Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Педагогический проект «Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Школа № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Ижевска Удмуртской Республики

 

Педагогический проект

«Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды»

 

Гридина Светлана Александровна 

Учитель

 

Педагогический проект

«Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды»

Номинация: методический материал «Организация развивающего досуга в образовательной организации»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Краткая аннотация                                                              3-5
  2. Описание учреждения                                                         6-8
  3. Постановка проблемы                                                         9-13
  4. Цель и задачи проекта                                                                  14-15
  5. План реализации проекта                                                   16-17
  6. Ожидаемые результаты                                                       18-19
  7. Ресурсное обеспечение проекта                                          20
  8. Оценка проекта                                                                    21-22
  9. Список использованных информационных источников   23
  10.  Приложения                                                                        24-30
  11. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Актуальность и сущность проблемы

Коренные изменения общественных отношений и связанные с ними социальные потрясения болезненно переживают незащищенные слои населения, к которым относятся, в частности, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)*. Особенно остро они ощущают  ослабление государственной поддержки, что порождает необратимые негативные процессы и требует незамедлительных мер по преодолению сложившейся ситуации.

Главная задача общества в сложные периоды развития компенсировать трудности социально незащищенных групп населения вниманием к их нуждам и заботам, гуманным отношением к таким людям, реальными шагами, подтверждающими, что лица с ограниченными возможностями здоровья могут творить, жить активной и полноценной жизнью.

Актуальность проекта заключается в том, что существует проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества.

По данным Организации Объединенных  Наций в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушенным психическим и физическим развитием. Они составляют почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранения, свидетельствующие, что число таких людей достигает 13% от общего числа населения. С недостатками интеллекта рождаются 3% детей и 10% детей с другими психическими и физическими отклонениями.

___________________

*ОВЗ - ограниченные возможности здоровья

 

Всего в мире 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Ежегодно в России рождается около 50 тысяч детей, которые признаются инвалидами.

Теоретическое и практическое значение

Теоретическое значение результатов заключается в том, что

они дают  углубленное  и целостное представление об особенностях социализации детей с ОВЗ, условиях и путях оптимизации. Таким образом, своевременно выявленные способности к творческой деятельности вызывают у детей с ОВЗ успех, который поддерживает интерес к процессу творчества.

         Практическое значение заключается в том, что разработанный проект «Модель внеурочной деятельности школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как условие создания развивающейся образовательной среды» может стать эффективным способом организации развивающего досуга детей с ОВЗ.  Проект может быть востребован при организации и проведении воспитательной и социальной работы.

         Участники проекта – педагоги, социальные партнеры, учащиеся и родители.

         Цель: создание и апробация модели   внеурочной деятельности образовательной организации для стимулирования активности и самостоятельности детей на базе МКОУ «Школа  № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Ижевска».*

     Задачи:

- определить основы построения  модели внеурочной деятельности в образовательной организации,

- выявить условия функционирования модели внеурочной деятельности в образовательной организации.

*_____________________

Далее Школа

Сроки реализации – 2 года.

Нормативно-правовые документы по теме:

- Конституция Российской Федерации ст.43

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)

- Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»

- Письмо Министерства образования Российской Федерации «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  I-VIII видов»

- Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

  1. ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Муниципальное казенное специальное общеобразовательное учреждение «Школа № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» организовано с сентября 1993 года.  Школа расположена по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск,  ул.Труда, 24, тел., факс  (8-3412) 21-72-61, электронный адрес: mscouHYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru"92@HYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru".HYPERLINK "mailto:mscou92@mail.ru"ru.

Директором школы является Новикова Татьяна Николаевна. В школе работает 40 педагогов, обучается 155 учащихся.

Общие направления развития деятельности школы определяются Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и  Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г.  N 30067).

Цель деятельности учреждения – реализация конституционного права граждан на образование, развитие личности и приобретение в процессе освоения адаптированной образовательной программы обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.

         Организация учебно-воспитательного процесса, усиление его коррекционного потенциала осуществляется за счет скоординированной работы всех служб школы. Ведущим принципом является принцип коррекционной направленности – исправление недостатков общего, речевого, физического и психического развития, подготовка выпускников к самостоятельной жизни.    

Константные задачи Школы: 

1. Создание оптимальных условий для обеспечения образования обучающихся.

2. Создание благоприятных и комфортных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию      личности ребенка с ОВЗ.

3. Создание творческого пространства, способствующего стимулированию активности и самостоятельности деятельности ребенка с ОВЗ.

4. Привлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство.

5. Введение кадровой политики в направлениях обеспечения повышения профессиональной компетентности, развития творческой  инициативы, освоения новых коррекционно-педагогических технологий.

6. Развитие материально-технической базы школы с обеспечением возможного уровня компьютеризации.

7. Достижение обучающимися, воспитанниками оптимального образовательного уровня.

Вариативные задачи  Школы:

         1. Организация работы по совершенствованию нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 27.12.2012 г.

2. Повышение мотивации обучающихся к учебно-воспитательному процессу.

  1. Совершенствование системы мониторинга, диагностики успешности образования и социализации.
  2. Совершенствование уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов, повышение ИКТ компетенции педагогических работников.
  3. Развитие творческой деятельности, физкультурно-оздоровительной работы  через внедрение современных образовательных технологий, расширение системы дополнительного образования, взаимодействие психологической, социальной служб школы, создание благоприятного морально-психологического микроклимата, развитие системы воспитательной работы, пропаганды здорового образа жизни.
  4. Привлечение  к сотрудничеству учреждений дополнительного образования.
  5. Развитие сетевого взаимодействия с Центром трудовой реабилитации подростков по расширению перечня трудовых профилей (обувщики, парикмахеры, скорняки, вязальщицы), организация дополнительных профилей для детей с УУО: цветоводство, картонажное дело.
  6. Расширение перечня  кружков для учащихся  с ограниченными возможностями здоровья

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

         В последние годы активно идет процесс изменения контингента в специальном коррекционном образовании  - растет количество детей со сложными сочетанными диагнозами, детей с трудностями в обучении и коммуникации.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса является развитие и социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества и проявить свои творческие способности. Этому способствует развивающаяся образовательная среда.

Образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: 1) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми, 2) такими важнейшими процессами как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия, 3) такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как «оно» двигается…»

[   ]В.В.Рубцов. Социализация детей с ОВЗ взаимосвязана с эффективным воспитанием и  инклюзивным образованием.

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Ограниченные возможности здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 

Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности

ребенка, приводящее к заниженной самооценке и социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, нарушению способностей к самообслуживанию, развитию творчества, передвижения, ориентации, обучения, трудовой деятельности, контроля за своим поведением.

Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют активному участию и развитию социума. Следовательно, модель управления социализации   таких детей остается неразработанной с точки зрения комплексного подхода к проблеме, решаемой как в рамках образовательной организации, так и на уровне государственной политики.

Эта ситуация обостряет противоречия между:

- необходимостью преодолеть социальную незащищенность детей с ОВЗ и недостаточной теоретической разработанностью проблемы ориентации на ребенка как активного субъекта окружающего социума,

- объективной необходимостью создания модели  организации внеурочной деятельности   для детей с ОВЗ в образовательной организации и отсутствием комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Анализ существующих противоречий позволяет сформулировать проблему: какова должна быть модель внеурочной деятельности школы для создания развивающейся образовательной среды.

Социализация личности

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Развитие творческих способностей для детей с ОВЗ имеют важное значение, так как способствуют раскрытию личного  потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.

 

Пути решения проблемы при помощи SWOT-анализа

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Сильные стороны:

- кадровое обеспечение,

- методическое обеспечение,

- медико-психолого-педагогическое сопровождение,

 

 

 

 

- материально-техническая база.

 

 

Слабые стороны:

- преобразование Школы в школу для детей с разной степенью интеллектуальной недостаточности,

- взаимодействие с учреждениями социальной защиты,

- несоблюдение регламента работы,

- несвоевременное обновление

библиотечного фонда,

- нехватка времени и нежелание повышать квалификацию, проходить профессиональную переподготовку, участвовать в семинарах, конференциях, творческих конкурсах,

 

- отсутствие современного ремонта, интерактивной доски, нового оборудования.

Внешняя среда

Возможности:

- внедрение информационных технологий (дистанционная форма обучения),

- привлечение новых социальных партнеров.

Угрозы:

- взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения,

 

- расторжение договора, контракта.

 

1. Комплексный подход в коррекционной работе, через скоординированную деятельность педагогов, специалистов, родителей  для достижения воспитательных, коррекционных и оздоровительных целей, т.е. всестороннее воздействие на каждого ученика.

2. Активизировать работу с учащимися слабо мотивированными на учебно-воспитательный процесс и часто пропускающими учебные занятия.

3. Для повышения мотивации использовать разнообразные формы организации учебно-воспитательного процесса:

- организация творческой деятельности;

- повышение мотивации через различные виды деятельности;

- внедрение передовых педагогических технологий;

- система поощрений учащихся за достижения в учебно-воспитательном процессе и общественно-полезной деятельности.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

            Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей открывает  каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне.

         Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке».

 Указывая на  творческую деятельность детей, необходимо выделить факторы, влияющие на творческое развитие:

- ориентацию ребенка на творческие решения,

- снятие преград в проявлении инициативы,

- поощрения разумных творческих черт своей личности

-  внимания ко всем свойствам окружающей среды.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений

в различных видах деятельности:

- не самостоятельность,  

- лишение широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка,

- ограничение мотивации к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков,

- невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем,

- снижение активности.  

В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ   с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Благодаря творческой деятельности, ребенок совершенствуется.

Дополнительное образование дает реальную возможность выбора

ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Цель:  создание и апробация модели   внеурочной деятельности образовательной организации для стимулирования активности и самостоятельности детей на базе МКОУ «Школа  № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Ижевска». (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Задачи:

- определить основы построения  модели  внеурочной  деятельности

 в образовательной организации,  (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

- выявить условия функционирования модели  внеурочной  деятельности   в образовательной организации. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

  1. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

При  разработке  модели  внеурочной деятельности   школы  учитывается   способность  детей с  ОВЗ интегрировать в социуме. Для достижения данной цели планируются следующие этапы проведения работы:

Этап

Мероприятия

Продукт

 

Сроки

1. Под-гото-ви-тель-ный

 Создание рабочей группы. Разработка проекта и его защита. Объявление о проекте на педсовете и родительском собрании. Анкетирование родителей.

Утвержденная рабочая группа.

Разработанный проект.

 

Результаты опроса

 

 

 

сентябрь –

ноябрь

2016 г.

2. Про-екти-ровочный

 

 Составление плана   афиширования проекта: через сайт школы, привлечение СМИ,

поиск социальных партнеров, спонсоров.

Оценивание собственных средств и возможностей.

Подбор кадров. Оформление нормативно-правовой  базы, проекта договоров

Реклама.

 

 

 

 

 

Принятые кадры, утвержденные локальные

акты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

2016 –

октябрь

2017 г.

 

 

 

декабрь

2016 г. –март

2017 г.

 

3.Прак-тичес-кий

 Заключение договоров с социальными партнерами.

Информирование общественности о ходе реализации проекта через СМИ, сайт школы.

Подписанные договоры.

Успешная реализация проекта

 

 

 

апрель-сен-тябрь

2017 г.

4.За-клю-читель-ный

Подведение итогов. Участие в городских, республиканских  и Всероссийских конкурсах творческих работ.

Социальная защита. Положительная самооценка. Самореализация.

 

Интеграция в социум.

Трудо-устройство

 

 

 

            октябрь

            2017 г. –

             сентябрь

            2018 г.

 

 

 

 

 

         Участники проекта: медико-психологические и психолого-педагогические Центры, Центры реабилитации и содействия детей с ОВЗ, Центры социальной защиты, учреждения дополнительного образования, Центр занятости населения г.Ижевска.

Критерии отбора участников:

- наличие ресурсов,

- квалифицированные кадры,

- профессиональная компетентность кадров,

- медико-психологическое сопровождение,

- материально-техническая база,

- финансовое обеспечение,

- долгосрочность существования на рынке труда

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

         Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения, проявлять творческие способности.

Дети с ОВЗ могут активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е посильно участвовать в труде и в общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

         Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя.

         Следовательно, результатами проекта будут являться:

  1. результаты-продукты – материальные объекты:

новые учебные пособия и методические рекомендации по коррекционной педагогике, психологии, социологии;

районные, городские и всероссийские выставки творческих работ,

  1. результаты-эффекты – будет сформирован общественный механизм социализации, т.к. социализация детей с ОВЗ – одно из приоритетных направлений политики Министерства образования и науки РФ.

Произойдут социальные, медико-психологические, образовательные изменения. Через дополнительное образование детей с ОВЗ возможны изменения в культурных мероприятиях районов, города и республики: выставки работ на темы «Чудеса своими руками» (по декоративно-прикладному творчеству, вязаные и швейные изделий), «Настоящие художники», «Таланты и поклонники», «Калейдоскоп успеха» и т.д.

Получение качественного дополнительного образования – основное условие успешной социализации детей с ОВЗ  и полноценного участия в жизни общества, эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечиваю ему «ситуацию успеха». (ПРИЛОЖЕНИЯ 4-6).

7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

1) Информационные - СМИ: «Образование в Ижевске», «Центр», «Удмуртская правда», «Зеч бур!», ГТРК «Удмуртия», радиостанция «Моя Удмуртия».

2) Интеллектуальные, в т.ч. экспертные – социологические опросы, анкетирование, кинолектории, семинары.

Привлечение специалистов  (согласно договорам с Центрами реабилитации и содействия, медико-психологическими и психолого-педагогическими, Центрами социальной защиты, учреждениями дополнительного образования, Центром занятости населения).

3)  Кадровые – педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, врачи, психиатры, психологи.

4) Организационные -  профориентационная работа («День открытых дверей»), экскурсии, презентации, проведение мастер-классов.

5) Материально-технические -  компьютеры, принтер, столы, стулья, интерактивная доска, канцтовары, ткань, инструменты, фурнитура.

6) Финансовые – оплата труда, уплата налогов, аренда, покупка оборудования, канцелярских принадлежностей, типографские расходы,

  1. ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Теоретическая значимость  результатов проекта заключается в том, что они дают  углубленное  и целостное представление об особенностях социализации детей с ОВЗ в созданной развивающейся образовательной среде. В результате анкетирования участники опроса дали высокую оценку (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 7) по следующим позициям:

- администрация и педагоги создают условия для развития и  социализации детей;

- в школе заботятся о сохранении здоровья обучающихся;

- дети не перегружены учебными и домашними заданиями;

- в школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны учащимся;

- дети чувствуют себя комфортно в среде сверстников.

 Следовательно, в школе    создается благоприятная развивающаяся  среда для стимулирования активности и самостоятельности деятельности детей с ОВЗ, а своевременно выявленные способности к творческой деятельности вызывают у детей с ОВЗ успех, который поддерживает интерес к процессу творчества.

Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная модель  внеурочной деятельности школы   может стать эффективными способами  самореализации детей с ОВЗ, причем во всех сферах: семье, культуре, досуге и  трудовой деятельности.

Модель   внеурочной деятельности  будет востребована при осуществлении целевых программ социальной адаптации детей с ОВЗ; организации и проведении воспитательной и социальной работы.  

Решение выдвинутых задач в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. 

Следовательно, акцент в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  делается не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определённой системы ценностей, сколько на создании определённых условий для его социализации, в частности   организации  развивающего досуга.

Модель    внеурочной деятельности   школы, осуществляемая  через  медицинское сопровождение - социальную защиту - дополнительное  образование, обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в социум.

Список использованных источников

  1.  Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психол. основы: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 350500 "Социальная работа"/ Л.И. Акатов. -М.: Владос, 2004.-363с.
  2. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии //Дефектология. 1997. 1.
  3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд. ТГУ, 1996. 216с.
  4. Алексеева Л.С., Л.Б. Буданова и др. «Из опыта работы Школы комплекса «Детская личность» М: НИИ семьи, 1997. 112с.
  5.  Анисимов П.Ф. Инновации в системе среднего профессионального образования. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2002. -110 с.
  6. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 2000.
  7.  Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2010. Вып. №2, стр. 43–46
  8.  Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.
  9.  Выготский Л.С. Собрание сочинений в 3 томах. Москва, 1985.
  10. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2000.
  11.  Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.
  12.  Мудрик А. В., Тупицин А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. - 1998. - №1/2. - с. 100.
  13. Шмелёва Н. Б., Донина О. И. Педагогические основы социальной работы. Уч. пос. - Москва; Ульяновск: УлГУ, 2001.

Смотреть работу полностью