«Нет в мире краше Родины нашей»
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
«Антрацитовский колледж информационных технологий и экономики»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Нет в мире краше Родины нашей»
номинация: методические материалы по методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла
Сергиенко Александра Викторовна
«АКИТЭ»
преподаватель биологии и химии
II квалификационная категория
Г.Антрацит, ЛНР
Тема: «Нет в мире краше Родины нашей.»
Цель – расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование и закрепление знаний о природе родного края, развитие познавательной активности, эрудиции, мышления обучающихся.
Основные задачи:
образовательные
- закрепить знания о растениях, животных, полезных ископаемых, рекреационных ресурсах Луганщины,
- отработать практические навыки по работе с контурными картами, сформировать умения применять теоретические знания на практике.
развивающие
- развивать коммуникативные навыки, наблюдательность,
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
воспитательные
- способствовать формированию бережного отношению к природе.
Возраст обучающихся: 15- 17 лет
Планируемые результаты:
Личностные: сформироватьзнания о природе Луганщины, навыки работы с контурными картами, сформировать способность осознавать трудности и стремления к их преодолению, развивать навыки сотрудничества.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать, интерпретировать увиденное и услышанное,
формировать умение выполнять задание в соответствие с планом и условиями, корректировать выполнение задания, оценивать собственную успешность.
Познавательные УУД:
Формировать способность работать с информацией, представленной в разных формах, формировать способность выполнять задание разными способами, обосновывать свой выбор как наиболее эффективный в данной ситуации.
Коммуникативные УУД:
Формировать умение быть в диалоге с обучающимися, преподавателем, способность выстраивать монологические высказывания, способность работать в группе, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Форма проведения: воспитательное мероприятие проводится в игровой форме
Необходимое материально-техническое обеспечение:таблички с названиями тематики заданий, фотографии, контурные карты, ручки, карандаши, жетоны, наградные материалы.
Перечень использованной литературы:
- География Луганщины: дополнительные материалы по изучению курса «География. 8 класс»/ Сост. Алейникова Н.И., Великоцкая Т.С., Донских Л.Л. и др.Под общ.ред.Чебаненко Т.П., Белаш С.В.– Луганск, 2018. – 97 с.
- Рекреационные ресурсы Луганщины: пособие по географии родного края / Сост.И.Ю.Пархомец. Под общ.ред. Т.Б. Чебоненко. – Луганск,2017. – 118.с.
- Фисуненко О.П., Жадан В.И. – Природа Луганской области. - Луганск, 1994. - 233с.
- Панкратьев А.А., География родного края (Луганская область): учебное пособие для 5 классов. – Луганск:Знание, - 1999.- 81 с.
Содержательная часть
Отчизна — это край, где пленница душа.
Вступительное слово учителя:
Любовь к Родине начинается с любви к родной природе. Природа Донбасса имеет незабываемый колорит – бескрайняя степь, изрезанная оврагами и возвышающимися терриконами. Степь прекрасна в любое время года, но особенно она хороша, когда цветет. Кто почувствовал аромат донбасской степи никогда его не забудет. Каждый человек любит и знает свой родной край и сегодня я предлагаю Вам пройти испытание на знание природы родного края.
Игра “Краеведческая викторина”
Условия проведения
Участники делится на две команды. На доске вывешены таблички с названиями тематики заданий и написаны порядковые вопросов от одного до десяти. По жребию определятся команда, которая первой отправиться на викторину.Участник команды называет тему и порядковый номер от одного до десяти, а ведущий в зависимости от этого задаёт вопрос. Прозвучавшие вопросы вновь не озвучиваются. Команде необходимо не только ответить на вопрос, но и показать (если это географический объект) это место на карте. За правильный ответ команда получает жетон. Если команда затрудняется ответить на вопрос, ход переходит к другой команде. По количеству жетонов определяется победитель конкурса.
Тематика вопросов
РАСТЕНИЯ ЛУГАНЩИНЫ
- Приход весны определить легко, но что же является гранью между весной и летом? Фенологи по этому поводу договорились четко: считать начало лета день, когда зацветает озимая рожь и ……
Ответ: Белая акация
- Одна из самых замечательных примет весны нашего края – цветение этого растения. У этого растения вначале появляется одинокий цветок, а листья вырастают позже. Если приложить листок к щеке, легко убедится, что верхняя сторона холодная, а нижняя – теплая.
Ответ: Мать- и –мачеха
- Это «пионер леса», растение первым осваивает пространство в лесной зоне: вырубки, гари, прогалины, пустыри. Оно не боится солнца, заморозков, ветра.
Ответ: Береза обыкновенная
- У этого растения осенью созревают плоды красного цвета. Аппетитные на вид, но ядовитые для человека, а вот лисы очень любят эти плоды.
Ответ: Ландыш майский
- Эти грибы растут быстрее всех. За час они могут вырасти на 30 см.
Ответ: Гриб дождевик.
- Это растение цветет весной и его ошибочно называют «подснежник.»
Ответ: Пролеска двулистная
- Цветение этого кустарника сигнал о начале лета. Плоды содержат огромные запасы витамина С.
Ответ: Шиповник
- Это самая популярная пряная трава в мире. Её используют в кулинарии, косметологии, ароматерапии. Имеет свойство отпугивать ос, комаров, пчел.
Ответ: Мята перечная
- Толковый словарь В. Даля так определяет это растение: дикая рябина, желтая, полевая, глист ник, пуговичник. Имеет сильный запах и горький вкус.
Ответ: Пижма обыкновенная
- «Было время, когда басурмане Землю русскую топтали. Бились день и бились вечер. Много воинов полегло. На крови в том чистом поле травка чудная взошла, словно поседев от горя. Все была белом бела.
Ответ: Ковыль перистый
ЖИВОТНЫЕ ЛУГАНЩИНЫ
1.Это обитатель степей. Их называют «луговые собачки». Предпочитают жить в норах, которые выкапывают очень глубоко. Территорию всегда охраняет сторожевой, поза которого напоминает «стойку».
Ответ: Малый суслик
2. На спинке этого насекомого рисунок из пушистых волосков напоминает череп. Оттуда и название этой бабочки.
Ответ. Бражник мертвая голова
3. Это ядовитая змея, которая во всех европейских странах находится под охраной Бернской Конвенции. На Донбассе их численность резко сократилась из – за распашки земель. Имеет серо – бурый орнамент. При укусе у человека будет сильное сердцебиение, одышка, потливость, слабость, боль в месте укуса.
Ответ: Серая степная гадюка
4. Эта птица, плавая часто изгибает шею в виде буквы S. Естественной средой обитания является степные водоемы, медленно текущие реки.
Ответ: Лебедь шипун
5. Это самый большой жук, встречающийся на территории Европы. Взрослые жуки питаются соком деревьев. Живут 3-4 недели, а после погибают. Самая отличительная черта – изогнутые рожки коричневого цвета, которые имеют отдаленное сходство с оленьими рогами.
Ответ: Жук – олень
6. Это очень редкий зверек, древнейшее млекопитающее нашего континента. Его предки жили 30 млн. лет назад, вместе с мамонтами. Имеет длинный нос – хоботок, поросший волосками, а хвост имеет чешуйчатое строение. Водное млекопитающее. Название происходит от слова «хохуля».
Ответ: Выхухоль.
7. Этот грызун древнейших житель степей Азии, Европы. Зимой впадают в спячку. Часто их можно увидеть стоящими столбиком. День этого животного празднуют в США, Канаде. Сонного зверька вытаскивают из норы чтобы узнать, когда наступит весна.
Ответ: Степной сурок
8.Это обитатель степей и полу степей. Насекомоядное животное. Имеет длинные, длиннее, чем половина головы уши. Волосяной покров в виде игл.
Ответ: Ушастый ёж.
9. У многих народов название этой птицы схожи. В Болгарии её зовут «куковицей», Чехии – «кукача», Франции – «кукуо».
Ответ: Кукушка обыкновенная
10.Это животные, которые предпочитают жить семьями. Любая стая имеет свой «устав», в котором каждому отводится своя роль. Агрессивные и сильные молодые верховодят, а те, кто нуждается в твердой руке, подчиняются им. Стаей, в которой животные связаны родством, руководятальфа-самец и альфа самка. Остальные ее члены, в основном их потомство (от совсем несмышленых щенят до 3-летних подростков), им подчиняются.
Ответ: Волк обыкновенный