Особенности реализации индивидуального проекта по предмету русский язык, литература
ГПОУ «Новокузнецкий строительный техникум»
Особенности реализации индивидуального проекта
по предмету русский язык, литература
Автор:
Захарова Елена Владимировна
Преподаватель высшей квалификационной категории
Участники проекта: студенты, преподаватели
Современные Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования предполагают подготовку квалифицированных специалистов, которые могут и умеют организовывать собственную деятельность, находить необходимую информацию для решения профессиональных задач, работать в команде с коллегами и руководством.
Для решения этой задачи предусматривается введение новой формы организации образовательной деятельности обучающихся – индивидуальный проект.
Индивидуальный проект – это самостоятельная творческая деятельность обучающегося.
Одним из действенных способов пробудить творческую деятельность является проект «Памятник литературному герою», который направлен
- на демонстрацию способности проектировать и осуществлять результативное исследование;
- на сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;
Ставить памятники литературным героям - это традиция, насчитывающая не одно десятилетие. В мире существует немало интересных памятников литературным персонажам.
Проект «Памятник литературному герою» направлен на обобщение информации о памятниках героям литературных произведений отечественных и зарубежных авторов и создание виртуального памятника.
Основные задачи:
-изучить литературу по теме, собрать информацию (какому литературному герою, где, за что установлен памятник, в чем его особенность);
- составить презентацию фотографий памятников литературным героям из сети Интернет;
- провести опрос, выявляющий степень осведомленности людей о памятниках литературным героям, а также их литературные предпочтения;
-выяснить значение терминов, имеющих непосредственное отношение к исследовательской работе;
- изучить виды памятников;
-выбор литературного персонажа и обоснование своего выбора;
- выработка идеи памятника;
-подбор цитат, крылатых выражений, названий для памятника;
Конечный результат:
- создание виртуального памятника;
-защита проекта.
Объект исследования: памятники литературным героям.
Предмет исследования: привитие интереса к литературным произведениям и их авторам через памятники литературным героям.
Методы исследования: поиск, опрос, анализ.
Предполагаемый план выступления или презентации:
1.Почему люди ставят памятники литературным героям?
2. 3-5 необычных памятника и их история;
3. Ваш выбор персонажа, его характеристика (2-3 слайда). Обоснование выбора.
4. Наброски эскизов (процесс работы, 2-3 слайда);
5.Окончательный вариант (должна быть деталь, отражающая характер персонажа);
6. Место расположения в городской среде.
Критерии оценки (по пятибалльной системе):
1.Выполение проекта:
А) Оригинальность идеи, уровень творчества.
Б) Идея воплощена полностью.
В) Качество эскизов.
Г) Активность каждого члена команды (умение работать в коллективе).
2. Защита проекта:
А) Композиция выступления, полнота представления выполненной работы, аргументированность выбора персонажа (время выступления 7-10 минут);
Б) Культура и грамотность речи, умение держаться перед аудиторией.
В) Качество презентации.
Г) Ответы на вопросы.
«Памятник литературному герою»
ФИО |
Оригинальность идеи |
Воплощение идеи |
Качество презентации |
Композиция выступления (полнота Представления) |
Культура и грамотность речи, умение держаться перед аудиторией) |
Активность каждого члена команды |
итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среди форм реализации индивидуального проекта по предмету литература является буктрейлер.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут.
Основная задача буктрейлера – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя, показать, насколько интересна книга.
Для создания буктрейлера можно использовать самые разнообразные технические приемы (текст, инфографику, фрагменты известных фильмов, музыку, фотографии и т. д.).
У буктрейлера есть множество разновидностей — мини-экранизация, интерпретация, видеопоэзия и даже пародия. Важно выбрать наиболее подходящий для данного литературного произведения творческий стиль.
Классификация буктрейлеров
По способу визуального воплощения текста: игровые (мини фильм по книге); неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.), анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию: повествовательные (презентующие основу сюжета произведения); атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции); концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Тематика буктрейлеров
С помощью буктрейлера можно рассказать:
- О любимой книге;
- О любимом писателе;
- О любимой стране, городе, поселке, самых необычных и уникальных местах, памятниках архитектуры и искусства;
- Анонсировать интересную выставку или спектакль.
Этапы создания буктрейлера
- Выбрать художественное произведение, которое нравится. Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Указать в нем главную мысль, идею ролика. Не забывая об основных принципах драматургии: завязке, кульминации, развязке – это поможет усилить эмоциональное восприятие. Подобрать иллюстрации, видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным;
- Вынести в заголовок трейлера основную идею книги; записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку; объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО (от Windows Movie Maker для создания любительских роликов до Adobe Premiere для создания профессиональных трейлеров);
- Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления; проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей; при необходимости сделать правки.
Буктрейлеры можно рекламировать в Интернете: в блогах, на форумах, в популярных социальных сетях («ВКонтакте», Facebook, Twitter и др.). Участвовать в конкурсах буктрейлеров.
Проект не только интересный, но и актуальный, современный, созвучный времени.
Примерные темы индивидуальных проектов по русскому языку:
- Nikname как особая разновидность современных антропонимов.
- Влияние зарубежных мульфильмов и компьютерных игр на формирование разговорной речи подростков.
- Проблемы современного русского языка «Я русский бы выучил…»
- Русский язык в сети Интернет.
- Как влияют современные социальные сети на язык.
- Роль фразеологизмов в современном русском языке.
- Тексты современных песен- поэзия и антипоэзия.
- Тайный язык подростков ( использование молодёжного сленга).
Примерные темы индивидуальных проектов литературе:
- Литературные места на карте России.
- Литературный Петербург.
- Бородино глазами историков и литераторов.
- Твой выбор: жизнь или…(проблема наркомании в произведениях М.А.Булгакова «Морфий» и Ч.Айтматова «Плаха».
- Телевидение или литература: что окажется сильнее?
- Библейские мотивы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Список использованной литературы
1. Максимова, Н.В. «Создаем буктрейлер» // Современная библиотека. – 2013. - №5. – С. 32-35.
2. Оборин, Л. статья «Скоро на полках!» // OpenSpace. Электронный журнал, 2010.
3. Щербинина, Ю. статья «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» // Вопросы литературы, 2012, №3.