Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Педагогический проект на тему: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» в старшей группе компенсирующей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171» г. Зима

 

Педагогический проект на тему: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» в старшей группе компенсирующей направленности

 

воспитатель

Ильина М.А.

 

Пояснительная записка

 

Проблема  гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. По признанию педагогов и психологов (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский,  А.В.Запорожец,  К.Д.Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.

         Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Важность патриотического воспитания  подчёркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", указе  Президента РФ от 20 октября 2012 г.«О совершенствовании государственной политики в области  патриотического воспитания».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных  традиций.

Для реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников мною была разработана авторская программа «Мы - патриоты».В соответствии с перспективным поблочным планированием программы разработан и внедрён в практику педагогический проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».

Отбор метод, средств и форм педагогической деятельности целесообразен, соответствует возрасту детей и позволяет достичь поставленной цели.

Основной формой разработки является проектная деятельность педагога с детьми и родителями.

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети  получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта при ознакомлении строится с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.

Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.

Итогом проектной деятельности является продукт – детскаяэнциклопедия «Байкал – жемчужинаСибири».

         Данная методическая разработка была представлена и одобрена на методическом совете МБДОУ «Детский сад № 171», где получила положительную оценку  и была рекомендована к практическому применению в образовательной работе с воспитанниками (протокол от 28 октября 2016г. № 01).

            Опыт работы по проекту «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» был представлен на презентационной площадке «Мы – патриоты» в рамках работы XI межмуниципального образовательного форума «Образование Зимы-2017».

         Авторская методическая разработка  может быть использована специалистами дошкольных учреждений,так как не требует особых материальных затрат. Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам и не требуют специальной подготовки по данному направлению работы.

Тип проекта «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»»

 

 

 

Классификация

По количеству

Групповой

По содержанию

Интегративный

По содержанию

Краткосрочный (Мини-проект)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационно-практико-ориентированный

 

Краткое  содержание проекта по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Этапы проекта

Действия педагога

 Действия детей

Действия родителей

Подготови-тельный

Постановка цели, задач по теме: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми  в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;

-создание развивающей среды по теме;

-составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности,

-Подбор методической и художественной литературы об озере Байкал

 

-Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями;

-создание и формирование

проблемного вопроса

-Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями;

-Подготовка информации для родителей;

-Ознакомление с планом работы по проблеме;

-Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме.

Деятельност-ный

-Реализация поставленных целей и задач по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми  в совместной самостоятельной с педагогом;

-Координация  работы участников проекта

 

 

-Участие детей в

индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей

 

-Привлечение родителей  к изготовлению макетов о Байкале;

-Подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения:

-Участие родителей в работе проекта в соответствии с планом

Завершающий

-Анализ результатов - Подготовка презентации по теме «Озеро Байкал –жемчужина Сибири»

-Представление результатов проекта: продуктивной деятельности, детской книги «Байкал-жемчужина Сибири»

 

-Представление презентации проекта,

-Выставка

мини-музея о Байкале, макеты о Байкале

 

Информационная карта проекта

 

Проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Автор проекта: Ильина М.А.

Продолжительность проекта: 4 недели (с 01-31.03.2016)

Участники проекта: дети, родители, воспитатель

Возраст детей: 5-6лет (старшая группа)

Актуальность проблемы:

В ходе образовательной деятельности  с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в  котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта  выполнены.

При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.
Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.
         Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов по ознакомлению детей ДОУ с родным краем и его достопримечательностями.

Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.

Введение в проблему:

Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал?

Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)

Цель:создание условий для  развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.

Объект исследований: озеро Байкал

Методы исследования: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, подвижные), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,

Задачи проекта

для детей:

  • формировать первичные знания об озере Байкал,  о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);
  • расширять представления детей о животного и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;
  • углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;
  • познакомить с эпосом народов Прибайкалья;
  • воспитывать любовь к родному краю.

для педагога

  • создать  условия в предметно-пространственной  среде группы для реализации проекта;
  • реализовать цель и задачи проекта  с детьми;
  • создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;
  • активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

для родителей:

  • расширить знания родителей о Байкале   через различные формы партнёрства: (папка-передвижка «Озеро Байкал»,  консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка  списка художественной литературы  о Байкале для чтения с детьми;
  • привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции , мини-музея о Бацкале;
  • заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала при посещении с детьми озера.

Название итогового мероприятия проекта: создание детской энциклопедии «Байкал – жемчужина Сибири» (30.03.16 г.)

Социальные партнёры по реализации проекта - (МБУК «Историко-краеведческий музей г. Зима»). Были проведены совместные мероприятия: экскурсия в МБУК «Историко-краеведческий музей г. Зима», рассматривание выставки о природе Прибайкалья, викторина «Сказки батюшки Байкала».

Продукты проекта

- для детей:

  • фотоальбом «Я путешествую по Байкалу»;
  • продукты художественного творчества в изобразительной деятельности;
  • создание энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири»

- для педагогов:

  • разработанный краткосрочный проект;
  • презентация проекта «Байкал-жемчужина Сибири»;
  • представление опыта (методические разработки)

- для родителей

  • макеты о природе Байкала;
  • создание коллекции продуктов Байкала.

Ожидаемые результаты по проекту:

- для детей:

1. сформированные знания  об озере Байкал:  его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

2.знакомство с эпосом народов Прибайкалья;

3. сформированные навыки  познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды);

4. энциклопедия «Озеро Байкал - жемчужина Сибири».

- для педагога:

  • реализация совместной проектной деятельности с детьми и родителями по теме  «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
  • активизация интереса у родителей воспитанников при использовании проектной деятельности в ДОУ;
  • приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности.

- для родителей

  • расширение знаний о Байкале;
  • участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной  среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
  • повышение уровня экологической культуры у родителей.

 

Системная паутинка по проекту «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Дата проведения

Познавательное

развитие

- Путешествие по географической карте  Иркутской области;

-Рассматривание иллюстраций  «Природа Прибайкалья ”;
- Занятие по теме “Флора и фауна Байкала”;
- Беседа «На страже Байкала»;
- Просмотр видеофильма о Байкале;

-Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию;

-Рассказ о красной книге Иркутской области;

-Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования);

-С/ ролевая игра «Поездка на Байкал»;

-Д/игра «Рыбы, птицы, звери»;

-Рассматривание энциклопедий о Байкале;

-Рассматривание макетов о Байкале

-Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»;

-Занятие  «Народы  Прибайкалья»

-Рассказ о коренных жителях Прибайкалья;

-Рассматривание журналов «Сибирячок» о природе Байкала;

-Составление детской энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири»

01.03.16

 

02.03.16

 

11.03.16

 

09.03.16

12.03.16

11.03.16

 

13.03.16

 

15, 18,19, 03.16

25.03.16

 

18.03.16

 

 

26.03.16

 

14.03.16

06.03.16

 

В течение проекта

Речевое

развитие

- Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала;

-Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев;

-Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев;

-Чтение «Ангарские бусы»,

«Омулёвая бочка» В. Стародубов,

«Медведь и бурундук»  А. Тороев

(из хрестоматии про Байкал)

11.03.16

 

04.03.16

 

 

11.03.16

 

30.03.16

 

21.03.16

Социально-коммуникативное

развитие

-Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе»;

-Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?;

-Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по Байкалу»;

-Ситуативные разговоры: “Как заботиться о диких животных”; “ Как помочь нерпе”;
-Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала»

04.03.16

 

14.03.16

 

 

18.11.16

 

24.03.16

 

20.03.16

Художественно-эстетическое

развитие

- Объёмная аппликация “Нерпа”,

- Лепка «Нерпа»
- Рисование “Озеро Байкал ”,

- Коллективная  аппликация “Природа Байкала»

-Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»;

-Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала»

13.03.16

20.03.16

16.03.16

14.03.16

 

28.03.16

 

29.03.16

Физическое

развитие

-Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская);

-Этюд «Волны на Байкале»;

-Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири»

 

15.03.16

 

17.03.16

04.03.16

Заключение

 

         При  реализации  данного проекта  дети получили  знания  об озере Байкал:  его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки  познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - энциклопедию «Байкал-жемчужина Сибири»; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.

         Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?»

 

Литература для чтения

  1. «Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г.;
  2. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия;
  3. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский;
  4. «Стеклянная рыбка»  М. Сергеев из книги «Море синее Байкал»;
  5. «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок»  № 4 2003 г.;
  6. «Байкал»  Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.

 

Методическая литература

1. Галеева Е.В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-101 с.

2. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.

3. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной – М.: ТЦ Сфера,2016.

4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического воспитания и духовного воспитания дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 320 с.

 

Смотреть приложение