д Оформление панно «Путешествие в страну имен» |
Рассказать о прохождении имени, отчества, о том, как на Руси давали имена и что они означали. Подвести к выводу: каждый человек имеет право на имя. |
2. Оформление альбома «Кто я». |
||||
3. Беседа «Имена вокруг нас» |
||||
4. С. Козлова «Мой мир!». Игры: «Обратись по имени», «Назови все мои имена» |
||||
5. Чтение сказок: «Три поросенка», М. Цветаева «Имя твоё – птица в руке, С.М. Вялкова «Дом», «Имя». |
||||
6. ООД «Ты и твое имя» |
Создавать условия для знакомства детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию. |
|||
Моя семья |
1.ООД: «Моя семья». |
Создавать условия для знакомства детей с правом ребенка на воспитание в семье; способствовать формированию уважительного отношения к членам семьи; рассказать о том, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения. |
||
2. Дидактические игры «Я должен», «Кукольный детский сад». |
Обогащать представления детей о понятиях «могу», «должен», «хочу»;поддерживать стремление детей подражать работникам детского учреждения – их заботливому отношению к воспитанникам, умение находить выход из сложных ситуаций. |
|||
3. Оформление папки-передвижки для родителей на тему «Права ребенка».
|
Обогащать представления родителей о правах детей в наглядной форме. |
|||
4. Подготовка рисунков к выставке «Моя семья». Составление своей родословной. Составление своего генеалогического древа |
Ввести понятие «семья». Познакомить с правом на любовь и заботу родителей. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких. Дать представление о таких понятиях, как «род», «родословная», «родители», «генеалогическое древо» |
|||
5. Чтение худ. литературы «Воспитание культуры поведения у детей и у взрослых». Сказки: Ш. Перро «Золушка», С. Маршак «12 месяцев», «Морозко» |
||||
6. Игры и упражнения: «Кем ты приходишься своим родным», «Огорчится ли мама, если…», «Почему я их люблю» |
||||
Мой дом |
1.Подготовка рисунков к выставке «Мой дом» |
Раскрыть понятие «дом» (его функции, разные типы жилья). Познакомить с правом на неприкосновенность жилища |
||
2.Чтение Д. Соларина «Штрихи времени. Жилища». Сказки: «Зимовье», «Волк и семеро козлят», Ю. Мориц «Дом гнома», Игра «Заходи в гости» |
||||
Право на жизнь |
1.Беседа. Подготовка иллюстраций к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка». |
Раскрыть понятие «Жизнь». Объяснить, что во всех странах жизнь человека охраняется законом |
||
2.Игра «Придумай другой конец сказки «Гуси –лебеди» |
||||
3. Консультация для родителей на тему «Семья глазами ребенка».
|
Помочь родителям переоценить семейные ценности; вовлечь родителей в рассуждения «Что значит семья в жизни ребёнка»; показать рисунки детей, объяснить родителям интерпретацию. |
|||
Право на здоровье |
1.ООД: «Право ребенка на охрану здоровья». |
Создавать условия для знакомства детей с правом на охрану своего здоровья и медицинское обслуживание. |
||
2. С/р игра «Доктор Айболит». |
Создавать условия для развития коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи. |
|||
3. Праздник здоровья. Оформление папки «О пользе закаливания». Подготовка рисунков к выставке «Как я закаливаюсь» |
Раскрыть понятие «здоровье» (почему человеку важно заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих; почему важно заниматься физкультурой и закаливанием). |
|||
Право на обучение |
ООД: «Право ребенка на образование».
|
Ввести понятие «Образование». Познакомить с правом на образование и обучение. Рассказать о преимуществе образования. |
||
Чтение художественного произведения «Доверчивые глаза детей».
|
Пробуждать интерес детей к новому художественному произведению; способствовать чтобы дети самостоятельно учились выделять основную мысль. |
|||
Чтение отдельных глав из художественных произведений: «Незнайка», «Буратино».
|
Пробуждать интерес детей к новым художественным произведениям; способствовать чтобы дети самостоятельно учились выделять основную мысль, анализировать их и сравнивать. |
|||
4. Д/И «Читаем сказку - учим право».
|
Способствовать углублению знаний у детей о своих правах на отдых, игру, учёбу. |
|||
5. Выпуск буклетов для родителей «Права ребенка» |
Обогащать представления родителей о правах детей в наглядной форме. |
|||
Право на отдых |
|
Создавать условия для знакомства детей с правом на отдых; способствовать социально-нравственному развитию и умению рассуждать, анализировать, делать выводы; воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям. |
||
2. Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках» |
Рассказать о праве на отдых и развлечения |
|||
3. Чтение Г. Юдин «Букваренок». О. Высотская «В нашем детском саду», С.М. Вялкова «Детская игра», Е.А. Благинина «Посидим в тишине» |
||||
4. Родительское собрание «Защита прав и достоинства маленького ребенка!»
|
Способствовать формированию у родителей понимания того, что права ребёнка - это важно, значимо, и что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. |
|||
5. Презентация фотоальбомов о семейном отдыхе |
||||
Право не подвергаться жестокому и небрежному обращению |
1.Беседа «Право на защиту». |
Знакомить детей с правом на защиту: никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. |
||
2. Чтение худ. литературы «Лисичка-сестричка», Ш.Перро «Мальчик-с-пальчик», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Снежная королева», В. Осеева «Волшебная палочка» |
Побуждать детей к знакомству с произведениями художественной литературы. |
|||
3.Дидактическая игра «Все имеют равные права».
|
Способствовать формированию у детей представлений о правовом равенстве людей, в частности детей. |
|||
4.Анкета для родителей на тему: «Наказания в воспитании».
|
Выяснить какими принципами руководствуются родители, воспитывая своего ребенка.
|
|||
Право на жилье и неприкосновенность жилища |
ООД «Ваши права, дети» |
Создавать условия для знакомства детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища. |
||
2.Чтение художественных произведений: «Лиса и заяц», «Три поросёнка».
|
Пробуждать интерес к знакомым произведениям, способствовать тому, чтобы дети самостоятельно анализировали их и сравнивали. |
|||
3.Индивидуальная работа по карточкам «Кто, где живет? ».
|
Способствовать закреплению в индивидуальной работе знаний о праве на жилье |
|||
4. Ознакомление родителей с документацией по правам ребенка.
|
Создавать условия для знакомства родителей с документами регламентирующими права ребёнка. |
|||
Что значит быть свободным |
1.Беседа –игра «Сейчас узнаем» |
Объяснить, что все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковое право на человеческое достоинство. |
||
2.Чтение художественного произведения «Закон пошел бродить по белу свету».
|
Пробуждать интерес к новому художественному произведению, учить понимать его основную мысль. |
|||
|
ООД: «Право на свободу».
|
Создавать условия для знакомства детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на свободу; способствовать формированию понимания значимости свободы для человека; объяснить, что такое рабство. |
||
3 этап Заключительный |
Май |
Право на сохранение индивидуальности |
1.Итоговое мероприятие: викторина для детей «Мы на свет родились, чтобы радостно жить!».
|
Цель: демонстрация детьми полученных знаний по правовому воспитанию в процессе реализации проекта. |
4. Деловая игра для родителей: «Знаем ли мы права своих детей».
|
Выявление изменения уровня знаний у родителей о правах своих детей, в результате реализации проекта.
|