Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Музейная педагогика как средство педагогического содействия духовно- нравственному становлению личности младших школьников

Потапова Л.Г.,

 учитель МКОУ «СОШ №1», г.Ревда 

Музейная педагогика как средство педагогического содействия  духовно- нравственному становлению личности младших школьников

        Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

       В средней школе № 1 г.Ревда действует музей «Истории казачества», ставший инновационным компонентом развития школы. В школе создано особое пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные и культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейно-педагогические технологии, ориентируются на общие целевые установки:

  • формирование духовных потребностей ребенка;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка;
  • развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
  • воспитание человека гуманитарной культуры;
  • превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры.

Деятельность музея в школе опирается на следующие методологические положения музейной педагогики:

  •  актуализация и интерпретация историко-культурного наследия этноса, страны, мира;
  • непрерывное образование культурой (1 – 11 кл.);
  • освоение историко-культурного наследия как личного достояния ребенка (путь от культуры полезности к культуре достоинства);
  • реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей ученика;
  • интеграция (межпредметные связи, частичная и блоковая интеграция, интегративные курсы);
  • использование эффективных технологий обучения (опора на деятельностный, культуротворческий и личностно-ориентированный подходы).

Особенности методики

В основе музейно-образовательных программ лежит музейный предмет («вещь»), который становится источником информации, ценностной ориентации, эмоционально-чувственного восприятия. Смысловая, тематическая совокупность (набор) музейных предметов образует «вещный ряд».

      Тематическое планирование уроков разрабатывается педагогом в соответствии с содержанием фонда музея. В методике музейной педагогики ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Реализация творческих потенций, индивидуальных запросов и потребностей детей осуществляется в системе дополнительного образования и культуротворческой деятельности. Расширение культурного кругозора учащихся, выбор и определение личных пристрастий происходит в системе внеклассной деятельности (использование возможностей учреждений образования и культуры города и республики).

       Психолого-педагогические требования к музейным урокам, в соответствии со спецификой каждой ступени школьного образования, направлены на развитие личности ребенка: I ступень (нач. кл.) — развитие знаний, умений и навыков, а также сферы умственной деятельности посредством игры с музейным предметом в образовательной ситуации, «знакомство» и «проба».

Позиция ученика:

  • позиция созидания;
  • не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;
  • личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему;
  • бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
  • от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.

Позиция учителя:

  • создает условия для познавательной деятельности ребенка;
  • организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях);
  • содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;
  • высоко оценивает оригинальное (не копийное) личное творчество во всех его проявлениях.

     Важнейшей составляющей в духовно-нравственном развитии школьников является     создание атмосферы сотрудничества, понимания и доверия между педагогом и родителями позволяет последним выступать в роли своеобразных консультантов учителя. Именно они реально могут помочь соотнести степень загруженности ребенка учебным материалом с его физическими и психическими возможностями.

    Таким образом, полноценное развитие школьников невозможно представить без реального участия в этом процессе родителей учащихся. В школе необходим заинтересованный диалог между учителем и родителями, позволяющий выработать оптимальную систему взаимодействия, направленную на выявление и развитие всех детей. Создание образовательно-воспитательной среды, способствующей формированию творческой природы ребенка, позволяет ключевым субъектам этого процесса — родителям и учителю — максимально сблизиться в своих взглядах на перспективы личностного развития ребенка, на содержание учебного процесса, на формы, методы и средства достижения положительного результата.

     Подводя некоторые предварительные итоги, можно констатировать, что музейная педагогика органично вошла в практику школы, стала инновационной структурой внутренней среды школы, экспериментальной площадкой для развития методик и технологий музейной педагогики в школе. Деятельность педагогов содействует становлению, образованию и воспитанию личности школьника, нравственно и духовно обогащенного историческим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного, информационного, ценностного, интеллектуального потенциала музея.