Познавательно-исследовательский проект «Нам водичка верный друг!»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №235» общеразвивающего вида
Познавательно-исследовательский проект
«Нам водичка верный друг!»
вторая группа раннего возраста
Проект разработала:
Ковалева Елена Геннадьевна, воспитатель
Барнаул, 2021
Проект «Нам водичка верный друг!»
Актуальность
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов в интересах не только человека, но и природы.
Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. Необходимость расширения знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей; воспитывать бережное отношение к воде.
Проблема проекта.
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде. К тому же вода – не только природный ресурс.
Мы взрослые, должны помочь осознать детям значение воды в жизни людей, животных и растений.
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-исследовательский.
По содержанию: педагогический.
По составу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
Цель проекта: Ознакомление младших дошкольников со свойствами воды; влияние её на всё живое.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о воде, познакомить с её свойствами; состояниями. Дать представление о влиянии воды на всё живое.
2.Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
3.Формировать у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье.
4.Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение.
5.Воспитывать бережное отношение к воде.
Гипотеза: мы предполагаем, что если познакомить детей со свойствами воды, влиянием воды на все живое, то это расширит их понятия о природе, научит беречь богатство земли, позволит развить мышление, исследовательские навыки. Развитие интерактивных качеств личности ребенка (по ФГОС): в итоге проекта дети становятся более любознательными, активными.
Этап проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
I этап постановка проблемы |
Постановка цели и задач: Цель: Ознакомление младших дошкольников со свойствами воды; влияние её на всё живое. Задачи: - учить детей делать выводы на основе опытов; - участвовать в посильной практической деятельности; - закреплять знания о значении воды и ее свойствах Результат: воспитание бережного отношения к водным ресурсам. |
Дети входят в проблему |
II этап- подготовительный |
II этап- подготовительный |
Вживаются в игровую ситуацию. Объединяются в подгруппы с помощью воспитателя. |
III этап работа над проектом |
1.Занятие, интегрированное «Капелька в гостях у деток». 2.Игра с водой «Веселые капельки». 3.Игровая ситуация: «Разноцветные капельки» (опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками). 4. Опыт «Тонет - плавает» 5.Игра-занятие «Песенка воды». (опыт «Вода холодная и теплая») 6.Наблюдение за водой в природе «Пошлепаем по лужам» 7. Интегрированное занятие Речевая игра «Солнышко или дождик» (рисование дождика) 8. Занятие «Купание куклы Кати» (опыт превращения воды из горячей в теплую) 9. Опыт «Прозрачность воды» 10.Опыт «Цветочки тоже хотят пить» 12.Рисование нетрадиционными техниками рисования: «Тучки и дождик» (поролон, пальцевая живопись); « 13 Чтение «Мойдодыр» К.И. Чуковского 14. «Мокрый праздник» (центр воды и песка)
|
Цикл практических дел. |
IV этап презентация |
Участие во всероссийских конкурсах «Весёлые эксперименты, не мешайте нам трудиться» |
|
Литература:
Программа «Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада» С.Н. Теплюк.
«Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» М.А Васильева, Т.В. Гербова, Т.С. Комарова
«Дети раннего возраста в детском саду» Е.Н. Жердева.
«Первые шаги» составитель К. Белая
«Мойдодыр», «Закаляка» К.И.Чуковского»
«Ознакомление детей раннего возраста с природой» Т.Н.Зеленина
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие «Нам водичка добрый друг!»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды: холодная, горячая, теплая, умения аккуратно ей пользоваться.
Задачи: - участвовать в посильной практической деятельности;
- развивать речевую активность;
- закреплять приемы рисования пальцевой живописью;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- воспитание здорового образа жизни
Результат: закрепление знаний о значении воды; снятие эмоционального напряжения.
Материал к занятию: Капелька, Бяка-закаляка (сделанные из бумаги); вода холодная и горячая; емкость для смешивания воды; краска гуашь для рисования синего цвета, ватман; салфетки; аудиозапись «Звуки природы».
Методы и приемы используемы при проведении занятия : Пальчиковая игра «Капелька»; слушание музыки; сюрпризные моменты (появление «Капельки», «Бяки-закаляки»; практическая деятельность детей – рисование дождя; опытническая деятельность детей : получение теплой воды. Использование художественного слова.
Ход занятия.
Звучит музыка «Звуки природы» (шум дождя).
Воспитатель: предлагает деткам послушать музыку. Спрашивает, что вы слышите?
Дети: капает дождь.
Воспитатель: предлагает деткам поиграть в пальчиковую игру «Капелька»
Кап-кап, тук-тук – дети пальцами стучат по коленям.
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти – выставив ладошки и поднимая поочередно вверх-вниз
Выставив ладошки.
Сколько капелек поймали?
Раз, два, три, четыре, пять. (игра повторяется 3-4раза)
Будем капли рисовать! (воспитатель предлагает деткам, пальчиками нарисовать веселые капельки).
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: что это?
Дети: капелька.
Капля: Я капля- капелюшка
Веселая девчушка
В водичке я живу
На деточек гляжу! А что это такое у вас в ведерках?
Дети: это вода.
Капля: А какая это вода? Давайте потрогаем ее руками и определим.
Дети: холодная и горячая.
Капля: А какой водой умываются?
Дети: теплой.
Капля: помогите мне, пожалуйста сделать теплую воду (привлекает детей к смешиванию воды).
Раздается стук в дверь и входит Бяка – закаляка.
Капля: Ты кто?
Бяка: Я Бяка – закаляка
Глубоко в грязи сижу и на деточек гляжу (пытается испачкать кого-то из детей)
Капля: Посмотри, какой ты грязный. Это очень не красиво!
Обращает внимание на детей- посмотри все детки у нас чистюли. Потому, что они дружат с водой. Водичка смывает с них грязь и микробы. Детки наши не болеют.
Обращаясь к Бяке:
Бяка-закаляка, а ты, знаешь, что
Рано утром на рассвете
Умываются все дети!
Ты один не умывался
И грязнулею остался
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки!
Давай-ка ребята помогу тебе скорее умыться. (уточняю у детей какой водой следует умываться, чтобы быть чистыми)
Капелька: Моют, моют Бяку-закаляку
Теплою водою.
И сейчас же все чистюли
Обнимутся с тобою! (Детки подходят к Бяке и поглаживают его)
Бяка: Буду с детками я жить !
И с водичкою дружить.
Дети все вместе:
Это знают все вокруг
Нам водичка, лучший друг!
В конце занятия Бяка - закаляка угощает
Пальчиковая гимнастика
«Капли»
Руки вытянуты вверх, ладонями вперед.
Капля – раз, капля – два,
Капли капают едва –
Кап, кап, кап, кап.
Стали капельки бежать,
Капля каплю догонять –
Кап, кап, кап, кап.
Медленно опуская руки, помахивать кистями вниз- вверх. Хлопки руками. То и другое движение делать ритмично, но медленно, через такт. При чтении второй половины стихотворения те же движения выполняются ритмично и быстро.
Пальчиковая гимнастика «Пять капелек»
Пять веселых капелек
По земле стучат - пальчики обеих рук стучат по поверхности стола в свободном
ритме, затем в ритме строчек.
Земле говорят:
1) Том, том, том… - большими пальцами
2) Там, там, там… - указательными пальцами
3) Тик, тик, тик… - средними пальцами
4) Тим, тим, тим… - безымянными пальцами
5) Тип, тип, тип… - мизинцами
Конспект образовательной деятельности по рисованию для первой младшей группы детского сада на тему: «Дождик, дождик, капелька»
Программное содержание:
Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток).
Задачи:
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира.
Обучающая: учить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа. Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности. Учить сочетать воедино действия со словами стихотворения.
Развивающая: развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.
Материал:
Белый альбомный лист, восковые мелки, пластмассовые стаканы с водой. Палитра с красками, кисти, влажные салфетки. Подставки для кистей, мольберт, зонт.
Методические приемы:
Словесный, практический, наглядный.
Предварительная работа:
Рисование пластилином, пальчиками. Чтение потешек и стихов про дождь.
План занятия:
Организационный момент - актуализация имеющих знаний - развитие слуха на неречевом материале (определить на слух, какой звук звучит).
Творческая и поисковая работа детей.
Итог занятия: выставка и анализ детских работ.
Работа детей к занятию «Дождик, дождик, капелька»
Ход занятия:
I. Организационный момент
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
(Раздаётся аудио запись звука дождя).
Дети, прислушайтесь, как вы думаете, на что похож это звук? (На шум дождя).
А дождь это, что? (Капли воды).
Постановка цели занятия:
Ребята давайте нарисуем капли дождя водой. Подойдите, пожалуйста, к моему столу. (Дети подходят к демонстрационному столу).
II. Творческая и поисковая работа детей
Воспитатель:
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Загадка про тучу
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой ...
(тучки)
Правильно, это – туча. Посмотрите, как я рисую тучу восковыми мелками.
(Показ воспитателя приёма рисования восковыми мелками тучи. Во время рисования, воспитатель беседует с детьми о тучах и облаках).
Какого цвета бывают тучи? (Чёрные ,синие, а облака - белые).
Что из тучи падает на землю? (Дождь, град, снег).
Где может идти дождь? (На улице).
Воспитатель:
Из моей тучки сейчас пойдёт дождь. Я нарисую его водой.
Посмотрите, что находится в стакане? (Вода).
Какого цвета вода? (Прозрачная).
Как вы думаете, можно нарисовать капли дождя прозрачной водой? (Нет).
Почему? (Не будет видно капельки).
Так, что нам надо сделать с водой, чтобы она была видна? (Закрасить воду краской).
Молодцы, догадались.
(Воспитатель предлагает одному из детей закрасить кисточкой с гуашью воду в стакане).
Воспитатель:
Какого цвета стала вода в стакане? (Дети называют цвет воды в стакане. Цвет может быть разным, на усмотрение ребёнка, т. к. на палитре выложена гуашь разного цвета).
Воспитатель:
Посмотрите, что у меня в руках? (Показывает пипетку).
Правильно, пипетка. Мы будем рисовать капельки дождя пипеткой.
Уточнение правил безопасности:
Посмотрите, пипетка сделана из стекла. А стекло можно брать в рот? (Нет).
Бросать пипетку на пол? (Нет).
Почему? (Может разбиться и осколками стекла можно порезаться).
Воспитатель:
Посмотрите, как я рисую дождь пипеткой.
(Показ воспитателя приёма рисования дождя водой из пипетки. По ходу показа, она рассказывает и показывает, как надо набирать воду в пипетку и распределять капельки воды по всей поверхности альбомного листа).
Воспитатель:
А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал, и перестал.
(И. Токмакова)
(Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки, постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения).
Воспитатель:
Ребята, закройте глаза, послушайте шум дождя и подумайте, какого цвета будет ваш дождь. (Раздаётся аудио-запись звука дождя).
Подумали? А сейчас садитесь за свои столы и приступайте к работе.
(Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя по необходимости. Во время работы детей звучит аудио-запись звука дождя).
Умницы. Вот и закончился дождь. А пока капельки дождя из ваших тучек высыхают, выходите ко мне, и поиграем в игру.
Динамическая игра «Дождик»
Дождик, дождик, лей да лей.
(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя)
Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут гулять.
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
(Воспроизводится аудио-запись звуков дождя, дети убегают под зонт воспитателя).
III. Итог занятия
Закончилась игра, и высохли ваши капельки дождя. Возьмите, пожалуйста, ваши работы и принесите их ко мне на стол.
Какой сказочный, необычный дождик получился у вас!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки, обсуждают цвет дождя).
Ребята, что вы рисовали?
Чем вы рисовали капельки дождя?
Вам понравилось занятие?
На память о нашем занятии я дарю Вам воздушные шарики. Они синего цвета и похожи на капельки дождя.