Педагогический проект «Здоровый ребенок - успешный ребенок»
МБДОУ №103
Педагогический проект «Здоровый ребенок - успешный ребенок»
Киярова Татьяна Анатольевна
воспитатель
Продолжительность проекта: с 01.09.2020 г. – 30.04.2021 г. (долгосрочный).
Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети средней группы, родители, инструктор по физкультуре, воспитатели.
Возраст участников: средняя группа (дети 4-5 лет)
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем.
Движение – основной стимулятор жизнедеятельности организма человека. Тем более особенно важную роль двигательная активность играет для растущего организма ребенка. Общеразвивающие упражнения необходимы для нормального его развития. Они прекрасно влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.
В нашей группе есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они испытывают трудности в общении с окружающими. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в тонких движениях кистей и пальцев рук, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию. Также по итогам медосмотра детей были выявлены дети, у которых плоскостопие (вальгусное искривление стопы) – 2 человека. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. Именно физические упражнения будут воздействовать на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые активизирует словесное выражение эмоций, мыслительную и двигательную деятельность. В связи с этим особую значимость приобретает наш проект.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создать эмоциональную радостную обстановку и внести элементы занимательной физкультуры, т. к. физическое здоровье во многом зависит от психического состояния детей; больше внимания уделять закаливанию, гигиеническим процедурам, профилактике заболеваемости.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического развития ребенка. Физкультурно-оздоровительной работе в детском саду сейчас уделяется повышенное внимание, т. к. значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, многих – можно отнести к категории частоболеющих. Регулярные занятия физической культурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Однако в последнее время, наблюдая за детьми во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре, в совместной и самостоятельной деятельности, мы заметили, что не все дети активны: многие без интереса и желания выполняют физические упражнения, не хотят участвовать в подвижных играх. Низкая двигательная активность дошкольников, отсутствие заинтересованности детей к занятиям физической культурой. В поисках путей решения данной проблемы мы вместе с детьми решили найти ответы на следующие поисковые вопросы: «Нужна ли человеку физкультура и если нужна, то зачем? Что значит быть здоровым? Любим ли мы бегать, прыгать, играть в подвижные игры? Можно ли добиться отличных результатов в спортивных соревнованиях, если совсем не заниматься физкультурой?»
Таким образом, возникла необходимость создания проекта «Здоровый ребенок – успешный ребенок».
Цель проекта: полноценное развитие у детей двигательной активности, укрепление их физического и психического здоровья.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
- создание условий для профилактической работы по предупреждению плоскостопия и искривления позвоночника;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе за счет приобретения нового физкультурного инвентаря и изготовления нестандартного физкультурного оборудования из доступных материалов;
- расширение кругозора о физической культуре, о спорте и здоровом образе жизни.
Воспитательные:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
- привлечь родителей к активному здоровому образу жизни семьи.
Совместная деятельность воспитателей, инструктора по физическому воспитанию и родителей в решении задач реализации проекта:
- тематические интегрированные занятия, в том числе и физкультурные;
- мониторинговые процедуры (анкетирование);
- поход с детьми и родителями в парк (или на стадион);
- экскурсии;
- праздники и досуги;
- беседы;
- игры, эстафеты, викторины, конкурсы;
- консультации для родителей, тренинги;
- выставки;
- детское творчество.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформированы двигательные умения и навыки в соответствии их возраста и индивидуальных особенностей.
2. Созданы условия для реализации потребности детей в двигательной активности. Ежедневно предоставляется возможность активно двигаться (проведение утренней зарядки и зарядки после сна, проведение физкультурных занятий, подвижных игр, проведение индивидуальных работ по развитию основных движений, организация самостоятельной двигательной деятельности).
3. Через спортивно-оздоровительную работу у детей выявили интересы, склонности, способности в двигательной активности. Отдельным родителям даны рекомендации: записать ребенка в спортивную секцию определенного направления.
4. В группе ведется профилактическая работа по предупреждению плоскостопия и искривления позвоночника. Разработана и активно внедряется картотека упражнений на укрепление мышц стопы и позвоночника; изготовлено нестандартное оборудование (рюкзачки, лесенка-чудесенка, лабиринт).
5. Обогатилась предметно-пространственная среда (приобрели нестандартное физкультурное оборудование: полусферы, цветной парашют, мешки - тянучки). В группе создан спортивный уголок, в котором: ортопедические дорожки, дорожки для проведения закаливающих мероприятий, ватные шарики для дыхательной гимнастики, мячи большие и средние, кегли, обручи, скакалки. Приобрели нестандартное физкультурное оборудование: полусферы, цветной парашют, мешки - тянучки.
Пополнили методические наработки: картотека подвижных и малоподвижных игр, картотека утренней гимнастики и гимнастики после сна, картотека упражнений в постели, картотеки дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз, картотека физминуток для НОД.
6. У детей расширились знания о физической культуре, о спорте и здоровом образе жизни.
7. У детей развито стремление заниматься физкультурой.
8. Родители активно проводят семейный отдых на природе (совместные походы, семейные спортивные развлечения, семейные прогулки, совместная трудовая деятельность).