Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

"Порохом пропахнувшие строки" (конкурс стихов о войне)

«Порохом пропахнувшие строки»

• Номинация: Методические разработки

• Вид работы: Конкурс стихов (о Великой Отечественной войне) •

Сведения об авторе: Серова Наталья Александровна – учитель русского языка и литературы «Порохом пропахнувшие строки» (конкурс стихов о Великой Отечественной войне)

Цели:

1. Формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;

2. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

3. Содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

Оборудование:

1. Компьютер и видеопроектор;

2. Проекционный экран;

3. Презентация «Поэты Великой Отечественной войны».

Оформление аудитории:

1. Книжная выставка «Поэзия фронтовых лет».

2. Цветы. Участники и зрители мероприятия: учащиеся 5-11 классов, учителя.

1 ведущий: Великая Отечественная война… Это, пожалуй, самое страшное горе 20 века. Сколько советских солдат погибло в её кровопролитных сражениях, грудью защищая свою родину, сколько осталось инвалидами!.. Но хотя большую часть войны преимущество имели гитлеровцы, всё-таки победил Советский Союз. Стремление защищаться вызывали произведения советских поэтов и писателей, которые вдохновляли солдат на подвиги. В это трудно поверить, но даже в те смутные времена среди советского народа было много талантливых людей, которые умели излагать свои чувства на бумаге. Большинство из них ушли на фронт, где их судьба складывалась по-разному. Впечатляет страшная статистика: накануне войны в СССР было 2186 писателей и поэтов, из них на поле боя отправились 944 человека, а не вернулось оттуда – 417. Тем, кто был моложе всех, ещё не было двадцати, самым старшим было в районе 50 лет. Если бы не война, возможно, они бы сейчас приравнивались к великим классикам. Но, как гласит крылатая фраза из произведения Ольги Берггольц, «Никто не забыт, ничто не забыто».

2 ведущий: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провёл в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

1 ведущий: Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.

2 ведущий: Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война».

1 ведущий: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт. ( Звучит песня «Священная война»)

2 ведущий: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под её звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжёлой жизни тыла.

1 ведущий: Еже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет лёгкой. В годы войны характер нашей литературы значительно меняется.

2 ведущий: Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.

1 ведущий: Грубая, обугленная фактура стиха подчас свидетельствует нам о тяжести войны больше, чем это могли бы сказать хорошо отделанные, написанные на досуге произведения.

2 ведущий: Не об этом ли говорил в 1945 году, оглядываясь на свои военные стихи, поэт Сергей Орлов. ( Стихотворение «Руками, огрубевшими от стали,..»)

1 ведущий: Какими были они, юноши и девушки весны 1941 года? Какие они, ребята поколения 40-х? «Сороковые, роковые! Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые!» Такие молодые встретили грудью врага, защитили Родину. Они были «такие молодые», что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться. Единственное, чему они не удивлялись – это тому, что с начала войны неожиданно стали взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть – ответственность за судьбу Отчизны. Были ли готовы они к этому испытанию? 2 ведущий: О том, как совпали « война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые». ( Стихотворение «Сороковые») 1 ведущий: У Николая Некрасова, русского поэта 19 века, есть стихотворение, в котором автор, размышляя об «ужасах войны, о каждой новой жертве боя», выражает своё сочувствие матери погибшего солдата. Он пишет: Увы, утешится жена, И друга лучший друг забудет, Но в мире есть душа одна – Она до гроба помнить будет. 2 ведущий: Что может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребёнка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвящённое её боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году, - стихотворение «Зинка». ( Стихотворение «Зинка») 1 ведущий: Чувство обязательства живых перед павшими, неизбывное ощущение себя в них, а их в себе, невозможность забвения всего происшедшего – основные мотивы военной лирики А. Твардовского. «…Я жив, я пришёл с войны живой и здоровый. Но скольких я недосчитываюсь…сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня». 2 ведущий: Особенно поражает смерть детей в годы войны. Вот так пронзительно пишет А. Твардовский о гибели мальчика в стихотворении «Две строчки». ( Стихотворение «Две строчки») 1 ведущий: Послушаем ещё одно стихотворение А Твардовского – «Прошла война». ( Стихотворение «Прошла война») 2 ведущий: Самым известным стихотворением Константина Симонова является «Жди меня». Я думал над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чём секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «Жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтами о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. 1 ведущий: «Жди меня» Константина Симонова потрясло со страниц газеты всю Россию. Стихотворение, звучавшее, как заклинание, переписывалось, читалось с эстрады, звучало по радио. ( Стихотворение «Жди меня») 1 ведущий: Поэтесса Ольга Берггольц во время войны жила в осаждённом Ленинграде, работая на радио и каждый день поддерживая мужество жителей. В это время она создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» и «Ленинградскую поэму». Послушаем отрывок из «Февральского дневника» Ольги Берггольц, где с душераздирающей болью поэтесса описывает картины блокадного Ленинграда. ( Стихотворение из «Февральского дневника», отрывок) 2 ведущий: Очень популярны были в годы войны стихи поэта-песенника Михаила Исаковского, трогающие душу любого человека. В суровые дни Великой Отечественной войны его прекрасные песни, как на крыльях, облетели фронты и тылы, помогая советским людям бороться с врагом. Это всеми любимые «Катюша», «Ой, туманы», «В лесу прифронтовом». 1 ведущий: Стихи военных лет М. Исаковского созвучны состоянию народа, поднявшегося на защиту Родины. Среди них стихотворение, которое вы сегодня услышите, о жестокой судьбе солдата, вернувшегося домой с фронта живым, но дома его никто не ждал, да и дома-то не было – враг уничтожил всё самое дорогое в жизни этого человека. А ведь таких судеб было немало. ( Стихотворение «Враги сожгли родную хату») 2 ведущий: Очень значимой тема Великой Отечественной войны была и в творчестве поэта Роберта Рождественского. Его интонацию не спутаешь ни с какой другой. И хотя во время войны поэт был ещё ребёнком, его стихи об этом суровом времени очень пронзительны и не оставляют равнодушным ни одного человека. Послушаем его стихотворение «Концерт» и отрывок из «Баллады о зенитчицах». ( Стихотворения «Концерт», «Баллада о зенитчицах» (отрывок)) 1 ведущий: Тема памяти с пронзительной силой звучит в самом известном стихотворении Роберта Рождественского военной тематики – «Реквием». В нём поэт призывает всех людей Земли никогда не забывать тех, кто отдал свою жизнь за наше с вами счастливое будущее. Призывает помнить, какой ценой было завоёвано счастье. Слово «помните» пронизывает всё произведение, являясь его лейтмотивом. ( Стихотворение «Реквием» (отрывок)) Минута молчания. 2 ведущий: Четыре огненных года прошагали наши воины дорогами войны, приближая победный час. И он пришёл, долгожданный День Победы – 9 мая 1945года. 1 ведущий: Вот так изображает радость победы над врагом поэт-фронтовик Алексей Сурков в стихотворении «Где трава от росы и от крови сырая,…» ( Стихотворение «Где трава от росы и от крови сырая,…») 1 ведущий: Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной из войн на земле. Каждый год 9 мая салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. Разноцветными букетами вспыхивают в майском небе праздничные фейерверки. В них – отблески счастья, завоёванного для человечества, в них – немеркнущий свет нашей Победы. Прошли годы. Давно уже восстала из руин и пепла наша страна. Но можно ли забыть, какой ценой был завоёван этот мир?! 2 ведущий: Заканчивая наш конкурс, послушаем стихотворение А. Мишина «День Победы». Не для каждой семьи он был самым радостным, но всё-таки это была огромная радость для всего нашего народа – «радость со слезами на глазах». ( Стихотворение «День Победы») 1 ведущий: Пусть в мире тишина, Но мёртвые в строю. Не кончилась война Для тех, кто пал в бою. Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. «Порохом пропахнувшие строки» наших поэтов напоминают нам о павших в боях за Родину. За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. «Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» - сказал Юлиус Фучик. Мне хочется, чтобы эти слова вы отнесли ко всем погибшим, так мало успевшим в жизни и сделавшим так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину. Ведь они всегда будут совестью всех нас, живущих. 2 ведущий: Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством. Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда Об этом не забудем! ( Звучит песня на стихи Расула Гамзатова «Журавли»)