План - конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в Простоквашино"
МАДОУ г.Иркутска детский сад №148
План - конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в Простоквашино"
воспитатель
Жигалина Ольга Алексеевна
Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ
(в технологии деятельности метода «Ситуация»)
Тема «Здравствуй, весна! (сезонная одежда, труд людей)»
Название образовательной ситуации
|
Путешествие в Простоквашино.
|
|||
ФИО педагога
|
Жигалина Ольга Алексеевна
|
|||
Возрастная группа детей
|
Вторая младшая группа (3-4 г).
|
|||
Цель
|
Создание условия для обобщения знаний о животных и их детёнышей через коммуникативную деятельность с детьми.
|
|||
Культурная практика
|
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая деятельности.
|
|||
Культурно-смысловой контекст
|
Создание карты деревни «Простоквашино».
|
|||
Задачи
|
Обогащать представление детей о животных, учиться соотносить взрослое животное с его детёнышем.
|
Развивать логическое мышление при разгадывании загадок и эмоциональную отзывчивость на окружающую действительность.
|
Воспитывать желание взаимодействовать друг с другом и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается (помочь Шарику найти потерявшееся ружьё).
|
|
Планируемые результаты
|
Обобщены знания о животных и их детёнышах.
|
|||
Подготовительная работа
|
Чтение книги Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Организация сюжетно-ролевых игр «Путешествие на поезде», «Едем на автобусе в отпуск».
|
|||
Материалы и оборудование
|
Мягкий модуль и стульчики; «билеты» по количеству детей; рисунки с цветами; табличка «Простоквашино»; макет домика; мягкие игрушки: кот, пёс; пластмассовые игрушки: корова, телёнок, свинья, поросёнок, конь, лошадь, жеребёнок, баран, овца, ягнёнок; макет дерева и нарисованный кустарник; две дорожки – короткая и длинная; два ручья – узкий и широкий; молоко и печенье; ружье; аудиозаписи: песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково», музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
|
|||
Ход образовательной ситуации
|
||||
Этапы (последовательность деятельности)
|
Действия, деятельность педагога
|
Действия, деятельность детей
|
||
Введение в ситуацию
|
Педагог включает сигнал «поезда» и предлагает детям отправиться в гости к коту Матроскину.
Раздает билеты и предлагает детям сесть в поезд согласно количеству цветочков на билетах.
Когда все нашли свои места, педагог дает сигнал «Поехали» и включает песню из мультфильма «Паровозик из Ромашково».
|
Дети включаются в совместную деятельность на основе естественной любознательности.
Дети садятся в поезд согласно билетам.
|
||
Актуализация знаний и умений
|
По окончании музыки, педагог предлагает детям сойти с поезда у таблички «Деревня Простоквашино».
Педагога предлагает детям посмотреть на стол с домашними животными и их детенышами
Педагог предлагает детям отгадать загадки про домашних животных и назвать их детенышей.
Игра «Какое домашнее животное спрятали?». Педагог предлагает посмотреть на стол с домашними животными и их детёнышами, а потом закрыть глаза. Потом убирает со стола какое-нибудь животное и предлагает детям сказать, кого из животных на столе не стало.
|
Дети сходят с поезда и подходят к табличке.
Называют кто находится на столе.
Применяют свои знания о домашних животных при отгадывании загадок.
Называют животных и их детёнышей.
Дети выполняют действия согласно заданию.
|
||
Затруднение в ситуации
|
Звучит музыка из мультфильма про Простоквашино из домика, на крыльце которого сидят (игрушки): кот Матроскин и пёс Шарик.
Матроскин привествует гостей и рассказывает о том, что с Шариком случилась беда. Пошёл на охоту, потерялся и еще ружье потерял.
Педагог предлагает детям помочь Шарику найти его ружье.
|
Дети отправляются на поиски ружья Шарика.
|
||
«Открытие» нового знания (способа действия)
|
Педагог предлагает детям выбрать дорожку: длинную или короткую, выбрать через какой ручеек получится перепрыгнуть: узкий или широкий.
Помогает детям грамматически правильно построить предложения.
Подходит к макету дерева.
Беседа о деревьях в лесу:
- Ребята, что растет в лесу?
- А как называется этот кустарник?
- Чем он отличается от дерева?
- Что под кустарником лежит?
Предлагает вернуться к домику и отдать потерянное ружье Шарику.
|
Дети выдвигают свои предложения о выборе дорожки и ручейка.
Дети предлагают свои варианты ответов, задают вопросы педагогу.
Находят ружье под кустом сирени.
Возвращаются к домику Шарика и отдают ему ружье.
|
||
Включение нового знания в систему знаний и умений
|
Педагог предлагает детям подумать. Что нужно сделать, чтоб Шарик больше не терялся на охоте.
Предлагает составить карту деревни Простоквашино, чтоб Шарик больше не смог заблудиться.
|
Высказывают свои предположения.
Рисуют с помощью педагога карту Шарику.
|
||
Осмысление (итог)
|
Подводит итог, предлагая детям поделиться впечатлениями о путешествии.
|
Делятся впечатлениями.
Рассказывают что они узнали нового, а что уже было известно.
|
||
|
|
|
|
|
Список используемой литературы:
-
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 362 с.
-
Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): Учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Т. А. Ивченко, Т. А. Березина, Н. О. Никонова, Л. С. Римашевская; ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 304 с
-
Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Сомкова О. Н.; ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 160 с. (Методический комплект программы «Детство».)
-
Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн. /Под редакцией О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2017 – 192 с. – (Развиваем речь).
-
Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст) / автор-сост. О. М. Ельцова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 224 с. (Работаем по программе «Детство»).