Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118    НАПИСАТЬ НАМ

 

тел. 8-800-100-26-84 

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.07.2019 г.
Всероссийский конкурс «Летнее чтение с увлечением»
28.07.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Военно-морского флота России «Море начинается с причалов…»
05.07.2019 г.
Всероссийский конкурс «Цветочная радуга»
28.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя семья - источник...
20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»

План-конспект урока по предмету «Математика» для обучающихся 4 класса на тему «Решение задач»

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №31»

                                     

Методическая разработка

открытого урока

по предмету

«Математика»

для обучающихся   4  класса

 на тему:

«Решение задач»

                                                                                                                                                   Разработчик:

                                                                                                      учитель начальных классов

первой квалификационной категории

                                                                                                       Борденюк Ольга Ивановна

 

г.о. Балашиха, 2016г.

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  

УЧИТЕЛЬ: Борденюк Ольга Ивановна

ТЕМА: «Сложение и вычитание величин»

УРОК №44: Решение задач

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученного учебного материала, формирование специальных умений и навыков по предмету.

ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умений применять алгоритмы письменного деления на двузначное число; закрепить умение решать задачи на движение; итоговое повторение; развивать внимание, логическое мышление; развивать грамотную математическую речь учащихся; воспитывать у учащихся самостоятельность, умение слушать, рассуждать; воспитывать  доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, плакат «Зоркие глазки».

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

  • Регулятивными УУД:

- диагностировать результаты познавательной деятельности по принятым критериям и показателям;

- формировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

У большинства учащихся недостаточно сформированы:

  • Коммуникативные УУД:

- обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,  быть готовым изменить свою точку зрения;

  • Личностные УУД:

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учиться применять вычислительные навыки, решать текстовые задачи.

Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осуществлять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Понимание и определение понятия  «алгоритм деления на двузначное число», умение определять порядок действий при решении задач,   проверка решений.

1 уровень — узнавание

Регулятивные

Планирование собственной деятельности.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Познавательные

Извлечение необходимой  информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в паре.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы,

формы,

приемы

Формируемые

УУД

1

Организационная часть

 

Приветствие .

Отметка  отсутствующих.

Проверка подготовленности к учебному занятию.

Выдача  необходимых материалов.

Организация внимания детей.

Проверка домашнего задания.

Воспринимают на слух перечень необходимых   принадлежностей, контролируют готовность к  уроку.

Включаются в деловой ритм урока.

Подготовка к уроку.

Запись в тетрадях даты, темы.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2

Повторение  материала

Вспоминают  материал  предыдущих  уроков.

Выясняет степень усвоения изученного материала.

Учитель: Какое слово зашифровано на доске?

На доске.

623*7(э)    103*7(к)      220*4(о)     473*4(л)      771*2(о)       316*7(г)       508*7(и)       826*4(я).

Учитель.- Как вы понимаете значение этого слова?

- А теперь  устно решим задачи.

-В 1994 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?

-.Какие заповедники знаете вы?

-Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

-.  Из 250000 видов растений Земли 1\10 часть находиться на грани исчезновения. Сколько видов растений на грани исчезновения?

-Какие растения занесены в Красную книгу?

(Учитель показывает иллюстрации растений.)

-  Самые трудолюбивые санитары леса –  муравьи В среднем  муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых .Сколько насекомых принесут муравьи за 1час?

- Для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны можно прочитать книги Виталия Бианки, Григория  Скребицкого, Михаила Пришвина.(Учитель показывает книги.)

На доске.  3234- 2484= 263+613= 438-562=-Назовите компоненты сложения и вычитания

-1.Как найти неизвестное вычитаемое, уменьшаемое?

----750- столько жуков-короедов съедает за 1 день дятел.

----350- столько лет живет сосна.

----1000-столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.

Учитель  переворачивает листочки с ответами

Закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках.  

Ответ:

- Экология

-193 заповедника.

Ответы детей.

-В атмосферу выбрасывается 10 тонн сажи.

- На грани исчезновения находиться 25000 видов растений

(Ландыш, кувшинка  и т. д.)

 -За 1 час муравьи принесут 1200 насекомых.

Учащиеся 

 

Решение ребуса.

Фронтальный  опрос.

Познавательная информация.

Ответ на вопросы учителя.

Решение примеров.

Коммуникативные:

Умение  вступать  в  диалог,  отстаивать  свою  точку  зрения,  умение  сотрудничать  с  учителем

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

3

Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

Формирует  способности  обучающихся к контролю и самоконтролю.

- О чем говорили на предыдущих уроках?

-Что   еще мы делаем на уроках математики?

-У всех ли хорошо это получается или надо эти умения еще закрепить?

Отвечают на вопросы.

Делят  на двузначное число.

Решают задачи.

 

Беседа с элементами диспута.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её: алгоритм деления на двузначное число.

 

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают.

Ученики  определяют учебную задачу и практическую творческую работу, используют термины:

- больше, меньше

- фигура

- форма

Беседа с элементами диспута.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5

Поисково-исследовательский этап.

Открытие учащимися новых знаний. Самоопределение к деятельности.

 

Изложение  нового  материала: решение задач.

Исторические  сведения.

№3(с. 69).

  • Рассмотрите рисунок.
  • По каким признакам можно разделить фигуры на группы?
  • Разделите фигуры по форме. Какие получились группы?
  • На какие группы можно разделить треугольники

- Выполните задание в парах.

 (На доске записаны  примеры.)

5:16     11:19   56:78

-Что общего в данных выражениях?

  • Выполните деление устно.

5: 16 = 0 (ост. 5)

11 : 19 = 0 (ост. 11)

56 : 78 = 0 (ост. 56)

  • Сделайте вывод: как разделить меньшее число на большее?
  • Выполните деление.

16 238 : 23.

  • Чем интересен пример? (В частном есть 0.)
  • Как поступать в этом случае?
  • Сформулируйте задачи урока.

Освоение  математических  знаний. Учащиеся слушают объяснения учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют действия.

- По форме, цвету.

- Круги и треугольники.

- По типу углов: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. По типу сторон: равнобедренные, разносторонние, равносторонние.

-Верные высказывания 1, 4, неверные — 2, 3.

-Делимое больше делителя.

-Значение частного равно нулю, а остаток — делимому.

Эталон ответа:

Надо разделить 16238 на 23. Первое неполное делимое 162 сот­ни, значит, в частном будут три цифры: сотни, десятки и единицы. Ставим три точки. Разделим 162 на 23. Для этого достаточно разде­лить 162 на 20, пробная цифра 7. Проверим: 23 • 7 = 161. Вычитаем: 162 — 161 = 1. Сравниваем остаток с делителем. Остаток меньше делителя. Второе неполное делимое - 13 десятков. 13 десятков нельзя разделить на 23 так, чтобы в частном получились десятки, поэтому в частном на месте десятков запишем 0. Находим третье неполное делимое и т. д.

  • Научиться выполнять деление на двузначное число в случаях, когда неполное делимое меньше делителя.

Объяснительно-иллюстративные,  репродуктивные  методы  обучения,   работа с учебником.

Предметные.

Учащиеся должны быть знакомы с видами  и формами фигур, действием деления с остатком

Метапредметные

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог.

 

6

 

Плакат. «Зоркие глазки».

Зарядка для глаз хорошо расслабляет мышцы глаз, помогает отдохнуть во время занятий. Зарядка для глаз – эффективный способ профилактики близорукости и дальнозоркости и отличный способ улучшить зрение.

Выполняют упражнения.

 

 

7

Открытие учащимися новых знаний. Работа над новым материалом Работа по теме урока. Решение задачи на движение.

Изложение  нового  материала: Рабочая тетрадь с.59    № 14, 1 человек – у доски.

№7 (с. 67).     

Освоение  новых знаний. Учащиеся слушают объяснения учителя.

Читают задачу, составляют схематический  чертеж, решают задачу.  Формулируют алгоритм деления на двузначное число

Объяснительно-иллюстративные,  репродуктивные  методы  обучения,  показ  решения у доски.

Предметные.

Учащиеся должны быть знакомы с математическими действиями.

Метапредметные

Умение  слушать  и  вступать  в  диалог.

 

8

Самостоятельная работа.

 

- Выполните остальные  примеры самостоятельно. Дополнительное задание – сделать проверку 1 строчки.

Выполняют математические действия.

 

Показ   решения у доски.

Метапредметные

У учащихся должны быть сформированы навыки по выполнению математических действий.

Личностные

Ученик  научится  работать  самостоятельно

9

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

   Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

 

 Проверяют работу друг у друга. Оценивают.

Анализируют  свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения заданий.

 

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

10

 

Музыкальная. «Весёлая зарядка с Микки Маусом и Минни»

Физкультминутка создана для учащихся 1-4 классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, создания условий для повышения двигательной активности детей. Танцевальные движения с героями вызывают восторг и море положительных эмоций.

 

Выполняют упражнение.

 

 

Личностные: формирование позитивной самооценки

 

11

Работа по  учебнику

№266 (с. 65).

  • Прочитайте задачу.
  • Как называются такие задачи?
  • Как выполнить краткую запись?                  
  • Объясните, что обозначают выражения.
  • Что неизвестно в задаче?
  • Как найти скорость второго лыжника?

 

  • Как найти скорость сближения?

 

  • Как 20 км разделить на 40 мин?
  • Каким еще способом можно найти скорость второго лыж­ника?
  • Запишите решение задачи любым способом.

Решение

Первый способ

  1. 20 км = 20 ООО м;
  2. 20 000 : 40 = 500 (м/мин) - скорость сближения;
  3. 500 - 240 = 260 (м/мин).

Второй способ

  1. 240 • 40 = 9600 (м) — прошел первый лыжник;

2)         20 км = 20 000 м;

3)         20 000 - 9600 = 10 400 (м) - прошел второй лыжник;

4)         10 400 : 40 = 260 (м/мин).

Ответ: скорость второго лыжника 260 м/мин.

Знакомятся с задачей в учебнике.

Оформляют краткую запись.

Решают задачу. Проводят коллективную проверку решения.

-Задачи на встречное движение.

-В виде схематического чертежа.

Один ученик работает у  доски.

- Из скорости сбли­жения вычесть скорость первого лыжника.

- Расстояние разделить на время.

- Перевести километры в метры

- Сначала узнать расстояние, которое прошел первый лыжник, потом вычесть его из общего расстояния и разделить полученный результат на время.

Два ученика работают у доски. Проверка, самооценка.

 

 

 

 

Метапредметные

У учащихся должны быть сформированы навыки по выполнению математических действий.

Личностные

Ученик  научится  работать  самостоятельно

12

Рефлексия (подведение итогов урока)

Оценивание своей способности и готовности к работе в конкретной предметной деятельности.

Дополните предложения:

Сегодня на уроке

У меня получилось…

Я смог…

Мне понравилось….

Я бы хотел…

Учащиеся  осуществляют самооценку собственной деятельности.

Делают выводы.

Обмен мнениями.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

 

13

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию:

№ 274, 278, с. 66 ,с.67 №9

Записывают домашнее задание.

 

Личностные:

формирование интереса  к теме урока.

Учиться  работать  самостоятельно