Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики «Наши деды ковали Победу!»
МБДОУ Детский сад №10 "Орлёнок" г.Гуково Ростовской области
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики «Наши деды ковали Победу!»
Кириченко Кристина Викторовна
Воспитатель
Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к Отечеству,
и эта любовь даёт воспитанию верный ключ
к сердцу человека и могущественную опору
для борьбы с его дурными природными, личными,
семейными и родовыми наклонностями.
К.Д.Ушинский.
За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств нравственно-патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Российскими исследователями рассмотрены различные аспекты использования музейной педагогики в воспитании дошкольников: роль мини-музеев, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании детей.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой образовательной системы XXI века.
Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает формирование гордости, любви и уважения к Отчизне. Именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка.
Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье; к родной природе; к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками; к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии, к ветеранам Великой Отечественной войны.
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне немыслимо осознание достоинства России, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, подвиг, без которого не было бы ни нас, ныне живущих, ни России.
Наш педагогический коллектив уделяет пристальное внимание патриотическому воспитанию детей, в котором особую роль играет экскурсионная деятельность.
В рамках реализации патриотического воспитания мы тесно сотрудничаем с ГУКОВСКИМ МУЗЕЕМ ШАХТЕРСКОГО ТРУДА ИМЕНИ Л.И. МИКУЛИНА. Неоднократно сотрудники данного музея посещали наш детский сад, привозили различные выставки и экспозиции. Так, например, 20 февраля Гуковский музей приехал в гости к нашим юным воспитанникам с выставкой «На память о войне», посвященной 78-ой годовщине освобождения Гуково от немецко-фашистских захватчиков.
Выставка «На память о войне» знакомила как с предметами периода войны, так и с вещами послевоенного времени, хранящими память о грозном времени, принадлежавшие участникам Великой Отечественной войны. Музейные предметы отражали судьбы юных героев и ветеранов – освободителей.
О войне далёких дней
Мы пришли узнать в музей.
В залах тихо и спокойно,
Здесь в объятьях тишины,
Мы увидели сегодня
Доказательства войны.
Наталья Анишина.
После этой выставки у наших юных воспитанников и их родителей возникла идея создать свой мини-музей из вещей, которые остались на память от их родственников – ветеранов. Мы, педагоги детского сада, поддержали эту идею и решили разработать и реализовать краткосрочный тематический проект под названием «Наши деды ковали Победу!», итогом которого стал мини – музей «Победный май».
Наши деды ковали Победу, и отцы были не в стороне.
27 миллионов погибших в той Великой безумной Войне!
Нет семьи на просторах России, что б беда обошла стороной-
Деда, мужа, отца, дочь иль сына та война увела на покой.
Олег Гребенцов.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проект «Наши деды ковали Победу!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей о жизни нашей страны в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность творчески выразить свои впечатления, знания о событиях военных лет.
Информационная карта проекта
Организация: МБДОУ Детский сад №10 «Орлёнок»
Автор: воспитатель Кириченко К.В.
Вид, тип проекта: краткосрочный, информационный, творческий, познавательный, социально – значимый.
Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.
Сроки проведения: с 20.02.2021 по 10.05.2021.
Возраст детей: 5 – 7 лет
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Актуальность: Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.
Создание проекта «Наши деды ковали Победу!» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 76-летия Победы.
Проблема проекта:
Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне и патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Практическая значимость:
Повышение качества образовательного процесса. Создание методической копилки по патриотическому воспитанию. Создание предметно-развивающей среды по теме. Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.
Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников по средствам музейной педагогики, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам ВОВ.
Задачи:
-
развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, воспитание музейной культуры;
-
способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах;
-
способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;
-
обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель - родитель; родитель - педагог; родитель – ребенок;
План реализации проекта:
1 этап – подготовительный (информационно – накопительный) разработка проекта, определение проблемы проекта; постановка цели и задач; определение основных форм работы; сбор информации, литературы, дополнительных материалов; работа по составлению этапов и плана по реализации проекта.
2 этап – основной, организационно-практический – реализация проекта
-
Посещение выставки Гуковского музея «На память о войне»
-
Непосредственно образовательная деятельность;
-
Игровая деятельность;
-
Самостоятельная деятельность детей;
-
Взаимодействие с родителями.
3 этап – заключительный (обобщающий)
Создание тематического мини – музея «Победный май».
Создание видео ролика «Не забывайте о войне…».
Оценка и анализ выполнения задач проекта, достигнутых результатов.
Итоги проекта:
Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны по средствам музейной педагогики.
Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Рекомендации:
Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных учреждений для повышения уровня интеллектуального развития детей. Опыт внедрения проекта может быть интересен другим работникам дошкольных образовательных учреждений.