Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Познавательно-исследовательский проект «Нам водичка верный друг!»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №235» общеразвивающего вида

 

 

Познавательно-исследовательский проект

«Нам водичка верный друг!»

вторая группа раннего возраста

 

Проект разработала:

Ковалева Елена Геннадьевна, воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2021

 

Проект «Нам водичка верный друг!»

Актуальность

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.

  Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.

  В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей; воспитывать бережное отношение к воде.

Проблема проекта.

  Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде. К тому же вода – не только природный ресурс.

  Мы взрослые, должны помочь осознать детям значение воды в жизни людей, животных и растений.

  Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.

Тип проекта.

  По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-исследовательский.

  По содержанию: педагогический.

  По составу участников: групповой.

  По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).

  Цель проекта: Ознакомление младших дошкольников со свойствами воды; влияние её на всё живое.

  Задачи:

  1.Закрепить знания детей о воде, познакомить с её свойствами; состояниями.  Дать представление о влиянии воды на всё живое.

  2.Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.

  3.Формировать у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье.

  4.Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.

  5.Воспитывать бережное отношение к воде.

  Гипотеза: мы предполагаем, что если познакомить детей со свойствами воды, влиянием воды на все живое, то это расширит их понятия о природе, научит беречь богатство земли, позволит развить мышление, исследовательские навыки. Развитие интерактивных качеств личности ребенка (по ФГОС): в итоге проекта дети становятся более любознательными, активными.

Этап проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

постановка проблемы

Постановка цели и задач:

Цель: Ознакомление младших дошкольников со свойствами воды; влияние её на всё живое.

Задачи:

 -  учить детей делать выводы на основе опытов;

-  участвовать в посильной практической деятельности;

- закреплять знания о значении воды и ее свойствах

Результат: воспитание бережного отношения к водным ресурсам.

Дети входят в проблему

II этап- подготовительный

II этап- подготовительный

Вживаются в игровую ситуацию.

Объединяются в подгруппы с помощью воспитателя.

III этап работа над проектом

1.Занятие, интегрированное «Капелька в гостях у деток».

2.Игра с водой «Веселые капельки».

3.Игровая ситуация: «Разноцветные капельки» (опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками).

4. Опыт «Тонет - плавает»

5.Игра-занятие «Песенка воды».

(опыт «Вода холодная и теплая»)

6.Наблюдение за водой в природе «Пошлепаем по лужам»

7. Интегрированное занятие

Речевая игра «Солнышко или дождик» (рисование дождика)

8. Занятие «Купание куклы Кати» (опыт превращения воды из горячей в теплую)

9. Опыт «Прозрачность воды»

10.Опыт «Цветочки тоже хотят пить»

12.Рисование нетрадиционными техниками рисования: «Тучки и дождик» (поролон, пальцевая живопись); «

13 Чтение «Мойдодыр» К.И. Чуковского

14. «Мокрый праздник» (центр воды и песка)

 

Цикл практических дел.

IV этап презентация

Участие во всероссийских конкурсах «Весёлые эксперименты, не мешайте нам трудиться»

 

Литература:

Программа «Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада» С.Н. Теплюк.

«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» М.А Васильева, Т.В. Гербова, Т.С. Комарова

«Дети раннего возраста в детском саду» Е.Н. Жердева.

«Первые шаги» составитель К. Белая

«Мойдодыр», «Закаляка» К.И.Чуковского»

«Ознакомление детей раннего возраста с природой» Т.Н.Зеленина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Занятие «Нам водичка добрый друг!»

 

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.

Задачи: - участвовать в посильной практической деятельности;

- развивать речевую активность;

- закреплять приемы рисования пальцевой живописью;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- воспитание здорового образа жизни

 

Результат: закрепление знаний о значении воды; снятие эмоционального напряжения.

Материал к занятию: Капелька, Бяка-закаляка (сделанные из бумаги); вода холодная и горячая; емкость для смешивания воды; краска гуашь для рисования синего цвета, ватман; салфетки; аудиозапись «Звуки природы».

Методы и приемы используемы при проведении занятия : Пальчиковая игра «Капелька»; слушание музыки; сюрпризные моменты (появление «Капельки», «Бяки-закаляки»; практическая деятельность детей – рисование дождя; опытническая деятельность детей : получение теплой воды. Использование художественного слова.

Ход занятия.

Звучит музыка «Звуки природы» (шум дождя).

Воспитатель: предлагает деткам послушать музыку. Спрашивает, что вы слышите?

Дети: капает дождь.

Воспитатель: предлагает деткам поиграть в пальчиковую игру «Капелька»

Кап-кап, тук-тук – дети пальцами стучат по коленям.

Дождик по дорожке.

Ловят дети капли эти – выставив ладошки и поднимая поочередно вверх-вниз

Выставив ладошки.

Сколько капелек поймали?

Раз, два, три, четыре, пять. (игра повторяется 3-4раза)

Будем капли рисовать!  (воспитатель предлагает деткам, пальчиками нарисовать веселые капельки).

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: что это?

Дети: капелька.

Капля: Я капля- капелюшка

Веселая девчушка

В водичке я живу

 

На деточек гляжу!            А что это такое у вас в ведерках?

Дети: это вода.

Капля: А какая это вода? Давайте потрогаем ее руками и определим.

Дети: холодная и горячая.

Капля: А какой водой умываются?

Дети: теплой.

Капля: помогите мне, пожалуйста сделать теплую воду (привлекает детей к смешиванию воды).

Раздается стук в дверь и входит Бяка – закаляка.

Капля:  Ты кто?

Бяка: Я Бяка – закаляка

Глубоко в грязи сижу и на деточек гляжу (пытается испачкать кого-то из детей)

Капля: Посмотри, какой ты грязный. Это очень не красиво!

Обращает внимание на детей- посмотри все детки у нас чистюли. Потому, что они дружат с водой. Водичка смывает с них грязь и микробы. Детки наши не болеют.

Обращаясь к Бяке:

Бяка-закаляка, а ты, знаешь, что

Рано утром на рассвете

Умываются все дети!

Ты один не умывался

И грязнулею остался

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки!

Давай-ка ребята помогу тебе скорее умыться. (уточняю у детей какой водой следует умываться, чтобы быть чистыми)

 

Капелька: Моют, моют Бяку-закаляку

Теплою водою.

И сейчас же все чистюли

Обнимутся с тобою! (Детки подходят к Бяке и поглаживают его)

 

Бяка: Буду с детками я жить !

И с водичкою дружить.

Дети все вместе:

Это знают все вокруг

Нам водичка, лучший друг!

 

В конце занятия Бяка - закаляка угощает

 

Пальчиковая гимнастика

 

«Капли»

Руки вытянуты вверх, ладонями вперед.

Капля – раз, капля – два,

Капли капают едва –

Кап, кап, кап, кап.

Стали капельки бежать,

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап.

 

 

Медленно опуская руки, помахивать кистями вниз- вверх. Хлопки руками. То и другое движение делать ритмично, но медленно, через такт. При чтении второй половины стихотворения те же движения выполняются ритмично и быстро.

 

 

Пальчиковая гимнастика «Пять капелек»

Пять веселых капелек

По земле стучат - пальчики обеих рук стучат по поверхности стола в свободном

ритме, затем в ритме строчек.

Земле говорят:

1) Том, том, том… - большими пальцами

2) Там, там, там… - указательными пальцами

3) Тик, тик, тик… - средними пальцами

4) Тим, тим, тим… - безымянными пальцами

5) Тип, тип, тип… - мизинцами

 

Конспект образовательной деятельности по рисованию для первой младшей группы детского сада на тему: «Дождик, дождик, капелька»

Программное содержание:

Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток).

Задачи:

Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира.

Обучающая: учить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа. Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности. Учить сочетать воедино действия со словами стихотворения.

Развивающая: развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.

Материал:

Белый альбомный лист, восковые мелки, пластмассовые стаканы с водой. Палитра с красками, кисти, влажные салфетки. Подставки для кистей, мольберт, зонт.

Методические приемы:

Словесный, практический, наглядный.

Предварительная работа:

Рисование пластилином, пальчиками. Чтение потешек и стихов про дождь.

План занятия:

Организационный момент - актуализация имеющих знаний - развитие слуха на неречевом материале (определить на слух, какой звук звучит).
Творческая и поисковая работа детей.
Итог занятия: выставка и анализ детских работ.

 

Работа детей к занятию «Дождик, дождик, капелька»

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!
(Раздаётся аудио запись звука дождя).

Дети, прислушайтесь, как вы думаете, на что похож это звук? (На шум дождя).
А дождь это, что? (Капли воды).

Постановка цели занятия:

Ребята давайте нарисуем капли дождя водой. Подойдите, пожалуйста, к моему столу. (Дети подходят к демонстрационному столу).

II. Творческая и поисковая работа детей

Воспитатель:

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Загадка про тучу

По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой ...
(тучки)

Правильно, это – туча. Посмотрите, как я рисую тучу восковыми мелками.

(Показ воспитателя приёма рисования восковыми мелками тучи. Во время рисования, воспитатель беседует с детьми о тучах и облаках).

Какого цвета бывают тучи? (Чёрные ,синие, а облака - белые).
Что из тучи падает на землю? (Дождь, град, снег).
Где может идти дождь? (На улице).

Воспитатель:

Из моей тучки сейчас пойдёт дождь. Я нарисую его водой.
Посмотрите, что находится в стакане? (Вода).
Какого цвета вода? (Прозрачная).
Как вы думаете, можно нарисовать капли дождя прозрачной водой? (Нет).
Почему? (Не будет видно капельки).
Так, что нам надо сделать с водой, чтобы она была видна? (Закрасить воду краской).
Молодцы, догадались.

(Воспитатель предлагает одному из детей закрасить кисточкой с гуашью воду в стакане).

Воспитатель:

Какого цвета стала вода в стакане? (Дети называют цвет воды в стакане. Цвет может быть разным, на усмотрение ребёнка, т. к. на палитре выложена гуашь разного цвета).

Воспитатель:

Посмотрите, что у меня в руках? (Показывает пипетку).
Правильно, пипетка. Мы будем рисовать капельки дождя пипеткой.

Уточнение правил безопасности:

Посмотрите, пипетка сделана из стекла. А стекло можно брать в рот? (Нет).
Бросать пипетку на пол? (Нет).
Почему? (Может разбиться и осколками стекла можно порезаться).

Воспитатель:

Посмотрите, как я рисую дождь пипеткой.

(Показ воспитателя приёма рисования дождя водой из пипетки. По ходу показа, она рассказывает и показывает, как надо набирать воду в пипетку и распределять капельки воды по всей поверхности альбомного листа).

Воспитатель:

А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к рисованию.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал, и перестал.
(И. Токмакова)

(Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки, постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения).

Воспитатель:

Ребята, закройте глаза, послушайте шум дождя и подумайте, какого цвета будет ваш дождь. (Раздаётся аудио-запись звука дождя).

Подумали? А сейчас садитесь за свои столы и приступайте к работе.

(Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя по необходимости. Во время работы детей звучит аудио-запись звука дождя).

Умницы. Вот и закончился дождь. А пока капельки дождя из ваших тучек высыхают, выходите ко мне, и поиграем в игру.

Динамическая игра «Дождик»

Дождик, дождик, лей да лей.
(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя)

Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)

Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут гулять.
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)

(Воспроизводится аудио-запись звуков дождя, дети убегают под зонт воспитателя).

III. Итог занятия

Закончилась игра, и высохли ваши капельки дождя. Возьмите, пожалуйста, ваши работы и принесите их ко мне на стол.

Какой сказочный, необычный дождик получился у вас!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки, обсуждают цвет дождя).
Ребята, что вы рисовали?
Чем вы рисовали капельки дождя?
Вам понравилось занятие?

На память о нашем занятии я дарю Вам воздушные шарики. Они синего цвета и похожи на капельки дождя.