Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ  УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В  ШКОЛЬНОМ  НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

Литневская Елена Федоровна,

учитель биологии высшей категории,

руководитель НОУ «Эрудит»

МОУ-СОШ с. Звонаревка

Марксовского района

 

Сегодняшний выпускник школы должен бытьактивный, самостоятельный, развивающийся человек, умеющий ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации, обладающий развитыми интеллектуальными, коммуникативными, творческими способностями. Необходимость в такого рода качествахопределяется не только требованиями общества к человеку, обеспечивающими ему успешность в нем, но и дальнейшим развитием самого общества, потенциалкоторого складывается из образовательного уровнякаждого человека.

Целевая установка формирования у учащихсяназванных качеств обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего(полного) общего образования (ФГОС), который устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программусреднего общего образования. Согласно ФГОС приоритетными результатами личностного развитияучащихся являются их готовность и способность ксаморазвитию и личностному самоопределению,сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Ожидаемые метапредметные результаты образовательнойдеятельности определены как способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базеодного, нескольких или всех учебных предметов [1].

В ФГОС метапредметные результаты конкретизированы посредством метапредметных умений, необходимых для осуществления таких способов деятельности. В связи с этим современной школе требуются новыеподходы к организации образовательного процесса, обостряется необходимость поиска возможностейформирования в учебном процессе деятельностиучащихся, способствующей развитию умений самостоятельно приобретать знания и применять их напрактике, размышлять, сопоставлять разные факты, точки зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию. В качестве такой деятельностиможет быть рассмотрена учебно-исследовательская

деятельность учащихся (УИД).

Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в нашей школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.

Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между:

  • необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
  • уровнем заданий районных и окружных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
  • стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
  • необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

Школьное научное общество «ЭРУДИТ» возникло в 2005 году.

Цели работы научного общества:

  • выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  • изменение процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.    

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:

  • Субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.
  • Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении.
  • Итоги школьной научно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить "первый опыт" подобной деятельности.

С целью создания условия для  формирования  интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, привития навыков  проектной  деятельности  для учащихся начальной школы мы совместно с учителями начальной школы разработали  программу  дополнительного образования «Я-исследователь».

При разработке программы мы использовали методику исследовательского обучения младших школьников Савенкова А.И.

 Программа  направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе  формирования  у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Некоторые дидакты [2] придерживаются представления о трех уровнях исследовательской деятельности учащихся. На первом уровнепреподавательставит проблему и намечает путь ее решения, которое

учащемуся предстоит осуществить самостоятельно. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, а ее решение, его поиск учащийся осуществляет сам. На высшем уровне постановка проблемы, поиск и разработка самого решения осуществляетсяучащимся самостоятельно. Такое постепенное наращивание самостоятельности позволяет проводить исследования с ребятами, готовность которых к самостоятельному исследованию недостаточна.

Учащиеся начальной школы традиционно представляют на школьной научно – практической конференции интересные, содержательные проекты, выполненные с использованием различных методов исследования (поисковых, эвристических, дискуссионных). Часто проекты учащихся начальной школы носят долговременный характер и представляют собой групповую работу («Толерантность – путь к миру»)

 Проектная  деятельность  в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей.

В составе НОУ в настоящее время работают 6 предметных секций.

Ежегодно торжественно и празднично проходит в школе Неделя науки. учащиеся подготовительной группы школьного НОУ принимаются в ряды юных исследователей. В рамках Недели науки традиционно проводятся интеллектуальный марафон и учебно-научная конференция для школьников. На школьную конференцию ребята представляют свои лучшие исследовательские работы и проекты   по проблемам в области экономики, социологии, энергетики и  краеведения; актуальным вопросам здорового образа жизни, экологии. Большой интерес вызывают лингвистические проекты. Много интересных архивных данных о развитии орошения в Заволжье, о вкладе земляков в победу в ВОВ.

Результативность работы НОУ «Эрудит»

Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований, проведение праздников и т.д.

   Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • повышение  познавательного интереса учащихся к предмету;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;
  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия учащимися;
  • высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Все педагоги школы, осуществлявшие руководство секциями НОУ отмечали большую заинтересованность учащихся в создании своего проекта и более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.

Занятия проектно-исследовательской деятельностью в НОУ обеспечили наличие призовых мест на интеллектуальных мероприятиях различного уровня (от районных до всероссийских). Неоднократно становились победителями и получали дипломы I степени на районных учебно-научных конференциях, на  областной конференции «Инициатива молодых» (в том числе ученики начальной школы). Наши ребята стали лауреатами международного форума «Зеленая планета». Успешно представили свои работы в региональном туре Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского и стали лауреатами заключительного тура в г. Москве.
Следует отметить, что выпускница школы Колягина Анастасия стала Лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента Российской Федерации.

Учебно-исследовательская деятельность приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию ситуации «успеха»; повышению толерантности, подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.