Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Лета чудные мгновения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Открытый урок по литературе в 7 классе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кутузовский муниципального района Сергиевский Самарской области Урок – обобщение Учитель высшей категории: Горькова Ирина Викторовна Класс: 7 п. Кутузовский, 2014 год.

Цель урока: - дать общую характеристику повести Гоголя, обратить внимание учащихся на соотнесённость в ней исторического и эпического начал. Задачи урока: - провести анализ содержания повести, развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; - формировать нравственные качества личности; - заставить задуматься над ключевыми понятиями: отечество, товарищество, любовь; - привить интерес к поисковой работе; - научить использовать ПК и услуги сети Интернет для подготовки к занятиям и выполнению различных заданий. ОФОРМЛЕНИЕ: иллюстрации к произведению, выполненные учащимися; рисунки гербов, посвященных как казачеству, так и героям повести; компьютерная презентация к уроку (слайды к этапам урока); музыкальное сопровождение (Максим «Небо, засыпай»); карточки с индивидуальным заданием; сообщения учащихся о творчестве Н. В. Гоголя; афоризмы на карточках; фрагмент из к/фильма «Тарас Бульба» («Речь Тараса о товариществе»); цветные магниты. ХОД УРОКА. 1. Приветствие. Учитель: - Здравствуйте те, кто сегодня с прекрасным настроением пришёл на урок литературы! - Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении с друзьями! - Здравствуйте те, кто сегодня поможет мне провести открытый урок литературы интересно, необычно, на одном дыхании! 2. Оргмомент. Учитель: - Ребята, вы прочитали одно из интереснейших произведений Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». И сегодня мы обобщим ваши знания по этой повести. Тема нашего урока - «Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». 3. Вступительное слово учителя. - Начать урок я хочу с эпиграфа, который вы видите на слайде: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…». Это слова В. Г. Белинского. Слайд 2. - Ребята, докажите, что это так. (Васильева Анна читает отрывок из повести «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…» - А теперь для вас первое задание: найдите в этом отрывке примеры тропов. Гипербола: «вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»; «по небу кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота». Метафора: «девственная пустыня»;» волны диких растений»; «чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха»; «степь курилась благовонием». Олицетворение: «белели клоками лёгкие и прозрачные облака»; «ветерок колыхался, дотрагивался до щёк»; «пёстрые овражки выползали из нор своих»; «ночные звёзды слышали своим ухом бесчисленный мир насекомых». Сравнения: «по небу, как будто исполинскою кистью…»; «ветерок, как морские волны»; «крик, как серебро»; «тёмная вереница лебедей, как красные платки». Риторические фигуры (обращения, восклицания, повторы): «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»; «вон она пропала…, вон она перевернулась…». Эпитеты: «зелёная пустыня»; «зелёно-золотистый океан»; «белая кашка». - Ребята, вот мы с вами и подтвердили слова эпиграфа: «…Гоголь не пишет, а рисует». 4. Слайд 3. Учитель: - В повести Гоголь рисует идеальное, справедливое общественное устройство – Запорожскую Сечь. Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым законам. «Так вот она. Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» - Почему это «гнездо» именно так называлось? (Запорожская Сечь. Запорожская – за днепровскими порогами. Сечь – укрепление из кольев или расчищенное от леса место). 5. Работа с гербами, сделанными дома. (Ими оформлена часть доски). Слайд 4. Учитель. - Гербы Тараса и Андрия перепутались. Найдите гербы Андрия, объясните свой выбор. (Учащиеся по одному выходят к доске и работают с гербами). Ответ: На гербах, посвященных Андрию, изображены сердце, зеркало, украшения, оружие. Всё это символы счастья – такого, каким понимал его герой: он мечтает о любви, преклоняется перед красотой и роскошью, жаждет свободы. На гербах Тараса мы видим символы воинского дела: мечи, палицы; крест – символ веры; бутылки и чарки, символизирующие свободную и разгульную жизнь; орудия труда, указывающие на трудолюбие казаков. И даже люлька. Для Тараса главное – это вера, отчизна, товарищество. 6. Учитель: - Чем же Андрий отличается от Тараса и других казаков? Ответ. Он не такой как все. Он одинок, самолюбив, ради любви готов пожертвовать всем. - Прочитайте монолог Андрия «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - Кто виноват в том, что судьба Андрия сложилась именно так? Кто или что тому виной? • Любовь. • Великая власть слабой женщины. • Непохожесть Андрия на других казаков. • Виноват сам Андрий. • Злая судьба. 7. Физминутка. 8. Индивидуальные задания (у доски). Индивидуальное задание 1 учащемуся. - Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман.) Индивидуальное задание 2 учащемуся. - Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. (Палица, секира, палаш, копьё, алебарда, пищаль.) Индивидуальное задание 3 учащемуся. - Записать на доске имена славных воинов-запорожцев. (Мосий Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска.) 9. Анализ домашних мини-сочинений на тему: «Как вы относитесь к поступку Андрия?» Слайд 5. Учитель: - Как вы уже убедились, Андрия нельзя охарактеризовать однозначно, это сложный и интересный человек. Поступки его тоже не поддаются простому толкованию. Посмотрите, как по-разному вы оцениваете его поведение. (Обращение к слайду). Чтение выдержек из работ: • «Поступок Андрия я осуждаю, так как долг должен быть на первом месте, а потом уже любовь. Нельзя ради девушки перейти на сторону врага и убивать своих родных и близких, не надо изменять своей вере: вера должна быть дороже всего». • «Мое отношение к поступку Андрия двойственно: его поведение имеет и хорошую, и плохую стороны. Он любил и поступал так в порыве страстной любви, сердце звало его в город, где была возлюбленная, и он оставил своих друзей ради неё. Но он предал отца, брата и всю Сечь. А значит свое прошлое. Говорят, без прошлого нет настоящего и тем более будущего. История с Андрием это подтверждает. В целом, участь незавидная». • «Поступок его мне не понятен, так как любовь Андрия к полячке какая-то безграничная. Уходя, он предавал отца, брата, казаков, терял любовь матери, дружбу брата, доверие отца, но помогал выжить любимой. И, в конце концов, никто не счастлив. Сплошная трагедия ». 10. Слайд 6. - Как сам автор относится к поступку Андрия? Ответы. • Автор не осуждает Андрия, но показывает, что Андрий не понимал, что делает. • Автор не осуждает и не оправдывает его. Видимо, Андрий не очень был привязан к своей земле, если смог совершить предательство. Такая у него судьба. • Автор и осуждает Андрия, предавшего свою родину, и пытается его оправдать, показывая, что тот, кто влюблен, часто делает необдуманные поступки. • Автор осуждает его, но сожалеет его судьбе. • Автор считает, что Андрий совершил непростительную ошибку. 11. Просмотр фрагмента из фильма «Тарас Бульба». ( Обратить внимание на речь Тараса, на главных героев. Вспомнить этот эпизод). Творческая работа: «Что такое отчизна и товарищество для вас?» Слайд 7. - Найдите в повести эпизоды описания товарищества. Товарищество: близость, поддержка друзей, взаимопомощь и взаимовыручка, ответственность перед друзьями, желание быть вместе, взаимопонимание и сочувствие. Отчизна: родина-матушка, за которую воины шли и идут в бой. Самое лучшее место на земле, где тебя ждут и любят. Страна, защита которой является долгом каждого человека» 12. Слайд 8. В чём трагедия Тараса? - Ребята, прочитайте на слайде ответ на вопрос. 13. Слайд 9. Лексическое значение слова. - Внимательно ли вы читали повесть? - Я буду зачитывать толкование лексического значения слов. Ваша задача: узнать и назвать их. 1.Водка (горилка) 2. Овраг (яр) 3. Польское дворянство (шляхта, шляхетство) 4. Широкий плащ (епанча) 5. Собрание запорожцев (рада) 6. Старинное название поляков (ляхи) 7. Духовное училище с общежитием, здесь обучались и те, кто не готовился в церковнослужители (бурса) 8. Казаки, занесённые в списки регулярных войск (реестровые) 9. Общежитие запорожцев и войсковое подразделение (курень) 10. Польский сборщик налогов и податей (комиссар) 11. Назовите имена славных воинов-запорожцев (Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска) 12. Эшафот, помост для казни (лобное место). 14. Подведение итогов. Слайд 10. Учитель: - Вот и подошёл к завершению наш урок. Я предлагаю вам прочитать афоризмы из повести, которые у вас на карточках. Мы называем их «крылатыми выражениями». - Крылатые выражения: • «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» • «Я тебя породил, я тебя и убью!» • «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой!» • «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего». • «Есть ещё порох в пороховницах?!» • «Нет уз святее товарищества!» • «Терпи, козак, — атаман будешь!» • «Добре, сынку, добре!» • «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!» • «Не слушай, сынку, матери! Она баба, она ничего не знает!» • «А видите эту саблю? Вот ваша матерь!» Учитель: - Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной". Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повести г. Гоголя". 15. Звучит песня. Максим «Небо, засыпай». 16. Поурочный балл. 17. Домашнее задание: подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя. 18. Слайд 11. Спасибо за урок! - Урок закончен!