Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Образовательная программа летнего отдыха "Твори добро"

МКОУ СОШ с. Аджим Малмыжского района Кировской области

Образовательная программа летнего отдыха "Твори добро"

Коллектив учителей МКОУ СОШ с. Аджим

 

 

 

Содержание программы

1. Информационная карта ………………………………………………….. 3

2. Пояснительная записка ……………………………………………… ….. 5

3.Методы и принципы организации досуга………………… …………….. 9         

4. Планируемые результаты ……………………………………………….. 12

5. Содержание   ………………………………………………………………15

6.  Взаимодействие с организациями социума …………………………….25

7. Организационно – педагогические условия реализации программы …27

8. Материально – технические условия ……………………………………28

9.  Система контроля и оценивания результатов ………………………….30

10. Список используемой литературы ……………………………………..31

11. Приложения  ……………………………………………………………..32

 

Программа «Твори добро» летнего оздоровительного лагеря «РИТМ» с дневным пребыванием детей на базе МКОУ СОШ с. Аджим Малмыжского района Кировской области

Информационная карта программы

Полное наименование программы

Программа «Твори добро»  летнего оздоровительного лагеря «РИТМ» с дневным пребыванием детей на базе Муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Аджим Малмыжского района Кировской области

ФИО автора разработчика

Коллектив учителей МКОУ СОШ с. Аджим

Контактный телефон, элект. адрес

  Телефон  34-1 -25                                                                электронный адрес Adgim 2008 @ yandex.ru

Направленность программы

Социально - педагогическая

Характеристика целевой группы

Дети в возрасте 7 – 15 лет

Краткая аннотация содержания программы

Основное содержание программы включает в себя коллективные творческие дела в отрядах, огромное количество различных тематических мероприятий, как отрядных, так и общелагерных, проектов, кружковую деятельность и другие формы коллективного взаимодействия детей и взрослых. Воспитательные функции программы направлены на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе. Кроме того, 2018 год в России объявлен годом добровольца и  волонтёра. Программа представляет сочетание разнообразных мероприятий по волонтёрскому движению.

Обоснование актуальности программы

   Программа «Твори добро»  деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Предполагаемый социальный эффект программы

- Организация полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков;

- Приобретение детьми навыков коммуникации через активную форму отдыха, формирование положительного опыта социального поведения;

- Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в летний период, позитивное самоутверждение;

- Максимальное раскрытие  в полноценном отдыхе творческого потенциала и лидерских качеств.

 

Цель программы

Создание благоприятных условий для привлечения детей и подростков к волонтерской деятельности, укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в процессе включения в коллективную, творческую деятельность.

Задачи программы

1. Создать условия для организованного, развивающего отдыха детей, укрепления здоровья как физического, так и психического;                                                                                      2. Организовать занятость несовершеннолетних  в течение каникулярного времени;                                                                                       3. Приобщить ребят к творческим видам деятельности, творческому мышлению;                                                                                                              4. Продолжить формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;                                                                              5.Обогатить отдыхающих школьников знаниями и опытом общения с природой;                                                                                                   6.Воспитывать в разновозрастном коллективе навыки общения и толерантности, чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи и патриотизма;

7. Достичь положительного отношения родителей к работе пришкольного лагеря и привлечения их к участию в этой деятельности.

Предполагаемые результаты реализации  программы

- Безопасные условия пребывания в летнем оздоровительном лагере;                                                                  - Эффективные формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей;                                                                               - Психологическая и социальная комфортность в едином воспитательном пространстве лагеря;                                                - Укрепленное здоровье школьников: 100% охват детей спортивными и оздоровительными мероприятиями;                     - Нулевой показатель заболеваемости в период организации смены;                                                                               - Реализация внутреннего потенциала и творческих мотиваций каждого ребенка;                                                             - Здоровый социально-психологический климат в лагере;    - Дружеские взаимодействия детей разных возрастов.             Для педагогов:                                                                        - Охват данной программой составит не менее 90%;                       - Охват учащихся, состоящих на разных видах учёта – 100%;                                                                                                      - Отсутствие чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев;                                                                                               - Повышение качества воспитательной работы.

Кадровое обеспечение программы

Начальник лагеря дневного пребывания – Воронина Лариса Африкановна, учитель биологии, высшей категории стаж 21 год, второй год в должности начальника лагеря.

Коллектив педагогов МКОУ СОШ с. Аджим - учителя начальных классов и учителя предметники, стаж от 3 до 30 лет.

 

Пояснительная записка

 

Актуальность программы

Программа «Твори добро» деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Новизна программы

Новизна данной программы, разработанной для детского оздоровительного лагеря «РИТМ», заключается во включении воспитанников и педагогического состава лагеря в участие  реализации проектной деятельности, а также в использовании малозатратных,  здоровьесберегающих технологий.

Краткая характеристика участников программы.

С 7 до 15 лет.

Дети из многодетных семей - 12;

Дети из малообеспеченных семей - 14;

Дети, находящиеся под опекой - 1;

Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 2.

 

Цель программы

Создание благоприятных условий для привлечения детей и подростков к волонтерской деятельности, укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в процессе включения в коллективную, творческую деятельность.

 

 

Задачи программы

1. Создать условия для организованного, развивающего отдыха детей, укрепления здоровья как физического, так и психического.                                                                                       2. Организовать занятость несовершеннолетних  в течение каникулярного времени.                                                                                          3. Приобщить ребят к творческим видам деятельности, творческому мышлению.                                                                                                               4. Продолжить формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.                                                                              5.Обогатить отдыхающих школьников знаниями и опытом общения с природой.                                                                                                   6.Воспитывать в разновозрастном коллективе навыки общения и толерантности, чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи и патриотизма.

7. Достичь положительного отношения родителей к работе пришкольного лагеря и привлечения их к участию в этой деятельности.

Концептуальные основы. Педагогическая идея программы

 Основная ценностная идея совместной деятельности детей и взрослых :                                      - Сохранение собственного здоровья – как одно из основных обязанностей человека;              - Широкое приобщение детей к жизненному опыту – путь к дальнейшей социализации;           - Разнообразная общественно — значимая досуговая деятельность, как средство общения с природой, укрепления здоровья;          - Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического, психического здоровья, умения адекватно вести себя в экстремальных ситуациях.

Особенности организации образовательного процесса по данной программе

Важным аспектом воспитательной работы лагеря является деятельность по пяти   направлениям (духовно – нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное). Программа реализуется посредством бесед, КТД, инструктажей, игр, соревнований, презентаций и проектов. Программа учитывает личный опыт ребенка и создаёт условия для его личностного развития:

- обеспечение безопасной жизнедеятельности детей;

- обеспечение разноплановой и разноуровневой деятельности;

- изменение социальной роли и активности включения детей в  творческую деятельность;

- чередование кругов общения. Развитие коммуникативных навыков.                                           По этим же направлениям строится и кружковая работа.                                                                        Духовно – нравственное: «Почемучка»  Социальное: «Бумажный калейдоскоп» Общекультурное: «Акварелька», «Вдохновение»                                                             Общеинтеллектуальное: «Волшебное оригами»                                                                Спортивно оздоровительное: «Поиграй – ка»      Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер.

 

 

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

если на 10 лет вперёд - сажай лес,

если же на 100 лет - воспитывай детей.

 

Система детских оздоровительных лагерей является важной и неотъемлемой частью системы внешних факторов воспитания. Лагерь может дать ребенку возможность для его духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих потребностей в сфере досуга. Основной контингент детей, организацией отдыха которых занимается детский оздоровительный лагерь, это дети в возрасте от 7 до 15 лет. Это период детства в науке считается наиболее чувствительным к воздействию различных социальных влияний на ребенка.  В зависимости от того, какие социальные факторы оказывают влияние на юного человека и от того, в какой среде развивается ребенок, происходит формирование тех или иных основ его физического, психического и нравственного воспитания.

Отдых в лагере – явление принципиально важное. Его эффективность обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрослых в этот период.

Детский оздоровительный лагерь предоставляет возможность изменить позицию ребенка, избавиться от стереотипов отношений, создает условия для саморазвития личностных качеств растущего человека, помогает проявить свои потенциальные возможности, личную инициативу и учит завоевывать уважение за свои индивидуальные достижения.

Реализация программы «Твори добро» в условиях детского оздоровительного лагеря РИТМ с дневным пребыванием на базе МКОУ СОШ с. Аджим, учитывает специфику досуговой педагогики, предполагает выбор педагогических методов с учетом цели, задач и содержания досуговой деятельности, возрастных особенностей детей и подростков, форм организации досуговой деятельности в рамках  смены.

 

 

 

Основные методы организации досуга программы

Методы игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности.  В игре можно легко выявить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка.  Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей.

Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде «капустника»,  ролевой игры, сценки и др. Этот метод реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды. Знакомит ребят с разнообразными сюжетами жизни.

Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален и стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражения «своих».

Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которого совершается экспромтом.  Методы импровизации противостоят, привычным, методам  репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество. Данный метод ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения ребят.

Методы, мотивирующие к здоровому образу жизни через познавательную, физкультурную, досуговую, проектную и иные виды деятельности.

 

Основные психолого-педагогические принципы программы:

Психолого-педагогические принципы - основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достичь поставленных педагогических задач.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. В рамках реализации программы данный принцип учитывает сочетания целей педагогической деятельности лагеря и личности ребенка. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

Принцип природосообразности.

Педагог в процессе воспитания обязательно учитывает половозрастные особенности, наследственный фактор, физиологические и биологические особенности детей и подростков.

Принцип коллективизма. Данный принцип предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. В коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себя отдельная личность. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества.

Принцип индивидуальности. Деятельность педагогов должна строиться на основе реальных возможностей каждого ребенка. В соответствии с этим принципом социально-педагогическая работа учитывает темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты и переживания ребят, находящихся в отряде, таким образом, чтобы на любом возрастном этапе каждый имел возможность раскрыться, «состояться заново», с учётом личной значимости организуемой деятельности – не только возрастных, но и индивидуальных особенностей ребёнка.

Принцип совместной деятельности. Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности. Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, идет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

Принцип диалогичности предполагает, что воспитание, развитие в большей мере осуществляется в процессе взаимодействия педагогов и детей, ядром которого является обмен ценностями (социальными, интеллектуальными, моральными), а так же их совместное творчество, созидание в жизнедеятельности лагеря. Отметим, что диалогичность не предполагает равенство между взрослым и ребёнком, но требует взаимного уважения и принятия друг друга.

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации, самораскрытию, самоутверждению. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Положительное и прекрасное рождают добро. Опора на положительные эмоции и качества окрыляет ребенка, он кажется себе еще лучше, если его кто-то замечает и оценивает его рост.

Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация досуга, когда дети и подростки узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Во время воспитательной деятельности ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность детей и подростков, а это важное условие эффективности.

Принцип событийности. Наличие ярких запоминающихся событий, творцами и участниками которых являются члены коллектива (КТД, акции,  праздники).

 

Планируемые результаты.

1 уровень результатов: «Приобретение социальных знаний»

1) Личностные качества:                                                                                                                                - уважительное отношение к труду  и творчеству своих товарищей;                                                                                                                                      - формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;                                                                                                  - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

2) Универсальные способности:                                                                                                     - умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности; - развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

3) Предметные результаты:                                                                                                           - умение работать с разными источниками информации;                                                                                      - овладение составляющими умениями , ставить вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;                                                 - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, правила этикета, правила работы в группе и коллективе.

2 уровень результатов:    «Формирование ценностного отношения к социальной реальности»                                                                                                              1) Личностные качества:                                                                                                                  - навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством воспитателя;                                                                                                                    - навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде  под руководством воспитателя;                                                                    - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.                                                                                                                 2) Универсальные способности:                                                                                                       - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;                                                                                     - способность передавать эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу.                                                                                              

3) Предметные результаты:                                                                                                                            - умение организовывать свою деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;                                                                                                    - умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении  результатов с заданным эталоном;                           - оценка результатов работы – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.                                                                                                                                    3 уровень результатов:     «Получение самостоятельного общественного действия»                                                                                                                                          1) Личностные качества:                                                                                                                                                      - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу товарищей с позиции задач мероприятия, с точки зрения содержания средств его выражения;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.                                                                                                                                 2) Универсальные способности:                                                                                                        - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;                                                                                                                               - интегрироваться в группу по интересам и строить продуктивное взаимодействие со  сверстниками и взрослыми;                                                                            - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

 – формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.                                                                                    

 3) Предметные результаты:                                                                                                        - выражение в игровой, практической деятельности своего отношения к природе, обществу.                                                                        

Этапы реализации программы:

I этап. Подготовительный (апрель-май)                                                                    Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.                                           Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • Издание приказа по школе о проведении летней компании;
  • Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря РИТМ с дневным пребыванием детей;
  • Подготовка методического материала для работников лагеря;
  • Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • Составление необходимой документации для деятельности.
    1. этап.  Организационный (июнь)                                                                         
  • Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • Запуск программы «Твори добро»;
  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.                               III этап. Практический (июнь)                            
  •  Основной деятельностью этого этапа является:
  • Реализация основной идеи смены;
  • Вовлечение детей и подростков в различные виды КТД.

IV этап.  Аналитический (июль)                                                                   Основной идеей этого этапа является:

  • Подведение итогов смены;
  • Анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Смотреть работу полностью