Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
03.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
29.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Педагогическая мастерская "Любовь - волшебная страна..."

ГБПОУ ВО

«Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М Ф. Тимашовой»

Педагогическая мастерская на тему: «Любовь - волшебная страна…»

(заключительный урок по творчеству М.И. Цветаевой)

Номинация «Методические материалы, разработки уроков гуманитарного цикла»

Зинченко Елена Валентиновна,

ГБПОУ ВО «БАИК»,

преподаватель русского языка и литературы 1 КК,

Воронежская обл., г. Бобров

Пояснительная записка

Цели урока:

Обучающая - через основные этапы мастерской создать атмосферу “погружения” в творчество автора, выявить основные черты любовной лирики М. Цветаевой.

Развивающая - совершенствовать навыки анализа поэтического текста, способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей студентов.

Воспитательная - воспитывать чувство прекрасного при близком знакомстве с поэзией.

Область применения: обучающиеся 2 курса.

Ожидаемые результаты: процесс постижения истины и создание творческого продукта.

Формы и методы реализации: педагогическая мастерская.

Необходимое материально-техническое обеспечение: компьютер, м/медийный проектор, экран, фото-коллаж «М.И. Цветаева», романс «Я, словно бабочка…», песня «Мне нравится…», стихи М.И. Цветаевой на отдельных листах каждый, листы А-4 разного цвета, цветы из бумаги, клей, магниты.

Перечень использованной литературы:

1. Ариадна Эфрон. «А душа не тонет». Письма 1942 – 1975 гг. Воспоминания. сост. Р.Б. Вальбе, Изд. 2-е. – М.: Культура, 2006

2. М. Цветаева. Избранное /Сост., коммент. Л.А.Беловой. – М., Просвещение, 1989.- 367с. 3. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Т.Я. Еремина. М.: Просвещение, 2013

4. Русская литература XX века. 11 кл. / Агеносов В.В. – М.: Дрофа, 2002г.

5. Русская литература XX века. 11 кл.: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. / Агеносов В.В. Безносов Э.Л. – М.: Дрофа, 2002г.

                                                                                    Моим стихам, как драгоценным винам,

                                                                                    Настанет свой черёд…

                                                                                                                                    М. Цветаева

Вступительное слово учителя.

Знаете ли вы, что если во Вселенной гаснет звезда, то свет ее еще миллионы лет виден на Земле? "Беззаконная комета" поэзии М.И. Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего 18 лет. Сборник "Вечерний альбом" стал первым шагом юной гимназистки в творческое бессмертие. В этом сборнике она определила своё жизненное и литературное кредо - утверждение собственной непохожести и самодостаточности, обеспеченных глубиной души. Более 70лет назад, отвечая на вопрос одной парижской газеты, что вы думаете о своем творчестве, Цветаева написала:

                                         …Моим стихам, как драгоценным винам,

                                         Настанет свой черед.

Эти строки мы возьмём сегодня в качестве эпиграфа для работы педагогической мастерской.

Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, что означало бы для нее вне жизни. Предчувствие любви, ожидание ее, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки - все эти состояния цветаевской героини запечатлены в любовной лирике в многочисленных нюансах. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей. Истинное чувство, по Цветаевой, живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. 

Я предлагаю вам сегодня погрузиться в мир любовной поэзии М. Цветаевой, прикоснуться к этому чувству, понять для себя, какие строки тронули струны вашей души, а результатом нашей работы должен стать сборник, составленный из стихов о любви Марины Ивановны Цветаевой, которые бы вы хотели прочесть или порекомендовать прочесть другим.

1 этап. Индукция.

- Прослушайте романс на стихи М. Цветаевой, посмотрите фото-коллаж и запишите ряд прилагательных к слову «любовь». (Звучит романс «Я, словно бабочка…»)

2 этап. Самоконструкция.

- Выберите одно - два стихотворения о любви, которые вам очень понравились, из тех, что вы читали к уроку. Запишите в тетрадь название стихотворения, дату написания,  основную мысль. Определите, какую любовь описывает поэт.

3 этап. Социоконструкция.

- Разобьёмся на группы по определению понятия «любовь» (счастливая, безответная, взаимная, несчастная, неповторимая и т.д.). Отложите из предложенных вам текстов (на столах) тексты своих стихов. Дайте вашему блоку стихов общее название строкой автора. Запишите его в тетрадь, а также запишите список выбранных лирических произведений.

4 этап. Социализация.

- Наклейте на А-4 свои стихи. Напишите название вашего блока.

5 этап. Афиширование.

Творческие группы по очереди презентуют свои главы сборника, прикрепляя на доску страницы главы. В это же время возможно прочтение некоторых строк из любого стихотворения.

6 этап. Разрыв.

- Я уверена, что вы уже сделали свои открытия, прикоснувшись к бессмертной лирике, у вас уже появились любимые строки, вы по достоинству оценили творчество поэта. Очень долго шла Марина Цветаева к своему читателю. Как много еще не сказано и не открыто в ее творчестве.

Учитель читает стихотворение «Моим стихам…».

- Слова Марины Цветаевой оказались пророческими. Её стихам настал черёд. Вот и у нас появился сборник любимых стихов М. Цветаевой о любви.

Учитель демонстрирует обложку к сборнику, выполненную им самим. Название сборника – эпиграф урока: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». Страницы глав и обложка скрепляются.

Домашнее задание. Написать рецензию на созданный сборник стихов М.И. Цветаевой.

Выставление оценок студентам возможно после проверки учителем индивидуальных листов. Отдельно можно оценить работу студентов, читавших стихи или отрывки стихов.

7 этап. Рефлексия.

- Любовь, по Цветаевой, раскрепощает душу, даёт ощущение внутренней свободы, заново открывает человеку его самого. Любовь раскрывает огромные душевные силы - силы, способные противостоять самой смерти. Любовь вечна, она, по мысли поэта, воедино слита с миром природы и искусства, поскольку является воплощением творческого начала бытия. Любовь не может умереть - она вечно возрождается, вдохновенно преображаясь. Даже если любящий человек уходит из земной жизни, его любовь остаётся в этом мире, чтобы, «смеясь над тленом, стихом восстать – иль розаном расцвесть!».

- Как по-вашему, с каким цветком можно сравнить любовь Марины Цветаевой?

- Прикрепите на доску:

  • розу, если вы считаете, что её любовь красивая, недоступная, пламенная;
  • незабудку, если любовь – обещание верности и нежной любви;
  • лилию, если любовь – символ чистоты, нежности и надежды.

(Звучит песня «Мне нравится…»)

- Всем спасибо за работу! Мастерская закрыта.