Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

педагогический проект: Кукольный театр, как средство развития творческих способностей детей

Педагогический проект «Кукольный театр, как средство развития творческих способностей детей» Выполнил: Переславцева Людмила Сергеевна, Педагог дополнительного образования МБУДО г. Иркутска ДДТ №2 Иркутск 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1 Паспорт проекта 3 1.2 Обоснование необходимости проекта 5 1.3 Гипотеза проекта 7 1.4 Цели и задачи проекта 7 1.5 Участники проекта 7 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 2.1 Стратегия и механизмы достижения поставленных целей 8 2.2 Рабочий план реализации проекта 9 2.3 Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта 10 3. ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 3.1 Показатели и критерии успешности выполнения проекта 12 3.2 Оценка рисков 13 3.3 Дальнейшее развитие проекта 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 ПРИЛОЖЕНИЯ 16 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1 Паспорт проекта Площадка реализации проекта МБОУ г. Иркутска СОШ № 35 Автор проекта Переславцева Людмила Сергеевна Гипотеза проекта Я предполагаю, что при вовлечении обучающихся в подбор репертуара, создание образа героям, изготовление кукол и реквизита, способствует развитию творческих способностей детей, сплочению коллектива, бережному и уважительному отношению к труду друг друга. Созданию уникального продукта – спектакля, способно не только сплотить коллектив, но и поднять самооценку обучающихся, дать возможность раскрыть себя, свои способности и таланты. Цели и задачи проекта Цели: • Развить творческие способностей обучающихся; Задачи: • научить изготавливать перчаточную куклу для спектакля; • научить создавать образ выбранной роли; • научить работать с текстом, куклой, микрофоном; • развить интерес к театральному творчеству; • привить уважительное отношение друг к другу; чувство коллективизма; • познакомить с писателями Иркутска; познакомить с правилами поведения актеров до, вовремя и после спектакля. Участники проекта Обучающиеся театрального объединения «Ваганты». 12 человек, 8 лет Стратегии и механизмы достижения поставленных целей 1. Подбор сказки для постановки; 2. Анализ сказки, вывод; 3. Распределение ролей; 4. Разбор образа персонажей; 5. Создание эскизов персонажей; 6. Изготовление кукол; 7. Отработка упражнений на развитие пальцев и рук; 8. Отработка артикуляционной гимнастики для развития речевого аппарата; 9. Заучивание текста; 10. Запись голосов, сведение с музыкой; 11. Репетиция 12. Премьера спектакля Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты проекта Краткосрочный результат – создан уникальный продукт, спектакль. Внедрены: технология создания перчаточной куклы; технология работы с куклой; выработан и внедрен комплекс упражнений для рук и пальцев; внедрена артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата. Долгосрочный результат – проявление творческих способностей обучающихся. Сплоченный коллектив. Показ спектакля для детских садов и младших школьников, участие в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах. Показатели и критерии успешности выполнения проекта Педагогическое наблюдение и анкета на выявления творческих способностей детей Дальнейшее развитие проекта По окончанию проекта деятельность будет продолжена в виде показа спектакля в дошкольных учебных заведениях и в начальной школе общеобразовательных школах города Иркутска. Заявления спектакля как участника очных и заочных конкурсов на разных уровнях и в разных городах. Данный проект будет представлен на педагогическом совете МБУ ДО г. Иркутска Дом детского творчества №2. Описание проекта, и результаты его работы будут опубликованы в печатных изданиях для педагогов. Практическая значимость проекта Данный проект может быть использован другими педагогами. 1.2 Обоснование необходимости проекта Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д. Организация театра кукол – одна из форм внешкольной работы с детьми в области художественного воспитания, первое приобщение к искусству. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в развитии умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания детей. Кукольный театр – один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: — художественным образованием и воспитанием детей; — формированием эстетического вкуса; — нравственным воспитанием; — развитием коммуникативных качеств личности; — воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи. — созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру. Кукольный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт возможность адаптироваться ему в социальной среде. Через театр ребенок научится без лишнего труда понимать человеческие взаимоотношения, по достоинству будет ценить искренность, доброту, честность и всегда отдавать себе отчет в том, что такое хорошо, а что такое плохо. Театр помогает видеть в каждом ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту изюминку, которая делает его личность неповторимой. Именно такой анализ позволил мне разработать образовательную программу «Игра в театр», где в первую ступень обучения, включено знакомство с кукольным театром и постановка первого спектакля. При подготовке к образовательной деятельности и внедрении образовательной программы, возникло ряд проблем: 1. Перчаточная кукла – реквизит изготавливаемый на заказ. Мастера, изготавливающие куклы –большая редкость. А их стоимость – не доступна. 2. Обучающихся младшего школьного возраста не слышно за ширмой, а одновременная работа с микрофоном и перчаточной куклой – не возможна. 3. Драматургический текст для кукольного спектакля – скуден. В открытом доступе – русские народные сказки. Постановка которых положительно влияет на воспитание подрастающего поколения, но не всегда одинаково способны удивить и увлечь всех современных обучающихся одновременно. Нужен новый, не знакомый материал, для вовлечения в процесс разбора и подготовки будущего спектакля, всех обучающихся. Благодаря такому анализу, образовательная программа подверглась корректировке, и родился педагогический проект, где обучающиеся младшего школьного возраста вовлечены в процесс создания кукольного спектакля самостоятельно от подбора репертуара и изготовления кукол, записи своих реплик в микрофон до выступления на сцене. 1.3 Гипотеза проекта Я предполагаю, что при вовлечении обучающихся в подбор репертуара, создание образа героям, изготовление кукол и реквизита, способствует развитию творческих способностей детей, сплочению коллектива, бережному и уважительному отношению к труду друг друга. Созданию уникального продукта – спектакля, способно не только сплотить коллектив, но и поднять самооценку обучающихся, дать возможность раскрыть себя, свои способности и таланты. 1.4. Цели и задачи проекта: Цели: • Развить творческие способностей обучающихся; Задачи: • научить изготавливать перчаточную куклу для спектакля; • научить создавать образ выбранной роли; • научить работать с текстом, куклой, микрофоном; • развить интерес к театральному творчеству; • привить уважительное отношение друг к другу; чувство коллективизма; • познакомить с писателями Иркутска; • познакомить с правилами поведения актеров до, вовремя и после спектакля. 1.5. Участники проекта: 1 группа обучающихся театрального объединения «Ваганты» МБУ ДО г. Иркутска Дом детского творчества №2. Детское объединение работает на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Обучающиеся детского объединения «Ваганты» занимаются по рабочей программе «Игра в театр» для детей от 6 до 9 лет. Численный состав группы – 12 человек. Все обучающиеся из одного класса: 2-ой класс СОШ №35. 2 мальчика, 10 девочек. Обучающихся, состоящих на учете в ПДН, детей –инвалидов – нет. 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 2.1. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей МБУ ДО г. Иркутска Дом детского творчества №2 работает по программе развития «Персональное дополнительное образование как источник формирования гражданской идентичности обучающихся». Согласно программы развития учреждения в рабочую программу «Игра в театр», в учебно-тематическое планирование были включены темы на знакомство обучающихся с писателями Иркутска. 1. На занятиях театрального объединения «Ваганты», обучающиеся познакомились с такими авторами сказок, как С.Л. Волкова, М.Д. Сергеев, Ю.И. Баранов. Обучающимся было предложено выбрать наиболее понравившуюся сказку для будущей постановки. Была выбрана сказка Юрия Ивановича Баранова «Тайна Тихвенской площади». Дети аргументировали тем, что действие в сказке происходит в канун Нового года, что совпадает со временем постановки; раскрыли для себя знакомое место действие – Сквер им. Кирова (ранее Тихвенская площадь); полюбились выдуманные персонажи. 2. Сказка «Тайна Тихвенской площади» была подробна разобрана: • Была дана характеристика каждому герою, описан подробно образ; • Разобрана по композиционному построение, событиям и поступкам героев сказки; • Был сделан вывод; • Провели кастинг и пробы на роли. Ребята учитывали голосовые возможности друг друга. Роли получили все. 3. На основании подробно описанных образов персонажей, педагог по изобразительному искусству МБУДО г. Иркутска Дом детского творчества №2 создала эскизы героев. 4. Была изучена литература по созданию перчаточной куклы. 5. На занятиях ДО «Ваганты», ребята получили мастер класс по созданию перчаточной куклы. 6. На основании эскизов, обучающиеся изготовили перчаточные куклы. 7. Обучающимся были выданы тексты с репликами согласно их роли, для изучения, нахождения образа, репетиций и заучивания. 8. Ребятам было выдано задание подобрать по 1 упражнению на развитие пальцев и рук. Нами была составлена гимнастика для пальцев и рук. В начале каждого занятия, по очереди ребята проводили упражнения, как тренера. 9. Обучающиеся научились выполнять артикуляционную гимнастику для развития речевого аппарата. После тренировки пальцев и рук, проводилась артикуляционная гимнастика. 10. Совместно с ребятами, выработали технологию движения перчаточной куклы: походку, бег, выход и уход куклы на грядку. 11. Когда обучающиеся выучат роли, будет создана звукозаписывающая студия. Голоса артистов будут записаны в формате аудио и сведены вместе с музыкой в одну дорожку. 12. Начнется репетиционный процесс: отработка мизансцен, появлений и уход кукол, смену декораций. 13. Совместная разработка афиш, пригласительных билетов и программы на премьеру спектакля. 14. Премьера спектакля намечена на 23 декабря. Будут приглашены Родители обучающихся, друзья, администрация МБУ ДО г. Иркутска Дом детского творчества №2 и МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. 2.2. Рабочий план реализации проекта №п/п Дата проведения мероприятия Наименование мероприятия Место проведения мероприятия Ответственный за выполнение 1. 7.11 – 11.11 Знакомство Иркутскими писателями – сказочниками С.Л. Волкова, М.Д. Сергеев, Ю.И. Баранов. Выбор сказки для постановки МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Переславцева Л.С. 2. 14.11 Разбор, анализ сказки, описание персонажей МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Переславцева Л.С. 3. 18.11 Распределение ролей МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Переславцева Л.С. 4. 20.11 Создание эскизов кукол МБУ ДО г. Иркутска Дом детского творчества №2 Мархеева М.Т. 5. 21.11 Создание технологии движения куклы: походка, бег, выход и уход на грядку. Задание: подобрать упражнение для развития пальцев рук, кистей и рук МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Переславцева Л.С. 6. 25.11-2.12 Отработка движения куклы, гимнастика для руки пальце, артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Переславцева Л.С. 7. 2.12-9.12 Создание кукл, заучивание ролей МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Переславцева Л.С. 8. 12.12-16.12 Запись голосов. Сведение голосов и музыки в одну дорожку МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Переславцева Л.С. 9. 16.12-22.12 Репетиции, создание афиш и пригласительных билетов, генеральный прогон. МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Переславцева Л.С. 10. 23.12 Премьера спектакля МБОУ г. Иркутска СОШ № 35. Переславцева Л.С. 2.3. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта Краткосрочный результат – создан уникальный продукт, спектакль. Внедрены: технология создания перчаточной куклы; технология работы с куклой; выработан и внедрен комплекс упражнений для рук и пальцев; внедрена артикуляционная гимнастика для развития речевого аппарата. Долгосрочный результат – проявление творческих способностей обучающихся. Сплоченный коллектив. Показ спектакля для детских садов и младших школьников, участие в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах.   3. ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ 3.1 Показатели и критерии успешности выполнения проекта Перед началом работы проекта была запущена анкета на выявления творческих способностей детей. Такая же анкета будет запущенна после завершения работы проекта; педагогические наблюдения за детьми с целью выявления творческих способностей, до и после проекта, помогут сделать вывод в необходимости данного проекта. Данный проект будет полезен обучающимся театрального объединения «Ваганты». Ребята научаться изготавливать перчаточную куклу, научаться выполнять упражнения на развитие гибкости рук и пальцев, научаться выполнять артикуляционную гимнастику для развития речевого аппарата, получат сценический опыт: работа с куклой за ширмой; взаимодействие с партнером; работа с текстом; умения анализировать постановочный материал, делать выводы и принимать решения; создавать сценический образ своему персонажу; проявлять инициативу и доводить начатое дело до конца. Познакомятся с писателями-сказочниками города Иркутска. На премьеру спектакля, планируется пригласить автора постановочной сказки «Тайна Тихвенской площади», Юрия Ивановича Баранова. Группой получат положительные отзывы от зрителей: родителей, педагогов, администрации дома детского творчества и школы, что позволит стать социально успешным ребенком. Смогут пообщаться с автором сказки, получить обратную связь. В данном проекте задействованы все обучающиеся, 12 человек, а значит, что каждый ребенок получит свою «минуту славы». Данный проект принесет популярность детскому объединению «Ваганты», что даст возможность привлечь в объединение, с нового учебного года, обучающихся. Проект «Кукольный театр, как средство развития творческих способностей детей», эффективен за счет активного метода обучения – поискового, заключающийся в том, что изложение учебного материала преподносилось как проблема, требующая от обучающихся самостоятельного разрешения и «открытия», которое нужно сделать им самим. Такой опыт позволит обучающимся поверить в свои силы, почувствовать свои способности и талан, раскрепоститься. А в будущем позволит выйти на сцену без кукол и ширмы. Технология создания спектакля по данному проекту четка и эффективна: все уровни подготовки вытекают один из другого. В работе над проектом, воспитывается культура участников: доброжелательное, уважительное отношение к мнению, выводу, работе друг друга. Обучающимся разъяснены понятия, что в коллективе каждый ответственен перед одним общим делом – рождения уникального спектакля. «Один за всех и все за одного» - девиз обучающихся театрального объединения «Ваганты». Данный проект эффективен и в экономических показателях: куклы, реквизит, ширма и запись голосов выполнена самостоятельно обучающимися. Методы оценки, приемлемые к данному проекту: «книга отзывов», участие в творческих конкурсах на разных уровнях, сбор отзывов от преподавателей театральных дисциплин. 3.2. Оценка рисков Возможные риски в работе над проектом «Кукольный театр, как средство развития творческих способностей детей»: 1. Пропуск обучающимися занятий в театральном объединение «Ваганты», что приведет к увеличению времени работы над проектом, а значит и перенос даты премьеры спектакля. 3.3. Дальнейшее развитие проекта По окончанию проекта деятельность будет продолжена в виде показа спектакля в дошкольных учебных заведениях и в начальной школе общеобразовательных школах города Иркутска. Заявления спектакля как участника очных и заочных конкурсов на разных уровнях и в разных городах. Данный проект будет представлен на педагогическом совете МБУ ДО г. Иркутска Дом детского творчества №2. Описание проекта, и результаты его работы будут опубликованы в печатных изданиях для педагогов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа в проекте «Кукольный театр, как средство развитие творческих способностей детей», вовлекает обучающихся в процесс создания уникального продукта – спектакля. Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности. Кукольный театр даёт возможность детям выплеснуть наружу свои эмоции и фантазию. Данный проект воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Он дает возможность решить большое количество современных проблем обучения и психологии, которые связаны с изобразительным и моральным воспитанием, развитием личностных качеств, памяти, фантазии, раскрепощенности, воображения и предприимчивости. Все это происходит благодаря тому, что кукольный театр очень близок детям. Играя в куклы, стеснительный ребенок ощущает свободу и обретает раскованность, которая помогает в общении. Тем более что куклы могут обучить главным урокам жизни. Проект благоприятно влияет на развитие моторики, координации движений, активизирует визуальное и слуховое созерцание, память, правильную речь, внимание, обогащает словарный запас ребенка. Специалисты уже давно выяснили, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи с работой мозга, а в следствие, и с развитием речи, мышления. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бывальцева М.В. Начальная школа/ М.В. Бывальцева// Детское видение зрелищного искусства – 2008. - № 12, с.45 2. Караманенко Т. Н. Кукольный театр/ Т.Н. Караманенко Москва: Эксперимент, 2009.- 125 с. 3. Кияновский А.А. Библиотечка «Первого сентября»/ серия «Начальная школа»/ А.А. Кияновкий - 2007. № 8, с. 87 4. Конышева Н.М. Начальная школа/ Н.М. Конышева// Проектная деятельность школьников – 2006. - № 1, с.17 5. Рябова О.Н. Начальная школа/ О.Н. Рябова// Кружок-студия «Театр образа» - 2005. - № 11, с.52