Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»
25.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая полководцам Великой Отечественной войны «Их...
24.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от...
23.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории битвы за Москву «По Красной площади идёт в шинель одетая Россия...
21.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории и статьям Конституции Российской Федерации «Каждый гражданин...
20.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая хищным птицам (из цикла «Приключения...

Потенциальные возможности воспитательного пространства «Центра внешкольной работы» в формировании гражданственности обучающихся

МБУ ДО "Центр внешкольной работы" Авиастроительного района г.Казани

 

Потенциальные возможности воспитательного пространства

«Центра внешкольной работы» в формировании

гражданственности обучающихся

 

Ахунова Гульнар Борхановна,

Кузьмина Регина Борисовна

 

 
В статье рассматриваются возможности воспитательного пространства образовательной организации дополнительного образования в формировании гражданственности как личностных качеств обучающихся.
Рассматривая потенциал воспитательного пространства образовательной организации, необходимо отметить, что дополнительное образование детей является фундаментальной базой для самообразования и получения опыта социальной деятельности, что позволяет считать его надежным ресурсом для духовно-нравственного развития, гражданского становления, а также творческого развития личности ребенка.
Воспитательная деятельность МБУДО «Центр внешкольной работы» Авиастроительного района г.Казани (далее «ЦВР») строится на основе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р), воспитательной Концепции МБУ ДО «ЦВР».
Программой развития предусматривается непрерывное обновление воспитательного процесса  с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций.
Для создания наиболее эффективной воспитательной системы необходима слаженная работа по всем направления деятельности:
  • Гражданское воспитание: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
  • Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России; развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации и Республики Татарстан, к историческим символам и памятникам Отечества;
  • Духовное и нравственное воспитание: развития у обучающихся нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
  • Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: формирование у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование у детей и их родителей (законных представителей) системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение: воспитания у обучающихся уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у обучающихся умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности;
  • Экологическое воспитание: развитие у обучающихся и их родителей (законных представителей) экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам Татарстана, России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
На сегодняшний день в контексте решения проблемы формирования гражданственности обучающихся ведущие субъекты воспитательного пространства «ЦВР» активно участвуют в реализации договоров о сетевом взаимодействии и реализуют планы совместной деятельности.
Воспитательное пространство «ЦВР» создавалось и развивалось благодаря специально организуемой деятельности. В своей деятельности педагогический коллектив опирался на опыт и традиции в сочетании с открытостью к инновациям в вопросах воспитания. Сегодня воспитательное пространство для «ЦВР» является эффективным средством формирования гражданственности ребенка, оно наполнено реальными и значимыми для всех субъектов воспитательного процесса событиями, а сами дети воспринимают его как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
Структуру воспитательного пространства образуют непосредственно ситуации-события воспитания (праздники, акции, экскурсии, туристические походы, проекты). Необходимо отметить, что, по мнению обучающихся и родителей, все события, проходящие в «ЦВР», становятся яркими и незабываемыми совместными делами, привлекательными как для педагогического сообщества, так и для отдельной личности (педагога, ребенка, родителя).
Система деятельности Центра включает в себя групповые и индивидуальные занятия, регулярное участие обучающихся в фестивалях, выставках, конкурсах различных уровней (от муниципального до международного), стимулирование и поощрение победителей и призеров, освещение их достижений в СМИ. Ежегодно воспитанники Центра становятся лауреатами: Международного кастинга- конкурса искусства и творчества «АРТ-ДЕРЖАВА», Всероссийского конкурса-фестиваля детского творчества «Барсик», Российского соревнования «Кубок Казанского Кремля», Национальной технологической олимпиады Junior, Всероссийского соревнования  по каратэ «Олимпийские Надежды», Открытого Всероссийского детско-юношеского фестиваля-конкурса сценического мастерства «Если бы…», Всероссийского конкурса, посвященный Международному дню детской книги «Добрый мир любимых книг!», Межрегионального конкурса изобразительного искусства «Город мастеров», Открытого первенства по судомодельному спорту среди обучающихся РТ, Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) РТ, Республиканского конкурса  научно-технического творчества и современных технологий «Технофест», Поволжского конкурса эстрадного мастерства детских и юношеских творческих коллективов «Tatarstan.ru», Республиканского конкурса культурных объектов РТ «Яратам Татарстан».
Безусловно, для педагогического сообщества Центра сегодня актуальна проблема реализации современных технологий гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование гражданственности как личностного качества, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия.
Воспитательный процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в результате постоянной творческой деятельности, ее развития и совершенствования, в которых реализуются потенциальные возможности человека. Поэтому творческая деятельность выступает основой развития личности.
 
Список литературы
 
  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М.: Новый учебник, 2003. 256с.
  3. Муштавинская И. В., Елена Иваньшина, и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС // Петербургский вектор введения ФГОС ООО, 2019.