Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Презентация «Животные в боевом строю»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30» г. Сыктывкара

(МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара)

«30 №-а шöр школа»

Сыктывкарса муниципальнöйвелöдан учреждение

(«30 №-а ШШ» МВУ»)

 

Тема: «Животные в боевом строю»

 

Автор:  Ивонина Инна Владимировна

учитель истории и обществознания

 

Сыктывкар

2019

 

Цель:

Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным. Формирование  патриотической позиции.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, сострадание и ответственность по отношению к «братьям нашим меньшим»;

Обучающая: обобщить и расширить знания учащихся о «профессиях» животных на войне;

Развивающая: развивать речь учащихся интерес к изучению истории своей страны.

 Планируемые результаты: 

Личностные: 

1) осознание своей идентичности как гражданина страны; 

2) осмысление исторического, социально-нравственного опыта предшествующих поколений. 

Метапредметные: 

1) способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; 

2) овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. 

Предметный: формирование представления о Великой Отечественной войне, как о тяжелейшем  испытании, выпавшем на долю всех жителей нашей страны.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Ход мероприятия:

Слайд 1.

Учитель:

- 9 мая в нашей стране отмечают замечательный праздник. С каким событием он связан? (ответ учащихся)

Ежегодно 9 мая в нашей стране отмечают великий праздник - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В этот памятный день мы вспоминаем тех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Прошло уже 75 лет, а подвиг нашего народа все ещё жив в памяти людей. Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы.

- Ребята, знаете ли вы, что вместе с людьми на фронт призывали и животных?
Конечно, они воевали не с оружием в лапах, но очень крепко помогали нашим солдатам.  

 Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Слайд 2.

- Как вы думаете, какие животные помогали нашим солдатам на полях сражений в годы войны? (ответ учащихся)

 Основная тяжесть войны, легла, конечно, на лошадей и собак. Но помогали и голуби, верблюды, мыши и даже лоси. Не остались в стороне и кошки, которые в основном отвечали за уют и настроение солдат на кухнях и в лазаретах.

Слайд 3. Лошади.

- В каких войсках применяли  лошадей? (ответ учащихся)

- В чем преимущество лошади против техники? (ответ учащихся)

Ученик читает стихотворение (см. презентацию)

Слайд 4.

При умелом командовании, конница была эффективным родом войск. Особенно боялись фашисты конных рейдов по тылам. Один только конный корпус генерала Доватора сковывал тылы трех немецких армий. Хотя вторую мировую войну и называют войной моторов, кавалеристы в ней сражались наравне с другими родами войск. Конечно, конь слабее мотоцикла, но зато на лошади можно пробраться там, где не пройдет машина или мотоцикл.

Слайд 5.

Говоря об участии кавалерии в Великой Отечественной войне, нельзя забывать лошадей фронтовых дорог. И пехоту, и артиллерию, и связь, и медсанбат, и особенно кухни в весеннюю и осеннюю распутицу выручала «конная тяга». Телеги зачастую вязли в грязи выше колес, и тогда грузы паковали в тюки, и безотказная лошадка тащила их на вьючном седле. Партизанская война, по признанию командира Ковпака, без лошадей была бы просто невозможна. Число лошадей было огромно - около трех миллионов. Точных данных о том, сколько лошадей погибло за войну, нет. Но считается, что во время войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней.

Слайд 6. Верблюды

Ученик 1 читает стихотворение (см. презентацию)

Ученик 2: «Верблюды дошли до самого Берлина. Именно орудийный расчет, в составе которого служили верблюды Маша и Миша, сделал один из первых выстрелов по Рейхстагу.  Эти два верблюда прошли всю войну. Призвали их в 1942 году в Астрахани. Именно поэтому в 2010 году в Ахтубинске Астраханской области установили памятник верблюдам  и сержанту, который был с ними все три тяжелых года. Еще один известный верблюд по имени Яшка, так же дошел до Берлина».

Слайд 7.  Олени.

В книге Алексея Киселева «Война в Заполярье» об использовании оленей на войне сказано немного. Читаем скупые строки:

Ученик: «В первую военную зиму во всех дивизиях 14-й армии стали организовываться оленетранспортные подразделения. В них служили саамы, ненцы и коми. Оленей часто использовали не только для отправки раненых и доставки военных грузов, но и при заброске разведчиков в тыл врага, для вывоза подбитых самолетов и их экипажей и для поддержки связи с пограничниками. Оленеводы спасли жизнь многим солдатам и командирам 14-й армии и Северного флота».

Учитель. Оказалось, что действия армейских оленетранспортов были очень эффективны. Оленеводы ехали по горам и болотам; плыли запряженные олени через реки и озера и морем в десантах без единого звука; олени не лают, не воют, не ржут, не стонут; олени помогли выстоять и защитить родной край.

Слайд 8. Кошки.

Ученик 1: «Страшной и героической, как и для людей, оказалась для кошек вторая мировая война. Пушистые «радары» оповещали людей о воздушных атаках, благодаря чему было спасено бесчисленное количество жизней.

Ученик 2: « Основная  же помощь кошки заключается в её главном качестве — создавать уют, успокаивать нервы, будить приятные воспоминания о доме. В лагерях партизан кошки были обязательно.
Конечно, кошки во время войны и мышей ловили, спасая скудные партизанские запасы, но главное, они оказывали психологическую помощь бойцам.

 В годы блокады Ленинграда кошки защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от посягательств крыс.

Слайд 9. Собаки.

Ученик читает стихотворение (см. презентацию)

Учитель. С первых же дней войны призывать на фронт стали и собак. Сначала уходили «образованные» и породистые, а позже на призывной пункт пошли даже беспородные дворняги. Все собаки проходили обучение в Центральной военно-технической школе дрессировщиков. Учились вместе с людьми - вожатыми, с которыми потом и уходили на фронт. За время войны эта школа выпустила 68 тысяч собак.
Каждый день на специальных спортивно-дрессировочных площадках они учились подрывать вражеские танки, ходить в разведку, обнаруживать лазутчиков, искать раненых и т.д.

Слайд 10.

- Ребята, скажите, как собаки могли помогать людям на войне? (ответы учащихся)

Попробуйте определить основные «профессии» собак на войне по картинам, которые вы видите на слайде.

Учитель: «В Центральной военно-технической школе дрессировщиков готовили собак восьми «профессий»: 1.сторожевые собаки; 2 санитарные собаки; 3. диверсионные собаки; 4. разведывательные собаки; 5. противотанковые собаки; 6. собаки связи; 7. минно-розыскные собаки; 8. ездово-санитарные собаки».

Ученик 1.  Уже в июле 1941 года на фронт был отправлен первый батальон истребителей танков с использованием собак-подрывников. Часто просто появление собак на бруствере окопа заставляло фашистские танки разворачиваться. Служебными собаками-подрывниками в годы Великой Отечественной войны было уничтожено свыше 300 танков, штурмовых орудий и много другой боевой техники, вооружения и живой силы врага.

Ученик 2. Собаки-миноискатели – их было около 6 тысяч, обнаружили, а вожатые саперы обезвредили 4 млн. мин, фугасов и других взрывчатых веществ. Наши четвероногие миноискатели разминировали: Белгород, Киев, Одессу, Новгород, Витебск, Полоцк, Варшаву, Прагу, Вену, Будапешт, Берлин.

Ученик 3. Ездовые собаки — около 15 тысяч упряжек, зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых, подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов, а также доставляли питание на передовую линию фронта.

Ученик 4. Санитарные собаки находили тяжелораненых солдат в болотах, лесах, оврагах и приводили к ним санитаров, неся на своих спинах тюки с медикаментами и перевязочным материалом. Из воспоминаний: «…Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание».

Ученик 5. Собаки-связисты – в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тысяч км. телефонного провода. Иногда, даже тяжелораненая собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу.

Слайд 11.

Ученик 6. Рассказать про всех не представляется возможным, но про некоторых «четвероногих боевых  друзей» мы можем узнать! 

Немецкая овчарка Джульбарс. Служил в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги».  

Шотландский колли по кличке Дик. Миноискатель. Благодаря его чутью были спасены жизни тысячи людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2,5-тонного фугаса с часовым механизмом.

Учитель. На историческом параде шли  подразделения военных собаководов. Шли по праву, шли по тому, что сражались в одном строю с пехотинцами, танкистами, разведчиками, саперами.

Слайд 12.

Сегодня мы с вами много говорили о четвероногих друзьях, братьях наших меньших. Но так же большую роль во время ВОВ сыграли и птицы, голуби.

В войсках активно использовали почтовых голубей. В Красной армии за годы войны почтовыми голубями доставлено более 15000 посланий.

Слайд 13. Хвостатые диверсанты

Ученик. В истории Великой Отечественной войны есть необычная операция, в которой главной ударной силой были... обычные мыши. В отличие от собак-подрывников остановить бронированную громадину мыши, конечно, не могли. Зато отличались прожорливостью, причем охотно ели даже изоляцию на электрических проводах.  Первая операция с участием «противотанковых» мышей была проведена в апреле 1942 года.

Слайд 14. Дельфины

Ученик. Советские военные использовали уникальное оружие против немецких кораблей, которые наступали на Советский Союз со стороны Черного моря. Этим оружием были… черноморские дельфины! Специально обученные животные несли на своих спинах мины, которые взрывались, когда они подплывали к кораблям противника.

Слайд 15

Учитель. Прошло уже 75 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил наш народ ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб  дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе.

Ученик:

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ