Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Педагогический проект «Война глазами детей» средствами выставочной деятельности

Педагогический проект  «Война глазами детей» средствами выставочной деятельности

Гнатюк Наталья Александровна,

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

город Югорск, Тюменская область,

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

 

Аннотация

Проблема духовно-нравственного развития личности  приобретает особую актуальность в переломные моменты истории. И важная роль в духовно-нравственном воспитании учащихся отводится сфере дополнительного образования, оказывая сильное воздействие на психоэмоциональную сферу ребенка через  искусство и выставочную деятельность. Наряду с серьезными музейными экспозициями, школьные выставки несут не меньшую эмоциональную и смысловую нагрузку. Это есть одно из основных условий духовного обогащения ребенка, его гармонического, всестороннего развития.  Мой педагогический  проект «Война глазами детей» - системная работа по патриотическому воспитанию учащихся в конкретном классе в течение пяти лет,  с расширением диапазона проектной деятельности. В процессе работы над созданием объемно-пространственных инсталляций, посвященных Великой Победе учащиеся получали возможность формировать свои личностные качества, развивая творческое мышление в такой степени, чтобы быть способными не только самостоятельно находить и усваивать готовую информацию, но и креативно мыслить. Любая выставка несет определенную информацию, заставляет задуматься. Значимость таких творений удваивается, когда это создано руками детей, пусть даже, под руководством взрослых.

 

*****

В  настоящее время в обществе наблюдаются тенденции к исчезновению авторитетных видов деятельности общественного характера, обеспечивающие духовно-нравственное развитие детей и подростков. Школьные выставки, мероприятия Вахты Памяти, музеи, различные нравственно-патриотические и благотворительные акции имеют большой потенциал для формирования и развития у подрастающего поколения исторического сознания и ощущения себя в потоке времени, для их нравственного становления.

            Исторически сложилось так, что прошлое наше неразрывно связано с военным делом. Но зачастую, учащиеся и понятия не имеют о тех событиях, которые происходили в те далекие грозные годы, о подвигах нашего народа. Или имеют искаженные представления, поверхностные.

            Регулярные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, проходящие в нашей школе, могут стать важнейшим источником знаний о событиях, героях, полководцах, тружениках тыла, об истории Родины. Мой педагогический проект «Война глазами детей» - системная работа по патриотическому воспитанию учащихся в конкретном классе с расширением диапазона проектной деятельности. В процессе работы над созданием объемно-пространственной инсталляций учащиеся получают возможность формировать свои личностные качества и развивать творческое мышление в такой степени, чтобы быть способными не только самостоятельно находить и усваивать готовую информацию, но и креативно мыслить. 

 Проект, посвященный Великой Победы - это серия мероприятий на военно-патриотическую тематику, включая создание информационной объемно-пространственной экспозиции.

Цели: 

  • Нравственно - патриотическое  воспитание подростков, укрепление чувства гордости за славное прошлое нашей Родины. Побудить  учащихся к сопереживанию, уважительному отношению к ветеранам.
  • Формирование интереса к историческому прошлому страны и масштабному подвигу народа.
  • Развитие и упрочнение связи между поколениями.
  • Воспитание у подрастающего поколения сострадания, милосердия, доброты.

Учебно-педагогическая задача: 

  • Формировать у учащихся навык  публичного выступления, развивать  умения анализировать факты.
  • Совершенствовать умения работать с информацией и умения использовать информационные возможности компьютера и информационных сетей, а также приобретение опыта коллективно-распределительной деятельности.
  • Развитие рефлексивных умений – анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи.

Короток век человека, но жизнь его может вместить очень многое. Особенно если жизнь пришлась на переломные, судьбоносные для страны годы. И горько, когда память о былых свершениях, жертвах и победах, память, которая могла бы сделать сильнее духом многих и многих, уходит в небытие...

Наша страна отмечает 71-годовщину  Победы в Великой Отечественной войне. В школе №2 города Югорска  организована выставка, посвященная Великой Победе.

Забывая о далеких военных годах, не осознавая того, что историей нельзя пренебрегать, мы лишаем себя счастливого будущего, так как без уважения к своему прошлому вряд ли возможно формирование патриотического сознания, гражданской позиции. Без прошлого нет будущего.

Поэтому  рассказать о героизме нашего народа, его роли в победе над фашизмом, сформировать правильное представление о событиях  того периода – главная  задача времени.

В преддверии празднования Дня Победы, учащиеся 9а класса нашей школы организовали большую выставку «Великая Победа», состоящую из пяти информационных зон. Выставка позволяет рассказать о легендарных подвигах людей, стойкости городов в годы Великой Отечественной войны. Это – дань  памяти и уважения тем, кто погиб, отдавая свою жизнь за свободу нашей Родины.

Оформить празднично пространство школы, «рассказать» художественно-изобразительными средствами о событиях В.О. войны  стало и актуальным и проблематичным.  Как донести нашим детям в интересной и доступной форме информацию о событиях В.О. войны?

Сухая теория школьного учебника дает какие-то знания. Но, если информация проходит через душу, через сердце, то знание закрепляется на всю жизнь. Поэтому уроки истории своего Отечества решили дополнить  через экскурсионные туры по городам-героям. В  течение двух лет (благодаря родителям) мы посетили города-герои: Москва, Санкт-Петербург, Минск, Брестская крепость, Волгоград, Смоленск. Результат этих экскурсий – масштабные информационные  выставки, которые в комплексе представлены в школе.  

С помощью экскурсоводов, бесед с местными людьми, богатейшего материала музеев собрали необычную, интересную информацию, являющуюся особенностью только конкретной местности. 

Отбирали материал, который послужил основой, главным отличительным элементом каждой выставочной зоны для создания художественного образа. Разрабатывали цветовую гамму, чтобы и она несла смысловую нагрузку.

Итак, итоговая экспозиция состоит из пяти информационных  зон.  Это – «Сталинградская битва», «Блокада Ленинграда», «Брестская крепость», комплекс  «Города-герои» и «Дети войны». Содержит различную информацию (текстовую, фотохронику).  Ребятами изучена дополнительная литература, отобрана информация, проанализированы особенности конкретных событий.

Так, например образ выставочной зоны «Сталинградская битва»  возник после поездки на весенних каникулах в Волгоград.  Всем известно, что в историю человечества победа под Сталинградом вошла как яркое свидетельство силы и монолитного единства армии и народа.  Всем известно, что Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны. Это -  земля  где каждая пядь орошена кровью наших солдат. Поэтому большей частью цветового фона является символический красный цвет.   

И еще. По всему городу, точечно, стоят разрушенные с той войны дома (как дом Павлова, дом мельника). Это  «говорящие»  памятники, для нас, живущих, чтобы помнили о подвиге Сталинграда. Поэтому в выставочной зоне основным акцентом стало дерево на фоне разрушенной кирпичной стены, которую мы изготовили из остатков пенопластовой плиты и старых обоев под кирпич.

А вот поездка в Санкт-Петербург помогла придумать экспозицию «Блокада Ленинграда». Во время экскурсий мы увидели Исаакиевский собор и город с высоты 100м, взобравшись на колоннаду Исаакия. Видели вмятины от пуль на фасаде собора, массу табличек, предупреждающих об опасности во время артобстрела. Поэтому главным смысловым центром композиции и стал образ Исаакиевского собора. Более того, у фашистов, Исаакиевский собор числился как цель № 9 и являлся основным ориентиром во время авиабомбежек. Но сам собор они не бомбили. И ленинградцы, поняв это, спрятали здесь все ценности Эрмитажа, которые не успели эвакуировать.

Мы придумали символичное блокадное кольцо в виде тумб серого цвета. В композиции, в основном, присутствуют серый и золотой цвета. Серый – как ненастье, холод, грязный снег, уныние, застывшая жизнь. Золотой – как победа, солнце, будущее. И вновь, символический красный - цвет крови, жизни и смерти. 

Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они – в воспоминаниях их. Сегодня дети войны – это особое поколение россиян. Они последние  свидетели тех трагических дней. Сейчас это уже пожилые люди, но они до сих пор со слезами на глазах вспоминают о войне, которая отняла детство у тысяч и тысяч детей. Поэтому под впечатлениями от воспоминаний своей мамы, Быченко Галины Григорьевны, которая относится к категории «дети войны» и появилась очередная выставочная зона «Дети войны». Выставочная плита ассоциирует разлом стены, как разбитые судьбы детей, счастливое детство которых было разрушено войной. Образы детских головок с трагическим выражением лиц, как белые маленькие ангелы, сосредоточены вокруг состарившихся матерей, идущих из темноты войны. Фотографии и статистика заставляют задуматься о тяжелой жизни маленьких соотечественников периода войны. Сколько уничтожено детей в концлагерях, как маленькие труженики стояли у станков дни и ночи напролет, вытачивая гильзы для снарядов, какие боевые подвиги совершали во имя Победы.

Любая выставка несет определенную информацию, заставляет задуматься. Значимость таких творений удваивается, когда это создано руками детей, пусть даже, под руководством взрослых.

 Выставка получилась серьезная, но интересная. В праздничное оформление школы были вовлечены учащиеся всех классов. Они изготавливали мелкие украшающие элементы: красные гвоздики, голубей Мира, звезды, георгиевские ленты, флажки.

Наша школа украшена и достойно встретила самый главный праздник – 70-летие Великой  ПОБЕДЫ!

Это наш вклад в общее дело за МИР, ПОБЕДУ, ЕДИНСТВО РОССИИ.