Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

06.10.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая Героям Великой Отечественной войны «Геройству...
05.10.2024 г.
VII Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская»
04.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню отца «Папочка, папуля, папа!»
03.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню школьных библиотек «Школа. Библиотека. Книга»
01.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню пожилых людей «Мудрой осени счастливые мгновения…»
30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...

«Не наружность нужно украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. О.Уайльд. «Мальчик-звезда»

МКОУ «Гремячевский ЦО» Новомосковского района Тульской области

 

Тема: «Не наружность нужно украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. О.Уайльд. «Мальчик-звезда».

 

Саликова Татьяна Ивановна

учитель русского языка и литературы

 

Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и внутреннего мира. Побудить задуматься, что красота может нести людям.

Задачи:

Обучающие: знакомство учащихся со сказкой писателя; обучение навыкам анализа художественного произведения; раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека; выявление нравственных уроков произведения.

Развивающие: развитие речевой деятельности, памяти; эмоционально-образного и аналитического мышления.

Воспитательные: привитие интереса к книге, чтению; осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки; создание условий для познания себя и своего характера.

Ход урока

  • Организационный момент. Поэтическая минутка.

«Две красоты». Э. Асадов.

Хоть мать-природа не сидит без дела,
Но идеалы редко созидает.
И красота души с красивым телом
Довольно редко в людях совпадает.

Две красоты, и обе хороши.
Вручить бы им по равному венцу!
Однако часто красота души
Завидует красивому лицу.

Не слишком то приятное признанье,
А все же что нам истину скрывать?!
Ведь это чувство, надобно сказать,
Не лишено, пожалуй, основанья.

Ведь большинство едва ль не до конца
Престранной «близорукостью» страдает.
Прекрасно видя красоту лица,
Душевной красоты не замечает.

А и заметит, так опять не сразу,
А лишь тогда, смущаясь, разглядит,
Когда все то, что мило было глазу,
Порядочно и крепко насолит.

А, может быть, еще и потому,
Что постепенно, медленно, с годами,
Две красоты, как женщины в дому,
Вдруг словно бы меняются ролями.

Стареет внешность: яркие черты
Стирает время властно и жестоко,
Тогда как у духовной красоты
Нет ни морщин, ни возраста, ни срока.

И сквозь туман, как звездочка в тиши,
Она горит и вечно улыбается.
И кто откроет красоту души,
Тот, честное же слово, не закается!

Ведь озарен красивою душой,
И сам он вечным расплеснется маем!
Вот жаль, что эту истину порой
Мы все же слишком поздно понимаем.

  • Беседа установочного характера.

           Каждое произведение литературы – всегда «загадка», только в нем часто бывает не один, а несколько ответов. «Отгадывает» эти «загадки», то есть открывает для себя само произведение, лучше всего тот, кто внимательно следит за «подсказками» автора. Одной из таких подсказок часто бывает название.

      Сказка английского писателя Оскара Уайльда озаглавлена необычно: «Мальчик-звезда». Попробуем разгадать загадку заголовка и другие загадки, которые есть в этой сказке.

      А тема нашего урока звучит так: «Не наружность нужно украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. О.Уайльд. «Мальчик-звезда».

     Кто вспомнит, в каком рассмотренном нами ранее произведении затрагивалась эта тема? (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»). Запись темы в тетрадях.

-  Как вы думаете, какое слово в названии «Мальчик-звезда» самое загадочное? (Звезда).

- Почему?

Работа со словарем.

Звезда – одно из светящихся (самосветных) небесных тел, видимых в безоблачную ночь.

- А что такое для вас «звезда»? Запишите в тетрадях, какие слова, понятия, действия связаны  у вас со словом «звезда» (проверка).

- Итак, слово «звезда» напоминает нам о неземной красоте.

- Что несет людям такая красота? (Она может нести свет, вести за собой – «путеводная звезда», - может быть образцом красоты).

- А что может обозначать сочетание слов «звезда» и «мальчик»?

- Вот сегодня на уроке мы и должны обсудить, что такое истинная красота человека, что может нести эта красота и как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.

III. Аналитическая работа по тексту.

- Что такое сюжет?

Коллективное задание: по кадрам восстановить последовательность событий сказки, т.е., сюжет.

- Сюжет мы с вами восстановили, а теперь давайте остановимся подробнее на каждом эпизоде-кадре.

Кадр 1.

- Чем вас удивили первые страницы произведения Оскара Уайльда? (Царящим в красивом лесу лютым холодом и разными оценками этой погоды зверями и птицами. Оказывается, на многие вещи, очевидные на первый взгляд, могут быть разные точки зрения) подтверждение текстом.

- Озаглавьте эпизод-кадр. («Зимой в сосновом бору», «Лютый мороз», «Снежная дева»…).

Запись в тетрадях.

Кадр 2.

- Почему один из лесорубов все-таки взял Дитя-звезду? Текст. (Иначе ребенок замерз бы и погиб в такой лютый холод).

- Озаглавьте эпизод-кадр («Дитя-звезда», «Находка»…).

Запись в тетрадях.

Кадр 3.

- Жена лесоруба долго колебалась, прежде чем принять в свою семью чужого ребенка. У нее действительно «каменное сердце»? Что ее сдерживало? Найдите ответы в тексте.

- Какие слова мужа заставили женщину задуматься и изменить свое решение? Текст.

Вывод: в колебания женщины – большая ответственность за свою семью и за этого ребенка.

- Озаглавьте эпизод-кадр («Новый дом»…).

Запись в тетрадях.

Кадр 4.

- Каким вырос Дитя-звезда? Какова его внешность? Текст.

- Как в литературе называется прием описания внешности? (Портрет).

- Какие тропы использует автор в описании внешности мальчика?  Примеры.

- Что принесла красота Мальчику-звезде? Текст. (Она принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким).

- Как вы относитесь к поступкам Мальчика-звезды и его сверстников?

- Что вам кажется страшнее: жестокость, неблагодарность Мальчика-звезды или полное повиновение ему его сверстников?

- Стал бы он таким, если бы они его не поддерживали во всем? (Вероятно, нет. Мальчик-звезда вел себя так, потому что постоянно чувствовал одобрение и поддержку ребят и хотел утвердить свое превосходство).

«Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев», - говорил Ч. Бакстон.

Вывод: Красота – сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм и неблагодарность. Иначе она разрушает сама себя и окружающим мир. Жестокая красота перестает восприниматься как красота.

- Озаглавьте эпизод-кадр («Жестокая красота»).

Запись в тетрадях.

Кадр 5.

- Как вы догадались, что перед вами не простая нищенка, а мать Мальчика-звезды? Какая авторская подсказка помогает на это понять?  (Автор выделяет мать из числа других нищих, проходящих через село, описывает ее, как она узнала сына, подтверждает наши догадки в разговоре нищенки с Лесорубом и его женой).

- Почему в глазах нищенки отразился ужас,  и она не могла отвести взгляд от Мальчика-звезды?

- Можно ли сказать, что этот ужас оттого, что она узнала своего сына в бедняке, или оттого, что этот красивый мальчик так жестоко с ней поступает? (Нет. Она ужаснулась тому, что ее сын вырос жестоким).

Чтение разговора Мальчика-звезды с матерью по ролям.

- Почему, по мнению Мальчика-звезды, нищенка не могла быть его матерью? («…ведь ты же нищенка, ты уродлива и одета в лохмотья»).

- Действительно ли мать Мальчика-звезды некрасива? Перечитайте описание ее внешности и подумайте, почему Мальчик-звезда назвал ее уродливой? (Он назвал ее уродливой потому, что на ее лице отражались те страдания, которые она перенесла. Но самое главное – он смотрел на нее со злобой).

- Поверил ли сам Мальчик-звезда в то, что  эта женщина – его мать? (Да, он, скорее всего, поверил, но испугался, сто ТАКАЯ мать (а не звезда, как он думал) будет его позорить).

- Как вы представляете Мальчика-звезду в этой сцене: красивым или некрасивым?

- Как вам кажется, когда Мальчик-звезда утратил свою красоту?

 - Назовите предшествующие эпизоды, в которых Мальчик-звезда казался вам некрасивым.

- Озаглавьте эпизод-кадр («Встреча Мальчика-звезды с матерью», «Мальчик-звезда и нищенка»).

Запись в тетрадях.

Кадр 6.

- Мальчик звезда понес наказание. За что и какое? Как вы думаете?

Подсказка.

- Согласны ли вы с тем, что Мальчик-звезда был наказан за то, как он обошелся со своей матерью, или нам кажется, что он был наказан за все зло, что совершал и по отношению к другим людям? Можно сказать, что он сам себя наказал?

- Попробуйте оценить, что для Мальчика-звезды было тяжелее: потерять красоту, или испытать на себе жестокость людей, считающих себя более красивыми, чем он? Что вы испытывали, когда читали о произошедших с Мальчиком-звездой изменениях?

- Изменился ли Мальчик-звезда в конце сказки? Преображения нашего героя коснулось только его внешности?

- С чего начались изменения в его душе? (В конце сказки Мальчик-звезда стал совсем иным. Изменения во внешности героя были подготовлены изменениями в его душе. Мальчик-звезда, научившись плакать – стадать и сострадать (значение слов: страдать – испытывать страдание, физическую или нравственную боль, мучение; сострадать – жалеть, сочувствовать чьему-нибудь несчастью, горю) обретает и «живое» сердце. Пробуждение его души началось именно с того момента, когда он заплакал).

Выводы: Человек может стать некрасивым по разным причинам. Это может быть болезнь или страдания, а может быть «слепота» окружающих. Но бывает, что во внешнем облике проступает злоба, жестокость – «внутренняя грязь», которая накопилась в человеке. И если человек в первом случае вызывает сострадание, во втором случае  о таких людях не зря говорят, что у них отталкивающая внешность. Некрасивыми могут быть не только внешность, и  чувства, и поступки людей. Они-то в наибольшей степени и становятся причиной, по которой люди теряют свою привлекательность.

- Озаглавьте эпизод-кадр  («Наказание»).

Запись в тетрадях.

Кадры 7-9.

IV. Проверка домашнего задания.

- Сразу ли изменилась душа Мальчика-звезды?

- Дома вы должны были выделить эпизоды, которые помогают проследить изменения в душе Мальчика-звезды.

1. Помощь Зайчонку, попавшему в силок.

-Как объясняет Зайчонок свой поступок по отношению к Мальчику-звезде? Текст.

2. Жалость к прокаженному (монета из белого золота, монета из желтого золота, монета из красного золота).

Троекратный повтор – традиции фольклорной сказки.

Найдите еще этот прием в сказке (Мальчик-звезда спрашивает о своей матери у Крота, Коноплянки, Белочки).

«При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства», - слова И. Шевелева.

- В чем заключается, по вашему мнению, истинная красота героя сказки? (Мальчик-звезда стал истинно красивым только тогда, когда он изменился внутренне (и это сразу проявилось в выражении его глаз - текст), когда он стал бескорыстно совершать прекрасные поступки).

- Что, как вам кажется, больше всего ценит Мальчик-звезда в конце сказки? (Больше всего Мальчик-звезда в конце сказки ценит любовь и прощение родителей, а так же возможность помогать людям).

- Вернемся к «загадке» названия сказки. Как бы вы теперь объяснили, почему Оскар Уайльд назвал своего героя Мальчик-звезда? (Мальчик-звезда, по сказке, правил не долго, но справедливо и милосердно. Он оставил о себе хорошую память. Люди помнят его не только за необыкновенную красоту, а за доброе сердце. И этот светлый образ – как прекрасная далекая звезда – греет людям сердце).

V. Подведение итогов.

Истинная красота человека подразумевает многое. Это и гармоничная внешность человека, это и его сердце – не «каменное», а «живое», «теплое» и страдающее. Это и его прекрасные поступки.

Мальчик-звезда смог измениться внутренне, страдание «растопило» его сердце. И в конце сказки он красив по-настоящему: и внешне и внутренне. Но прежде всего он красив в своих поступках. Именно в них проявились благородство и бескорыстие героя. И поэтому его царствование мы воспринимаем как средство улучшить, украсить мир, в котором мы живем.

VI. Рефлексия.

Э. Асадов «Можно ли красивым не быть, но стать?»

Можно ли красивым не быть, но стать?
Можно, коль в мыслях так раскалиться,
Чтоб бездну премудростей оседлать
И в мир этот грешный до слез влюбиться.

Пусть засверкает в глазах твоих
Сильное, доброе что-то очень.
Так, чтобы стал ты настолько зорче,
Что не прошел мимо бед чужих.

Главное, в жизни не гнись, не охни.
И коль не право начальство твое,
Правду бесстрашно возьми и грохни,
Каким бы ни стало потом житье!

Держись, если станет порою круто.
Друзья же пусть будут всерьез друзья.
И пусть от любви по тебе кому-то
При встречах в счастливейшие минуты
Будет ну просто дышать нельзя!

Других мы подчас с упоеньем судим.
Но быть прокурором в своих делах,
Стать нужным, стать важным и близким людям
Добейся — и счастье почти в руках!

И в сердце отныне — ни зла, ни снега,
И вдруг, будто новым зажжен огнем,
Мы к зеркалу смело шагни и в нем
Увидишь красивого человека!

VI. Домашнее задание.