Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Организация и проведение учебного занятия «Воздушный змей»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Станция юных техников" города Сарова

Организация и проведение учебного занятия
«Воздушный змей»

 

Дедова Нина Васильевна

педагог дополнительного образован

 
 
Аннотация
 
В данной методической разработке предлагается конспект занятия для детей младшего и среднего школьного возраста (7 - 10 лет) по изготовлению воздушного змея на основе деятельностного подхода с использованием информационных технологий.
Предлагаемое изделие можно выполнить из доступных материалов с различными вариантами оформления поверхности и хвостовой части.
Данный воздушный змей запускают как в помещении так и на улице (стадион, поле) с помощью леера. Предложенный воздушный змей показывает хорошие лётные характеристики.
Предполагаемую методическую разработку рекомендуется использовать для занятий с детьми для формирования у них художественно-конструкторских знаний и умений, а также эстетического вкуса.
Данная методическая разработка окажет значительную помощь педагогам дополнительного образования, ведущим занятия по техническому моделированию, а также учителям начальных классов общеобразовательных школ – при подготовке и проведении уроков технологии.
Разработка может быть использована родителями, которые активно развивают у своих детей творческие, технические, трудовые и эстетические умения и навыки.
 
Пояснительная записка
Целью данной методической разработки является описание методики организации занятия с  детьми7 - 10 лет по начально-техническому моделированию.
В основу образовательного процесса этого занятия положены принципы доступности учебного материала, свободы выбора и самореализации детей, единства обучения и воспитания, развития личности ребёнка, сотрудничества педагога и детей. Занятие построено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Дети всегда проявляют большой интерес к изготовлению игрушек своими руками. И поэтому, выбор темы разработки учитывает эти особенности.
Материал беседы способствует пополнению знаний детей по теме занятия и расширению их технического кругозора. Они знакомятся с различными видами воздушных змеев и приёмами их запуска.
Используя технологическую карту, обучающиеся учатся самостоятельно планировать свою практическую деятельность, технически мыслить, закрепляют свои умения и навыки выполнения простейших сборочных операций.
Методическая разработка «Организация и проведение занятия по теме «Конструирование простейших моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей» ориентирована на детей первого, второго года обучения.
Занятие может проводиться как в рамках большого мероприятия, посвященного техническому творчеству, так и самостоятельно, с учетом возрастных особенностей детей. Занятие можно провести в любом учебном кабинете, где есть столы, стулья, учебная доска, компьютер, экран и проектор. Также необходима площадка для запуска воздушных змеев.
 
Материально-техническое обеспечение
Для проведения данного занятия необходимо:
  1. Учебное помещение;
  2. Оборудование (столы, стулья, учебная доска);
  3. Технические средства (компьютер, проектор, экран);
  4. Инструменты и материалы:
    • 2 тростниковые рейки;
    • цветная бумага плотностью 160 мг.;
    • линейка;
    • карандаш простой;
    • ножницы;
    • клей - карандаш;
    • нитки;
  5. Наглядность:
    • образец воздушного змея;
    • технологические карты.
 
 
Методические советы на подготовительный период
 При подготовке к занятию разрабатывается подробный план-конспект, готовится мультимедийная презентация (о воздушных змеях, технология изготовления воздушного змея), оформляется дидактический и наглядный материал.
Учебное занятие проводится с детьми в объединении«Техническое конструирование». Необходимо  заранееподготовить2 тростниковые рейки,
катушки, на которые намотаны нитки.
 
Методические советы на период проведения занятия
Для того чтобы занятие прошло наиболее успешно, педагогу необходимо с первых минут не только привлечь внимание ребят, но и заинтересовать их.
Данное учебное занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место на занятии отводится практической работе.
Теоретический материал даётся в начале занятия и преподносится в форме беседы, показом видеофильма, презентации.
На данном занятии дети имеют возможность изготовить воздушного змея в любой цветовой гамме.
В процессе работы педагог помогает детям советом, а при необходимости и действием. В работе с детьми очень важны добрый совет, помощь и поддержка.
На данном учебном занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические).
 
 
Методические советы на период подведения итогов
Подведение итогов данного занятия можно организовать в следующих формах:
 
  • Обсуждение итогов работы детьми.
  • Оформление мини выставки выполненных работ.
  • Запуск воздушных змеев.
 
Содержание занятия
Цель:Развитие познавательного интереса к воздушным змеям.
Задачи:
1. Обучить детей особенностям сборки и запуска воздушного змея.
2.Формировать представления детей о строении и предназначении воздушного змея, его видах.
3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук и точность.
4.Воспитывать у детей аккуратность, внимательность, организованность, эстетический вкус.
Форма обучения:комбинированное занятие
Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение.
Наглядные: демонстрация готового образца, мультимедийная презентация «Воздушный змей», видеофильм.
Практические: изготовление воздушного змея.
Хронометраж учебного занятия:
  • Организационный момент                                                       - 2 минуты
  • Теория (постановка целей и задач)                                         - 5 минут
  • Практическая работа (описание действий, объяснение,
оформление)    - 35 минут
  • Запуск  работ- 5 минут
  • Итог работы                                                                              - 3 минут
 
Конспект занятия:
1. Вводная часть.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята . Обратите внимание на модели которые мы с вами конструировали на предыдущих занятиях.
  • Назовите эти модели? (ракета и самолет)
  • Что их объединяет? (умение летать)
  • Какие летательные аппараты вы знаете?(Вертолет, воздушный шар, воздушный змей)
Слайд 2.
В наше время воздушных змеев принято считать детской забавой и молодежным развлечением, но это не совсем так. Воздушные змеи относятся к древнейшим летательным аппаратам, которые тяжелее воздуха. В китайских рукописях рассказывается, что воздушные змеи могли  быть в   форме  птиц, рыб, бабочек, жуков, человеческих фигур,  и раскрашивались  в самые яркие цвета.
 
Слайд3
Если открыть историю воздушных змеев, то многие  не поверят, что змеи применялись:
  • При проведении научных исследований атмосферы.
  • Для измерения температуры воздуха на высоте.
  • Для метеорологических наблюдений.
  • Для подъёма антенн на значительную высоту.
  • В  судоходстве.
Во время первой мировой войны войска различных стран применяли змеи для подъёма на высоту наблюдателей-корректировщиков артиллерийского огня, разведки вражеских позиций
 
Слайд 4-7
Активную роль воздушные змеи играют в авиамоделизме, подаче сигналов, а именно в спортивном ориентировании, развлекательных и спортивных играх. Сейчас развивается кайтинг — вид спорта, при котором спортсмен передвигается по местности с помощью воздушного змея. Кайтинг экстремальный спорт. Средства передвижения разнообразны: зимой - сноуборд, лыжи, коньки; ролики, доска для серфинга – если это лето, весна или осень.
 
 Слайд8.
 
Ежегодно среди летательных моделей проводятся соревнования и фестивали. Четвертыйгоди  в Нижним Новгороде проходит фестиваль по воздушным змеям.
Видеофильм.
 
Слайд9.
Сегодня  на занятии мы смастерим с вами  модель комнатноговоздушного змея и попробуем свои силы в его запуске.
 Наша задача - научиться изготавливать плоский воздушный змей по технологической карте. Данный технологический процесс распространяется на все виды плоских воздушных змеев и, освоив процесс изготовления одного вида, вы можете в дальнейшем изготавливать любые конструкции плоских воздушных змеев.
А в дальнейшем, возможно, кто- то из вас станет участниками фестивалей и соревнований.
 
Воздушные змеи  можно разделить на несколько видов:
Плоские
Коробчатые
Бескаркасные
2. Основная часть.
 
Слайд10.
Рассмотрим конструкцию воздушного змея.
 
Независимо от модели и класса воздушного змея, он состоит из нескольких элементов: полотно, каркас, хвост, нить (леер), катушка для намотки нити.
 
Показ на модели
 
1. Каркас. Это две, три или несколько реек, формирующих змея. Их взаимное расположение обуславливает модель воздушного змея. Каркас служит для поддержки полотна в натянутом положении и отвечает за прочность и жесткость конструкции.
 
2. Полотно (парус). Оно натягивается на каркас и создает препятствие потоку воздуха, тем самым отвечает за возникновение подъемной силы. Полотно всегда находится впереди каркаса по отношению к ветру.
 
3. Нить (леер). Леер должен соответствовать размеру змея. Он должен быть крепким и легким.
 
4. Хвост. Является не только украшением воздушного змея, но и зачастую его стабилизатором, устраняя недостатки полета. Он может быть выполнен в виде нескольких тонких лент, одной широкой или в виде тонкой ленты с завязанными на ней бантиками.
 
5. Катушка для намотки нити. Не пренебрегайте этим аксессуаром. Если запускать змея забавно и весело, то несколько по-другому обстоит дело с его возвращением. Запутанный леер быстро портит удовольствие от полета.
 
 
Слайд11.
Для работы Вам понадобятся:
  • 2 тростниковые рейки
  • Плотная бумага для ксерокса
  • Шаблон пятиугольника
  • Гофрированная бумага
  • нитки
  • клей
  • ножницы
  • игла с большим ушком
 
Порядок изготовления воздушного змея
  1. Вырезать по шаблону полотно.
  2. Разместить рейки на полотне.
  3. Соединить правильно рейки.
  4. Закрепить рейки полосками скотча.
  5. Привязать нитку к одной из реек.
  6. Изготовить и прикрепить хвост.
  7.    Оформить воздушного змея.
 
Педагог: Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами?
Дети:
1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.
Педагог: Правильно.
Педагог: А сейчас приступаем к работе.
(Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется)
Оформление воздушных змеев.
 
Слайд12.
Запуск воздушных змеев.
(Показ и объяснение)
 
 
Итог
Педагог:А чему вы научились на занятии?
Педагог: Вам самим понравились ваши воздушные змеи?
(Ответы воздушных змеев)
- С каким воздушным змеем вы сегодня работали на занятии? (ответ детей). (Ответ: комнатным воздушным змеем).
-  Какие виды конструкций воздушных змеев вы еще знаете? (ответ детей). (Ответ: простые, плоские, коробчатые, спортивные управляемые и буксировочные).
- В каком виде спорта используется воздушный змей? ( кайтинг).
 
Литература
1. Выгонов В.В. Воздушные змеи. Летающие модели оригами. Самолеты. – М.: Издательский Дом МСП, 2004. – 128 с.: ил.
2. Шубин В.И. Конспекты занятий по авиамоделизму / авт. – сост. – Волгоград: Учитель, 2007. – 94 с.
3. Сайт: ru.wikipedia.org/wiki/Воздушный_зме...
4. http://images.yandex.ru/