Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая полководцам Великой Отечественной войны «Их...
24.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от...
24.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»
23.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории битвы за Москву «По Красной площади идёт в шинель одетая Россия...
21.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории и статьям Конституции Российской Федерации «Каждый гражданин...
20.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая хищным птицам (из цикла «Приключения...

«Православные традиции.Светлый праздник Пасхи»

                                                  (Проект  для учеников 4 класса)                                                    

Косенко Ирина Александровна,

НОУ СОШ «Развитие» учитель начальных классов      

Высшая  категория 

400067 Волгоград улица 64- Армии дом 32 квартира 20 

                                                                            89023848434                                                                                              

Содержание работы

Пояснительная записка……………………………………………………...….…..…3

Классный час: «Православные  традиции. Светлый праздник Пасхи»………..6

Заключение …………………………………………………………………………......18

Приложение 1……………………………………………………………….…..……....20

Приложение 2 ………………………………………………………............................22

Приложение 3……………………………………………………………….……...…...23

Приложение 4 ……………………………………………………………………..…....25

Приложение 5……………………………………………………………………….......28

Список использованной литературы………………………………………...……...38

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы: по ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  от  29 декабря 2012 г. N 273  содержание образования и воспитания должно быть ориентировано на обеспечение создания условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. При разработке федерального государственного образовательного стандарта был составлен портрет выпускника, - сегодняшняя школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет применять данные знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Умеет воспринимать, понимать и анализировать. Методологической базой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Этим и обусловлена актуальность темы классного часа.

Цель мероприятия: познакомить учащихся с историей одного из главных христианских праздников – Пасха. Рассказать о традициях и обычаях русского народа, связанных  с этим праздником.

Задачи мероприятия:

1..Познакомить учащихся с историей  и традициями праздника  Пасха;
2. Закрепить знания  о традиционном празднике Пасха через игровые формы и раскрашивание пасхального яйца;

3. Развивать у учащихся навыки коллективной деятельности, самореализации в процессе сотрудничества и сотворчества, умения работать с информацией, размышлять, делать выводы, оформлять результаты совместной деятельности;
4. Способствовать воспитанию чувства сопричастности к историческому наследию нашего народа

Контингент участников: учащиеся  4 класса.

Ожидаемые результаты:

Предметные

- узнать  историю и традиции празднования Пасхи;

- расширить знания о традициях празднования Пасхи;

Личностные

- творческая самореализация детей;

- формирование навыков организаторской деятельности;

- психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;

Метапредметные

- уметь анализировать иллюстративный и художественный материал;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач: договариваться  с одноклассниками совместно с учителем  о правилах поведения и общения и следовать им.

Используемые методы и приёмы при проведении классного часа

- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по  данному вопросу;

- метод проекта (семейный проект: создание  стихов, открыток, символов  на пасхальную  тему);

- фронтальный (рассказ учителя о пасхальных традициях, сопровождаемый показом презентации);

-  исследовательский  (происхождение традиций, индивидуальная работа);

- групповая работа;

    Необходимое оборудование

Технические средства: проектор, компьютер, иллюстративный материал, семейные проекты.

    Требования к организации пространства

- учебный кабинет с возможностью затемнения для просмотра презентации;

- доска магнитная: в центральной части пословицы и поговорки о празднике «Пасха», справа детские  рисунки,  слева – выставка семейных проектов  на тему  «Пасхальные традиции»;

- парты располагаются в 2 ряда так, чтобы команды сидели друг напротив друга;

-  для групповой работы парты попарно сдвигаются.

     Методические рекомендации

Классный час «Православные  традиции. Светлый праздник Пасхи» - это один из  первых  этапов тематической  недели «Светлая неделя». В план,  возможно,  включить следующие мероприятия: просмотр  видеоролика  «Пасха для детей», создание семейных  мини-проектов  на тему: «Пасхальные традиции», конкурс рисунков «Праздник «Пасха», конкурс поделок.

Классный час «Православные  традиции. Светлый праздник Пасхи» рассчитан  на 40 мин. и  рекомендован  для учащихся 3-4 классов. Классный час  построен в форме познавательного устного журнала. Для активизации познавательного интереса использовать  загадки, игры («Катание яиц», «Поиск пасхальных яиц», «Чоконье яйцами», «Эстафета с яйцом»), рассказ о пасхальных традициях  сопровождать  показом видеоролика, мотивация  восприятия материала достигается   вопросами по - услышанному.  В процессе коллективной деятельности ребята учатся  сотрудничать, договариваться. При выполнении творческой работы «Пасхальное  дерево»  дается  возможность проявить  и свои индивидуальные способности,  оценить вклад каждого в общее дело. Завершением классного часа  может быть  чаепитие с пасхами и яйцами. При  организации классного часа рекомендуется привлечение родительской общественности активное участие приняли родители учеников.

Используемые материалы: иллюстративный материал, презентация, разрезной материал для игр, крашеные яйца, пасхи, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

Классный час

Православные  традиции. Светлый праздник Пасхи

"Не умирают обычаи, которым

 определено быть вечными…"

 Н.В.Гоголь

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Создание эмоционального настроя

Чтобы создать позитивный  эмоциональный настрой, классный час начинается с песни «Христос Воскресе» в записи.

 

Учащиеся слушают. 

 

2.

Постановка цели, мотивация деятелности

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрали вас здесь не просто так. Я и мои помощники хотим рассказать вам о светлом христианском празднике – Пасха.

 

Говорят, что пасху раньше

 Отмечала вся страна.

 На качелях сидя, дружно

 Улыбалась детвора.

 Молодёжь теперь не знает,

 Как же Пасху отмечать:

 Яйца красить, кулич стряпать

 И гостей к столу встречать.

 Заглянули в старину мы-

 Будто дождь омыл сердца.

 И сегодня вам расскажем

 О Воскресении Христа.

 

- Любите ли вы праздники?

- Какие праздники вы знаете?

- Какие из них отмечаются весной?

 

-Ребята! Представьте себе такую картину. Весна, Апрель. За окном уже стаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для куличей, и на столе в широком блюде зеленеет проросший овёс, а в него уложены разноцветные яички.

- Какого праздника это приметы?

 

-Отгадайте загадки.

 

Эту сдобную вкусняшку
Все пекут лишь раз в году.
В воскресенье, в светлый праздник
Подают её к столу.

Весть летит во все концы:
Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник — наша


Почему по всей земле радость и веселие? –
Потому, что празднуем Христово

Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные

Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения, ответы.

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

Дети отгадывают загадки,

 

 

 

  •  

 

 

 

 

 

 

  •  

 

 

  •  

 

 

  •  

 

 

  •  

3.

Знакомство с историей праздника и с его традициями, обычаями

Рассказ учителя с использованием презентации.

-Приближается самый большой праздник христиан - Пасха. Это самый великий, самый светлый и самый любимый праздник. Это праздник радости, любви, доброты и справедливости. В день Святой Пасхи христиане  вспоминают и славят Воскресение  Иисуса Христа. Сегодня мы проведем наш классный час в форме познавательного устного журнала.   Открываем первую страницу. (слайд 6)

Первая страница. «Пасха - главный христианский праздник»

 Православные называют этот день «праздником праздников», «торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года

Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других ветвей христианства. Похожие праздники есть и в других религиях.

Пасха — начало весны, пробуждение природы.

Пасха не имеет точной даты празднования. Ежегодно она рассчитывается по специальному церковному календарю. (слайд 7)

Пасхе предшествует Великий пост, который длится 48 дней. Пост - это время молитвы и покаяния, когда каждый должен испросить у Господа прощение своих грехов. Во время поста происходит духовная и телесная подготовка к Великому Воскресению

Великие Понедельник, Вторник   - это воспоминания о последних беседах Иисуса Христа с народом и учениками.

В Великую Среду вспоминается предательство Иисуса Христа Иудой В Великий Четверг  вечером  читаются двенадцать  частей  евангелия  о страданиях Иисуса Христа.

Великая Пятница - это воспоминание о снятии с креста тела Христова и погребении Его.

В Великую Субботу - это воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад и о его победе над адом и смертью. (слайд 8)

      Вторая страница. Пасхальные обычаи и традиции.

Празднование Пасхи. Накануне Пасхи задолго до полуночи верующие, в светлых одеж­дах, стекаются в храм, чтобы присутствовать на церковной службе, увидеть крестный ход, услышать церковное пение. Во время службы священники несколько раз произносят слова «Христос воскресе», на что все верующие отвечают: «Воистину воскресе». Все наполнено радостью, все озаряется светом и теплом зажженных свечей.(слайд 8)

 Пасхальное приветствие.

После того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» .(слайд 10)

 Пасхальные обычаи. «Катание яиц».

В день Пасхи и в течение всей недели ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Особой популярностью у российской ребятни в старину пользовалась игра  «Катание яиц». .(слайд 12)

Пасхальные обычаи. Качели.

В старину невозможно было представить празднование Пасхи без качелей. Во всех дворах заранее устанавливались столбы, крепились доски - возводились общественные качели. На Пасху устраивали пляски, игры, водили хороводы. .(слайд 13)

 Колокольный звон. В течение пасхальной недели во всех храмах разрешается любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение. .(слайд 14)

(прослушивание пасхальный звон колоколов)

Третья страница. Светлая седмица.

Пасха – самый продолжительный в году праздник. Каждый день пасхальных праздников имел свой обряд.

 Понедельник и вторник – «купальные». Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен.

 Среда – «градовая». «В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило».

 Четверг – Пасха усопших, поминовение почивших родственников.

 Пятница – «прощеный день». Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и теща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи.

 Суббота – хороводница.

 Воскресенье – Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые.

 Это Светлая пасхальная неделя (Светлая седмица). В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда. .(слайд 1)

Четвертая страница. Пасхальный стол.

К празднику Пасхи приготовлялся раньше артос – большой, раскрашенный и позолоченный хлеб, в середине которого изображался либо крест, либо воскресение Христово. В течение Страстной недели он помещается на аналое перед иконостасом, обносится ежедневно с крестным ходом вокруг церкви, а в субботу окропляется освященной водой и распределяется между верующими.

Ранним утром самого торжественного христианского праздника семья собирается вместе, чтобы отведать пасхальные кушанья, приготовленные с любовью, фантазией и умением: кулич, крашеные яйца, пасху.

Опора на жизненный опыт учащихся, актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся .(слайд 2) рассказывают и показывают пасхальные угощения. .(слайд 3)

 Кулич – праздничный хлеб, символ страданий Господа. Он должен быть высоким, округлой формы.

Творожную пасху обычно украшают свечками, пророщенными зернами и буквами «ХВ». В некоторых деревнях до сих пор украшают деревья. .(слайд 5)

    Яйцо пасхальное - это символ таинства воскресения, вечной жизни, а окрашенное в красный цвет (кровь Христа) - возрождение людей. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это уже крапанка.

 Яйца освящают в церкви, затем дарят друг другу, несут на могилы умерших родственников. Происхождение этих обычаев по церковному преданию: связано с именем Марии Магдалины, которая явилась к императору Тиберию в Рим и, поднеся ему в дар красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!», а потом начала проповедовать о вознесении Христовом.

Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Яйцо символизирует возрождение рода человеческого, а окрашенное в красный цвет, знаменует наше возрождение ценою крови Иисуса Христа.

Игровой момент: украсить праздничный стол.

4

После  рассказа    организуется беседа по вопросам

 -Что предшествует Пасхе?

- Какие пасхальные обычаи и традиции вы запомнили?

- Как вы понимаете выражение «христосуются»?

 

 

 

5

Исследовательская работа

- Мы все любим праздник «Пасха», кто из вас, ребята, знает, откуда появилось это слово?

Выступление ученика, проводившего исследовательскую работу.

-  В дословном переводе на русский язык слово «пасха» означает «переход». Это воскресение (переход) из мёртвых Иисуса Христа, это переход от тьмы к свету, это победа добра над злом.

6

Групповая работа. Игра «Пазлы»

 

     Пятая  страница. Пасхальные игры.

Как большой праздник, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. А еще, едва ли не в каждом дворе, устраивались качели для детей. С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый воздух: пляшут, затевают игры на лужайках, в лесу, в парках.

 Командам раздаются пазлы – фотографии с изображением пасхальных яиц.   

           

- Давайте вспомним правила успешной работы в группах.

Дети разделены на две команды. Выиграет та,которая первая соберет пазл.

Учащиеся называют правила:

- уметь договариваться с членами группы;

- слушать друг друга;

-распределять работу между собой;

- быть внимательными.

7

  •  

-Ребята, поднимите руку, кто любит конфеты. На праздничном столе конфеты всегда есть.

- Конечно же,все! Я другого ине ожидала.

Предлагаю вам поиграть в игру «Лишняя конфетка»

Все дети поднимают руки.

 

Дети становятся вокруг парты, на которой лежат конфеты. Под музыку идут вокруг парты, а как только выключается музыка, дети должны успеть схватить конфетку, а кто не успел, тот выходит из игры. В каждом следующем этапе убирается по одной конфетке. Приз победителю – конфетка.

8

Игра. «Катание яиц».

 

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали крашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки.

Дети  подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.

9

Игра «Поймай меня»

Выбирается ведущий, ему завязывают глаза и ставят в центр. Вокруг стоят дети, они начинают крутить ведущего, затем разбегаются, хлопая в ладоши. Ведущий должен догнать кого-нибудь из детей и узнать.

 

Дети выбирают  ведущего, ему завязывают глаза и ставят в центр. Вокруг стоят дети, они начинают крутить ведущего, затем разбегаются, хлопая в ладоши. Ведущий должен догнать кого-нибудь из детей и узнать.

10

Защита проектов

  •  

(Приложение 2)

(Приложение 3)

(Приложение 4)

Каждой семье было дано задание созданиестихов, открыток, символовна пасхальнуютему

11

Творческое задание «Пасхальное дерево» (Приложение 5)

 «Раскрась пасхальное яйцо».

Символы:

Солнце – символ света и жизни.

Крест – символ Вселенной.

Треугольник – символ огня, бессмертия.

Ветка – символ вечной жизни.

Цвета:

Красный – цвет радости, жизни, любви.

Желтый – посвящается солнцу, луне, звездам.

Зеленый – символизирует весну, природу.

Сочетание красного и белого – благодарение Бога за защиту от зла.

Коричневый – плодородие земли.

Выставка работ.

Дети раскрашивают заготовки яиц из папье-маше, используя символы и цвет.

 

12

Рефлексия

-Заканчивая наш классный час, хотелось бы услышать, что вам особенно понравилось?

-Что узнали?

-  О каком празднике на занятии сегодня мы с вами говорили?
-  Что запомнилось больше всего?

На этом мы закрываем последнюю страничку нашего журнала.

Дорогие ребята, я вас еще раз поздравляю со Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира. Хочу подарить вам пасхальные открытки.

Поздравьте с Пасхой своих   близких. Чаще радуйте своих родителей добрыми поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

 

 

Ответы детей.

Ответы детей.

13

Чаепитие

- Настало время насладиться  куличами и яйцами. Я вас приглашаю  на чаепитие.

Дети пьют чай с пасхами.

 

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные: 

- узнать  историю и  традиции празднования Пасхи.

- правильный выбор традиций празднования Пасхи  из широкого ассортимента печатных источников, представленных в магазинах, интернете.

Количественные: 

- высокая активность и заинтересованность детей  при проведении групповой работы, беседы и игр «Катание яиц», «Поиск пасхальных яиц», «Чоконье яйцами», «Эстафета с яйцом»  и  т.д.

- участие некоторых  детей при проведении  групповой работы, беседы и игр «Катание яиц», «Поиск пасхальных яиц», «Чоконье яйцами», «Эстафета с яйцом»  и  т.д.

Список использованной литературы

  1. Василий Юдин «Дни величальные»
  2. «Большая книга праздников для малышей» Н.В. Гришечкина
  3. http://russian-traditions.ru/pasxa/: Русские обычаи
  4. 3http://paskha.gatchina3000.ru/: Пасха - Источник радости Светлое Христово Воскресение
  5. 4http://www.pravmir.ru/: Православие и мир
  6. Интернет ресурсы