Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Открытый урок "Сабантуй-национальный праздник татарского народа"

ГАПОУ "Казанский нефтехимический колледж им. В.П. Лушникова"

 

Открытый урок "Сабантуй-национальный праздник татарского народа"

 

Ульянова Оксана Валерьевна

преподаватель

 

 

 
 
С развитием глобализационных процессов, а также ростом урбанизации могут ослабевать национальные традиции, поэтому их изучение в условиях мультиконфессионного и мультиэтничного российского государства имеет особую актуальность.
Тема урока: Сабантуй-национальный праздник татарского народа
  • : 45 минут
Цели урока
  • : сформировать представление о празднике «Сабантуй» как празднике единства, солидарности и преемственности в формировании культурной идентичности татарского народа
1) рассмотреть историю возникновения праздника
2) определить проявления традиций татарского народа при организации и проведении праздника
3) выявить влияние политических устройств и конфессий на организацию и проведение праздника
  • : развитие коммуникативных, организаторских, информационных компетенций студентов, развитие эстетического вкуса и творческого восприятия
  • : приобщение подрастающего поколения к традициям татарского народа, сохранение и развитие национально-культурного своеобразия татарского этноса.
  • : Компьютер, тематические слайды
  • :
1. Агавайрем (Сабантуй). – Электронный ресурс. Режим доступа: http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem (дата обращения: 20.04.2022).
2. Бакиров М.Х. Татарский фольклор: монография. Второе дополненное издание. – Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2018 – 406 с.
3. Давлетшин Г.М. Древние корни сабантуя // Татарский мир. – 2011 – № 6 (6339). – С 4-5.
 
Методы и приемы обучения:
- объяснение с элементами беседы
- демонстрация плакатов
- метод сравнения
- рефлексия
Ход урока
I Организационная часть 1-2 минуты
Приветствие гостей и студентов; проверка присутствующих, подготовка рабочих мест
II Вступление 1-2 минуты
В современном мире мы можем наблюдать стремительное развитие глобализационных процессов, рост урбанизации, технологизации, благодаря чему люди свободно мигрируют в любую точку России и мира, что с одной стороны, способствует сближению и слиянию культур разных народов и стран, а с другой стороны при этом могут ослабевать национальные традиции. Поэтому сегодня имеет особую актуальность изучение национальных традиций в условиях мультиконфессионного и мультиэтничного российского государства.
На этом уроке мы с вами познакомимся с традициями национального праздника Сабантуй. Этот праздник, несмотря на то, что является исконно татарским национальным народным праздником, объединяет все национальные народы, проживающие, как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. В Республике Татарстан Сабантуй является одним из государственных праздников, а кроме этого празднование Сабантуя проводится во многих городах России и за рубежом. С 2002 года Сабантуй входит в перечень культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Поэтому сегодня мы узнаем историю возникновения праздника, формирование его основных традиций под влиянием других конфессий и политических устройств.
III Актуализация базовых знаний учащихся 5-7 минут
Вопросы о том, что известно студентам о празднике Сабантуй:
  1. Были ли Вы когда-нибудь на празднике Сабантуй?
2) С чем ассоциируется у Вас этот праздник?
3) Если Вы были на празднике в деревне и в городе, отличается ли их проведение?
4) Какие конкурсы Вам нравятся больше всего?
5) В каких конкурсах Вы сами участвовали?
6) Как Вы думаете, с какого времени празднуется праздник Сабантуй?
IV Основная часть 15-20 минут
(рассказ об истории праздника Сабантуй, показ слайдов)
Итак, мы с вами сейчас услышали мнения о том, когда началось празднование Сабантуя. На самом деле, этот древнейший праздник описывался еще в 921 году знаменитым исследователем Ибн Фадланом, послом из Багдада в Булгарах. Упоминание Сабантуя содержится в эпиграфическом памятнике, датированном 1292 г., обнаруженном в селе Старые Салманы Алькеевского района.
В наше время по-разному интерпретируют происхождение праздника. По одной из версий, это праздник земледелия. Так, слово «сабантуй» имеет два корня: «сабан», что переводится, либо как «яровые», либо - «плуг», и «туй», что означает праздник, свадьба. То есть, смысл слова означает праздник в честь сева яровых культур. Другой перевод слова «сабан» - весенний, что объясняет время его проведения. Первоначально, праздник проводился перед началом весенних полевых работ, в конце апреля. Точной даты у празднования Сабантуя нет, она назначалась в зависимости от погодных условий, и первоначальный ее смысл состоял в задабривании богов плодородия, чтобы получить богатый урожай.
Этот же смысл вкладывался в проведение состязаний, которые имели практическую цель: во время соревнований выявлялись самые сильные и ловкие мужчины – победители, которым доверялось вспашка первой борозды. Эту борозду символически засеивали разными семенами, клали в нее яйца.
По другой версии Сабантуй с его военизированными играми, определением главного батыра и вручением ему барана - повторяет тюркские традиции тенгрианства, Тенгри – это верховное божество неба, то есть, это ежегодный праздник кочевников.
В этом контексте смысл состязаний праздника – военный, для лучшего приспособления кочевого тюркского народа. Смотрите сами, подготовка к весеннему Сабантую начиналась еще с осени, то есть, мужская часть народа постоянно тренировала свои боевые навыки. Кочевники живут в степях, они строят дозорные башни, на них необходимо быстро взбираться – а на Сабантуе присутствует конкурс лазания по вертикальному или наклонному шесту. Такой конкурс, как бой мешками на бревне похож на бой всадников, подготовка к состязанию к скачкам – тренировка управления конем. Такой конкурс, как поднятие гирь, немного видоизменился – сейчас победитель тот, кто поднимет гирю большее количество раз, а раньше поднимали камни, все время увеличивая вес, тренируя свое тело. Победители в индивидуальной борьбе заставляли тренироваться каждого юношу, определяя в итоге самых подходящих борцов для возможных военных сражений.
Вручение барана символизировало протюркский обычай, предки тюрков жили в горах, а горы ближе всех к божеству Тенгри из-за своей высоты, то есть, горный баран – это священное существо, а батыр с поднятым бараном на плече – человек, символизирующий Бога. Подтверждение культа барану этнографы находили и в татарском орнаменте – завитки цветов и растений напоминали рога барана.
Есть еще третья версия происхождения, по которой «сабан» - это кумыс, и это начало доения кобыл для изготовления кумыса.
Этот праздник впитал в себя традиции других языческих праздников. Например, раньше, Сабантуй начинался с угощения птиц кашей. Этот обычай позаимствован из древнего языческого праздника – Карга боткасы, напоминающего Науруз. Древние люди не знали, почему приходит весна и ассоциировали ее с прилетом грачей – черных птиц, которые приносили весну на своих крыльях. Поэтому в некоторых деревнях сохранился обычай разбрасывания зерен на сабантуй или конкурс для детей, которые варят для птиц кашу, называя ее грачиной или вороньей кашей. Это тоже чисто языческий обычай – задобрить и привлечь птиц, чтобы они принесли весну и благоприятную для урожая погоду.
Обычай звать друзей и гостей пришел из праздника «Джиен» в переводе на русский «собрание» — татарский народный праздник окончания весенних полевых работ.
Некоторые исследователи находят в праздновании Сабантуя признаки Христианской Пасхи. Действительно, Сабантуй появился раньше, чем принят ислам, в IX-X веках, а до этого некоторые народы Волжской Булгарии, в зависимости от локализации, жили по обычаям христианства. В подтверждение этим заключениям – 1) плавающая дата праздника, которая изначально была в конце апреля, 2) перед праздником хозяйки должны были полностью вымыть свои дома 3) на праздник собирались все родственники, 4) сбор перед праздником по деревне крашеных яиц, которыми затем награждались участники состязаний и гости праздника. Самым ценным цветом, правда, считался не красный, а зеленый, для этого яйца красили в отваре из березовых листьев. Утром, в день праздника, дети бегали из дома в дом, собирали в полотняные мешочки яйца и угощения. Так, Габдулла Тукай (1886-1913) в своих мемуарах писал, что в день Сабантуя его будили, давали в руки полотняный мешочек и он со всеми мальчиками, ходил по домам, где их угощали конфетами, пряниками и крашеными яйцами. В некоторых деревнях был такой обычай: награждать яйцами побежденного участника, со смыслом, «иди, поешь пока, наберись сил».
Впоследствии, дата Сабантуя сместилась к началу лета, то есть, концу полевых работ, когда у деревенских жителей появлялось немного свободного времени.
Многие исследователи, наоборот, считают праздник Сабантуя не привязанным к религии. Например, во время праздника допускается ряд поступков, которые запрещены Кораном в другие дни. Среди них, например, такой, что женщина имеет право появиться на празднике, который является людным местом, там есть мужчины. Кроме того, по законам шариата невеста и жених подбирались родителями. Но во время Сабантуя разрешалось знакомиться молодым людям, из которых потом получались семейные пары. Девушки вдохновляли парней на победу в состязаниях, которые старались показать себя во всей красе.
Одним из основных принципов праздника Сабантуй является то, что во время празднования никто не должен быть обижен или оскорблен, участники праздника сами следят за порядком.
Плодородие касалось не только урожая, но и здоровых потомков. Уже упоминалось, что во время Сабантуя молодые люди могли познакомиться и впоследствии создать семью. Сам по себе языческий обычай сбора подарков (как бы для жертвоприношения, но подарки потом вручались победителям состязаний) перед Сабантуем имел еще один смысл. Подарки готовили молодые незамужние девушки, вышивали платки и полотенца, а собирали подарки молодые парни репродуктивного возраста. Сам по себе шест, на который вешались подарки некоторые этнографы считали «мужским» символом, перед каждой дверью парни били шестом об землю, как бы освящая его, а потом стучали в дверь. Считалось, что, если из дома, в который они постучали, на шест вывешивался подарок, в доме будет удача и счастье для семьи. В некоторых деревнях парни, собирающие подарки, надевали валенки, так как считалось, что пушинки от овчины, очищают путь. Этот обычай потом воплотился в свадебных обрядах, невестке, перед тем, как зайти в дом свекрови, стелили коврик из овчины или подушку. Этим они как бы очищали нового человека, впуская в свой дом. Самым ценным подарком считалось полотенце, которое вышила молодая женщина – «молодушка», которая вышла замуж после прошлогоднего сабантуя. Она должна была постараться и богато украсить орнамент полотенца, иначе народ мог посчитать эту семью жадной. Молодая женщина могла напутствовать свой дар, например, сказать, чтобы его подарили победителю скачек, или, например, чтобы подарок достался тому, кто пришел последний. Этот дар тоже имел символичное значение, и дарителю, и тому, кому он доставался - приносил счастье или исполнение желания.
На празднике Сабантуй каждый мог похвалиться талантом – кто в спортивных и силовых состязаниях, музыканты разучивали новые песни и мелодии, народные мастера готовили инструменты и поделки. Народ узнавал на празднике новые песни, и потом напевал их целый год.
В состязаниях участвовали все представители мужского пола – мальчики с 5 лет, юноши, мужчины и старики. Старикам разрешались некоторые послабления.
Молодые парни и девушки участвовали в различных играх, которые проводились несколько дней, со дня сбора подарков, как уже говорилось, родители разрешали им до глубокой ночи петь песни, водить хороводы, знакомиться.
Таким образом, до революции, в зависимости от территории проведения праздник Сабантуй имел определенные ритуалы, основные из которых: встреча птиц, задабривание духов плодородия первой вспашкой, воспитание духа защитника в мужском населении татарского народа, сбор подарков, знакомства молодых парней и девушек, лучшие подарки молодых жен, как передача традиции знакомиться во время Сабантуя и создать в дальнейшем счастливую здоровую семью.
Советский строй довольно ощутимо отразился на празднике Сабантуй, изменив его привычные ритуалы. В советское время многие национальные праздники объявлялись религиозными и «пережитками прошлого», но Сабантуй не только остался в татарской культуре, но и распространился по территории России, так как, благодаря урбанизации в ряде городов появились татарские диаспоры, а Сабантуй стал общетатарским праздником.
Командно-административная система не обошла Сабантуй – он стал праздноваться после завершения весенних полевых работ, в одно из воскресений, причем в деревнях раньше, чем в городах, и главный праздник – в Казани. Добровольная основа самоокупаемого народного праздника изменилась – руководством стали назначаться ответственные за то или иное мероприятие. Также из-за переноса даты праздника, отпали некоторые ритуалы, как участие детей в приготовлении грачиной каше, сборе яиц, так как по времени эти ритуалы стали неактуальны. Сборы подарков стали называться поборами, и их также отменили.
Правда, в сельской местности, сбор подарков оставался дольше. Но сами подарки также изменились. Теперь молодые девушки не ткали собственноручно полотенца и не украшали их, а дарили рубашки и готовые полотенца и платки. Конечно, раньше у сбора подарков был особенный настрой – все видели воочию мастерство девушки, и для нее было честью, если ее дар выбирался, как лучший, для победителя. Долго оставалась традиция сбора яиц, но теперь их не красили, а сдавали в потребкооперацию, и на вырученные средства приобретали инвентарь для проведения Сабантуя.
Особенность советского Сабантуя – это то, что он проводился «в соответствии» и «по указанию» Татарского обкома партии, республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы Министерства культуры Татарской АССР. В организации праздника появилась официальная и неофициальная части. В официальной части были выступления руководителей местных органов самоуправления, награждения передовиков производства. Далее руководители хозяйств и представители партии могли принять участие в судействе татарской борьбы. Шутливые соревнования, игры, угощения – это все организовывалось в неофициальной части.
Были разработаны единые правила судейства борьбы на кушаках (көрәш), соревнования приобрели олимпийский характер, с материальными призами.
Остальные состязания, напротив, стали более видовыми. Например, видоизменились бег и прыжки, вместо бега на дистанцию и прыжков в длину, характеризующих выносливость, прижились шуточные соревнования – бег с ложкой во рту, а в ложке - яйцо, бег с коромыслом, на котором висят ведра с водой, бег со сковородкой, на которой пекутся блины, прыжки в мешках. Раньше разбивание горшков было состязанием на точность, меткость и силу, сейчас – горшки разбивают с ноткой юмора, с завязанными глазами. Популярными остались лазание по гладкому шесту, наверху которого привязан приз. Также полюбилась битва мешками с сеном на бревне.
В советское время в состязаниях стали принимать участие женщины, до революции девушки и женщины были больше зрительницами, вдохновляющими участников.
В советское время остались популярными выступления на Сабантуе музыкантов и других творческих коллективов, праздник объединял все национальности и возраста и выступал настоящим днем единства всех народов.
Современный праздник Сабантуй объединил все полюбившиеся традиции, его празднуют не только в Республике Татарстан, но и во многих городах России, за границей, и сейчас он является культурным наследием ЮНЕСКО. Дату праздника назначают правительственные органы Республики Татарстан, праздник имеет статус государственного праздника Республики Татарстан.
В настоящее время Сабантуй, воплощая его лучшие народные и исторические традиции, консолидирует татарский народ по всему миру.
V Подведение итогов 12-14 минут
Итак, мы рассмотрели традиции национального праздника Сабантуй, как праздника единства, солидарности и преемственности в формировании культурной идентичности татарского народа.
  •  
- Что было для вас новым на нашем занятии?
- Что бы вы добавили в проведение праздника, если бы мы решили провести его в нашем колледже? Можно давать коллективный ответ, например, от нескольких учащихся (группы).
  •  
открытого урока по теме: «Сабантуй-национальный праздник татарского народа»
Преподаватель истории ГАПОУ ««КНХК имени В.П. Лушникова», г. Казань Ульянова Оксана Валерьевна
Цели урока
Обучающая: сформировать представление о празднике «Сабантуй» как празднике единства, солидарности и преемственности в формировании культурной идентичности татарского народа
1) рассмотреть историю возникновения праздника
2) определить проявления традиций татарского народа при организации и проведении праздника
3) выявить влияние политических устройств и конфессий на организацию и проведение праздника
Развивающая: развитие коммуникативных, организаторских, информационных компетенций студентов, развитие эстетического вкуса и творческого восприятия
Воспитательная: приобщение подрастающего поколения к традициям татарского народа, сохранение и развитие национально-культурного своеобразия татарского этноса.
 
Цели, поставленные на уроке, реализованы с помощью методов и приемов обучения:
- объяснение с элементами беседы
- демонстрация плакатов
- метод сравнения
- рефлексия.
Для активизации мыслительной деятельности студентов на уроке использованы такие режимы работы, как: «преподаватель - группа», «преподаватель-учащийся», «учащийся-группа», а также ряд форм: фронтальной, индивидуальной, самостоятельной, групповой.
Для успешного усвоения подготовлены печатные материалы в виде плакатов.
Занятие начато организованно, в начале проведен опрос студентов о том, что им известно о празднике.
В ходе урока студенты усвоили принцип единства данного праздника, а также некоторые его традиции. По итогу урока студенты предложили свои варианты проведения праздника Сабантуй в колледже.
На уроке преобладала комфортная психологическая обстановка, так как атмосфера праздника вызывала положительные эмоции. Студенты с удовольствие участвовали в беседе и опросах, предлагали варианты проведения Сабантуя, проводили аналогии закладки будущего урожая с процессом получения знаний в колледже
Урок достиг поставленных целей, реализованы намеченные задачи.
Считаю, что выбор структуры открытого урока наиболее рационален в плане активизации мыслительной деятельности учащихся, роста их социализации.