Педагогический проект "Я и мой город"
МАОУ " Средняя общеобразовательная школа № 120" г. Перми
Педагогический проект "Я и мой город"
Дубровина Эллина Николаевна
Учитель истории
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название организации- заявителя МАОУ «СОШ №120» г. Перми
Руководитель проекта (ФИО, контактные телефоны) Дубровина Эллина Николаевна
Вид методической продукции Педагогический проект
Название проекта Я И МОЙ ГОРОД
Краткое описание проекта Проект направлен на создание условий для, открытия современным школьником и присвоения им ценностей города (микрорайона), овладение знаниями о внутригородских социально - экономических, политических, социокультурных процессах в рамках образовательного пространства общественно – активной школы, микрорайона, образовательного пространства города.
Приоритетные линии в развитии проекта:
1. Я изучаю город, в котором я живу.
2. Я учусь выбирать.
3. Я пробую себя в социальном пространстве родного города, района, микрорайона. Проект ориентирован на создание условий для формирования активной гражданской позиции у школьников, бережного отношения к памятникам истории, культуры родного города, сохранения городских традиций, формирования мотивации для продолжения образования и профессиональной деятельности в родном городе. Перспективы дальнейшего развития Внедрение в практику образовательных учреждений города Перми.
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Описание проблемы, на решение которой направлен проект Современный город Пермь является крупным мегаполисом1 с исторически сложившейся инфраструктурой: промышленными, научно- образовательными, финансовыми, культурно-политическими и информационными центрами, в которых сосредоточен значительный производственный и интеллектуальный потенциал Пермского края. Краевой центр предоставляет своему жителю значительный выбор сфер приложения труда, направлений профессиональной подготовки, видов и форм организации досуга и использования свободного времени. Современный город выступает как важное звено общегосударственной трансформации, влияет на становление государственной самоидентичности россиян, формирование их национального самосознания. В Перми в последние годы активно идут процессы, направленные на включение жителей в городское управление, формирование общегородской социокультурной среды, развитие механизмов коммуникаций внутри городского пространства. Вместе с тем, в основном данные меры ориентированы на взрослое население горожан, по отдельным направлениям они носят характер однократных мероприятий, акций, компаний, а, следовательно, коренным образом не меняют психологию молодых горожан. Проблема: Молодое поколение пермяков сегодня имеет очень обобщённое представление о городской инфраструктуре, перспективах развития родного города, возможностях саморазвития и самореализации в городском пространстве краевого мегаполиса. Как следствие - отстранённость молодой части жителей от решения городских проблем, недоверие к действующей власти, проблемы ценностных ориентаций молодого горожанина. Подходы к решению данной проблемы в рамках современного школьного образования носят традиционный характер, во многом унаследованный из практики советской школы. В современной педагогической практике не достаточно представлены курсы, ориентированные на осмысление подростком своего места в пространстве родного города, курсы прикладной направленности с возможностью практического применения знаний по истории и современности родного города. Не редко современное краеведческое содержание отстранено от существующей городской реальности, не учитывает запросов работодателей, не раскрывает потребностей и потенциала образовательных учреждений среднего и высшего образования. Возможности для общения школьников с будущими работодателями, руководителями образовательных учреждений
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%8C
3 города, представителями бизнес сообщества существует в основном в формате разовых акций или мероприятий.
Цель проекта: Разработать и апробировать модель общественно – активного образовательного учреждения, ориентированного на становление и развитие у современных школьников городской идентичности в рамках образовательного пространства школы, микрорайона, образовательного пространства г. Перми.
Задачи проекта: Создать эффективные условия для развития у современных школьников компетентностей, актуальных для успешной самореализации и профессионального самоопределения в условиях современного краевого центра. Создать на базе школы постоянно – действующую систему событийных мероприятий, направленных на изучение проблем и раскрытию возможностей современного города. Апробировать систему профессиональных проб, востребованных в условиях микрорайона, где расположена школа, и города.
Механизмы реализации проекта
Изменение воспитательного пространства школы:
Использование школьных средств массовой информации (школьная газета, школьный сайт) как открытой коммуникационной площадки (конкурсы по журналистике, дебаты на базе школьного пресс – центра для учащихся образовательных учреждений города по теме проекта).
Инициирование и проведение на базе школы открытых мероприятий муниципального уровня для школьников: - научно - практической конференции для учащихся школ и гимназий с открытием секций, посвящённых тематике истории и перспектив развития города; - краеведческой игры для учащихся школ района; - конкурса социально – значимых проектов «Мы - жители Дзержинского района» с защитой проектов перспективного развития своего двора, микрорайона, района (территории).
Проведение микросоциологических исследований профессиональной городской среды (района, микрорайона).
Организация: -экскурсий профориентационной направленности в образовательные учреждения города, на предприятия; -круглых столов и публичных дискуссий на базе школы с представителями органов власти города Перми, представителями 4 образовательных учреждений города, представителями бизнеса /представители депутатского корпуса, социальные партнёры, родители обучающихся.
Реализация профессиональных проб (8-9-е классы), предоставляющих возможность знакомства современными профессиональными областями (направлениями), востребованными в городе в данный период времени и в среднесрочной перспективе (основы издательского, банковского дела, менеджмент, основы журналистского дела и другие с учётом интересов и запросов школьников2 ).
Качественные и количественные показатели проекта
Проведение на базе школы открытых мероприятий муниципального уровня по тематике проекта:
- научно - практической конференции и краеведческих чтений для учащихся школ и гимназий с открытием секций, посвящённых тематике истории и перспектив развития города;
- краеведческой интерактивной викторины для учащихся школ Дзержинского района» «Город Пермь: прошлое и настоящее».
- конкурса социально – значимых проектов «Мы - жители Дзержинского района» с защитой проектов перспективного развития своего двора, микрорайона, района
- Научно – практическая конференция Участников заочного этапа НПК до 250 учащихся 1-11 классов образовательных учреждений города.
Участников очного этапа конференции - до 150 учащихся 1-11 классов из образовательных учреждений города.
Организация работы 12-15 предметных секций, в том числе краеведческой направленности.
-Краеведческие чтения Общее количество участников – до 80 учащихся 1-11 классов из образовательных учреждений города Перми.
Организация работы следующих тематических секций:
«Помним, чтим, гордимся!»
«Имя тебе – пермяк!»
«Современные страницы из жизни Перми»
«От истоков да наших дней» «Спортивные страницы Прикамья»
«Пермь профессиональная»
Количество участников викторины – до 10-ти команд школ района.
Сформирован банк заданий и творческих задач краеведческой направленности.
Разработка и защита проектов развития (улучшения) социальной инфраструктуры микрорайона, в котором расположена школа , направление лучших проектов и переложений депутату городской Думы по округу школы.
2 Выбор выявляется в ходе анкетирования школьников 5 (территории). - конкурса по журналистике «Вот вам всем моя позиция» Общее количество участников – до 80 учащихся 1-11 классов из образовательных учреждений города Перми. Положительная динамика уровня сформированности компонентов готовности к профессиональному самоопределению школьников в условиях г. Пермь:
-мотивационного (уровень сформированности готовности самореализации в условиях краевого центра, готовности к самостоятельному построению образовательной и профессиональной траектории).
-оценочно - рефлексивного (готовность к рефлексии собственного опыта, способностей, склонностей)
-Проведение 5-ти встреч в формате «круглого стола» с представителями образовательных учреждений города, представителями бизнеса, депутатского корпуса по теме «Город Пермь: возможности образовательного и профессионального развития»
-Реализация в школе профессиональных проб/посещение проб учащимися выбору
- Проведение школьниками микросоциологических исследований профессиональной городской среды по темам: восстребованность профессий в микрорайоне (районе, городе), уровень развития малого бизнеса в микрорайоне школы, районе, городе, профессии родителей учащихся школы №120. Результаты исследований представлены на круглом столе по итогам проекта.
-Организация экскурсий для учащихся 8-10-х классов профориентационной направленности в образовательные учреждения города, на предприятия, по краевому центру.