«Право на особую заботу» конструкт НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16»
ГО Краснотурьинск
«Право на особую заботу» конструкт
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Ст. воспитатель
Власова Я. П.
Технологическая карта
Тема:«Право на особую заботу».
Возрастная группа: шестой год жизни.
Форма НОД: совместная образовательная деятельность с детьми.
Форма организации: групповая, парная.
Средства:
- наглядные:презентация «Право на особую заботу», цветокс изображением знаков – символов «Права детей», диск с мультфильмом «Цветик-семицветик», карточки зеленого и красного цвета на каждого ребенка, ноутбук, проектор, экран.
- литературные:стихотворение «Ты самый лучший».
Учебно-методический комплект: Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»,Т.А. Харитончик«Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры».
Цель: воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Задачи
Развивающие:
- Формировать у дошкольников чувство сострадания, эмпатии и эмоциональной отзывчивости, умения замечать боль других, сопереживать, по собственной воле совершать добрые поступки по отношению к детям – инвалидам.
- Обогащать речь существительными и прилагательными, обозначающими отношение людей;
Обучающие:
- Познакомить детей с новым правом «Ребёнок – инвалид имеет право на особую заботу и защиту».
- Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый- сильный; заботливый – безразличный);
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми группы, желание оказывать поддержку и сопереживать сверстникам, способствовать сплочению детского коллектива.
Этапы (последовательность) деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
Мотивационно – побудительный, психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности |
-Ребята, мы читали с вами сказку В. Катаева «Цветик -семицветик» - Как звали девочку из этой сказки? - Посмотрите, а вот и Женя. «Цветик -семицветик» -Ребята, а, что не знала Женя о мальчике Вите? Правильно, ребята. Витя не может ходить. Люди, которые по состоянию здоровья не могут ходить, называются инвалидами. Живется им очень нелегко. Им нужна особая защита и забота. А хотите узнать как оны живут, какая им нужна защита.? Чтобы узнать, кто такие дети инвалиды, и какая особая защита им нужна, мы отправимся в страну«Правознайка». -А отправимся мы туда на шаромобиле, вставайте в круг, беритесь за руки. Я считаю раз, два, три, наш шаромобиль лети. А пока мы летим, представьте: Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. |
Рассказывает:
Показывает фрагмент мультфильма Задает вопрос:
Стимулирует любознательность.интерес
Проводит игровой тренинг «Доброе животное»
|
Смотрят мультфильм
Сосредотачивают внимание
Участвуют в групповых действиях |
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
|
Организационно – познавательный
Актуализация знаний
Целеполагание
|
-Ребята, посмотрите, а вот и наш волшебный цветок. Значит, мы уже добрались. -Мы свами уже путешествовали по стране Правознайка, побывали в гостях у многих сказочных героев и знаем, что все дети на земле имеют права, которые записаны в очень важной книге «Конвенции о правах ребенка». Вы помните, что Конвенция – это договор между людьми всего мира, где записаны права детей. И волшебный цветок распустил свои лепестки. И показывает нам права о которых мы уже знаем. Называйте их. -Молодцы, вы все правильно сказали. Интересно, а какое право изображено на фиолетовом нераспустившемся лепестке? Постараемся узнать. -Посмотрите, на слайд. -Кого вы видите? -Есть дети, которые по состоянию здоровья не могут ходить. То, что для вас обычное дело: утром встать и пойти умываться, играть в футбол, прыгать на скакалке для них невозможно. Им тоже хочется бегать, прыгать, играть со всеми, а они не могут. Да ещё иногда невоспитанные дети показывают на них пальцем или дразнят. - Как вы думаете, приятно ли им, когда невоспитанные дети показывают на них пальцем и дразнят? Что они чувствуют при этом? Никогда не обижайте таких детей. Смеяться над чужим горем нельзя.
-Некоторые дети рождаются слепыми. Им тяжело ориентироваться. И помогает им в этом поводырь. Поводырь – это такой человек, который помогает передвигаться человеку, который не видит. Есть специально обученные собаки – поводыри, которые помогают слепым людям передвигаться.
-А чтобы представить, как тяжело тем детям, которые лишены возможности видеть, мы свами разделимся на пары «слепой» и «поводырь» - Ребята, что вы чувствовали, когда вам ничего не было видно? - Легко ли живется слепым людям?
- Детям не таким, как все, живётся особенно тяжело, они испытывают не только физическую, но и душевную боль. - Все дети имеют право на защиту, но дети инвалиды имеют право на особую защиту и помощь, потому что им труднее расти и учиться. - Сейчас мы проверим, согласны вы со мной или нет. - Я буду говорить утверждение, если согласны, поднимайте зеленую карточку, если нет – красную. 1. Людям - инвалидам необходима помощь . 2.Слепым людям легко ориентироваться в пространстве. 4.Люди - инвалиды не виноваты, что они такие. 5.Все родители хотят, чтоб их дети родились здоровыми. 6.Детям - инвалидам нелегко живется. -Молодцы, вы все правильно сказали. Детям - инвалидам живется нелегко. А как живем мы, мы сейчас покажем. Физкультминутка - Как живёшь? - Вот так! - Как идёшь? - Вот так! - Как бежишь? - Вот так! Бег на месте. - Ночью спишь? - Вот так! - Как берёшь? - Вот так! - А даёшь? - Вот так! - Как шалишь? - Вот так! - Как грозишь? - Вот так! -Вот как весело нам живется. И, чтоб детям инвалидам жилось легче, по всему миру взрослые люди проявляют заботу о них. Создают дома инвалидов, где дети могут жить и учиться. Для детей – инвалидов есть специальныетренажёрные залы. - Как вы думаете, зачем нужны ли инвалидам такие залы? -Правильно, в них стоит оборудование для лечения детей. -Строители в домах, переходах делают специальные пандусы. Пандус – это такое приспособление, по которому можно проехать на инвалидной коляске. Для вас это новое слово, давайте повторим его вместе. - Можно ли играть на пандусе, загромождать его и почему? -Правильно, нельзя загораживать пандус, играть на нем, оставлять велосипед или коляски, иначе человек не сможет проехать. -Взрослые издают для детей – инвалидов специальные игры и книги: с выдавленными точками, которые обозначают буквы. Дети пальцами чувствуют точки – буквы и читают и играют. - Ребята, вот это и есть особая защита и помощь. Благодаря такой заботе, дети инвалиды растут, учатся. Стают известными людьми: пишут стихи, музыку, рисуют картины, занимаются наукой и спортом. - Недавно закончились паралимпийские игры - международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями. - Посмотрите, как вы думаете, легко ли таким людям заниматься спортом? - Конечно, нелегко. Но их смелость, решимость, стойкость, жизнелюбие помогли им добиться больших высот и завоевать медали. Их упорство и мужество заслуживают восхищения и уважения. -Наш цветок раскрыл свой лепесток. Что на нем изображено? Правильно, а это значит, что мы узнали с вами еще одно право: (Дети инвалиды имеют право на особую защиту и заботу.И записано это право в «Конвенции о правах ребенка») -Ребята, скажите, а как мыс вами можем помочь детям - инвалидам? Вы все правильно сказали. Мы можем подарить им частичку своего сердца. Я просила вас приготовить дома сердечки, я тоже приготовила сердечко. У нас в городе есть детский сад № 14. В этом детском саду есть группа детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти сердечки мы подарим им. Но это будут не просто сердечки, пожелания, подумайте, что бы вы хотели пожелать этим детям. Кладет сердечко в коробочку со словами: -Я желаю, что бы дети ни в чем не нуждались. -Молодцы ребята, я вижу, вы вырастите добрыми, хорошими людьми. -А сейчас нам пора узнать, как поступила девочка Женя из сказки «Цветик - симоцветик», но для этого нам нужно вернуться в детский сад. А цветок возьмем с собой, чтоб всегда помнить какие права есть у детей. Вставайте в круг: Раз два три шаромобиль в детсад ребят вези.
|
Вовлекает в слушание
Активизирует обсуждение
Проявляет уважение к детским высказываниям
Использует наглядные информационные средства
Проявляет уважение к детским высказываниям
Использует наглядные информационные средства
Рассказывает
Проводит игровой тренинг
Стимулирует детей к осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия.
Согласовывает с детьми действия и их последовательность
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления
Комментирует высказывания
Проводит игру « Как живешь?»
Использует наглядные информационные средства
Вовлекает в обсуждение
Вводит элемент новизны
Инициирует общее обсуждение
Использует наглядные информационные средства
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления
Предоставляет возможность обсудить
Инициирует поиск самих детей ответа на вопрос
Выражает искреннее восхищение |
Выражают собственные мысли
Проявляют интерес
Выражают свое мнение по вопросу
Сосредотачивают внимание
Проявляют заботу друг о друге
Рассказывают о своих чувствах
Переносят опыт одной деятельности в другую
Демонстрируют физическую активность
Выражают собственные мысли
Выражают собственные мысли, обсуждают
Сосредотачивают внимание
Выражают собственные мысли, обсуждают; проявляют сострадание
Выражают собственные мысли, обсуждают;
Выражают собственные суждения
Выражают собственные чувства и эмоции |
Вспомнили знакомые права детей
Умение замечать боль других, сопереживать
Стремление оказывать поддержку и сопереживать сверстникам,
Проявление чувства сострадания, эмпатии и эмоциональной отзывчивости
Использование в речи существительных и прилагательных, обозначающих отношения людей;
Умение подбирать слова с противоположным значением (слабый –сильный, заботливый – безразличный)
Проявление сострадания, эмпатии и эмоциональной отзывчивости; умение замечать боль других, сопереживать; по собственной воле совершать добрые поступки по отношению к детям – инвалидам.
|
Рефлексивно - корригирующий |
Ну, вот ребята, мы и вернулись в детский сад. Посмотрим, чем же закончилась история про девочку Женю. Показывает продолжение отрывка мультфильма «Цветик - семицветик» - Ребята, что пожелала Женя мальчику Вите? Мы с вами сегодня тоже загадали пожелания, что бы помочь детям -инвалидам. - Какое право добавилось на нашем волшебном цветке? Как называется это право? -Ребята, как помогают детям инвалидам? Читает стихотворение: - Ты - инвалид. Решила так судьба, Случилась нехорошая с тобой беда. Не бросим мы тебя, об этом ты не думай, Для нас ты - лучший в мире, самый умный. Тебе мы счастья хором пожелаем
|
Использует наглядные информационные средства
Инициирует на самостоятельное обобщение
|
Называют новое право
Выстраивают полные ответы Обобщают, делают выводы |
Знакомы с правом «Ребёнок – инвалид имеет право на особую заботу и защиту». |