Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Педагогический проект : «Что за прелесть эти сказки…»

   МБОУДО  « Детская школа искусств  им. Н. Гончаровой» п. Полотняный Завод  Калужская область

 

Педагогический  проект :  «Что за прелесть эти сказки…»

 

       Авраменко Ольга Константиновна

преподаватель высший категории

 

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕКТА

     Творческий (художественно-выставочный проект) «Что за прелесть эти сказки…» (по сказкам А.С. Пушкина) –  это поиск новых форм и методов организации и проведения занятий по изобразительному искусству в системе урочной и внеклассной работы учащихся «Детской школы искусств имени Н. Гончаровой». В проектной деятельности, как, впрочем, и в любой другой исследовательской работе, выбор и его аргументация занимают не последнее место. Поскольку наш поселок Полотняный Завод – удивительное место Калужского края.  Около 3-х столетий тому назад для нужд отечественного флота  Петр I  в своем Указе повелел построить на этой земле полотняные заводы, основателем которых стал дворянский род Гончаровых.

     Сегодня название поселка, памятные события воскрешают лишь его историю. Здесь в имении деда Афанасия Николаевича Гончарова провела свое детство Наталья Николаевна Гончарова – избранница и муза А.С. Пушкина. Поэту довелось дважды посетить Полотняный Завод и осветить его своим присутствие навсегда. Поэтому было совершенно естественно посвятить творческий проект пушкинской теме, его сказкам.

Стало совершенно очевидным, что непросто современному подростку войти в пушкинский мир. Живая связь Пушкина с новым поколением читателей – явление очень сложное, выдержавшее немало испытаний. Сегодня есть побудительный мотив в том, что в наше время дети перестают читать.  У них отсутствует интерес к такому роду занятий. Их сознание находится под прессом компьютерных игр и интернета. Ученые уже бьют в колокола, обнаружив, сколь малый участок мозга задействован при исключительном компьютерном развитии ребенка. В то время как книга включает сразу несколько центров, охватывая практически весь головной мозг. Не зря говорят, что чтение -  это дыхание ума. Оно формирует духовную зрелую и социально ценную личность. Только от читающих граждан государство может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве. К сожалению, у нас в стране чтение перестает быть национальной ценностью. И забота о чтении, безусловно, становится заботой о нации. Сказки А.С. Пушкина, - это единственное в нашей культуре для детей, за что сейчас можно так сказать «уцепиться» с позиции сохранения русского языка: чистоты строчки, рифмы… Если роман Пушкина «Евгений Онегин» мы считаем энциклопедией русской жизни той эпохи для взрослых, то его сказки – это энциклопедия для детей. Четкие образы: добро – хорошо, зло – плохо. Если дал обещание, как царь  Дадон – выполняй. Не захотел держать данное слово – погибай. Недаром народная присказка гласит:

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам – урок.

Сказка учит человека смыслу земной жизни. В ней он находит разъяснения вопросов о её смысле, счастье, о судьбе, о правде, о зле. Сказки просты и глубоки, юны и наивны, мудры и древни. И эта ценность для наших детей должна быть нетленна как хлеб, воздух и чистая вода. Поэтому экспозиция творческого (художественно-выставочного) проекта «Что за прелесть эти сказки…» надеемся,  найдет положительный отклик у самих создателей и тех, кто будет смотреть их экспозицию  на передвижных  выставках.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕКТА

Цели:

-  эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С Пушкина.

- показать значение добродетельного поступка и избежать порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

- сформировать художественно-пространственное восприятие, образное мышление аккуратность и трудолюбие.

- развить исследовательские методы, путем анализа и обобщение полученных знаний.

- развить навыки работы с разными материалами  в создании образа.

- научить детей самостоятельно создавать рельефы на плоскости в технике папье-маше и оформлять их в панно.

Задачи:

Образовательные

- направить детей к определению понятий «добро», «зло» «правда»,  «ложь», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт;

- научить использовать  в работе  линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи (панно);

Воспитательные:

- формировать способность к воссозданию  сказочного образа на основе общения  с литературным наследием  А.С. Пушкина;

- развить способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию.

- научить находить различия между добром и злом, правдой и ложью на примере сказочных героев.;

- воспитывать аккуратность, бережливость при выполнении практических работ.

 Развивающие:

- развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение);

- развивать умение аргументированно отвечать на поставленные вопросы;

- развивать воображение, мышление, внимание;

-развивать и проявлять творческое отношение к делу в области художественного оформления панно в технике папье-маше (рельефная лепка на плинте).

III. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Участники  творческого проекта – учащиеся отделения изобразительного искусства  МБОУДО «ДШИ им. Н. Гончаровой» п. Полотняный Завод, Калужской области в возрасте 12-14лет (4-5 класс детской школы искусств).

Авторы проекта: Абашина  Марина, Беличенко Полина, Киселёва Альбина, Крылова Татьяна, Леонова Елена, Семёнова Дарья, Шеверева Ксения, Штыкова Дарья, Шоршина Дарья, Щурова Арина

 IV.   ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

     Творческий проект, как технология включает следующие этапы:

- выбор темы;

- принятие решения;

- сбор и обработка необходимой информации;

- разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических требований;

- планирование, организация и выполнение проекта;

- рефлексия (оценка деятельности), защита проекта;

1.  Выбор темы

     На этом этапе выполнения проекта происходило формирование  учебного диалога между учащимися и руководителем проекта, выявление проблемы, интересующей каждую сторону и рассмотрение её в контексте значимых для ребенка жизненных ценностей. Выбор темы проекта требовал от учащихся анализа потребностей дома, школы и т.д.

Преподаватель (руководитель проекта) стимулировал самостоятельность детей в выборе темы проекта. Помогал им обрести уверенность, создавал условия для свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии.

2. Принятие решения

     Данный этап характеризовался анализом интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для выполнения проекта. В процессе работы учащимся при помощи преподавателя (руководителя проекта) необходимо было определить, владеют ли они достаточным объемом знаний и умений, необходимых для выполнения творческого проекта, оценить материальные и финансовые возможности. Ученики не просто должны были слушать преподавателя (руководителя проекта), а постоянно взаимодействовать с ним в диалоге, высказывать свои мысли, делиться своими знаниями, обсуждать то, что предлагают одноклассники, отбирать с помощью преподавателя (руководителя проекта) то содержание, которое закреплено научным знанием.

3. Сбор и обработка необходимой информации.

     Выполнение творческого проекта на этом этапе осуществлялось на основе поиска необходимой информации для его выполнения (прочтение и анализ сказок А.С. Пушкина).  От преподавателя (руководителя проекта) зависел диапазон поиска и самостоятельность в этой деятельности учеников, активизация индивидуального и коллективного поиска, подкрепление эмоциональной мотивации посредством создания ситуации успеха и удовлетворенности результатами поиска.

4. Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических требований

     Этот этап выполнения проекта требовал о каждого ученика напряженной внутренней работы. В процессе работы необходимо было:

- разработать идею выполнения творческого проекта, которая должна  потом воплотиться  в эскиз;

- проанализировать экономическую и экологическую целесообразность идеи (не слишком ли дорогостоящим получается проект? насколько он экономичен?  не несёт ли  вреда окружающей среде?).

Задача преподавателя (руководителя проекта) состояла в организации образовательного процесса на уроках таким образом, чтобы творцом замысла стал ученик, умении слушать ученика, быть внимательным его собеседником.

5. Планирование, организация и выполнение проекта

     Работая над проектом, учащиеся использовали для его выполнения имеющиеся знания и умения  из различных учебных дисциплин. Учебная ситуация, созданная преподавателем (руководителем проекта) на уроках (заданные вопросы для обдумывания типа: считаете ли вы, что…? правильно ли я поняла ваше сообщение…? вы согласны со мной, что…?)  способствовала  востребованию  личных  функций обучаемых.  В результате этого создавалась благоприятная атмосфера для обсуждения вопроса, ученик получал возможность обдумать высказанное мнение или вопрос, внести поправки в изложенную позицию. Продуктивность взаимодействия преподавателя (руководителя проекта) и ученика повышалась, когда преподаватель (руководитель проекта) давал  ученику время на обдумывание ответа, избегал неопределенных и двусмысленных вопросов, изменял ход рассуждений ученика – расширял его мысли или изменял их направления; уточнял, прояснял высказывания детей, задавая уточняющие вопросы; предостерегал от чрезмерных обобщений; побуждал ученика к углублению мысли.

6.Рефлексия (оценка качества выполненной работы), защита проекта

     На заключительном этапе работы над проектом учащиеся осуществляли оценку  качества работы (своей и чужой). Особую значимость при этом имела педагогическая оценка не столько в виде оценки – отметки, сколько в оценочных суждениях преподавателя (руководителя проекта), его жестах, мимике, взгляде, интонации, так как она стимулировала активность учащихся в диалоге, их потребности раскрыться, высказаться, быть услышанными.   

     Педагогическая оценка для ученика – это образец формирования оценочного суждения. На всех этапах выполнения проекта преподаватель (руководитель проекта) проявлял доброжелательность, внимание к каждому ученику, был готов соглашаться с верными доводами и делал это искренне. Все это способствовало вовлечению учеников в общую учебно-познавательную деятельность. «Заражало» и «заряжало» их процессом этой деятельности через вызов в потребности в ней. Причем, у учащихся создавалось впечатление, что инициатором проектной деятельности являются они сами, появлялась внутренняя необходимость в деятельности по выполнению этого проекта.

                            V. Здоровье сберегающий фактор проекта

Работа с клеем, бумагой, акриловыми красками, лаком и шпатлевкой не причинит вреда здоровью подростка.

Готовое рельефное панно следует беречь от падений,  от попадания прямых солнечных лучей, очищать от пыли специальной кистью – пуховкой.

 

                             VI. План работы над проектом

  №

                                            Тема

Часы

1.

- Обсуждение названия проекта

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ….»

     Чтобы вызвать интерес к сказкам А.С. Пушкина, многие из которых хорошо известны с раннего детства  были проведены три урока. Коротко – о первых двух уроках, подробнее – о третьем.

Первый урок (введение): Знакомство участников проекта с детством А.С. Пушкина. Рассказ о людях, которые всегда находились подле него и, конечно же, о сказке, которая сопутствовала ему с раннего детства. 

Пушкин рос противоречивым ребенком. То он был вспыльчивым, порывистым и угловатым, то откровенным, то замкнутым. Но были в доме две женщины, которые охраняли детство поэта, помогали трудному, сложному его росту. Это бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта Ольги Сергеевны, была ума светлого и по тому времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком. И няня Арина Родионовна Яковлева – крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков. Они окружили мальчика своей лаской и  нежностью, научили любви ко всему родному – к русской природе, народному творчеству, истории, к русскому человеку.

     Няня поэта Арина Родионовна, несомненно, была замечательной народной сказительницей: «Хранила в памяти немало старинных былей, небылиц…» В родном краю с юности наслушалась удивительных сказок о царе Салтане, о Марье-искуснице, о работнике Балде. Запомнила она и множество народных песен. Неграмотная крепостная крестьянка была настолько богато одарена  от природы, что знавшие её друзья Пушкина  уверяли: «Родись Арина Родионовна в другом круге общества; вышла бы из неё замечательная русская писательница».  Она передавала Пушкину драгоценное сокровище русского народного творчества, в котором сама достигла высокого мастерства.      Поэзия на Руси повелась от старых нянюшек и бабок, от простых наших крестьянок. Они  её берегли, передавая из уст в уста неторопливо и спокойно, будто плели добротное кружево. Они волновали этой поэзией сердца своих питомцев. Великая заслуга этих простых женщин перед своим народом именно в том, что их воспитанники, поднялись потом до вершин чистейшей народной поэзии и стали всенародными гениями на веки веков. Будучи уже взрослым А.С. Пушкин продолжал слушать нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его быстрым пером в поющие строки.

     После краткого вступления было предложено учащимся назвать известные сказки Пушкина, разгадать кроссворд на тему «Герои сказок Пушкина». Подготовить домашнее задание к следующему уроку: выразительное чтение одного из эпизодов  любой сказки или поэмы (по выбору учеников) А.С. Пушкина; нарисовать иллюстрацию к этой сказке и рассказать о своей работе по примерному плану:

 - Какой эпизод из сказки вы запечатлели?

 -Что изображено на переднем плане вашего рисунка, а что – на втором?

 -Какие мысли и чувства вы стремились передать в вашем рисунке?

Читая сказку, ученики должны отметить картины, возникшие в их воображении, что позволит им в подготовке иллюстраций или эскизов к третьему уроку.

Второй урок был задуман как урок, в котором сочетались, коллективная и групповая формы работы. Ученики с учетом их интересов и взаимоотношений распределялись по группам: исследователи сюжета; языковеды; знатоки героев сказок, театроведы и др. Каждая группа от руководителя проекта получала задание. С каждой группой, разбиралось полученное задание и отслеживалось руководителем проекта, как оно выполняется.

     Прочтение дома сказок А.С. Пушкина и отрывков из них привело детей в восторг. Преподаватель предлагал  ученикам представить себя художниками по костюмам, которые участвуют в создании спектакля и ответить на вопрос, каков будет выбранный вами персонаж, с учетом, что внешность должна отразить его сказочность? - (словесное рисование).

   Третий урок:  Литература – это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. Вопрос: С какими? Не все можно выразить средствами живописи. А средствами музыки? (прослушивание отрывков из опер М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»,  «Сказка о царе Салтане»).  Прозвучавшие музыкальные отрывки дали детям эмоциональный заряд, создали настрой на восприятие, ввели в сказочный мир.

Три урока… И каждый – открытие, взволнованный разговор, иногда и спор.  Говорили о любви и верности, о чести и долге, об измене и соперничестве, о коварстве и подлости. Вместе с поэтом восхищались Людмилой, переживали за Руслана, возмущались вероломством Фарлафа и коварством Черномора из поэмы «Руслан и Людмила»…

Задачей заключительного  урока было  проследить связь  устного народного творчества (сказок) с идеалами русского народа. Перед детской аудиторией был поставлены вопросы:

-Что узнали нового о связи литературы и музыки?

-Трудно ли было выбрать сюжет для ваших рисунков?

Участники проекта показали хорошее знание сказок А.С. Пушкина, умение сопоставлять события, сравнивать героев, делать вывод.

 

 

 

 

 

 

    1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1

2.

- Создание эскиза

Выполнение эскиза сказочного сюжета в карандашной зарисовке (в квадрате). Учащимся на этом этапе необходимо напомнить о принципах композиции в квадрате, о симметрии и асимметрии, композиционном равновесии форм. Ученик должен уметь применять стилизацию и обобщения в сюжетной  композиции с элементами декорирование. Педагог показывает сказки А.С. Пушкина в  иллюстрациях Ивана Билибина, Владимира Канашевича, Елены Гуртик и Татьяны Мавриной.

     2

3.

- Материалы и инструменты.

- Клей ПВА, клей титан, упаковки из-под яиц (ячейки), акриловые краски, акриловое серебро, акриловый лак, акриловая шпатлевка, наждачная бумага, кисти, пеноплекс- основа 60х60, декоративный плинтус.

 

4.

- Изготовление рельефного панно.

Начало работ в материале (по эскизу). Техника папье-маше.

Беседа с учащимися о рельефе и его применении в современном интерьере. Это сопровождается показом интересного иллюстративного материала.

 Масса папье-маше предварительно подготовлена.

Взять основу пеноплекс (60х60)- плинт. Приступить к лепке основного сюжета эскиза.

В этой работе ученик должен понимать, что рельеф не должен быть слишком высоким над плинтом. Самые выступающие его части делаются не выше 15мм.

Готовый рельеф проходит стадию высыхания при комнатной температуре.

Рельефное панно покрывают акриловой шпатлевкой, просушивают при комнатной температуре.

Зачищают поверхность наждачной бумагой. Отшлифовывают работу.

 

    8

5.

- Декорирование и оформление согласно эскизом.

Готовое панно красим акриловой краской двух видов – серой, белой.

Закрепляем с помощью клея титан заранее приготовленные рамки. Рамки красим белой акриловой краской.

По углам панно наносим с помощью трафарета акриловым серебром – узор.

 Просушиваем работу.

Покрываем панно акриловым лаком с помощью мягкой пушистой кисти. Просушиваем.

    6

 

Затраты учебного времени при работе над проектом

   19

VII. Реклама

1. Афиша о передвижных выставках

2. Информация на сайте школы

3. Размещение информации на информационном стендах и в сети Интерне

  VIII. Оценка качества и сложности проекта

     Творческий (художественно-выставочный) проект «Что за прелесть эти сказки…», - был сложным  многогранным  процессом, включавшим малую групповую систему занятий, которая состояла из комплекса заданий,  выстроенных по принципу «от простого к сложному». С повышением самостоятельности в работе каждого учащегося,  а так же в  совместном обсуждении темы, сборе материала, выполнении сюжетных эскизов, определении размеров панно, увеличении его до необходимых размеров эскиза будущей экспозиции, выбор материалов и техники исполнения, создание творческих групп для работы над фрагментами.

Обязательным этапом творческого проекта была эстетическая оценка результата коллективной деятельности: любование красотой панно, созданных совместным трудом, акцентирование внимания на творческих находках, качестве выполнения.Давая эстетическую оценку художественным работам, учащиеся видели, что результат совместного творчества превзошел все ожидания. Отсюда у школьников формируется не только интерес и желание работать в малых группах, но и приобретаются коммуникативные умения, креативность в творчестве и коммуникабельность в общении.

     Ученики, участники проекта, писали дома отзыв о творческих занятиях, рассказывая об открытиях, которые сделали для себя  при прочтении и изучении сказок, поэм А.С. Пушкина. Отвечали на поставленный преподавателем (руководителем проекта)  вопрос: - Что вы узнали нового о связи литературы и музыки? В заключение работы над проектом, преподаватель (руководитель проекта) задал вопрос детской аудитории: «Смогли ли вы по моей интонации определить, какие чувства я сейчас испытываю? Грусть. Да, конечно. Но и радость, и надежду. Радость от того, что вы оказались чуткими читателями. И надежду на то, что вы полюбили Пушкина за мудрость, гуманизм, чувство юмора, за красоту и музыкальность его стиха.

 IX. Выводы

Творческий  (художественно-выставочный) проект «Что за прелесть эти сказки…» явился элементом художественного творчества учащихся отделения изобразительного искусства нашей школы.  Стал составной частью современных педагогических технологий. Мне, как руководителю проекта, такой метод помог разрешить некоторые «производственные трудности», а именно: вовлечь моих учеников в интересную творческую деятельность, вооружить меня, как преподавателя новой технологией, цель которой ориентирована не на интеграцию фактических знаний моих учеников, а на приобретении и применении новых для активного включения в структурированную по этапную деятельность. Преподаватель (руководитель проекта) выступал в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся же – в роли активных участников процесса проектирования. Наконец, проект предполагал в качестве обязательного условия его выполнения рефлексию деятельности, то есть оценку того, что лично каждому дало выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учились адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.      Ребята с удовольствием занимались в технике папье-маше, создав прекрасные экспозиционные рельефы на тему сказок А.С. Пушкина. Тема соответствовала основным педагогическим принципам, возрастной доступности усвоения материала.

     Считаю, что метод проекта, несомненно, перспективен, как эффективная форма художественного творчества учащихся и успешно применяется в нашей детской школе искусств, преподавателями отделений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.  Использование экспозиции творческого проекта, как  передвижную выставку  в  общеобразовательных школах, детских садах, библиотеках, музеях…  поднимает имидж творческого коллектива, преподавателя (руководителя проекта), детской школы искусств. Является показателем результатов учебной работы, условием для сплочения детей. Формирует у подростков стремление радовать окружающих на доступном для них уровне. Создает «ситуацию успеха» для каждого ребенка. Выводит деятельность творческого коллектива за рамки учебного процесса.

     Надеюсь, что у моих учеников, участников проекта, создавших замечательные сюжетные панно и хорошо читавшие отрывки из сказок, не угаснет жажда творчества и желание продолжить знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

X. СЕБЕСТОИМОСТЬ ОДНОГО ПАННО

Наименование материала

Количество

Затраченная сумма

1.

Клей ПВА

250гр

23.00 руб.

2.

Клей ТИТАН

100гр

22.00 руб.

3.

Упаковочный материал из целлюлозы

   -

-

4.

Кисть № 1 и № 5

2 шт.

60.00 руб.

5.

Краски акриловые  баночка 

3шт.

180.00 руб.

6.

Шпатлевка  банка

230гр.

43.00 руб.

7.

Пеноплекс  панели

1шт.

60.00 руб.

8.

Наждачная бумага

1 лист 20х30

15.00 руб.

9.

Лак акриловый  банка

125гр.

20.00 руб.

10.

Краска акриловая (серебро) 

40гр.

60.00 руб.

 

Итого затрат

 

483.00 руб.

Cмотреть работу полностью