Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
29.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»
28.09.2024 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!»
26.09.2024 г.
Всероссийский конкурс исполнителей литературных и музыкальных произведений, посвящённый Дню матери...
25.09.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый Дню отца «Слово об отце…»

Образовательная программа кружка "Растим патриотов"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Калинка»

Образовательная программа кружка «Растим патриотов»

Номинация: образовательные программы

патриотического воспитания

 

Составила:

Воспитатель Манина М.П.

МБДОУ д/с № 22 «Калинка»

  1. Общие положения
  1. Пояснительная записка

   Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

   Детство – ответственный этап в становлении личности. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма.

   Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к Родине.

   В рамках Федерального государственного образовательного стандарта у детей дошкольного возраста направлении патриотическое воспитание входит в область «Познавательное развитие». Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

 

  1. Теоретическое обоснование, актуальность программы.

 

   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

   Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

   Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

 

  1. Законодательно-нормативное обеспечение программы.

 

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2017 г.»
  • Устав образовательного учреждения
  • Типовое положение о дошкольном учреждении
  • Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпинадзором
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • Программа развития МБДОУ

 

  1. Основные принципы программы
  • Доступность. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Научность. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  • Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  • Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  • Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработка на этой основе ценностных ориентаций.

 

  1. Направления программы:

 

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Речевое развитие
  • Физкультурное развитие

 

  1. Объекты программы

 

  • Дети 5-7 лет
  • Родители (законные представители) детей, посещающих детский сад
  • Педагогический персонал детского сада

 

 

  1. Формы работы

 

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Экскурсии
  • Викторины
  • КВН
  • Беседы
  • Художественное творчество
  • Наблюдение, прогулки
  • Развлечения
  • Мультимедийные презентации

 

  1. Принципы комплектования группы и организации работы

 

  • Учёт интересов и способностей детей
  • Желание родителей
  • Добровольное участие
  • Учёт психофизических особенностей детей

 

  1. Продолжительность реализации программы:

 

   Данный курс состоит из 52 занятий по 25 (30) минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 9 месяцев на каждый возраст.

 

  1. Цель программы.

 

   Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, посёлку, стране, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родной страны, толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

  1. Задачи программы.

 

  • Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье дому, детскому саду, улице, посёлку
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому
  • Воспитывать уважение к труду
  • Развивать интерес к русским традициям и промыслам
  • Формировать элементарные знания о правах человека
  • Расширять представления о городах России
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

 

  • Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны
  • Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям

 

  1. Предполагаемый результат

 

   Дети:

  • Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины
  • Знают традиции родного края, символику России, историю малой Родины
  • У детей более глубокие знания о России, Урале

 

   Родители (законные представители)

  • Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте

 

   Педагоги:

  • Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Учебный план на 2016-2017 год

Раздел

Задачи патриотического воспитания

Содержание

1.

«Моя семья»

   Поддерживать интерес  к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека

Семья и родной дом.

Моя семья и моё генеологическое древо.

Генеологическое древо моей семьи…

Бабушка и дедушка в семье.

2.

«Я люблю свой детский сад»

   Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду

Кто заботится о нас в детском саду.

Игра-путешествие по территории детского сада.

Мой детский сад.

Будем дружно мы играть.

3.

«Мой родной посёлок»

   Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях

Родной край.

Экскурсия к памятнику.

Экскурсия по посёлку.

Экскурсия по Уралу на «автобусе».

4.

«Родная природа»

   Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её

Щедра и богата природа России.

Беседы о животных и растениях родного края.

Путешествие в будущее.

Родная природа.

5.

«Наша Родина – Россия»

   Формировать представления детей о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране

Государственные символы России.

Широка страна моя родная.

Москва – главный город нашей Родины.

Россия – Родина моя.

6.

«Будем Родине служить»

   Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства

Наша родная армия.

Самый ловкий.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Будем в армии служить.

7.

«Культура и традиции России»

   Формировать представление детей об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды

Русские матрёшки.

Выставка дымковских игрушек.

Укрась русский народный костюм.

Слушание народных песен, закличек, колядок.

8.

«Гордость России»

   Познакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у детей запас литературы, художественных впечатлений

Волшебный мир поэзии.

Детские писатели.

Умники и умницы.

Выставка детских рисунков.

9.

«День Победы»

   Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам

9 мая – День Победы.

Изготовление подарков для ветерана.

Целевая прогулка к памятникам местам.

Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ.

 

 

Учебный план на 2017-2018 год

 

Раздел

Задачи патриотического воспитания

Содержание

1.

«Моя семья»

   Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека.

Дети и родители.

Моя семья.

Рисование дома для своей семьи.

Пожилые люди.

2.

«Я люблю свой детский сад»

   Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду.

Детский сад – моя вторая семья.

Беседа о профессиях, работающих в детском саду.

Экскурсия по детскому саду.

Конструирование здания детского сада.

3.

«Мой родной посёлок»

   Формировать у детей интерес и любовь к родному посёлку; закреплять знания о родном посёлке, достопримечательностях.

Экскурсия в аптеку.

Экскурсия в библиотеку.

Мой посёлок – вчера и сегодня.

Что мы знаем о Родине?

4.

«Родная природа»

   Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её.

Реки и озёра Урала.

Путешествие к морю.

Флора и фауна Урала.

Родная природа.

5.

«Наша Родина Россия»

   Формировать у детей представления о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране.

Наша Родина – Россия.

Береза – символ России.

Флаг России.

Мы патриоты.

6.

«Будем Родине служить»

   Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства.

Русские богатыри.

Добрые слова воинам.

Защитники Родины.

Будущие защитники.

7.

«Культура и традиции России»

Формировать представление об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды.

Культура и традиции русского народа.

Народная игрушка.

Традиции и быт русского народа.

В гостях у Забавы и Любавы.

8.

«Гордость России»

   Продолжать знакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у них запас литературы художественного впечатления

А.С.Пушкин и его творчество.

Н.Н.Носов и его творчество.

К.Чуковский, его биография и творчество.

Путешествие в мир сказок.

9.

«День Победы»

   Расширять и уточнять представление детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам.

Праздник Победы.

Высаживание цветов в память о погибших солдатах.

Целевая прогулка к памятным местам.

Они защищали Родину.

 

   Работа с педагогами:

 

  • Анкетирование «Моя система работы патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Консультация «Этапы и формы работы патриотического воспитания»
  • Деловая игра «Педагогический экспресс»
  • Консультация «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей»
  • Открытое НОД «Путешествие в волшебный лес Урала»
  • Посещение краеведческого музея города Новоуральска
  • Мастер-класс «Лэпбук как современное средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

 

 

   Работа с родителями (законными представителями):

 

  • Анкетирование «Актуальные вопросы патриотического воспитания детей в семье и детском саду»
  • Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Открытое НОД «Путешествие в волшебный лес Урала»
  • Оформление стенда «Растим будущего гражданина»
  • Практикум «Вечер русских народных игр»
  • Консультация «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников»

Перспективный план на 2017-2018 учебный год

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1.

Беседа «Дети и родители»

Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи

2.

Составление рассказа «Моя семья»

Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям

3.

Рисование дома для своей семьи

Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей

4.

Беседа «Пожилые люди»

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им

Октябрь

1.

Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья»

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения

2.

Беседа о профессиях людей, работающих  в детском саду

Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас

3.

Экскурсия по детскому саду

Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада

4.

Конструирование здания детского сада

Закрепить навыки конструирования

Ноябрь

1.

Экскурсия в аптеку

Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей посёлка

2.

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с общественными местами посёлка, из назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах

3.

НОД «Мой посёлок -  вчера и сегодня

Знакомить детей с историей возникновения посёлка Калиново, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма

4.

Викторина «Что мы знаем о Родине?»

Уточнить знания детей о родном посёлке; воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине

Декабрь

1.

ИКТ «Реки и озёра Урала»

Уточнить представления детей о реках и озёрах Урала; познакомить с особенностями растительного и животного мира рек и озёр; воспитывать бережное отношение к родной природе

2.

Развлечение-беседа «Путешествие к морю»

Закрепить знания детей о морской фауне и флоре

3.

ИКТ «Флора и фауна Урала»

Уточнить и расширить представления детей о природе Урала

4.

Коллективное рисование «Родная природа»

Формировать у детей представления  о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране

Январь

1.

Беседа «Наша Родина – Россия»

Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному посёлку, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике

2.

Игра-путешествие «Береза – символ России»

Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа

3.

Аппликация + рисование «Флаг России»

Продолжать знакомить детей с флагом Российской Федерации, назначением, символикой цветов их взаиморасположением

4.

Интеллектуальная игра «Мы патриоты»

Продолжать формировать представление о государственных символах России – флаге, гербе, гимне; главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине

Февраль

1.

Беседа «Русские богатыри»

Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Микулой Селяновичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России

2.

Беседа «Добрые слова воинам»

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества

3.

Рисование «Защитники Родины»

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение

4.

Военно-спортивная игра «Будущие защитники»

Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины

Март

1.

Беседа «Культура и традиции русского народа»

Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру

2.

Рисование «Народная игрушка»

Формировать понятие о русской народной игрушке

3.

НОД «Традиции и быт русского народа»

Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа

4.

Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы»

Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями

Апрель

1.

Беседа «А.С. Пушкин и его творчество»

Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке

2.

Беседа «Н.Н. Носов и его творчество»

Познакомить детей с творчеством Н.Н. Носова

3.

Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество»

Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве

4.

Литературная викторина «Путешествие в мир сказок»

Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей

Май

1.

Беседа «Праздник Победы»

 

2.

Высаживание цветов в память о погибших солдатах

Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе

3.

Целевая прогулка к памятным местам

Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших

4.

НОД «они защищали Родину»

Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства

   Работа с педагогами:

  • Анкетирование «Готовность к патриотическому воспитанию дошкольников»
  • Консультация «Люблю тебя, мой край родной»
  • Викторина «Мой родной Урал»
  • Открытое НОД «Мой родной посёлок»
  • Консультация «Использование дидактических и народных игр в патриотическом воспитании детей»
  • Презентация «Отчёт по работе кружка «Растим патриотов»

 

   Работа с родителями (законными представителями):

  • Анкетирование «Ваше отношение к патриотическому воспитанию дошкольников»
  • Консультация «Мой дом – моя крепость»
  • Консультация «С чего начинается Родина?»
  • Оформление альбома «Калиново – моя Родина»
  • Открытое НОД «Мой родной посёлок»
  • Викторина «Что? Где? Когда? Путешествие в страну сказок»
  • Презентация «Отчёт по работе кружка «Растим патриотов»

Список литературы

 

  1. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст.дошк. и мл.шк возраста / Н.Ф. Виноградова, Л.А.Соколова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.
  2. Кортушина М.Ю.  День Защитника Отечества: Сценарии праздников для ДОУ и нач.школы.-М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Матова В.Н. Краеведение в детском саду.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.
  4. Наша Родина – Россия. Научно-популярное издание для детей дошкольного возраста. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках». – ЗАО «РОСМЭН», 2014 г.
  5. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
  6. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003, 2009 г.
  7. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. разработка занятий / Сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г.
  8. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО, 2006 г.