Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
29.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»
28.09.2024 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!»
26.09.2024 г.
Всероссийский конкурс исполнителей литературных и музыкальных произведений, посвящённый Дню матери...
25.09.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый Дню отца «Слово об отце…»

Особенности и значение комплексного подходак патриотическому воспитанию обучающихся в учреждениях дополнительного образования в процессе их приобщения к отечественным музыкальным произведениям

СП ДОД ЦДТ ГБОУ СОШ пос. Кинельскийм.р. Кинельский Самарская область

 

Особенности и значение комплексного подходак патриотическому воспитанию обучающихся в учреждениях дополнительного образования в процессе их приобщения к  отечественным музыкальным произведениям

 

Составитель:

Степанова Ирина Павловна

Должность:

Педагог дополнительного образования

 

В современном обществе, когда утрачиваются многие национальные и нравственные ценности,  идеалы, необходимо  воспитывать в наших подростках патриотизм, высокие гражданские чувства. Любовь к Родине, уважение к своим предкам, любовь и терпимость к своим землякам. Желание помогать людям, гордость за  прошлое,  основанное на знании  истории и культуры, обрядов и традиций. Важнейшим инструментом в достижении патриотизма является музыкальное образование. Музыкальные произведения могут влиять на патриотическое настроение подростков. Проигрывание и умение слушать патриотическую музыку способствуют выработки гордости за свою Родину, историю.

Цель деятельности педагога: раскрыть и воспитать духовную культуру учащихся через нравственно-эстетические идеалы музыкального искусства для самопознания и самоопределения в этом мире.

Одна из важнейших задач музыкального образования - как можно раньше заложить фундамент хорошего вкуса, основанное на знании лучших образцов классического и народного искусства, воспитывая средствами музыки чувство патриотизма на примерах произведений русской классической музыки, песенного фольклора, народных обычаев, традиций, историй нашей губернии, её культурной жизни.

Очень важно, чтобы была связь между приобретением учащимися знаний, навыков, умений и формированием эмоционально-ценностного отношения к учебному материалу, а так же усвоением опыта творческой деятельности. Процесс такой органической связи образовательных, развивающих и воспитательных задач обучения во многом обусловлен личностью педагога, обладающего конгломератом профессиональных и личностных качеств, привносящих в процесс обучения и воспитания характер гуманизма и творчества. Богатство души и культуры педагога – основной фактор разностороннего воспитания, в том числе и патриотического. Образование ребёнка в музыкальной школе, его приобщение к родной культуре через такие предметы, как «Музыкальное народное творчество», «Музыкальная литература»,  «Региональная культура» должно обязательно сказаться на его отношении к окружающему миру, повлиять на формирование нравственной идеологии, всесторонне развить его личность, защитить от влияния стихийного музыкального потока.

Все предметы музыкально-теоретического цикла неразрывно связаны между собой. В наше время, когда средства массовой информации часто распространяют антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценности отечественной культуры, необходимо передать нашим учащимся чувство любви и гордости за свою Родину на примерах произведений русской классической музыки. Невозможно осмыслить современность без обращения к историческому опыту народа. Героико-патриотические произведения Д.Шостаковича, А.Бородина, С.Прокофьева, произведения времён Великой Отечественной войны необходимо изучать для нравственно-эстетического воспитания, осознания  учащимися мотивов поведения героев и определение личностного отношения к событиям и  персонажам. В наши дни на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. Однако, в условиях полной свободы телевидение, радио и пресса часто преподносят духовные ценности общества в искажённом виде. Проявление социальной пассивности, вседозволенности и распущенности, рост преступности, употребление алкоголя и наркотиков, удовлетворение материальных интересов, отсутствие нравственных ориентиров приобрели в последнее время достаточно широкое распространение . Становится предельно ясно ,что в такой ситуации духовный мир ребёнка формируется без участия педагогов.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию, развивать чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективное самооценка ребёнком своего Я, как Гражданина, Патриота, Человека.

2.1. Практическое занятие с обучающимися музыкальных детских объединений, музыкальных школ и т.д.

Организация благотворительного концерта.

Уникальные возможности развития патриотизма предоставляются подросткам при организации ими благотворительного концерта для сверстников, имеющих заболевания или инвалидность, не имеющими больших возможностей выхода в  общество. Концерт организован самими подростками и своим руководителем, а адресован концерт подросткам с ограниченными возможностями здоровья. Зрители смогут социализироваться, посмотрев и послушав музыкальные патриотические произведения, получить импульс к культурному обогащению. Правильно выстроенная программа концерта включит российские и советские произведения, возможно, концерт будет посвящен песенному наследию или народному фольклору, возможна и другая тематика. Но главное, что музыкальные произведения будут исполняться самими подростками, они прочувствуют красоту музыкальных композиций, возможна поддержка взрослых педагогов в том, что самые сложные произведения могут исполняться совместно. Заканчиваться такой концерт должен интерактивной игрой, чтобы ребята как артисты, так и зрители смогли бы общаться, играть, обмениваться контактами. Игры могут музыкальными, взятыми из фольклора и иные игры. В данном благотворительном концерте возможна коммуникация между зрителями и артистами и зарождение дружеских отношений между сверстниками.

Таким образом, подростки приобретут навыки поведения на концерте, научаться принимать и отдавать внимание. Произойдет знакомство с музыкальными произведениями российских авторов.

Список литературы:

1.Давыдова М.,Агапова И.Патриотическое воспитание в школе.М.: Айрис, 2002.

2.Хентова С., Д. Шостакович в годы Великой Отечественной войны.Л.: Музыка 1979

3.Щуров В.Стилевые основы русской народной музыки.М.,1998

4.Демидова Е.И., Криворученко В. Патриотизм в своей идее неизменён .2008

5.Гусев В.Актуальные проблемы современной фольклористики.Л.,1980