Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Педагогический проект "Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования"

МБОУ ДО "ПЕРСПЕКТИВА" г. Бердск Новосибирской области

Педагогический проект "Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования"

 

Составители:

Кондратьева Лариса Юрьевна

Должность:

Педагог дополнительного образования

 

Педагогический проект

Тема: "Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования"

 

 

Содержание

  1. Аннотация...........................................................................................................3
  2. Паспорт педагогического проекта....................................................................3
  3. Пояснительная записка......................................................................................7
  4. Цель и задачи проекта.......................................................................................10
  5. Этапы работы по проекту.................................................................................11
  6. Оценка качества реализации проекта...............................................................14
  7. Заключение.........................................................................................................15
  8. Литература..........................................................................................................16

                                                                                         Аннотация

Данный проект разработан для педагогов дополнительного образования, деятельность которых направлена на формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру, развитие навыков восприятия, стимулирование их творческого самовыражения.

Мы считаем, что  данный проект  перспективен  для работы с одаренными детьми.

Представленный проект технологичен, так как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию творческих способностей в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

                        Реализация проекта:

  • станет эффективной частью системы работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста, обогащению    сенсорного опыта;
  • будет способствовать воспитанию эстетического вкуса, умению любоваться объектами и явлениями природы, получать чувство   удовольствия от красоты природы, литературных образов;
  • будет носить ненасильственный характер, максимально отвечать запросам и интересам детей;
  • будет способствовать формированию творческой личности, пробуждению творческой активности и художественного вкуса;
  • положительно влиять на результативность воспитательно-образовательного процесса.

Все это в целом позволяет решить поставленные проектом  задачи.

Таким образом, данный проект несет в себе созидающую функцию, так как дает толчок к развитию учащегося, к преобразованию его деятельности, оказывает реальную помощь в развитии его творческих способностей, личности, способной преобразовывать окружающую действительность. А также и для педагогов дополнительного образования в наработке эффективных приемов в работе с детьми, использовании новых технологий развивающего обучения, необходимых каждому современному педагогу, добивающемуся качества образовательного процесса.

Паспорт

проекта "Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования"

Структура

Содержание

Тема

"Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования"

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагога дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста

Проект разработан

Кондратьева Л.Ю., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ГЦДТ  г. Бердск

Участники проекта

Педагог дополнительного образования, учащиеся студии прикладного творчества "Вдохновение"

Возраст воспитанников

10-11 лет

Особенности проекта

Данный проект иллюстрирует переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности

Актуальность

Необходимое условие для создания у учащихся  интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Также  основой успешной учебной деятельности учащегося является высокий уровень мотивации к определенному виду деятельности.

Интерес, мотивация,  а также предметное содержание педагогической деятельности способствуют сохранности контингента учащихся в системе дополнительного образования детей, что является очень актуальным, на фоне большого количества предложений по организации внеурочной деятельности

Цель проекта

Создание условий для исследовательской и выставочной деятельности при реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности "От умения к мастерству"

Задачи проекта

1. Построение системы подготовки к конкурсу учрежденческих проектов и фестивалю.

2. Организация восприятия и погружение в темы проектов и идеи фестиваля путем изучения образов устного народного творчества и литературных произведений.

3. Создание условий для изучения необходимых технологий.

Содержание деятельности

Образовательная деятельность в студии прикладного творчества «Вдохновение» ведется по  дополнительной общеразвивающей программе "От умения к мастерству". Программа переработана в 2015 учебном году.

            Подготовка к конкурсу проектов и фестивалю творчества велась в соответствии с локальными нормативными документами МБОУ ДОД ГЦДТ и методическими рекомендациями.

            Создание проектов для конкурса «Учитель+Ученик», презентация проектов учащимися, ( первое место  в номинации «История ремесла»).

            Проведение мастер-классов учащимися для творческого объединения и педагогов.

            Подготовка экспонатов и выступлений для фестиваля творчества.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагога

Повышение качества педагогического процесса путем осуществления  индивидуально-личностного подхода к ребенку.

Повышение мотивации и интереса учащегося к выбранному виду деятельности.

Систематизация работы по использованию различных техник декоративно-прикладного творчества.

Продукты  деятельности педагога:

Разработка дополнений в дополнительной  общеразвивающей программе художественной направленности "От умения к мастерству"

Методическая разработка открытого занятия "Point-to-point"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

  «Использование новых декоративных техник  с  младшими школьниками на занятиях декоративно-прикладным творчеством"

Результат деятельности учащихся

Формирование творческого начала в личности ребенка, развитие предпосылок для творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем.

Совершенствование умений и навыков детей  в освоении новых техник.

Продукты  деятельности учащихся

Проекты: "Баба Яга - удивительная героиня русских сказок", "Рождение холодного фарфора".

Выставки детского творчества «Осень - сказочный чертог, всем открытый для обзора», «Рождество со Щелкунчиком», «Весна в родном городе».

Этапы работы над проектом

май 2015-сентябрь 2015

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Направление деятельности: информационно-методическое

- Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

Направление деятельности: мотивационно-целевое

- Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.

Этапы работы над проектом

октябрь 2015-декабрь 2015

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта

       Направление деятельности: познавательное

Форма организации:

  • Беседы с детьми.
  • Наблюдения и экскурсии.
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Создание проблемных ситуаций. 

Направление деятельности: практико-ориентированное

Форма организации:

  • Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, экспериментирования с цветом, формой, материалом, работа в парах,  игры на воображение,  ассоциацию)
  • Работа над созданием проекта "Рождение холодного фарфора"

Этапы работы над проектом

январь 2016-май 2016

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.

Направление деятельности: практическое

Форма организации:

  • Работа над созданием  проекта"Баба Яга - удивительная героиня русских сказок"
  • Работа над созданием настенных панно и объемных композиций в различных техниках
  • Детские мастер-классы для учащихся и педагогов

Пояснительная записка

Формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности,  осуществляется в процессе целенаправленного эстетического воспитания школьника. Одним из направлений художественно-эстетического воспитания является деятельность, ориентированная на развитие восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного, эстетического отношения к жизни. В детском творчестве часто наблюдается отражение окружающего мира и природы, того опыта, который он почерпнул из прочитанных им произведений. Именно природа  и литература пробуждает  в детях любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок  познает красоту окружающего мира через восприятие  природы и литературных образов, вызывающих восторженный отклик в детской душе. Маленький человек с материалами для творчества получает ничем не заменимую радость творить, возможность свободно фантазировать, привыкает мыслить широко и оригинально, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Занятия прикладным творчеством доставляют детям удовольствие, а также обогащают представления о мире. Использование различных техник и способов изображения раскрепощают ребенка, активизируют его воображение. Предоставляется возможность экспериментирования способов изображения предметов, поиска нового оригинального решения, реализации индивидуального замысла.

В настоящее время проектная деятельность  одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в дополнительном образовании. Развивая творческие способности школьников посредством нетрадиционных технологий, проектный метод является наиболее успешным в создании системы работы во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

В формировании творческой активности большое значение имеет комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Диалоги в деятельности с детьми направлены на совместное обсуждение ситуаций и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Наводящие вопросы «почему нравится…» или «почему так…» побуждают  к осмыслению использования тех или иных техник и материалов для передачи особенностей объектов окружающей природы и уточнению критериев, по которым он оценивает яркость и выразительность образа. Метод эксперимента с различными материалами направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиск новых приемов работы и неординарный подход к синтезу материала. Метод создания проблемной ситуации направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений, умение видеть необычное в обычном.

Содержание работы по проекту обосновано особенностью детского восприятия картин окружающей природы и литературных образов. В них наиболее ярко учащиеся могут проявить творчество, используя разные техники и материалы.

             Актуальность

            Необходимое условие для создания у учащихся  интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Также  основой успешной учебной деятельности учащегося является высокий уровень мотивации к определенному виду деятельности.

            Интерес, мотивация,  а также предметное содержание педагогической деятельности способствуют сохранности контингента учащихся в системе дополнительного образования детей, что является очень актуальным, на фоне большого количества предложений по организации внеурочной деятельности.

Адресация проекта

            Проект предназначен для совместной деятельности педагога дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста.

            Участники проекта

            Педагог дополнительного образования, учащиеся студии прикладного творчества "Вдохновение".

            Возраст воспитанников

            10-11 лет

          По характеру создаваемого продукта

Исследовательский, творческий, практико-ориентированный. Учащимся предоставляется свобода выбора материала и способов передачи выразительных образов, возможность экспериментирования и творческого самовыражения в созидательном преобразовании окружающего мира.

            По продолжительности Долгосрочный, разработан на 2015-2016учебный год.

По профилю знаний

Метапредметный проект, включает взаимодействие различных видов деятельности – познавательной, музыкальной, продуктивной изобразительной, экспериментально-исследовательской.

По уровню контактов и масштабам организации

 На уровне образовательного учреждения, предполагает взаимодействие с социумом (участие в городских выставках детского творчества).

Материалы для реализации проекта

 Соленое тесто, акварельные краски и гуашь, акриловые краски, грунт, лак акриловый, лоскутки ткани, синтепон, пайетки, блестки, стеклярус, салфетки, кофейные зерна. Иллюстрации картин художников-пейзажистов. Художественное слово о сезонных изменениях в  природе, русские народные сказки, произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки.

            Цель проекта

            Создание условий для исследовательской и выставочной деятельности при реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности "От умения к мастерству".

            Задачи проекта

            1. Построение системы подготовки к конкурсу учрежденческих проектов и фестивалю.

            2. Организация восприятия и погружение в темы проектов и идеи фестиваля путем изучения образов устного народного творчества и литературных произведений.

            3. Создание условий для изучения необходимых технологий.

             Содержание деятельности

Мы считаем, что художественные задачи и виды творческой деятельности на занятиях декоративным творчеством  должны соответствовать своему времени и быть интересны и актуальны для ребенка. Занятия декоративно-прикладным искусством - это сфера формирования культуры личности и область освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, общечеловеческого, исторического.

На занятиях декоративно-прикладным творчеством у учащихся формируется способность разносторонне и вариативно рассматривать, осознавать и оценивать ситуации, предлагаемые на разных учебных дисциплинах, расширяются границы поиска в рамках одного искусства; дети активно включаются в процесс творчества; формируется целостное художественное сознание учащегося, которое позволяет ему адекватно воспринимать произведения искусства и явления действительности; формируются эстетические оценки и предпочтения; предоставляются широкие возможности  в обеспечении выбора направления развития; осуществляется желание активного самовыражения в одном или нескольких видах творчества, активизируется интерес и потребность общения с искусством; создается культурное, интеллектуальное, творчески активное пространство, центром которого становится личность учащегося.

Образовательная деятельность в студии прикладного творчества «Вдохновение» ведется по  дополнительной общеразвивающей программе "От умения к мастерству". Программа переработана в 2015 учебном году: разработан индивидуальный образовательный маршрут для детей четвертого года обучения. Программа "От умения к мастерству" четырехгодичная, на всех этапах ее реализации наблюдается  стабильная сохранность контингента учащихся, что свидетельствует об интересе и мотивации учащихся. Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для ребенка необходима учебная деятельность как основа последующего успешного функционирования в обществе. Следовательно, необходимо развитие мотивации обучения.

Основой успешной деятельности учащегося является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Существует 4 вида мотивации (по Додонову).

1.      Удовольствие от самой деятельности

2.      Значимость для личности непосредственно результата деятельности

3.      Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность

4.      Принуждающее давление на личность

На занятиях в творческом объединении "Вдохновение" дети получают удовольствие от самой деятельности, так как деятельность строится на принципе от простого к сложному, учащимся предоставляется возможность использовать различные материалы и техники. Результат деятельности - готовый продукт - так приятно подарить родным, друзьям или украсить свою комнату.  Участие в выставках и конкурсах дает возможность получить за свою деятельность призы и награды, а проведение учащимися мастер-классов повышает их самооценку. Принуждающее давление на личность на наших занятиях полностью исключено. Занятие в  творческом объединении мы рассматриваем как процесс активного сотворчества учителя и ученика, которое может состояться, если педагог умеет чувствовать каждого из своих учеников, с которым он работает. Он сможет вовремя прийти ему на помощь тогда, когда ученику трудно будет самостоятельно обобщить свои знания и представления, когда информация многопланова или поставленная художественная задача многогранна.

            Подготовка к конкурсу проектов и фестивалю творчества велась в соответствии с локальными нормативными документами МБОУ ДОД ГЦДТ и методическими рекомендациями.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

«Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования»

Период

Содержание

Прогноз

Направление деятельности

Формы

Для педагогов

Для детей

май 2015-сентябрь 2015

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Информационно-методическое:

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

 

 Разработка учебно-методического комплекса:

- Разработка дополнений в дополнительной образовательной программе "От умения к мастерству"

- Методические рекомендации по использованию новых техник в  декоративно-прикладном творчестве с детьми младшего школьного возраста.

- Календарно-тематический план работы творческого объединения на   текущий год

Создание материально-технического комплекса:

- Видеопрезентации

- Создание минибиблиотеки

- Подготовка материалов для творчества

Определение проблемного поля:

- В развитии уровня творческих способностей учащихся.

- Подбор пакета методических рекомендаций и практического материала для реализации  проекта

-В использовании различных материалов и техник в изобразительной деятельности

Мотивационно-целевое:

Стимулирование мотивации деятельности участников проекта.

 

 

- Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.

- Анализ детских работ.

 

- Выбор направления и методов взаимодействия с детьми.

- Обогащение представлений и знаний о художественной литературе, устном народном творчестве

           

 

Период

Содержание

 

Прогноз

Направление деятельности

 

Формы

Для педагогов

Для детей

октябрь 2015-декабрь 2015

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта

 

Познавательное

- Беседы с детьми.

- Наблюдения и экскурсии.

- Слушание музыкальных и литературных произведений.

- Создание проблемных ситуаций.

Поиск активных форм взаимодействия с учащимися.

Обогащение знаний детей о временах года, о литературных героях, о средствах передачи выразительности образа.

 

Практико-ориентированное

 

 Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, экспериментирования с цветом, формой, материалом, работа в парах,  игры на воображение,  ассоциацию).

Систематизация работы по использованию новых техник в изобразительной деятельности с учащимися.

 

Повышение качества педагогического процесса путем осуществления  индивидуально-личностного подхода к ребенку.

 

Экспериментирование, апробация,

овладение  новыми техниками  изображения.

 

Получают представления:

об особенностях времен года, изменениях в природе;

о жанрах живописи, ее средствах выразительности;

о классификации теплых и холодных оттенках цвета;

о  разновидностях техник исполнения творческих работ.

 

Осень- сказочный чертог всем открытый для обзора

"Рождение холодного фарфора"- работа над проектом

 «Волшебные краски природы» - экспериментирование с цветом;

 «Осень» - экспериментирование с различным техниками лепки из соленого теста для создания выразительного образа кроны деревьев

«Осенняя палитра» - экспериментирование с красками «смешивание цветов»;

«Ковер из осенних листьев»- тестопластика;

«Веточка рябины» - техника «барельеф»

Рождество со Щелкунчиком

"Мой любимый герой"- техника точечной росписи;

"Компьютерная мышка"- эксперимент по декорированию компьютерной мышки;

"Принцесса Мари"- техника витражной росписи;

"Новогодние игрушки"- декорирование предметов интерьера;

"Баба Яга- удивительная героиня русских сказок"- работа над проектом

 

 

 

 

           

 

 

Направление деятельности

 

Формы

Для педагогов

Для детей

Январь-май

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе.

 

Практическое

"Подарок маме"- картины из кофейных зерен;

"Часы" -техника декупаж";

"Весна в любимом городе"- тестопластика;

"Розы"-лепка из холодного фарфора -мастер-класс;

"Миллион маленьких радостей"-тестопластика

Проведение мастер-классов

 

- Педагогическая поддержка успешности ребенка  в творческом самовыражении.

-Совершенствование опыта работы по проектной деятельности с детьми.

- Развитие предпосылок для творческого мышления и восприятия, реализация интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем.

 

- Совершенствование умений и навыков детей  в освоении нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

 

 

Оценка качества реализации проекта

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

1. Методическая разработка открытого урока "Техника точечной росписи " - первое место в смотре методических разработок МБОУ ДОД ГЦДТ и публикация во всероссийском сетевом издании "Портал педагога";

2. Работы в технике тестопластика : "Золотая осень", "Золотые дубравы", "Осень- сказочный чертог всем открытый для обзора", "Осенний лес" - первые места в городском фестивале детского творчества "Разноцветная планета";

3. Ученический проект "Баба Яга удивительная героиня русских сказок" - первое место в конкурсе  проектов «Учитель+Ученик» в МБОУ ДОД ГЦДТ; первое место в конкурсе ученических проектов в МБОУ СОШ №11; второе место в Межрайонном фестивале проектов и детских открытий (Линево);

4. Ученический проект "Рождение холодного фарфора" -диплом участника в международном конкурсе "Горизонты открытий";

5. Работы в технике тестопластика "Лес, точно терем расписной...", "Паутинки это мы"- вторые места во всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества "Уж небо осень дышало..";

6. Работы в технике точечной росписи "Мой любимый герой новогодних сказок" -первые места второго этапа фестиваля "Рождество со Щелкунчиком" МБОУ ДОД ГЦДТ;

7. Работа в технике тестопластика "Мамины помощники"(из серии работ "Миллион маленьких радостей") - первое место во всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества "Талантоха".

Заключение

Практика показала, что занятия декоративно-прикладным искусством обладают большим педагогическим потенциалом. Они позволяют воспитывать вкус детей на примерах народного декоративного искусства, развивать творческую активность, создавать красивые и функциональные изделия. Выставки и конкурсы в течение учебного года, мастер-классы  показали высокую результативность реализации данного проекта.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что занятия декоративно-прикладным творчеством имеют высокий развивающий потенциал. У учащихся отмечается высокий интерес к содержанию поисковых задач, появляется широта интересов – стремление заниматься разными и непохожими друг на друга видами декоративно-прикладного искусства, желание попробовать свои силы в разных его сферах. Все это становится основой накопления многообразного опыта и постоянной его переработки, трансформации в новые образы, идеи. Привлечение на занятия декоративно-прикладным творчеством  новых интересных декоративных техник, во взаимодействии с литературой, музыкой и культурным наследием оправданно и эффективно.

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.
  2. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  3. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18.
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. 

5.                     Ермолинская Е. А. /Взаимодействие искусств как дидактическая основа художественно-творческого развития детей и юношества// Педагогика искусства. Электронный научный журнал УРАО «ИХО» 2006, №1. Код доступа http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/ermolinskaya_10-12-2006.htm

6.                   Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7, с. 66-71.

  1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
  2. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с.
  4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997.
  5. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10 с. 34-37.
  6. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб. пособие для спецкурса. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1996.
  7. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2000.
  8. Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 41-48.
  9. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 - 4).- М.: Просвещение, 2001. - Ч. 2.
  10. Ситявина И.А. Современный урок в начальной школе. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 53-55.