Открытый урок по развитию речи «Транспорт. Наземный - воздушный. Сравнение по характерным признакам» (в 4 специальном коррекционном классе)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»
Открытый урок по развитию речи
«Транспорт. Наземный - воздушный. Сравнение по характерным признакам» (в 4 специальном коррекционном классе)
учитель
Мурдасова О.В.
Тема урока: «Транспорт. Наземный - воздушный. Сравнение по характерным признакам».
Цель: Уточнение и расширение представлений о наземном и воздушном транспорте. Сравнение по характерным признакам.
Задачи:
Образовательные: расширить знания учащихся о наземном и воздушном транспорте , и сравнение их по характерным признакам.
Коррекционные:
-развивать связную устную речь учащихся, через составление предложений при выполнении упражнения «собери целое» .
-обогащать пассивный и активный словарь обучающихся (шасси, иллюминатор);
-корригировать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в классификации, обобщении. д/у «Определи верно».
-развивать слуховое внимание, фонематический слух, через выполнение д/у «Доскажи словечко», «Земля, море, воздух»;
Воспитательные:
-воспитывать у детей желание сопереживать, помогая сказочному герою;
-продолжать воспитывать у детей положительное отношение к школе; Ход урока:
-
Организационный этап:
«дыхательные упражнения для развития межполушарного взаимодействия и активизации обучения»
- Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» медленно до 8 раз.
-Исходное положение стоя. Рот закрыт. Правую половину носа плотно закрыть большим пальцем правой руки, затем левую половину носа мизинцем правой руки , дышать поочередно по 4-5 раз через каждую половину носа.
-
Подготовка учащихся к усвоению нового материала:
К нам за помощью обратился Буратино, Карабас Барабас отобрал у него золотой ключик, от волшебной двери в каморке Папы Карло, где спрятаны сокровища, давайте поможем Буратино вернуть ключик.
О чем мы будем говорить сегодня узнаем .выполнив первое задание К.Б.
«Прочитай слово.» ( 2 группа-(авы-ы+ то +мо+ биль) ;3 группа, самолет, катер 4 группа называет по картинке-поезд, ракета)
Как одним словом можно назвать( транспорт)
Сегодня на уроке мы будем разговаривать о транспорте .
Чистоговорки:
ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ - вот автомобиль
ОР-ОР-ОР-за рулем шофер
ЛЕТ- ЛЕТ- ЛЕТ – в небе самолет
ОТ-ОТ-ОТ - самолет ведет пилот
Какие виды транспорта вы знаете:
Транспорт по назначению бывает: пассажирский, грузовой, специальный транспорт.
Транспорт который перевозит людей называется пассажирским, он бывает воздушным, наземным., подземным, водным. Это :автобус, троллейбус, пассажирский поезд, самолет, метро..
Транспорт который перевозит грузы: мебель, лес, нефть, бензин, бетон, продукты… называется грузовым, он так же может быть наземным, воздушным., водным. Это баржи, грузовики, грузовой самолет…
Специальный транспорт – это машины помощники: полицейская машина, пожарная машина, машина скорой помощи. строительный транспорт. Военный транспорт.
По среде и способу передвижения:
-воздушный; наземный - дорожный, железнодорожный, подземный; водный; подводный.
Воздушный-передвигается по воздуху (назовите…..)
Морской –передвигается по воде ( назовите…)
Наземный – по земле ( по дороге…по железной дороге…подземный…)
Физкультминутка.
« Что мы делали не скажем, а что делали- покажем!»
цель:учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Ведущий встает в круг и пантомимой показывают вид транспорта или способ движения транспорта, отгадавший становится ведущим.
Задание №2 отгадай загадку ( достаем из шкатулки задание от К.Б.)
Сообщение нового материала:
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И что это? (Машина)
•Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица? (Самолёт)
Со скоростью света
Летит ... (ракета).
До Москвы ребят довёз
Настоящий ... (паровоз).
(учителем на доске выкладываются картинки ответов детей)
Задание №3 ( достаем из шкатулки задание от К.Б.)
Вместе с детьми разбираем к какому виду транспорта относятся: машина, самолет, паровоз, ракета (наземный , воздушный).
Оставляем картинку машины и самолета, предлагаю обучающимся сравнить эти два вида транспорта
- по виду (воздушный- наземный)
-по способу передвижения (самолет -летит, машина- едет )
-кто управляет ? (самолетом- пилот, машиной – шофер, водитель)
-по внешнему виду:
-
у машины – кузов, у самолета -корпус
-
у машины – колеса, у самолета-шасси
-
у машины - окно, у самолета иллюминатор
-
у самолета есть хвост, у машины – нет.
Задание №4 ( достаем из шкатулки задание от К.Б.)
Коррекционное упражнение «Собери целое»
На коричневый лист картона собираем – машину, на голубой- самолет.
Вопросы:
- почему на коричневый лист картона собираем машину, а на голубой –самолет.
-сначала берем самую большую деталь, у машины (ответ детей- кузов, у самолета- корпус).
-затем колесо у машины, у самолета шасси.
-у машины окна у самолета иллюминатор.
Красивый транспорт у вас получился ,давайте повторим, чем же отличается самолет от машины?(ответы детей
Молодцы , аккуратно убираем и на уроке ППД мы с вами доделаем работу (приклеим , раскрасим).
Физкультминутка
«Земля, море, воздух»
Цель: коррекция слухового внимания.
Учитель называет транспорт ( машина, поезд, самолет, корабль…), дети показывают руками:
наклонились- наземный
На уровне пояса - морской
над головой - воздушный
(учитель выполняет движения вместе с детьми, иногда намеренно ошибается, перед выполнением дается установка быть внимательными).
Задание №5 (новое задание от К.Б.)
Работа по индивидуальным карточкам.
«Определи верно»
Рассмотреть все картинки и определить, к какому виду транспорта они относятся.
Подведение итога урока
Молодцы ребята, со всеми заданиями К.Б. справились помогли Буратино найти волшебный золотой ключик. Давайте откроем дверь, и посмотрим, что за сокровища прятал от нас К.Б.
Достаем из шкатулки листок со словом ЗНАНИЯ (дети читают) и «золотые монеты».
Так вот что прятал от Буратино К.Б.
Что на уроке мы узнали с вами?
Какой транспорт называется воздушным? Какой наземным?
Чем отличается машина от самолета?
По способу передвижения?
По внешнему виду?
Кто управляет машиной? Самолетом?
Оценка работы учащихся.