Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

План конспект. Изготовление хакасского украшения "Пого"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества

Методическая разработка

Конспект учебного занятия

Изготовление хакасского украшения «Пого»

Разработала педагог дополнительного образования:

Дроздова Елена Михайловна

с. Шира, 2018

Пояснительная записка

Занятие по теме «Изготовление хакасского украшения «Пого» реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Бисероплетение» для обучающихся младшего школьного возраста. Программа содержит раздел «Национальная одежда хакасского народа», в котором обучающиеся знакомятся с украшениями национальной одежды хакасов. В настоящее время «Пого» как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают его на любой праздник.

Оформление одежды вышивкой, бисером, бусами, изготовление «пого» необходимо для более глубокого изучения национальной культуры народа Хакасии. Изделия, выполненные из бисера, помогают найти гармонию между собой и окружающим миром. Через руки, кончики пальцев, через действия, продуманные в своей последовательности в течение веков, мы получаем огромное количество информации.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Хакасское народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство хакасских мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус. Эта информация положительно влияет на наше сознание. Мы должны поддерживать ремесло, которым занимались наши бабушки.

План конспект

Тема: Изготовление хакасского украшения «Пого»

Цель занятия: Создание условий для творческой самореализации обучающихся на занятии    при изготовлении хакасского украшения  «Пого».

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить  обучающихся с историей хакасского нагрудного украшения – «Пого»;

2. Познакомить обучающихся с хакасским орнаментом и его цветовым решением;

3. Научить выполнять украшение одежды «Пого» в заданной последовательности.

Развивающие:

1.Развивать образное мышление детей;

2.Развивать художественный вкус;

3.Повышать грамотность детей в вопросах этнокультуры через декоративно-прикладное творчество.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к истории и культуре своего народа;

2. Воспитывать самостоятельность;

3. Воспитывать аккуратность, терпение

Методическое оснащение занятия

Оформление доски: тема занятия, фото  «Пого»,  пословицы о труде, рабочий афоризм.

Дидактическое обеспечение:

  • электронная презентация “Изготовление Пого”,
  • видеофильм “Нагрудное украшение”
  • схемы изготовления изделия с пошаговой инструкцией, карточки.

Методы обучения:

Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);

Наглядные (объяснительно-иллюстративный, демонстрация, электронная презентация);

Практические (практическая работа, репродуктивный, игровой, выставка).

Приемы: беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, коллективные.

Тип занятия: изучение новой темы

 Этапы:

Организационный

  • Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию.

Подготовительный

  • Беседа вступление.
  • Просмотр видеофильма « Нагрудное украшение»
  • Постановка цели

Основной

  • Практическая работа
  • Динамическая пауза, физминутка.

Итоговый

Подведение итогов занятия.

Межпредметные связи:

  • ОБЖ – охрана  труда при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока)
  • История – исторические сведения об украшении хакасской одежды
  • Математика - счет определенного количества бисеринок

Средства обучения:

для педагога – мультимедийная презентация «Нагрудное украшение», образцы украшений, фото хакасского национального платья, таблица сочетания цветов, таблица элементов хакасского узора, детали для заготовок, иллюстрации с изображением «Пого»;

для обучающихся - технологические карты по выполнению практической работы, ножницы, игла, игольницы, трафареты пого, пуговицы разного цвета, бисер, бусины.                                               

Ход занятия

1. Организационный этап.

- Приветствие (здравствуйте, я рада приветствовать вас на занятии).

- Проверка готовности обучающихся к занятию, тема занятия, цель занятия.

2. Подготовительный этап. Актуализация знаний (вопросы к группе).

- рассматривание предметов быта с хакасским орнаментом (пиалы, рукавицы, платья),

- альбом - «Хакасский орнамент»,

- презентация «Нагрудное украшение»

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живёт,

Не зная его на белом свете

Народ издревле живёт.

 Быть может нитками зигзаги

 В узоры вытканы не зря

  И мы с тобою видим знаки

    Хакасского календаря.

Вопрос:     Для чего и где хакасские женщины носили пого? 

                    Как вы думаете, какой орнамент на пого?

                    Из каких элементов он состоит?

III.  Основной. Объяснение нового материала.

 Много столетий тому назад хакасские женщины вышивали пого, не только как украшение, но и как оберег от несчастий и злых духов. По поверью хакасов, если душу украдёт нечистая сила или она покидает человека, он заболевает или умирает. Поэтому нужно оберегать душу, и орнамент выполняет функцию оберега. С далёких времён главной обладательницей пого считалась сваха. Она одевала его на время свадьбы, самой важной деталью её убранства считался нагрудник. По складывающимся столетиями законам свахой не может быть незамужняя или бездетная, так как пого – символ плодородия и женского начала. У свахи должно было быть не менее пяти детей. Это украшение замужней женщины.  Оно передавалось как семейная реликвия от матери к дочери. Его готовили женщины своим дочерям перед свадьбой.

Оно относится к одному из дорогостоящих украшений. По преданию надевание нагрудника пого на свадьбу было связано с культом  древней богини Умай (божество, охраняющее материнство и младенчество), охранительницей детских душ. В старинных пого можно проследить орнаментальные схемы, ведущие начало из глубины веков. Они близки узорам на личинах каменных изваяний Минусинских степей III – II  тысячелетий до нашей эры.  Большие перламутровые пуговицы образуют глаза, нос, рот, уши – без глаз оно считалось неживым. Иногда можно увидеть на лбу третий глаз, что символизирует духовное зрение, означает умение видеть необычное. Каждый узор  несёт сакральный смысл. Число элементов на женском украшении должно быть обязательно нечётным. И таких элементов в работах рукодельниц очень много.

 По форме оно напоминает почку (зарождение жизни), часто встречается в форме круга, есть изображение, означающее связь трёх миров: верхнего (космического), среднего (земного) и нижнего (подземного). Также встречается и квадрат как символ земли и неба. Пого в форме сердца (любовь) говорит о добром, широком сердце.

Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллами, бисером в виде кругов, сердечек, трилистников, почек и других узоров, раковинами «каури», которые привозились с далёкого Индийского океана.  Вдоль бортов нагрудник пого окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисера с мелкими серебряными монетками на концах, которые отпугивали нечистую силу своим чистым звуком.
Ныне, в основном следуя традиционным схемам, мастера вносят в композицию немало своего, придерживаются других орнаментальных ритмов. В настоящее время пого как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают его на любой праздник.

Праздничная одежда хакасов

«Пого»

Выставка « Поликультурное образование» с. Ефремкино»

Формы «Пого»

В хакасской национальной вышивке применяются различные орнаменты:

Орнамент – узор состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же элементов.

В расцветке употребляется ограниченное количество цветов

 - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий

- Геометрический,

Элементы геометрического орнамента – треугольник, квадрат, круг, крест, зигзаг, ромб.

Геометрический орнамент особенно характерен для южных, степных районов Хакасии.

-  Растительный

В северных, подтаёжных, преобладают растительные мотивы. Орнаментальные формы здесь крупные – и силуэт стебля, листьев, цветка чётко читаются на фоне темного сукна или шёлка.

- Зооморфный (фигуры животных)

- Антропоморфный (человеческие фигуры).

в) Цвет бисера на пого тоже имеет свой смысл.

Всегда выбирали светлые, яркие, успокаивающие цвета бисера и ниток. Они должны были гармонировать с одеждой женщины и отражать её жизнь.

На нагрудном украшении в основном повторяются следующие цвета: красный, белый, жёлтый, голубой, синий, зелёный, оранжевый.

Красный цвет отражает радость, красоту, любовь, полную жизнь.

Белый цвет – цвет радости, чистоты, невинности света.

Синий – цвет неба, воды, реки.

Зелёный цвет. Это цвет зелени, молодости, надежды.

Оранжевый – цвет тепла, золота.

Жёлтый – цвет созревшей пшеницы, цвет осени, падающих листьев.

Чаще всего мастерицы использовали при вышивании пого чёрный фон (цвет земли), и применяли сочные, яркие тона ниток, так как они особенно звучны на тёмном фоне.

Узор вышивки южных районов отражают плавные ритмы степей, невысоких холмов, сопок, встающих там, где исчезает, растворяясь в жарком мареве, степь. В орнаменте изделий северной, подтаёжной зоны можно различить очертания цветов, растений, листьев.  Соотношение узора и фона, ритм их чередования говорит о композиционном чутье и тонком вкусе вышивальщиц.

В современной хакасской вышивке наряду с основным цветом применяется разнообразная цветовая гамма.                  

                                                     Таблица сочетания цветов

Фон

Цвет

Чёрный

Растительный мир - жёлтый, зелёный, красный

Белый

Узоры из красных и зелёных лепестков

Коричневый

Узор из жёлтых лепестков

Жёлтый

Узор из красных, зелёных, синих лепестков

красный

Зелёные, жёлтые, голубые узоры

Физминутка:

1.Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

IV.  Проверка  новых знаний.

Вопросы:

1) Чем же является пого для хакасского народа?

      2) Кто мог носить нагрудное украшение?

      3) Чем украшалось пого?

      4) Какие элементы орнамента вы знаете?

      5) Какие цвета преобладают в хакасской вышивке и что они означают?

      6) Какой фон чаще всего использовали при вышивании?

    Приступая к выполнению задания, сначала надо продумать его художественное решение в целом, каким узором можно украсить нагрудное украшение, определить расположение узора, отдельных его частей, пропорции элементов, чтобы получился симметричный орнамент, выполнение в цвете и сочетание с фоном. Прежде чем расположить орнамент, представьте, как будет выглядеть узор, из чего состоит узор. Обратите внимание на таблицу сочетания цветов: Таблица – часы.

3.Подготовка к практической работе:

а) Вводный инструктаж: 

- правила охраны труда при работе с ножницами, клеем, с колющими и режущими инструментами;

- показ приёмов работы, сопровождается компьютерной презентацией.

- повторение вырезания элементов хакасского узора из цветной бумаги:

б) Физминутка для глаз.

V Применение полученных знаний и умений.

1. Выполнение практического задания по выбору рисунка, элементов, фона, цвета, узора.

2. Работа по технологической карте. 

 

Технологическая последовательность изготовления «Пого»

п/п

Последовательность операции

1

Выбрать форму пого, ткань, цвет.

2

Перевести форму пого на неосыпающуюся ткань с помощью трафарета.

Вырезать форму

3

С помощью линейки найдем центр пого. Нанесем  5 точек основных  на ткань.

4

В центре расположим большую перламутровую пуговицу (обозначает солнце) пришиваем.

5

По краям этой пуговицы по точкам располагаем еще по 1 пуговице (обозначает земля, небо), пришиваем.

6

В верхней части пого справа и слева пришиваем еще по одной пуговице. Обозначает отца и мать

7

В самом низу пришиваем мелкие пуговицы (обозначает детей) по количеству пуговиц можно узнать всю родословную.

8

Вокруг больших пуговиц пришиваем мелкие.

9

Можно пришить  на пого оставшиеся пуговицы

10

Оформляем пого по краю.

По форме большой полусферы пришиваем мелкие пуговицы. По маленькой полусфере горловине пришиваем  бисер.

11

Для придания формы можно использовать картон (вырезать картон по шаблон)

12

Вырезать по шаблону пого дополнительную, неосыпающуюся ткань (изнаночная сторона пого)

13

Вставить картон, для формы

14

Приклеить ткань с изнаночной стороны

15

Оформить пого бусинами

Самоконтроль:

- узор должен быть симметричным, работа выполнена аккуратно;

- соблюдение правил охраны труда при работе;

- по окончании практической работы привести рабочее место в порядок;

- наглядное пособие и инструменты сдать учителю.

3. Контроль педагога за правильностью выполнения работы и соблюдение безопасных приёмов.

4. Защита своих работ. Выступление желающих обучающихся (обоснование выбора).

5. Анализ и оценка результатов работы.

Рефлексия:

Домашнее задание: продолжить работу по проекту.

VI  Подведение итогов.

Литература:

1. А.С. Кызласов, В.Н Тугужекова Писатели и художники Хакасии.

Хакасское книжное издательство г. Абакан 1997 г.;

2. Е.Н. Аева, Альбом раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов 

           Хакасское книжное издательство Айро г. Абакан, 1994г.

3. А.Ф. Пантелеев, Н.Н. Пантилеева, Рассказы по истории Хакасии,

Красноярское издательство 1987