Образовательная программа кружка "Растим патриотов"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Калинка»
Образовательная программа кружка «Растим патриотов»
Номинация: образовательные программы
патриотического воспитания
Составила:
Воспитатель Манина М.П.
МБДОУ д/с № 22 «Калинка»
- Общие положения
- Пояснительная записка
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к Родине.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта у детей дошкольного возраста направлении патриотическое воспитание входит в область «Познавательное развитие». Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
- Теоретическое обоснование, актуальность программы.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
- Законодательно-нормативное обеспечение программы.
- Закон РФ «Об образовании»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2017 г.»
- Устав образовательного учреждения
- Типовое положение о дошкольном учреждении
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпинадзором
- Федеральный государственный образовательный стандарт
- Программа развития МБДОУ
- Основные принципы программы
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработка на этой основе ценностных ориентаций.
- Направления программы:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Физкультурное развитие
- Объекты программы
- Дети 5-7 лет
- Родители (законные представители) детей, посещающих детский сад
- Педагогический персонал детского сада
- Формы работы
- Непосредственно образовательная деятельность
- Экскурсии
- Викторины
- КВН
- Беседы
- Художественное творчество
- Наблюдение, прогулки
- Развлечения
- Мультимедийные презентации
- Принципы комплектования группы и организации работы
- Учёт интересов и способностей детей
- Желание родителей
- Добровольное участие
- Учёт психофизических особенностей детей
- Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 52 занятий по 25 (30) минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 9 месяцев на каждый возраст.
- Цель программы.
Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, посёлку, стране, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родной страны, толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Задачи программы.
- Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье дому, детскому саду, улице, посёлку
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому
- Воспитывать уважение к труду
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам
- Формировать элементарные знания о правах человека
- Расширять представления о городах России
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям
- Предполагаемый результат
Дети:
- Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины
- Знают традиции родного края, символику России, историю малой Родины
- У детей более глубокие знания о России, Урале
Родители (законные представители)
- Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте
Педагоги:
- Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Учебный план на 2016-2017 год
№ |
Раздел |
Задачи патриотического воспитания |
Содержание |
1. |
«Моя семья» |
Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека |
Семья и родной дом. Моя семья и моё генеологическое древо. Генеологическое древо моей семьи… Бабушка и дедушка в семье. |
2. |
«Я люблю свой детский сад» |
Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду |
Кто заботится о нас в детском саду. Игра-путешествие по территории детского сада. Мой детский сад. Будем дружно мы играть. |
3. |
«Мой родной посёлок» |
Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях |
Родной край. Экскурсия к памятнику. Экскурсия по посёлку. Экскурсия по Уралу на «автобусе». |
4. |
«Родная природа» |
Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её |
Щедра и богата природа России. Беседы о животных и растениях родного края. Путешествие в будущее. Родная природа. |
5. |
«Наша Родина – Россия» |
Формировать представления детей о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране |
Государственные символы России. Широка страна моя родная. Москва – главный город нашей Родины. Россия – Родина моя. |
6. |
«Будем Родине служить» |
Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства |
Наша родная армия. Самый ловкий. Изготовление подарков для пап и дедушек. Будем в армии служить. |
7. |
«Культура и традиции России» |
Формировать представление детей об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды |
Русские матрёшки. Выставка дымковских игрушек. Укрась русский народный костюм. Слушание народных песен, закличек, колядок. |
8. |
«Гордость России» |
Познакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у детей запас литературы, художественных впечатлений |
Волшебный мир поэзии. Детские писатели. Умники и умницы. Выставка детских рисунков. |
9. |
«День Победы» |
Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам |
9 мая – День Победы. Изготовление подарков для ветерана. Целевая прогулка к памятникам местам. Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ. |
Учебный план на 2017-2018 год
№ |
Раздел |
Задачи патриотического воспитания |
Содержание |
1. |
«Моя семья» |
Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека. |
Дети и родители. Моя семья. Рисование дома для своей семьи. Пожилые люди. |
2. |
«Я люблю свой детский сад» |
Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду. |
Детский сад – моя вторая семья. Беседа о профессиях, работающих в детском саду. Экскурсия по детскому саду. Конструирование здания детского сада. |
3. |
«Мой родной посёлок» |
Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях. |
Экскурсия в аптеку. Экскурсия в библиотеку. Мой посёлок – вчера и сегодня. Что мы знаем о Родине? |
4. |
«Родная природа» |
Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её. |
Реки и озёра Урала. Путешествие к морю. Флора и фауна Урала. Родная природа. |
5. |
«Наша Родина Россия» |
Формировать у детей представления о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране. |
Наша Родина – Россия. Береза – символ России. Флаг России. Мы патриоты. |
6. |
«Будем Родине служить» |
Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства. |
Русские богатыри. Добрые слова воинам. Защитники Родины. Будущие защитники. |
7. |
«Культура и традиции России» |
Формировать представление об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды. |
Культура и традиции русского народа. Народная игрушка. Традиции и быт русского народа. В гостях у Забавы и Любавы. |
8. |
«Гордость России» |
Продолжать знакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у них запас литературы художественного впечатления |
А.С.Пушкин и его творчество. Н.Н.Носов и его творчество. К.Чуковский, его биография и творчество. Путешествие в мир сказок. |
9. |
«День Победы» |
Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам. |
Праздник Победы. Высаживание цветов в память о погибших солдатах. Целевая прогулка к памятным местам. Они защищали Родину. |
Работа с педагогами:
- Анкетирование «Моя система работы патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
- Консультация «Этапы и формы работы патриотического воспитания»
- Деловая игра «Педагогический экспресс»
- Консультация «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей»
- Открытое НОД «Путешествие в волшебный лес Урала»
- Посещение краеведческого музея города Новоуральска
- Мастер-класс «Лэпбук как современное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Работа с родителями (законными представителями):
- Анкетирование «Актуальные вопросы патриотического воспитания детей в семье и детском саду»
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Открытое НОД «Путешествие в волшебный лес Урала»
- Оформление стенда «Растим будущего гражданина»
- Практикум «Вечер русских народных игр»
- Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»
Перспективный план на 2017-2018 учебный год
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Сентябрь |
||
1. |
Беседа «Дети и родители» |
Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи |
2. |
Составление рассказа «Моя семья» |
Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям |
3. |
Рисование дома для своей семьи |
Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей |
4. |
Беседа «Пожилые люди» |
Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им |
Октябрь |
||
1. |
Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья» |
Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения |
2. |
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду |
Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас |
3. |
Экскурсия по детскому саду |
Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада |
4. |
Конструирование здания детского сада |
Закрепить навыки конструирования |
Ноябрь |
||
1. |
Экскурсия в аптеку |
Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей посёлка |
2. |
Экскурсия в библиотеку |
Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах |
3. |
НОД «Мой посёлок - вчера и сегодня |
Знакомить детей с историей возникновения посёлка Калиново, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма |
4. |
Викторина «Что мы знаем о Родине?» |
Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине |
Декабрь |
||
1. |
ИКТ «Реки и озёра Урала» |
Уточнить представления детей о реках и озёрах Урала; познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озёр; воспитывать бережное отношение к родной природе |
2. |
Развлечение-беседа «Путешествие к морю» |
Закрепить знания детей о морской фауне и флоре |
3. |
ИКТ «Флора и фауна Урала» |
Уточнить и расширить представления детей о природе Урала |
4. |
Коллективное рисование «Родная природа» |
Формировать у детей представления о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране |
Январь |
||
1. |
Беседа «Наша Родина – Россия» |
Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике |
2. |
Игра-путешествие «Береза – символ России» |
Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа |
3. |
Аппликация + рисование «Флаг России» |
Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением |
4. |
Интеллектуальная игра «Мы патриоты» |
Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине |
Февраль |
||
1. |
Беседа «Русские богатыри» |
Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Микулой Селяновичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России |
2. |
Беседа «Добрые слова воинам» |
Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества |
3. |
Рисование «Защитники Родины» |
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение |
4. |
Военно-спортивная игра «Будущие защитники» |
Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины |
Март |
||
1. |
Беседа «Культура и традиции русского народа» |
Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру |
2. |
Рисование «Народная игрушка» |
Формировать понятие о русской народной игрушке |
3. |
НОД «Традиции и быт русского народа» |
Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа |
4. |
Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы» |
Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями |
Апрель |
||
1. |
Беседа «А.С. Пушкин и его творчество» |
Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке |
2. |
Беседа «Н.Н. Носов и его творчество» |
Познакомить детей с творчеством Н.Н. Носова |
3. |
Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество» |
Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве |
4. |
Литературная викторина «Путешествие в мир сказок» |
Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей |
Май |
||
1. |
Беседа «Праздник Победы» |
|
2. |
Высаживание цветов в память о погибших солдатах |
Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе |
3. |
Целевая прогулка к памятным местам |
Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших |
4. |
НОД «они защищали Родину» |
Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства |
Работа с педагогами:
- Анкетирование «Готовность к патриотическому воспитанию дошкольников»
- Консультация «Люблю тебя, мой край родной»
- Викторина «Мой родной Урал»
- Открытое НОД «Мой родной посёлок»
- Консультация «Использование дидактических и народных игр в патриотическом воспитании детей»
- Презентация «Отчёт по работе кружка «Растим патриотов»
Работа с родителями (законными представителями):
- Анкетирование «Ваше отношение к патриотическому воспитанию дошкольников»
- Консультация «Мой дом – моя крепость»
- Консультация «С чего начинается Родина?»
- Оформление альбома «Калиново – моя Родина»
- Открытое НОД «Мой родной посёлок»
- Викторина «Что? Где? Когда? Путешествие в страну сказок»
- Презентация «Отчёт по работе кружка «Растим патриотов»
Список литературы
- Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст.дошк. и мл.шк возраста / Н.Ф. Виноградова, Л.А.Соколова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.
- Кортушина М.Ю. День Защитника Отечества: Сценарии праздников для ДОУ и нач.школы.-М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Матова В.Н. Краеведение в детском саду.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.
- Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.
- Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. разработка занятий / Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО, 2006 г.