Познавательный проект «Моё село»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД С. МОРЯКОВСКИЙ ЗАТОН»
ТОМСКОГО РАЙОНА
Познавательный проект
«Мое село»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Воспитатель:
Жулина Наталья Алексеевна
с. Моряковский Затон - 2023 г.
Паспорт проекта
Тема проекта |
«Мое село» |
Тип проекта: |
Среднесрочный, познавательный |
Участники проекта |
Дети подготовительной группы воспитатели, родители воспитанников. |
Возраст участников |
Старший дошкольный возраст 6-7 лет |
Сроки реализации: |
С 21 августа по 15сентября (2023) г |
Проблема: |
У детей недостаточно сформировано представление о своём селе, его достопримечательностях и истории. |
Актуальность
|
Известно, что впечатления, полученные в детские годы, остаются в нашей памяти надолго. Именно поэтому дошкольный возраст является благоприятным периодом для воспитания у детей любви к своей малой Родине. Наша задача как педагогов – углубить это чувство, расширить представления о родном крае, необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного села. Для дошкольника знакомство со своей малой Родиной является действенным средством нравственного, познавательного и эстетического развития. Поэтому для успешной работы по ознакомлению с историей, достопримечательностями нашего села мы решили применить проектный метод. Конечно же не стоит ждать от детей взрослых форм проявления любви в родному краю. Но если в ходе реализации проекта ребята приобретут некие знания об истории села, его достопримечательностях, будут знать имена тех, в честь кого названы улицы родного села, начнут проявлять интерес к событиям села, отражать свои эмоции, впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
вввввввпечатления в продуктивной деятельности |
Гипотеза |
Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта «Мое село», проведение бесед на тему «Достопримечательности села», «Улицы родного села», заучивание стихов, слушание музыки, то у детей будут сформированы представления о малой Родине, родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду. |
Цель |
патриотическое воспитание дошкольников через формирование представления о малой Родине, ее истории и любви к ней.
|
Задачи |
Задачи работы с детьми: 4. Создать условия для реализации творческой деятельности детей и развивать их творческие умения. |
Принципы реализации проекта |
|
Этапы реализации проекта |
Практический – в результате чего был реализован проект:
Подведение итогов работы проекта, его результаты |
Новизна |
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования |
Условия реализации |
Проект реализуется: в процессе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников. Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций. Методы и приёмы реализации проекта:
|
Риск проекта |
|
Предупреждение рисков: |
|
Продукт проектной деятельности |
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты: - Оформление уголка, посвященному нашему посёлку: - фотоматериал «Наше село» - выставка рисунков «Моя улица». - Создание книги «Мое село» |
Ожидаемый результат |
1.Дети могут знать и называть место проживания: село, улицы родного села, достопримечательности; 2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад; 4. Повышение уровня патриотизма старших дошкольников. |
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Первый этап: Подготовительный
1.Составление перспективного плана мероприятий.
2.Изучение методических рекомендаций по ознакомлению воспитанников группы с православной культурой.
3.Создание развивающей среды: подбор материалов для проведения ООД , бесед, консультаций, иллюстраций, художественной литературы, изготовление пособий и атрибутов.
4.Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
Второй этап: Основной (практический)
Сроки реализации проекта |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Итоговое мероприятие |
1 неделя 21.08-25.08 |
Беседа. «Мой дом», «Где я живу?» Цель: выявить уровень знаний детей о родном крае; формировать представление о родном селе. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья» Цель: Формирование умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня" Чтение стихотворения и прослушивание песни М. Матусовского "С чего начинается Родина?" Прогулка в парк cела. Цель: установление единства в воспитании детей, бережное отношение к природе. Экскурсия в школьный музей«Отечество» Цель: расширение представления детей о своей малой родине «Моряковский Затон», который является частью нашей страны. |
Рекомендации родителям найти и рассмотреть фотографии из личного архива о селе Моряковский Затон, о профессиях людей села, какую роль они сыграли для развития села (учитель, врач, библиотекарь, тренер и т. д.) Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми по созданию рисунков о родном селе.
|
Выставка рисунков «Мое село»
|
2 неделя 28.08-01.09 |
Экскурсия на реку Малая Сенная Курья Цель: Знакомство с природными ресурсами села. Беседа с рассматриванием иллюстраций «Достопримечательности нашего села» Цель: Формировать знания о достопримечательностях родного села, привить бережное отношение к ним. Чтение стихотворений и прослушивание песен о родном селе капитана-наставника жителя села, Ивана Черданцева Цель: знакомство с творчествомжителя нашего села, с его произведениями. Прививать уважительное отношение к односельчанам, гордость и любовь к родному селу. |
Рекомендации родителям совместно с детьми совершить прогулку по своей улице. Рекомендовать родителям рассказать детям о традициях семьи, родного села. Цель: Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми. |
Создание макетов «Дома моего села» |
3 неделя 04.09-08.09 |
Экскурсия к главной улице нашего села. Цель: закрепление с детьми название улиц, где живут дети с родителями, маршрутов от дома до детского сада. Обратить внимание на красоту и порядок нашего села. Воспитывать желание детей быть сопричастными к жизни села. Лепка «Достопримечательности моего села», Рисование «Мой дом», «Мой зеленый парк» Беседа «Моя семья», «Праздники и традиции в семье» Цель: Формировать знания о семье, из кого состоит, как зовут членов семьи. |
Участие семей воспитанников, педагогов в выставке поделок «Достопримечательности нашего села» Цель: Привлечь взрослых к мероприятиям, способствующим развитию совместной деятельности с детьми. |
Участие в выставке «Достопримечательности нашего села», Выставка рисунков «Мое село». |
4 неделя |
Экскурсия в парк нашего села. Цель: формирование у детей представление о многообразии растительного мира родного края Обратить внимание на красоту и порядок нашего села. Дидактические игры: «Парные картинки»; «Собери название улицы»; «Пазлы»; «Сосчитай» |
Участие семей воспитанников, педагогов в экскурсии в парк. Помощь в организации пикника. Цель: Привлечь взрослых к мероприятиям, способствующим развитию совместной деятельности с детьми. |
Участие в выставке «Растительность нашего села
|
Третий этап. Заключительный
Организовали выставку совместных рисунков «Мое село»,
Открытый показ ООД
Совместное создание книги «Моё любимое село»
Результаты работы:
- У детей повысился интерес и стремление изучать свою малую Родину: историю, достопримечательности, природу своего села.
- Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других.
- Дети проявляют свои знания о родном селе.
- Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в проекте.
- Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
- Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.
- Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.
Выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, слушание музыки, дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Пополнена и обогащена РППС группы по теме проекта.
Список литературы
1. Инновационнаяобразовательнаяпрограммадошкольногообразования«От рождениядошколы», поднаучнойредакциейН.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,Э.М. Дорофеевой.(https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/98-kompleksniyeprogrammy/470-programma-ot-rozhdeniya-do-shkoly),
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014
3. https://infourok.ru/proekt-moyo-selo-rodnoe-5162301.html
Приложение
Сценарий ООД по речевому развитию
Экскурсия по родному селу
Цель: Создание условий для развития связной речи посредством составления рассказа, опираясь на личный опыт.
Задачи:
Образовательные:
Уточнять и расширять знания о селе, о его достопримечательностях; узнавать на фото знакомые объекты, знать их названия;
Развивающие:
- Развивать речевую активность;
- Совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы, употреблять полную форму ответа, сложные предложения разных видов.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и уважение к малой Родине.
Ход деятельности:
Воспитатель:
-Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся на улицах нашего села. Как называется наше село? (Моряковский Затон)
- Обращаю внимание детей на адресные таблички с названием улиц, номера домов.
- Ребята, посмотрите, что это за надписи и номера на домах? (ответы детей)
- Как вы думаете, а для чего улицам дают названия, номеруют дома? (ответы детей)
- Говорят, что каждое село – это книга, а её страницы – улицы и здания.
- В нашем селе много улиц. Как называются улицы, на которых вы живёте? (5-6 ответов)
- Одни улицы носят имена знаменитых людей. Как выдумаете у нас есть такие улицы?(ответы детей)
- Это улицы Победоносцева, братьев Габидулиных, Братьев Ефимовых (Сыновья братьев Ефимовых построили в нашем селе стекольный завод и были мастерами-стеклодувами. Они погибли на фронте ВОВ. В память о них был назван переулок в нашем селе.), Братьев Гребневых (До войны в нашем селе жила семья Гребневых, в которой было 4 брата: Саша, Миша, Паша и Вася. В 1941 году трое старших братьев ушли на фронт. Саша погиб в этом же году, в 1942 г. Пропал без вести Миша. В 1944г. Погиб в бою Паша. Младший брат Василий ушел на фронт добровольцем. В 1944г. он умер от ран. В честь братьев был назван переулок в нашем селе.)
Другие - поэтов и писателей – это улицы Некрасова, Пушкина, Лермонтова. Но есть в нашем селе улицы Полевая, Зелёная, Лесная. Как вы думаете, почему их так назвали? (Дети высказывают свои предположения).
- Как называется улица, где расположен наш детский сад? (Октябрьская).
Воспитатель:
- А сейчас я расскажу вам о моей улице и мне в этом поможет Ника. Ника, как ты думаешь, почему я выбрала именно тебя?
Ника: Я думаю, потому что я тоже живу на этой же улице. Наша родная улица, называется ул. Гагарина, названная в честь летчика-космонавта Ю. Гагарина. (Показ презентации фотографий на интерактивной доске).
Мы стоим в самом начале нашей улицы, которая начинается около протоки Малая Сенная Курья.
Улица Гагарина небольшая, вдоль нее по обеим сторонам стоят двухэтажные, 4 и 5 этажные дома.
Транспорта на моей улице немного, в основном это легковые машины. Шумной мою улицу назвать нельзя.
Рядом с моей улицей находится церковь, магазины, школа, а напротив моего дома стоит памятник погибшим войнам.
Мне очень дорога наша улица, по которой я хожу каждый день в детский сад, а вечерами гуляю.
- Ребята, а кто сможет еще рассказать про свою улицу, на которой живет? (Рассказы детей). Ваня, Аня
- В Моряковском Затоне вы родились и живете. Вы любите свое село? Давайте расскажем за что мы любим свое село.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко». (Дети говорят, за что они любят свое село и передают игрушку-сердечко.)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте познакомим их с нашим селом, улицами, его достопримечательностями. А начнем мы с вами с главной (центральной) – улицы нашего села- улицы Советская).
Воспитатель: Сегодня нам о ней расскажет Никита.
Никита: Недавно мы группой ходили н экскурсию и проходили по центральной улице.
Наша центральная улица называется Советская. Расположена она в центре села. С правой стороны улицы расположены многоквартирные дома, магазин Магнит. С левой стороны школа, администрация, библиотека им. Халфиной. Также на центральной улице расположена художественная композиция «Корабль».
Воспитатель: Большие и маленькие жители любят своё родное село, гордятся им и хотят, чтобы оно было красивым. Можете ли вы что-то сделать, чтобы наше село было ещё красивее?
(Дети рассказывают о том, что они могут сделать для процветания родного села).
Обращаю внимание детей на экран. На экране появляются значимые объекты нашего села. Ребята, как вы думаете, что это за объекты? (достопримечательности нашего села) Дети выбирают понравившийся объект и рассказывают о нем.
- Памятник Высоцкому. (Монумент-памятник в честь русского барда и актёра. Это единственный в Томской области памятник творчеству В. С. Высоцкого. Он был открыт томским скульптором Всеволодом Майоровым. В 1963 году Владимир Высоцкий был здесь с концертом, на котором он читал стихи, пел песни.)
- библиотека им. М. Л. Халфиной (Названа в честь писательницы Халфиной Марины Леонтьевной. В 1961 была заведующей библиотекой в нашем посёлке. в библиотеке очень много интересных книг для взрослых и детей. Там часто устраивают для нас интересные мероприятия.)
- памятник погибшим войнам ВОВ ( Мемориал в память о воинах-земляках, ушедших защищать Родину на фронтах Великой Отечественной войны. Каждый год в день победы и в день памяти и скорби к нему возлагают цветы и проводят митинги.)
- Художественная композиция «Корабль» (В августе 2016 в селе была установлена художественная композиция «Корабль» На столетие села Моряковский Затон в качестве подарка жителям от общества «Моряковский речной затон» была подарена эта композиция. Сделал ее мастер-кузнец Дмитрий Орлов.)
-Дом культуры(В нем находится кинозал «Водник», много разных кружков: танцевальный, тайского бокса, спортивный. Я посещаю кружок тайского бокса.)
-Школа; (В нашей школе очень интересно, там есть музей о нашем селе. 1 сентября мы пойдем туда учиться)
- Воспитатель: Смотрите у меня есть конверт, в него мы будем складывать все добрые пожелания нашей малой Родине. (играем в дидактическую игру «Пожелание»).
А еще помните, я вам говорила, что каждое село – это книга, а её страницы – улицы и здания. Вот начало нашей книги. Титульный лист. Начнем мы нашу книгу с сегодняшних ваших рассказов и фотографий. Дальше мы с вами будем наполнять ее новыми интересными фактами о нашем селе.